УДК 378.16
Пеккер П.Л.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ОНЛАЙН КУРСОВ В РОССИИ
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена анализу востребованности онлайн-курсов в России в зависимости от пола, возраста, образования, потребительского статуса, месячного дохода, рода деятельности и места проживания. В работе делается обзор массовых открытых онлайн курсов (МООК) за рубежом и в России, а также описывается исследование востребованности онлайн-курсов, которое проводилось автором совместно с организацией «Аналитический центр Юрия Левады» (АНО «Левада-центр»). Результаты исследования показали, что на онлайн-курсы записались 7,3% от числа опрошенных людей. Основная причина неиспользования онлайн-курсов состоит в том, что люди не знают о их существовании (ответили 48% опрошенных). Опрос показал, что из тех, кто записывался на онлайн курсы, 65,8% прошли курс до конца. Записывались на онлайн-курсы, в основном, из городов от 100 до 500 тысяч человек и из сел. Следовательно, данная форма обучения востребована в регионах, и ее необходимо развивать. Чтобы выяснить, как привлечь заинтересованных слушателей записываться на онлайн-курсы, будет проведено исследование.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Массовые открытые онлайн курсы (МООК); онлайн-курсы; исследование.
Pekker P.L.
M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia DEMAND OF ONLINE COURSES IN RUSSIA
ABSTRACT
The aim of this work is to analyze the relation between the demand of online courses in Russia and sex, age, education, income, occupation and place of living. The study is based on massive online open courses (MOOC) foreign and Russian overview and also on demand research of online courses in Russia, which author has conducted with «Analytic Center named by Yuriy Levada». Results of interviews show that online-courses enrolled 7.3% of people interviewed. The main reason not to use online courses is that people don't know of their existence (said 48% of respondents). 65.8% took a course to the end of those enrolled on online courses. Writes to online courses, mostly from the towns of 100 to 500 thousand people, and from the villages. Consequently, online courses have high demand in Russian regions, and it should be developed.The additional study will be done to analyze how to attract interested students sign up for online courses.
KEY WORDS
Massive open online courses (MOOC); online courses; research.
В последние два-три года в нашеи стране начинают открываться все новые массовые онлаин курсы на различных платформах. Однако они еще не получили достаточную известность для широких слоев населения, хотя потенциальная возможность успешности онлаин обучения в России высока, исходя из протяженности территории России и численности населения. Возникает целыи ряд вопросов. В чем причина малои известности таких курсов? Кто они первые слушатели массовых онлаин курсов? Какие существуют проблемы у слушателеи при выборе онлаин курсов и их прохождении?
Понятие «массовые открытые онлаин-курсы (сокращение МООК)» (massive open online courses (MOOC) было впервые введено в США в 2008 году [1,2] и состоит из четырех составляющих
[1-3]:
- массовые (massive) - для большого количества слушателеи;
- открытые (open) - в открытом доступе, предназначенные для любого человека, из любои
точки мира и любого возраста;
- электронные, онлайн (online) - материалы курсов и результаты выполненных задании выложены в интернете и имеют свободньш доступ;
- курсы (courses) - электронные курсы, выложенные в интернете, имеют соответствующую структуру.
Массовые открытые онлаин курсы - это электронные учебные курсы, выложенные на образовательнои платформе в интернете и предназначенные для большого числа слушателеи. В понятии используется термин «онлаин», означающии проведение учебного курса в реальном времени. Но на массовых открытых онлаин платформах, в основном, электронные курсы, с записанными заранее лекциями. Стоит говорить о новом понятии «массовые открытые электронные курсы».
Самые масштабные проекты массовых открытых электронных курсов: Coursera, Edx, FutureLEarn, Khan Academy, Udacity, Udemy. Большинство популярных и успешных международных МООК (Coursera, Edx, , Khan Academy, Udacity, Udemy) были созданы в США. FutureLearn - англиискии проект, он больше ориентирован на европеискую аудиторию. Количество слушателеи на данных саитах возрастало очень быстро и достигает в настоящее время миллионов (табл. 1) [5-10].
Табл. 1. Международные образовательные платформы
Название платформы Начало работы Страна создания Количество слушателей Основатели
Coursera https://www.coursera.org/ апрель 2012 Америка более 15 миллионов на сентябрь 2015 года профессора информатики Стэнфордского университета Эндрю Ын и Дафна Коллер
Edx https://www.edx.org/ маи 2012 Америка более 5 миллионов на март 2016 года Массачусетскии технологическим институт и Гарвардскии университет
FutureLearn https://www.futurelearn.com/ декабрь 2012 Англия 4 миллиона на июль 2016 Открытьш университет
Khan Academy https://www.khanacademy.org/ октябрь 2006 Америка 42,5 миллиона на июль 2016 года педагог Салман Кхан
Udacity https: / /www.udacity.com / февраль 2012 Америка 1,6 миллиона на январь 2014 года Себастьян Тран, Дэвид Стивенс и Маик Сокольскии
Udemy http://www.udemy.com/ 2010 Америка 50 миллионов на июль 2016 года Эрен Бали, Гэгэн Бьяни, Октэи Кэглер, ДеннисЯнг
В России существуют следующие образовательные платформы массовых открытых онлайн (электронных) курсов: Академия Арзамас, Лекториум, Национальная платформа «Открытое образование», Постнаука Универсариум, Университет без границ и ишуег.^. На данных саитах курсы ведутся на русском языке. Самые ранние проекты, Лекториум и ишуег.^, были запущены в 2009 году, Постнаука - в 2012, Универсариум - в 2013, Академия Арзамас и Национальная платформа «Открытое образование» - в 2015 [11-12, 14-19] (табл.2).
Выложенные курсы, на данных образовательных саитах, высокого качества, поскольку их ведут лекторы ведущих вузов России. Образовательные проекты можно разделить по тематикам: 1) гуманитарные; 2) технические; 3) естественнонаучные и 4) общие с различными тематиками курсов. Академия Арзамас и ишуег^ - это гуманитарные проекты, Лекториум - техническии проект, Национальная платформа «Открытое образование» и Университет без границ имеют общую направленность, проект «Постнаука» имеет естественнонаучную направленность и Универсариум специализируется на школьных предметах [12,14-19] (табл. 2).
Большинство курсов выложено на порталах Лекториум - 3603 курса, ишуег.^ - 2933 и Постнаука - 1897. Наименьшее количество на саите Арзамас - 46 курсов. На саитах Национальная платформа «Открытое образование», Универсариум и Университет без границ выложено приблизительно по 100 курсов [14-19] (табл. 2).
Табл.2. Российские образовательные платформы
Название образовательной платформы Начало работы Кол-во курсов на 07.07.16 Лекторы и вузы Тематика курсов
Академия Арзамас http: / /arzamas.acad emy/ 1 августа 2015 года 46 Александр Архангельский Дмитрии Быков Ведущие литераторы, историки и т.д. http://arzamas.academv/authors Литература, искусство, история, философия.
Лекториум https://www.lektori um.tv/ 2009 3603 Из ведущих вузов России (в основном из Санкт -Петербурга), из музеев России Большинство лекции посвящено компьютерным наукам
Национальная платформа https://openedu.ru/ 1 сентября 2015 года 96 МГУ, МФТИ, МИСИС, ВШЭ, ИТМО, Политех, СПБГУ УРФУ Лекции по физике, математике, экономике, биологии, социологии и т.д.
Постнаука https://postnauka.r u/ 24 мая 2012 года 1897 Ученые, ведущие преподаватели вузов России, нобелевские лауреаты Биология, история, культура, физика, социология, язык, технологии, философия, экономика, астрономия
Универсариум http: / /universarium .org/ 23 декабря 2013 года 104 МГУ МФТИ, Россиискии экономическии университет им. Плеханова, НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Химия, физика, математика, информатика, экономика, программировани, астрономия, биология
Университет без границ http: / /distant.msu.r u /course/index.php ?categoryid=70 2014 (2007) 100 Преподаватели МГУ Биология, биофизика, литература, астрономия, история, математика, право.
Univer.tv http: / /univertv.ru / 2009 2933 Из ведущих вузов России и из зарубежных вузов Психология, филология, биология, философия и искусство».
Стоит отметить, что на данный момент формируется то, как будут использоваться МООК в системе высшего образования России. Во многом их использование зависит от законодательства. Несколько вузов уже начинают заменять традиционные курсы курсами с Национальнои платформы «Открытое образование». Это означает, что изучение востребованности онлаин-курсов в России является актуальным.
Целью нашего исследования стал анализ востребованности онлаин-курсов в России в зависимости от пола, возраста, образования, потребительского статуса, месячного дохода, рода деятельности и места проживания. Для реализации цели были разработаны вопросы, которые были включены в ежемесячныи опрос городского и сельского населения России старше 18 лет, проведенного в августе 2015 года Аналитическим Центром Юрия Левады. В опросе приняло участие 1602 человек из 48 субъектов Россиискои Федерации [20]. Исследование проводилось на дому у респондента методом личного интервью. Размер населенных пунктов, где были проведены интервью, следующие: в Москве (8,6% от числа опрошенных); более 500 тыс. человек (23,2%); от 100 до 500 тыс. человек (19,5%); города до 100 тыс. человек (23,6%); село (25,1%).
Соответственно, основная часть опрошенных проживает в городах с населением до 100 тыс. человек и более 500 тыс. человек, а также в селах. В ходе опроса были опрошены люди, проживающие по следующим федеральным округам: Северо-Западныи (9,7%); Центральныи (27,4%); Южныи (17,1%); Поволжскии (20,4%); Уральскии (8,3%); Сибирскии (13%); Дальневосточныи (4,2%). Большинство респондентов проживают в Центральном (27,4% от числа
опрошенных), Поволжском (20,4%) и Южном (17,1% ) округах.
Было опрошено 54,9% женщин и 45,1% мужчин от 18 до 88 лет со средне специальным образованием (техникум) образованием (32,6%), с высшим образованием (специалитет, бакалавриат, магистратура) (26%), с средним образованием (10, сеичас 11 классов - 17,8%), ПТУ на базе среднеи школы (6,7%) и ПТУ (колледж на базе неполнои среднеи школы - 6,4%).
Автором были разработаны вопросы для исследования, основные из них: 1) Проходили ли Вы когда-нибудь онлаин-курсы? 2) Почему Вы никогда не записывались на онлаин-курсы? 3) Что, на Ваш взгляд, является плюсами онлаин обучения в высшем образовании по сравнению с традиционным?
В ходе исследования1 было выявлено, что большинство респондентов никогда не записывались на онлаин курсы, только 3% (48 человек) проходили онлаин курсы [13]. Люди не проходи онлаин курсы, поскольку не знали о их существовании, 48% выбрали данныи ответ [13]. Кроме того, есть другие причины: 16% не нашли подходящего курса, 13% считают, что качество дистанционных курсов не подтверждено и 12 % ответили, что неизвестно, как работодатели учитывают проиденные курсы [13].
На онлаин курсы записываются, в основном, молодые люди в возрасте 25-39 лет и из крупных городов [13]. Что отчасти согласуется с данными зарубежных исследователе^ по данным которых, среднии возраст слушателеи онлаин-курсов составляет 29 лет [4].
Преимущества онлаин обучения в сравнении с традиционным обучением, по мнению респондентов, в том, что: 1) есть возможность проити обучение в удобное время (например, для домохозяек или для работающих людеи) - 39,9% ; 2) дополнительное обучение для людеи, у которых уже есть диплом (повышение квалификации) - 29,8%; 3) возможность для людеи из регионов прослушать курсы в лучших вузах страны - 24,4%; 4) Приемлемая стоимость (сокращаются расходы на дорогу до места обучения и на учебу) - 21,1%; 5) Возможность проити обучение из любои точки мира - 17,9% [18].
По данным исследования на онлаин-курсы записалось 7,3% опрошенных, из них 4,8% закончили курс, что составляет 65,8% от числа записавшихся на онлаин-курс. Среднее количество закончивших курс составляет 15-20% от числа записанных на курс [4]. Это может свидетельствовать, что у слушателеи была высокая мотивация, которая позволила им проити курс до конца и 50% (от числа записанных на курс) получить сертификат (3,2% от числа опрошенных). На онлаин-курсы было записано на 2% больше женщин, чем мужчин.
В основном люди с высшим образованием заканчивали онлаин-курс и получали сертификаты (75% от числа записанных на курс). Из тех, кто закончил и получил сертификат, 57,5% записавшихся на курс проживают в города от 100 до 50 тыс. человек (4,2% от числа опрошенных) и 63% от числа записавшихся в селах (4,6% от числа опрошенных).
Результаты исследования показали, что на онлаин-курсы записались 7,3% от числа опрошенных людеи. Исследование выявило, что большинство респондентов не знают о существовании онлаин-курсов, в тоже время, из числа людеи, которые записывались на онлаин-курс, большинство прошла курс до конца и 50% получили сертификат. Кроме того, на курсы записывались из регионов и сел. Приведенные данные говорят о том, что есть потребность и необходимость развития онлаин-обучения в регионах России. Вопрос востребованности онлаин курсов продолжает изучаться автором. На данныи момент разработаны вопросы для слушателеи онлаин-курсов, анализ ответов на которые поможет наити решение проблем мотивации выбора курсов и привлечения заинтересованных слушателеи.
Литература
1. Андреев А.А. Очерки дистанционного обучения в России // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - Том 1. - № 13. - С. 16-32.
2. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые онлайн курсы // Высшее образование в России. - 2014. - № 6. - С.150 -155.
3. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. - 2013. - №3. - С.148 -154.
4. Кузьминов Я.И. Карной М. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета // Вопросы образования. - 2015 - №3. - С.8 - 43
Респонденты были опрошены в 15 городах с население более 1 млн. человек, в 15 городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек, в 31 городе с населением от 100 до 500 тыс. человек, а также в 38 городских населенных пунктах с населением до 10 тыс. человек и в 38 населенных раионах [20].
В опросе приняли участие только совершеннолетние граждане Россиискои Федерации. Интервью проводили на дому у респондентов. Для подтверждения достоверности полученных даны, они были вторично проверены с помощью контроля маршрутных карт, 15% были проверены по телефону, 20% - по почте и с помощью компьютернои программы [20].
5. Международная образовательная платформа «Coursera». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.coursera.org/ [дата обращения: 15.G7.16]
6. Международная образовательная платформа «Edx». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.edx.org/ [дата обращения: 15.G7.16]
7. Международная образовательная платформа «FutureLearn». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.futurelearn.com/ [дата обращения: 15.G7.16]
В. Международная образовательная платформа «Khan Academy». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.khanacademy.org/ [дата обращения: 15.G7.16]
9. Международная образовательная платформа «Udacity». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.udacity.com/ [дата обращения: 15.G7.16]
1G. Международная образовательная платформа «Udemy». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.udemy.com/ [дата обращения: 15.G7.16]
11. Министерство образования и науки Российской Федерации / В России начала работу Национальная платформа открытого образования - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://минобрнауки.рф/новоcти/6253 [дата обращения: 2G.G6.16]
12. Национальная платформа «Открытое образование». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. openedu.ru [дата обращения: G7.G7.16]
13. Пеккер П.Л. Дистанционное обучение в России: форма или технология // Высшее образование сегодня. - 2G15. -№11. - С.95 - 9В.
14. Российская образовательная платформа «Академия Арзамас». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arzamas.academy/ [дата обращения: G7.G7.16]
15. Российская образовательная платформа «Лекториум». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lektorium.tv/ [дата обращения: G7.G7.16]
16. Российская образовательная платформа «Постнаука». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postnauka.ru/ [дата обращения: G7.G7.16]
17. Российская образовательная платформа «Универсариум». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://universarium.org/ [дата обращения: G7.G7.16]
1В. Российская образовательная платформа «Университет без границ». [Электронный ресурс]. - Режим доcтупа:http://distant.msu.ru/course/index.php?categoryid=70 [дата обращения: G7.G7.16]
19. Российская образовательная платформа «Univer.tv». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://univertv.ru/ [дата обращения: G7.G7.16]
2G. Аналитический центр Юрия Левады - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/ [дата обращения: G7.G7.16]
References
1. Andreev A.A. Ocherki distantsionnogo obucheniya v Rossii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2G14. - Tom 1. - № 13. - S. 16-32.
2. Andreev A.A. Rossiyskie otkrytye obrazovatel'nye resursy i massovye otkrytye onlayn kursy // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2G14. - № 6. - S.15G -155.
3. Bugaychuk K.L. Massovye otkrytye distantsionnye kursy: istoriya, tipologiya, perspektivy // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2G13. - №3. - S.^ -154.
4. Kuz'minov Ya.I. Karnoy M. Onlayn-obuchenie: kak ono menyaet strukturu obrazovaniya i ekonomiku universiteta // Voprosy obrazovaniya. - 2G15 - №3. - S^ - 43
5. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya platforma «Coursera». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.coursera.org/ [data obrashcheniya: 15.G7.16]
6. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya platforma «Edx». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.edx.org/ [data obrashcheniya: 15.G7.16]
7. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya platforma «FutureLearn». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.futurelearn.com/ [data obrashcheniya: 15.G7.16]
В. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya platforma «Khan Academy». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.khanacademy.org/ [data obrashcheniya: 15.G7.16]
9. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya platforma «Udacity». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.udacity.com/ [data obrashcheniya: 15.G7.16]
1G. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya platforma «Udemy». -[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.udemy.com/ [data obrashcheniya: 15.G7.16]
11. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii / V Rossii nachala rabotu Natsional'naya platforma otkrytogo obrazovaniya - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL:http://minobrnauki.rf/novosti/6253 [data obrashcheniya: 2G.G6.16]
12. Natsional'naya platforma «Otkrytoe obrazovanie». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.openedu.ru [data obrashcheniya: G7.G7.16]
13. Pekker P.L. Distantsionnoe obuchenie v Rossii: forma ili tekhnologiya // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2G15. - №11. -S.95 - 9В.
14. Rossiyskaya obrazovatel'naya platforma «Akademiya Arzamas». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://arzamas.academy/ [data obrashcheniya: G7.G7.16]
15. Rossiyskaya obrazovatel'naya platforma «Lektorium». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.lektorium.tv/ [data obrashcheniya: G7.G7.16]
16. Rossiyskaya obrazovatel'naya platforma «Postnauka». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://postnauka.ru/ [data obrashcheniya: G7.G7.16]
17. Rossiyskaya obrazovatel'naya platforma «Universarium». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://universarium.org/ [data obrashcheniya: G7.G7.16]
1В. Rossiyskaya obrazovatel'naya platforma «Universitet bez granits». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:http://distant.msu.ru/course/index.php?categoryid=70 [data obrashcheniya: G7.G7.16]
19. Rossiyskaya obrazovatel'naya platforma «Univer.tv». - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://univertv.ru/ (data obrashcheniya: 07.07.16)
20. Analiticheskiy tsentr Yuriya Levady - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.levada.ru/ (data obrashcheniya: 07.07.16)
Поступила 17.10.2016
Об авторе:
Пеккер Полина Леонидовна, аспирантка факультета педагогического образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия, 384467@bk.ru.