Научная статья на тему 'Проблемы реализации федеральных целевых программ по республике Дагестан в 2003 году'

Проблемы реализации федеральных целевых программ по республике Дагестан в 2003 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации федеральных целевых программ по республике Дагестан в 2003 году»

Алиева Т. А.

Проблемы реализации Федеральных целевых программ по Республике Дагестан в 2003 году

Существуют разные способы вывода экономики конкретной страны из кризиса и развития отсталых в социально-экономическом отношении регионов. Одним из таких способов, получивших широкое распространение в современной мировой практике хозяйствования, является программный метод решения проблемных ситуаций, т.е. практика целевого экономического программирования.

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опыт-но-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В 2003 году в Российской Федерации действовало 53 федеральных целевых программ, в том числе на территории Республики Дагестан действовали и финансировались из федерального бюджета и республиканского бюджета РД 18 федеральных целевых программ. В их реализации принимают участие 13 министерств и ведомств РД. В 2003 году из средств федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ на территории республики выделено 942 млн.рублей или 112 % по сравнению с предыдущим 2002 годом. Всего за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета РД выделено 1461 млн. рублей или 89,2 % от предусмотренного на год объема.

Следует иметь ввиду, что федеральные целевые программы нацелены, прежде всего, на решение высокотехнологичных и наукоемких общефедеральных проблем (космические, ядерные, военно-стратегические, территориальные и т.д.). Поэтому доля финансирования Республики Дагестан в Федеральном бюджете по федеральным целевым программам составляет всего 0,66 %.

В республике действуют в основном программы социальной сферы, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации, проведение профилактических мероприятий в социальной сфере среди различных категорий населения, развитие и укрепление материально-технической базы социальных учреждений (медицинских, попечительских, образовательных, культурных).

Инициатором постановки проблем, решаемых федеральными целевыми программами является государственный заказчик, который и определяет параметры финансирования и исполнения мероприятий программы, государственный заказчик ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей. Это в свою очередь при достаточной активности республиканских министерств и ведомств позволит полнее обеспечивать потребности республики в рамках утвержденных программ.

Механизм реализации целевой программы помимо непосредственного выделения финансовых средств, предусматривает также целевое распределение материальных средств и ресурсов между участниками программы на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемыми государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий.

Министерство экономики Республики Дагестан систематически ведет работу по привлечению внимания республиканских министерств и ведомств к наиболее полному использованию возможностей федеральных целевых программ для решения насущных проблем республики. Подготовлены и направлены в Минэкономразвития России и государственным заказчикам бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и параметров прогноза на период до 2006 года. Ежемесячно анализируются оперативная информация исполнителей программ по Республике Дагестан по выделенным средствам и проведенным мероприятиям. Ежеквартально в Минэкономразвития России представляется оперативная информация о реализации федеральных целевых программ социально-культурной сферы на территории республики.

На 2004 год министерствами и ведомствами республики предварительно проработано в федеральных органах власти 32 программы и подпрограммы для реализации на территории республики.

Государственным заказчикам Программ в установленном порядке министерствами и ведомствами республики представлены бюджетные заявки на финансирование программных мероприятий из федерального бюджета на 2004 год на 2481 млн. рублей.

Несмотря на то, что при содействии Минэкономики РД вышеперечисленные заказчики подготовили бюджетные заявки на государственную поддержку из федерального бюджета на 2003 год, финансирование не было открыто. Учитывая это, вышеперечисленным министерствам и ведомствам необходимо активизировать работу в федеральных органах власти по обеспечению финансирования мероприятий указанных программ в Республике Дагестан в 2004 году в соответствии с поданными и защищенными бюджетными заявками.

Также следует отметить недостаточное привлечение внебюджетных средств. Они были привлечены только на мероприятия по программам «Дети России» 341 тыс. рублей (Минтруд РД), «Плодородие почв России» 570 млн.рублей (Минсельхозпрод РД), по подпрограмме «Леса» 12,8 млн. рублей (Комитет по природным ресурсам РД).

Выводы:

1. Министерствам и ведомствам республики необходимо проработать в федеральных органах власти и у Госзаказчиков программ возможности включения в отраслевые федеральные программы в 2004 году мероприятий, направленных на решение республиканских проблем, а также при содействии Минэкономики РД

представить Государственным заказчикам Программ в установленном порядке бюджетные заявки на финансирование программных мероприятий из федерального бюджета на 2005 год.

2. Исполнителям программ провести дополнительные мероприятия по привлечению внебюджетных источников для реализации мероприятий программ, ежемесячно в установленном порядке представлять сведения о ходе реализации программ в Минэкономики РД для обобщения и подведения итогов.

Вместе с тем изучение практики программирования в республике свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования. Отмечаются бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранены попытки осуществления чрезмерно большого количества одновременно реализуемых неувязанных между собой мелких и частных программ. Программы не проходят объективную экспертизу, содержат завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах. Не проводятся расчеты потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования. Проекты часто формируются без учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки. Неправильно устанавливаются сроки завершения программ и отдельных мероприятий. Не созданы организаци-онно-управленческие и нормативно-законодательные основы регионального программирования. Разработка целевых программ осуществляется в условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования. Не организована статистика по выполнению программ.

Магомедгаджиев Ш.М.

Некоторые направления повышения эффективности инвестиционной политики

Проблемы экономического развития России в ближайшие десять лет будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов39 выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков. Поэтому привлечение инвестиций в отечественную экономику нами рассматривается в качестве важнейшего источника для создания отечественной конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики России.

В первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины слабости российской экономики - незавершенность структурных и институциональных ре-

39 таких как свободные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.