Научная статья на тему 'О ходе реализации Федеральной целевой Программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период 1999 - 2001 годы'

О ходе реализации Федеральной целевой Программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период 1999 - 2001 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ходе реализации Федеральной целевой Программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период 1999 - 2001 годы»

Следует разработать механизмы персональной правовой и материальной ответственности руководителей фирм перед заказчиками и государством за его нецелевое использование.

Республика Дагестан испытывает весьма сложный период. При активном претворении в жизнь вышеперечисленных направлений социально-экономических преобразований возникнут условия для перехода к стратегии экономического роста и улучшения благосостояния дагестанцев.

Артюхова М.А.

О ходе реализации Федеральной целевой Программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период 1999 - 2001 годы

В целях стабилизации и развития экономики Республики Дагестан и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. № 1151 постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 931 была утверждена Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Дагестан.

Ожидаемыми конечными результатами Программы должны были стать:

снижение дотационности бюджета Республики Дагестан к 2003 году до 8,5 %;

создание 52 тысяч новых рабочих мест;

обеспечение с 2003 года платежей в бюджеты всех уровней в размере 3,92 млрд. руб., в том числе: в федеральный бюджет - 1,34 млрд. руб. в республиканский бюджет - 2,09 млрд. руб. в местные бюджеты - 0,49 млрд. руб.;

прирост объемов производства - 9,4 млрд. руб. в том числе:

1999 год - 1,4 млрд. руб. (20 % к уровню 1997 г.),

2000 год - 3 млрд. руб. (45 % к уровню 1997 г.),

2001 год - 5 млрд. руб. (80 % к уровню 1997 г.);

создание потенциала развития Республики Дагестан в размере: 1999-2000 годы - 0,83 млрд. руб.,

2001 год - 0,96 млрд. руб.,

2002 год - 0,86 млрд. руб., после 2002 года - 1,64 млрд. руб.

Настоящая программа включала в себя комплекс мероприятий, направленных на увеличение потенциала развития Республики, рациональное освоение сырьевых ресурсов, реконструкцию и модернизацию промышленных предприятий, поддержку традиционных сельскохозяйственных отраслей (виноградарство и виноделие, животноводство, рыбные промыслы), решение транспортно-коммуникационных задач, развитие связи, социальной сферы и т.д.

Главной целью реализации Программы являлось максимальное достижение бюджетного самофинансирования Республики Дагестан.

Исходя из Концепции Программы необходимо было создать в Республике условия, способные сохранить политическую, социальную и межнациональную стабильность. Все это было бы возможным в случае полного обеспечения финансирования Программы в 1999 году - 42%, как в базовом году, в 2000 году - 33 %, а в 2001 году - 25 %.

Как видно из таблицы 1, в общем объеме финансирования основную долю составляли собственные средства предприятий (31,45 %). Однако, после кризиса в августе 1998 г. предприятия были не в состоянии обеспечить инвестиционные проекты собственными средствами. Отсутствие собственных средств, как основное условие при составлении бизнес-плана, не дало возможность получить инвестиции из средств бюджета развития Российской Федерации. Остальные источники финансирования - средства местных бюджетов, кредиты коммерческих банков, иностранные инвестиции, другие внебюджетные источники также не были обеспечены.

Исходя из этого, видно, что Программа была профинансирована только из двух источников - средства федерального бюджета на безвозвратной основе и средства бюджета развития Республики Дагестан.

В 1999 году для реализации программных мероприятий из федерального бюджета на безвозвратной основе было выделено 191,5 млн. рублей, из них 19,0 млн. рублей - по разделу "Инвестиции" (адресные средства), и 172,5 млн. рублей - по разделу "Прочие расходы", что составляет 51% от годового задания по программе (в ценах 1999 года).

Учитывая ограниченность выделенных из Федерального бюджета средств, Правительство Республики Дагестан в 1999 году предусмотрело в бюджете Республики Дагестан на реализацию программных мероприятий 227,89 млн. рублей, в результате чего общий объем инвестиций в целом составили 419,39 млн. рублей и по итогам года был полностью профинансирован.

При этом в пределах объемов, предусмотренных в 1999 году из федерального бюджета на реализацию Федеральной целевой программы, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1499-р, часть средств была направлена на аварийно-восстановительные работы на объектах Цумадин-ского и Ботлихского районов республики, пострадавших в результате террористических акций в сумме 42,4 млн. рублей, в последствии восстановленных за счет республиканского бюджета Республики Дагестан.

__Таблица 1.

Наименование источников финансирования Всего на период 1999-2001 гг. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

млн. руб. доля % млн. руб. доля в % млн. руб. доля в % млн. руб. доля в %

Всего: в том числе 11401,9 4 100 4734,83 100 3782,58 100 2884,53 100

Федеральный бюджет - безвозвратная основа 881,87 7,73 283,87 6,0 299,3 7,9 298,70 10,4

Средства бюджета развития РФ 1617,09 14,18 646,89 13,7 512,32 13,5 457,88 15,9

Бюджет Республики Дагестан 1822,40 15,98 641,14 13,5 625,57 16,5 555,69 19,3

Средства местных бюджетов 416,48 3,65 155,94 3,3 137,76 3,7 122,58 4,2

Кредиты коммерческих банков 468,07 4,11 316,85 6,7 107,25 2,8 43,97 1,5

Иностранные инвестиции 1411,92 12,38 758,01 16,0 438,85 11,6 215,06 7,5

Другие внебюджетные источники 1198,56 10,51 420,30 8,9 445,34 11,8 332,92 11,5

Собственные средства предприятия 3585,55 31,45 1511,84 31,9 1215,99 32,2 857,73 29,7

На 2000 год федеральным бюджетом на безвозвратной основе на реализацию Программы социально-экономического развития городов и районов Республики Дагестан было выделено 320 млн. рублей из Фонда регионального развития и дополнительно по лимитности Министерства экономики России 9 млн. рублей, что составило 65% от запланированных 505,5 млн. рублей по Программе (в ценах 2000 года). Кроме того, финансирование программы осуществлялось за счет республиканского бюджета в сумме 261,76 млн. рублей.

Основной целью утвержденных Программных мероприятий на 2000 год было обеспечение первоочередных работ по инженерному обустройству территорий и вводу в действие объектов социально-культурного назначения, максимальное сокращение объемов незавершенного строительства.

В 2000 году из средств Федерального бюджета на безвозвратной основе в республику поступили 292 млн. рублей или 91,2 % от запланированного объема.

Все указанные средства были целиком направлены на реализацию мероприятий Федеральной целевой Программы, включающие осуществление республиканских программ ("Горы", "Юг", "Север", "Переселенческая") и мероприятий, обеспечивающих развитие территорий, не вошедших в республиканские программы (предгорные, плоскостные районы и города), строительство объектов республиканского значения.

В целях преодоления кризиса и осуществления структурных преобразований промышленности в рамках Программы, предусматривалось финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов республики за счет Бюджета развития Российской Федерации. На эти цели по Программе на 1999-2000 годы было предусмотрено 1159,2 1 млн. рублей. Правительство Республики Дагестан в 1999 году произвело отбор инвестиционных проектов и направило их на рассмотрение конкурсной комиссии Министерства экономики Российской Федерации (всего 11 проектов стоимостью 542,2 млн. рублей, в том числе государственная поддержка - 175,2 млн. рублей). В то же время Министерство экономики Российской Федерации, ссылаясь на отсутствие собственных средств у претендентов, а также отсутствие средств на инвестиционные цели в федеральном бюджете, не поддержало представленные проекты.

В этой связи на Комиссию по оперативным вопросам Правительства Российской Федерации было внесено предложение об особом (упрощенном) порядке рассмотрения инвестиционных проектов, которое было поддержано и дано соответствующее поручение Министерству экономики Российской Федерации (Протокол заседания КОВ от 12 октября 1999г. №17 (пункт 12)). Правительством Республики Дагестан был представлен проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в Министерство экономики Российской Федерации с обосновывающим материалом. До настоящего времени решения по данному вопросу не принято.

Также на рассмотрение конкурсной комиссии Министерства экономики Российской Федерации было представлено 14 проектов на получение бюджетных ссуд в соответствии с порядком установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1999 года № 538 (на получение средств в сумме 188,6 млн. рублей). Из представленных проектов 5 прошли конкурс, но до настоящего времени не были профинансированы.

Учитывая сложившиеся на федеральном уровне бюджетные ограничения, в 2000 году в бюджете развития Республики Дагестан были предусмотрены средства в размере 250 млн. рублей для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных проектов. На настоящее время, из представленных 230 проектов, отобраны 72 проекта на сумму 259,23 млн. рублей. Из них 24 проекта предусмотрено Программой социально-экономического развития РД.

Одним из источников финансирования Программы являются иностранные кредиты и средства международных организаций. Всего за счет данного источника в 1999-2000 годах Программой предусматривалось 1196,86 млн. рублей. Фактически средства не выделялись. Не были исполнены распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. №1681-р о привлечении кредита экспортно-импортного банка Японии в размере 6,8 млн. долларов США на закупку оборудования для модернизации предприятий пищевой промышленности республики, а также от 20 августа 1997 г. №1170-р и №1171-р по немецкой кредитной линии на общую сумму 35,7 млн. немецких марок.

Таким образом, главный вывод, который вытекает по итогам реализации Программы в 1999-2000 г.г. в том, что, по существу, Программа оказалась привязанной к двум источникам (средства федерального и республиканского бюджетов на безвозвратной основе и средства бюджета развития РД), за счет которых осуществлялось финансирование мероприятий социально-культурного назначения. Вопросы, связанные с развитием производственной сферы с привлечением средств Бюджета развития Российской Федерации, заемных средств, включая иностранные инвестиции, практически не решены. Как следствие, можно предположить, что реализация Программных мероприятий не будет завершена в установленные сроки.

Все это ставит под угрозу достижение конечных результатов предусмотренных Программой: снижения дотационности республики, обеспечения максимальных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, создания новых рабочих мест и другие.

Мудуев Ш.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.