178 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© Зырянова М.А.*
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа
В статье рассмотрены вопросы и условия финансирования современного транспортного комплекса в Республике Башкортостан. Обозначены основные проблемы, возникающие на пути развития транспортной системы, задачи, которые необходимо решить для приведения системы транспорта республики в соответствие с требованиями социального и экономического статуса страны.
На сегодняшний день транспорт в Республике Башкортостан, как крупнейшая отрасль хозяйства, является важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Однако в условиях недостаточного развития транспортной инфраструктуры и нескоординированной государственной политики в сферах транспорта, градостроительства и землепользования продолжают обостряться транспортные проблемы в крупных городах и на подходах к ним вследствие быстрого и устойчивого роста автомобилизации.
Сохраняются неурегулированность отдельных важных сегментов рынка транспортных услуг (в первую очередь - на автомобильном транспорте), наличие значительного «теневого» перевозочного сегмента рынка. Эта проблема напрямую влияет на эффективность и безопасность удовлетворения транспортных потребностей общества, ведет к значительному материальному и социальному ущербу в экономике страны.
В настоящее время финансирование транспортного комплекса Республики Башкортостан осуществляется за счет:
- средств федерального бюджета;
- средств бюджета Республики Башкортостан;
- муниципального бюджета;
- внебюджетных источников.
Механизмы финансирования транспортной инфраструктуры включают в себя:
- государственные программы;
- федеральные и региональные целевые программы;
- федеральные и региональные адресные инвестиционные программы (АИП);
Магистрант кафедры Финансов, бухгалтерского учета и анализа.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
179
- субсидии и субвенции;
- государственно-частное партнерство (ГЧП);
- Инвестиционный фонд Российской Федерации;
- федеральный и региональные дорожные фонды;
- привлечение заемных средств.
В настоящее время финансирование строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства из федерального бюджета осуществляется в рамках следующих федеральных целевых программ:
- «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»;
- «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)»;
- «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;
- «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы»;
- «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;
- «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)».
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 % и ниже 5 % расходного обязательства.
Средства субсидии могут предоставляться субъектами Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений местным бюджетам.
Различают следующие виды субсидий, предоставляемых из федерального бюджета:
- субсидии, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение;
- субсидии, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
В структуре расходов бюджета Республики Башкортостан на транспорт и дорожное хозяйство предусмотрены следующие основные статьи:
- возмещение предприятиям железнодорожного транспорта выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров по регулируемым ценам (тарифам);
- возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров на автомобильном, железнодорожном и внутреннем водном транспорте по государственным регули-
180 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
руемым ценам (тарифам), единым социальным проездным билетам и льготным проездным билетам железнодорожного транспорта пригородного сообщения;
- руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- дорожное хозяйство.
В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Республики Башкортостан, определенной Законом Республики Башкортостан от 04.07.2012 № 554-з «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2011 год» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 28.06.2012), расходы на транспорт и дорожное хозяйство в 2011 г. составили 8 919,4 млн. руб., из которых более 83 % приходилось на дорожное хозяйство, расходы по республиканской целевой программе «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)» (далее - РЦП) - 7 078,8 млн руб.
В 2012 г. доля расходов на дорожное хозяйство в общих расходах бюджета Республики Башкортостан на транспорт и дорожное хозяйство превысила 87 % (табл. 1).
Таблица 1
Объем выделенных средств из бюджета Республики Башкортостан за последние три года на финансирование системы транспорта и дорожного хозяйства, млн. руб.
Вид деятельности 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Транспорт и дорожное хозяйство - всего, в том числе: 8 919,4 10 188,8 13 399,8
Транспорт 1 477,8 1 317,8 1 764,3
Дорожное хозяйство 7 441,6 8 871,0 11 635,5
Доля расходов на дорожное хозяйство в общих расходах, % 83,4 87,1 86,8
Рис. 1. Динамика финансирования системы транспорта и дорожного хозяйства из бюджета Республики Башкортостан за последние три года, млн. руб.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
181
Динамика финансирования системы транспорта и дорожного хозяйства из бюджета Республики Башкортостан за последние три года выглядит следующим образом (рис. 1).
В структуре финансирования дорожных работ наибольшую долю в период 2008-2010 гг. занимали расходы на строительство и реконструкцию (рис. 2), среднегодовой уровень доли расходов по этому направлению в общем объеме финансирования дорожных работ составил 45 %. В 2011 г. на долю расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан приходилось 31,4 % от общих расходов на дорожное хозяйство, в 2012 г. - 19,4 %.
11000
10000
9000
С 8000 ГЯ
® 7000
X
я 6000
0
я
“ 5000
id
4000
X
1 3000 2000 1000
0
2008 г. 2009 г. 2010 г.
63
2011 г. 2012 г.
■ Строительство и реконструкция ■Капитальный ремонт и ремонт
■ Содержание ■ Управление дорожным хозяйством
Рис. 2. Динамика финансирования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан за пять лет
В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Республики Башкортостан, определенной Законом Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», расходы Республики Башкортостан на развитие системы транспорта на 2014 г. запланированы в размере 12 480,2 млн. руб., на 2015 г. -10 797,3 млн. руб., на 2016 г. - 10 448,2 млн. руб. В бюджете на 2014-2016 гг. также большая часть расходов предусмотрена на дорожное хозяйство. Так, на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Разви-
182 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
тие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)» в 2014 г. предусмотрены расходы в сумме 10 459,9 млн. руб., в 2015 г. -8 968,4 млн. руб.
При этом планируемые объемы финансирования транспортного комплекса Республики Башкортостан на период 2013-2018 гг., предусмотренные Государственной программой «Развитие транспортной системы в республике Башкортостан» выглядят следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Объемы финансирования системы транспорта Республики Башкортостан, предусмотренные Государственной программой «Развитие транспортной системы в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы, млн. рублей
Показатели 2013-2018 гг.
Объем финансирования всего, в том числе: 189430,4
Из средств бюджета РБ и местных бюджетов 63290,6
Из средств федерального бюджета 27597,0
Из внебюджетных средств 98542,8
Однако в настоящее время транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов остаются хронически недофинансированными.
Достаточно высокий уровень экономического развития региона, значительный объем промышленного производства, активный товарообмен в международном и межрегиональном сообщении и транзитное расположение республики требует густой и разветвленной сети автомобильных и железных дорог, ликвидации лимитирующих участков и обеспечения высокой скорости и интенсивности перевозок.
Таким образом, можно выделить следующие особенности транспортного комплекса Республики Башкортостан в целом:
- достаточно высокая плотность автомобильной и железнодорожной сети;
- выгодное экономическое положение региона на пересечении грузопотоков европейской и азиатской части России;
- высокие объемы производства товаров, тяготеющих к железнодорожному и внутреннему водному транспорту, что приводит к необходимости постоянного контроля пропускной способности железнодорожных и внутренних водных путей и скорейшей ликвидации лимитирующих участков;
- различная промышленная специализация и неравномерное социально-экономическое развитие районов Республики приводят к различным потребностям в развитии транспортного сообщения;
- низкий уровень развития дорожной сети, отсутствие железнодорожного сообщения в депрессивных районах Республики Башкортостан, в частности, в северной части республики;
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
183
- концентрация развития воздушного транспорта в международном аэропорту Уфа, при отсутствии действующих региональных аэропортов.
Ключевыми проблемами на пути развития транспортного комплекса Республики Башкортостан являются:
- низкий уровень координации при определении тарифной политики и развитии инфраструктуры различных видов транспорта;
- недостаточный объем инвестиций в развитие парка подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, устаревание речных и воздушных судов;
- высокий удельный вес самортизированного парка транспортных средств;
- недостаточный уровень технической готовности ряда объектов;
- дефицит ремонтной базы;
- низкая скорость перемещения по автомобильным дорогам и железнодорожным путям ввиду неудовлетворительного технического состояния участков автомобильной и железнодорожной сети;
- большое количество пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог в одном уровне;
- снижение количества судоходных участков внутренних водных путей, простои речного флота ввиду низкой пропускной способности имеющихся судоходных участков внутренних водных путей;
- несоответствие планов развития производственных мощностей в различных районах республики с планами модернизации транспортной сети;
- низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, и рынка логистических услуг в целом при одновременном значительном увеличении потребностей в перевозках, складских и сопутствующих услугах.
Вышеперечисленные проблемы не позволяют в должной мере реализовать выгоды географического положения Республики Башкортостан, снижают возможности транспортного комплекса региона в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок, ухудшают привлекательность транспортных коммуникаций для транзитных перевозок. Все это в итоге ведет к снижению темпов социально-экономического развития региона, потере потенциальных доходов, а, следовательно, к сокращению доходной базы бюджетов всех уровней.
В связи с этим перед Республикой Башкортостан, как и страной в целом стоит задача приведения транспортной системы в соответствие с перспективными требованиями социального и экономического развития страны, в том числе, с учетом ее места в общемировой системе, согласования и сбалансированной комплексной увязки всех действующих и перспективных программ и планов развития транспортной системы на всех уровнях.
184 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
При этом необходимо учитывать необходимость маневрирования в достаточно узком коридоре возможностей, ограниченных накопленными проблемами и дефицитом инвестиций на их решение.
Список литературы:
1. Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМК МПС России, 2011.
2. Маскаева Е.А., Кулабухов М.Н. Транспортная система Российской Федерации: учебное пособие. - М., 2011.
3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1991.
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. №1734-р.
5. Стратегия развития транспортного комплекса Республики Башкортостан до 2020 года.
6. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 г. № 370.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ В УКРАИНЕ
© Кирилюк О.Ф.*
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины,
Украина, г. Киев
Исследовано современное состояние производства мяса птицы в Украине, составлен прогноз баланса спроса и предложения этой продукции на рынке Украины до 2020 г., определена экономическая эффективность производства мяса птицы в сельскохозяйственных предприятиях на перспективу.
Ключевые слова: рынок мясо птицы, производство, потребление, прогноз, баланс, инвестиции, экономическая эффективность.
Постановка проблемы. Увеличение спроса на мясо как на внутреннем рынке Украины, так и на мировом рынке стимулирует производство мяса всех видов и мяса птицы в частности. В Украине ежегодно вводятся в действие или реконструируются птицефабрики на высоком технологическом уровне, что обеспечивает постоянный прирост объемов производства мяса птицы.
* Доцент кафедры Учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук, доцент.