УДК 338.984
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
РЕГИОНА
Дроздова И.И., к.э.н., доцент, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»
(МГУПС (МИИТ), e-mail: [email protected] Нахлупин В.Г., Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым Рюмин М.Г., Старший преподаватель, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая
II» (МГУПС (МИИТ)
В статье проведен комплексный анализ транспортно-логистической системы Республики Крым. Акцентирована проблема организации эффективного транспортного и сервисного логистического обслуживания грузовых и пассажирских перевозок с точки оптимизации системы товародвижения, формирования оптимальной терминально-логистической системы региона по обслуживанию пассажиропотоков, доставке и распределению грузов.
Ключевые слова: транспортно-логистическая структура, оптимизация товаропотоков, конкурентоспособность.
EVALUATION OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AS A LEADING FACTOR OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE
REGIONAL ECONOMY
Drozdova I., Ph.D., assistant professor, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II»
(MGUPS (MIIT), e-mail: [email protected] Nakhlupin V., deputy chairman of Council of Ministers of the Republic of Crimea Rumin M., head lecturer, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)
The article gives a comprehensive analysis of the transport and logistics system ofthe Republic of Crimea. Accentuated the problem of organization of efficient transport service and logistic service of freight and passenger transportation from the point of optimizing the distribution system, the formation of optimal logistics system in the region servicing passenger traffic, shipping and distribution of goods.
Keywords: transport and logistics structure, optimization of trade flows, competitiveness.
Структура российского рынка транспортно-логистических услуг на сегодняшний день выглядит следующим образом: на долю грузоперевозок приходится 86%, на экспедирование - 6,3%, складирование и дистрибуцию - 6,2%, управленческую логистику и прочее - 1,5%. При таких соотношениях, собственно логистические услуги теряются в общем объеме транспортно-логистических услуг. [1] Данная структура характеризуется высоким уровнем затрат, неэффективностью внутренней логистики даже крупных компаний. Слабым звеном является и преобладание сырьевых товаров и полуфабрикатов в структуре грузопотока, что делает российский логистический рынок крайне зависимым от внешней конъюнктуры, учитывая протяженность территории и удаленность основных экспортных производств от портов. Дополнительные факторы, снижающие потенциал развития и повышения конкурентоспособности отечественной логистики, - нерациональное размещение производств и организация доставки грузов от производителя к потребителю, слабое развитие складской и транспортной инфраструктуры.
Современные условия ведения экономики и требуют от руководства планирование развития организаций на долгосрочную перспективу, что, в свою очередь, влечет изменение как внешней, так и внутренней среды логистической компании и ее клиентов:
• меняется отношение ко всем видам издержек: временным, финансовым, материальным и т. д.;
• все больше компаний начинает пристально следить за эффективной загрузкой своих мощностей: автопарков, парков подвижного состава, человеческих ресурсов, складских мощностей;
• компании все менее могут позволить себе обслуживать неэффективные подразделения и бизнесы, и вынуждены либо продавать их, либо выделять в самостоятельные единицы;
• наблюдается и обратная тенденция - объединение взаимодополняющих организаций в сильно интегрированные структуры, наподобие потребительских союзов и трестов;
• все меньшее число клиентов может позволить себе пользоваться услугами неэффективных подрядчиков.
• требования эффективности и полезности применяются к каждому элементу логистической цепочки.
Структурные изменения, в свою очередь, касаются также и клиентов логистических компаний:
- все большую роль начинает играть логистика для ритейла. По прогнозам Минпрмторга, к 2020 году доля сетей в розничной торговле ожидается на уровне 70%, тогда как доля малых предприятий, напротив, по прогнозам будет уменьшаться - до 22% в 2020 г.;
- требуются новые решения для внутригородской логистики;
- производители и торговые сети продолжают снижать долю складских запасов;
- возрастает доля малых производств, в т. ч. расположенных в городской черте.
Концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ была сформулирована ОАО «РЖД» еще в 2012 году. Этот проект рассматривался РЖД как сетевой, где все объекты должны быть взаимоувязаны, что предполагает выстраивание общей логистической системы, на базе которой операторы и экспедиторы могли бы формировать свои логистические продукты для клиентов.
Исходя из прогнозных расчетов «Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» до 2020 и 2025 годов в региональном разрезе», актуализированной в первом квартале 2016 г., к 2020 году грузооборот РФ должен достичь 2.6 трлн. тоннокилометров, пассажирооборот - 134 млрд. пассажирокилометров, строительство дополнительных главных путей составит 2.1 тыс. км, протяжённость полигона скоростного движения превысит 3.1 тыс. км, высокоскоростного - 770 км. Прогноз предусматривает увеличение грузовых перевозок почти на 17%, а грузооборота - на 13%. Для освоения перспективного грузопотока генсхемой планируется строительство 1.2 тыс. км новых железнодорожных линий до 2020 года и еще 750 км - до 2025 года, а также развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров «Восток - Запад» и «Север - Юг». В числе мероприятий генсхемы планируется также развитие железнодорожных погранпереходов, строительство сети транспортно-логистических центров, углубление сотрудничества с иностранными транспортными компаниями, реализация совместных проектов по развитию железнодорожных перевозок.[2] Кроме того, в схеме заложены параметры по улучшению качественных технических характеристик подвижного состава и инфраструктуры. В концепции комплексного развития контейнерного бизнеса планируется определенную долю транзитных клиентов с морских окружных маршрутов привлечь на железные дороги. Но для этого на них должны оказы-
ваться комплексные услуги, включая предоставление контейнеров, перевалку их на складах, автодоставку с терминала, оказание сервиса «от двери до двери», оперативный контроль продвижения грузов и качественное таможенное сопровождение.[3]
Но принципиально значимыми элементами формирования системы управления является управление товаропотоками и инфраструктура, необходимая для их движения.
Транспортно-логистическая структура Крыма не является исключением из данной тенденции. Транспорт является одной из базовых отраслей, обеспечивающей функционирование и жизнедеятельность полуострова. Транспортная отрасль является одной из составляющих инфраструктуры экономики Республики Крым и самым прямым образом влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития региона в качестве субъекта Российской Федерации.
Сеть представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным, морским видами транспорта. Однако, в Республике Крым до настоящего времени не сформировались крупные грузовые транспортно-логистические центры, а предоставление услуг в данной сфере осуществляется субъектами хозяйствования малого бизнеса.
На конец 2014 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляла 629,3 км, протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием
- 11783,3 км.
Основные железнодорожные магистрали: Джанкой - Симферополь - Севастополь, Симферополь - Саки - Евпатория, Джанкой
- Владиславовка (Феодосия) - Керчь.
Главные автомобильные дороги: Москва - Симферополь. В структуре дорожного комплекса республики - 349 мостов.
Функционируют 4 морских торговых порта: Евпаторийский, Керченский (Керченский морской рыбный порт и Керченская паромная переправа), Феодосийский, Ялтинский. Порты связывают полуостров с городами России, Турции, Болгарии, Румынии, Украины, Грузии, а через пролив Босфор и Дарданеллы - со многими странами мира.
Международные и местные воздушные линии обслуживает аэропорт «Международный аэропорт «Симферополь».[4] В промышленном производстве Крыма ведущими отраслями являются машиностроение, металлообработка, пищевая и химическая про-мышленность.[5]
На текущий момент стратегия развития полуострова реализуется в 27 государственных программах. Вопросы развития транспортно-логистической системы, в основном, нашли свое отражение в государственной программе Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 2015-2017 годы», (далее - Программа).
Объемы финансирования программы представлены в таблице
1.
Согласно Программе, в условиях отсутствия оптимального транспортного решения по перемещению грузов, товаров, населения одной из приоритетных задач является разработка терминально
- логистической системы по обслуживанию пассажиропотоков, доставке и распределению грузов Республики Крым на период до 2030 года. Эта задача предполагает оптимизацию системы товародвижения, формирование оптимальной терминально-логистической системы региона по обслуживанию пассажиропотоков, доставке и распределению грузов.
После вхождения Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации изменилась транспортно-логистическая система всего южного региона. Продолжается переориентирование грузопотоков, происходят изменения в условиях доставки грузов, появляются новые правила ведения бизнеса на территории по-луострова.[7] Основу железнодорожной сети региона составляют отрезки проходящих через него магистралей с двумя основными узлами - Симферополем и Джанкоем. Сеть железных дорог имеет значительное количество участков и станций, мощности которых не отвечают текущим и перспективным потребностям в перевозках, имеют высокую степень изношенности, их технический уровень не соответствует современным требованиям, что значительно сдерживает экономическое и социальное развитие регионов Республики Крым. В наличии большая протяженность неэлектрофицированных и одноколейных направлений. Парк локомотивов и грузовых вагонов имеет высокую степень износа. В связи с этим уровень эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта остается высоким. Медленно осваиваются прогрессивные технологии перевозок.[8]
Согласно плану программы, ведется работа по строительству железнодорожного подхода длиной 18 км от станции Багерово к мостовому переходу через Керченский пролив, с плановым сроком ввода в эксплуатацию в июне 2019 года. Расчетная пропускная способность перехода и подходов к нему при параллельном графике движения составляет 143 пары поездов в сутки, а пропускная способность на участке «Багерово - Джанкой» (однопутная линия) на сегодняшний день - всего 29 пар поездов, что составляет 20% от расчетной пропускной способности перехода.
Возникает необходимость реализации программы усиления пропускной способности Крымской железной дороги. Разработан план, который предусматривает строительство второго главного пути на участке «Багерово - Джанкой» с реконструкцией станций участка. Выполнение указанных мероприятий позволит к 2020 году на участке «Багерово - Джанкой» обеспечить размеры движения до 150 пар поездов в сутки. Ориентировочная стоимость реализации Программы усиления пропускной способности составит около 75 млрд. рублей.
Портовые мощности Крыма задействованы сегодня только на четверть, при этом, по оценкам экспертов, степень ее изношенности составляет 85%. Тем не менее, за счет реализации ФЦП по социально-экономическому развитию полуострова и активизации строительства, увеличится грузооборот инертных и строительных материалов (песок, щебень, бетон, металлоконструкции). В целом перевалка через Крымские порты увеличится до 15 млн. т в год, и в структуре общего грузооборота именно стройматериалы составят почти 90%. Основная нагрузка ложится на порты Керчи, Ялты, Феодосии, Евпатории.
Масштабное строительство транспортной инфраструктуры вокруг строящегося аэровокзального комплекса позволит соединить трассу «Таврида» с дорогой на Евпаторию.
Предполагается, что потребность в грузах будет расти вместе с увеличением населения полуострова. Есть организационно-технологические предпосылки для использования смешанных перевозок грузов в Крым на перспективу, их синхронизации. Это может быть контейнеризация перевозок нефтепродуктов, распространение тарифных условий, применяемых в отношении перевозок контейнерными поездами на перевозки в танк-контейнерах. Необходимо формирование заинтересованными перевозчиками различных видов транспорта комплексного оператора смешанных
Таблица 1. Объемы финансирования Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 2015-2017 годы
Объем средств, необходимый для реализации Программы Всего расходов Всего по годам, (млн.руб.)
2015 г. 2016 г. 2017 г.
Всего по Программе 90090,93 20170.13 32549,67 37371,13
Федеральный бюджет 49791,27 16470.17 13835,57 19485,53
Бюджет Республики Крым 40299.66 3699.96 18714.1 17885.6
168 ТЯЛШРОЯТ БШТЫЕЗЗ Ш ЯШБТЛ | 6 2016 |
перевозок - комплексного мультимодального оператора, включающего провозные мощности железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, а также системы управления как самими перевозками, так и процессами технологического взаимодействия в транспортных узлах.
Примером положительного опыта расширения комплекса транспортно-логистических услуг может служить создание международного логистического оператора ОТЛК (Объединенная транспортно-логистическая компания (АО «ОТЛК»). ОТЛК - недавно созданный крупнейший сетевой международный контейнерный оператор на Евразийском пространстве. Обладая широкой сетью терминалов, парком вагонов и контейнеров, компания позволяет создавать логистические продукты повышенной сложности в соответствии с потребностями клиентов. Сейчас ведется работа с Крымскими портами для реализации мультимодальных перевозок по принципу одного окна. На участке Ростов-Керчь планируется создание морской контейнерной линии. [9]
За 2015 год в республике отмечается рост в ведущем секторе экономики региона — промышленном комплексе на 12,4%, который обусловлен увеличением объемов добывающей промышленности (на 2,9%), обрабатывающей промышленности (на 14,9%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (на 14,9%). Также отмечается положительная динамика производства пищевой продукции - рост на 36,2%, на 73,9% больше выполнено строительных работ, на 2,9% увеличился объем добычи полезных ископаемых, в 2,2 раза увеличился грузооборот автомобильным транспортом.
Внешнеторговый оборот Республики Крым за 2015 год составил 179,4 млн $. Сальдо внешней торговли сложилось отрицательное (-20,8 млн $) вследствие превышения объема импорта (100,1 млн $) над объемом экспорта (79,3 млн $).
Основными внешнеэкономическими партнерами с наибольшими объемами торговли из стран дальнего зарубежья были: Панама (14,2% внешнеторгового оборота республики), Турция (12,6%) и Китай (4,4%). Среди стран СНГ наибольшая доля пришлась на Украину - 36,8%, Беларусь - 4,1% и Казахстан - 2,1%.[10]
В перспективе Крым способен многое дать логистам с точки зрения сокращения сроков транзита и стоимости перевозок; а также перераспределение грузового потока между Санкт-Петербургом, Новороссийском и Севастополем, что уменьшит время обработки грузов.
Практическими приоритетами при формировании транспортно-логистической системы должны быть: организация эффективного транспортного и сервисного логистического обслуживания грузовых и пассажирских перевозок на основе взаимодействия всех 4х основных видов транспорта; организация мультимодальных схем перевозок в транспортных узлах Севастополя, Керчи, Евпатории, путем модернизации существующей инфраструктуры внедрение современных информационных технологий в процесс перевозок;
включение в международные транзитные потоки путем использования Крыма в качестве транзитного узла через территорию РФ по направлениям Азия-РФ-Европа, Азия-РФ-Средиземноморье и в рамках БРИКС Азия-РФ-Южная Америка.
В соответствии с масштабами преобразований процесс формирования многоэтапен. На первом этапе формируется первый, нижний, уровень взаимодействия терминальных и грузовых комплексов, складских хозяйств, туроператоров, транспортных предприятий. На втором этапе - логистические центры различной мощности (местные, региональные и международные); на третьем - формируется уровень региональных транспортно-логистических систем (РТЛС); на четвертом происходит формирование ТЛК Крымского региона; на пятом - интеграция региона в единую интегрированную национальную ТЛС РФ как подсистему макрологистической системы.
Литература:
1. Министерство транспорта Республики Крым. Статья от 23.12.2014 http://mtrans.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/291613.htm (дата обращения 10.11.2016г.)
2. Статья от 18.03.2016 «РЖД подготовили генеральную схему развития сети железных дорог до 2020 и 2025 годов». http://www. akm.m/ms/news/2016/march/18/ns_5451007.htm(дата обращения 05.11.2016г.)
3. Газета «Гудок» Выпуск № 142 от 10.08.2016г. Статья «Генеральная схема учитывает требования времени». http://www.gudok. ru/zdr/181/?ID=1347231 (дата обращения 06.11.2016)
4. Отчет Росстата за 2014 год
5. Сайт Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе http://www.ufo.gov.ru/ district/cr/ (дата обращения 06.11.2016)
6. Министерство экономического развития Республики Крым. Государственные программы Республики Крым http://minek.rk.gov. ru/rus/info.php?id=627260 (дата обращения 06.11.2016)
7. Доклад Счетной палаты за 2015 год. http://sp-rc.ru/wp-content/ uploads/2016/03/доклад-шеф-годовой-0к.pdf (дата обращения 07.11.2016)
8. Государственная программа Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 20152017 годы.
9. Материалы Второго Крымского транспортного форума. http:// www.konfer.ru/events/8356/ (дата обращения 07.11.2016)
10. Доклад экономического совета Счетной палаты Республики Крым. http://sp-rc.ru/2016/03/16/%d0%b2-%d0%b3 %d0%be%d1%81%d1%83%d0%b4%d0%b0%d1%80%d1%81 %d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bc-%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5-%d1%80%d0 %b5%d1%81%d0%bf%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%ba% d0%b8-2/ (дата обращения 07.11.2016)