ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 г.
Т. П. ЕГОРОВА, заведующая отделом, кандидат экономических наук Институт региональной экономики Севера
Развитие в России рыночных отношений, сопровождающееся расширением экономических связей и самостоятельности хозяйствующих субъектов, углублением диспропорций в уровнях социально-экономического развития регионов страны, требуют применения принципиально новых подходов к развитию региональной транспортной системы, имеющей потенциал мультимо-дального полюса развития. Современный этап развития региональной экономики все в большей степени стремится к интеграционным процессам, выражающимся в различных видах. Это и простое объединение, слияние, кооперация, а также более сложные формы — кластеризация. Данный процесс затрагивает практически все сферы, но в большей степени этот процесс находит отражение в транспортном комплексе. Интеграционный процесс в северных регионах не является новым. Действовавшая долгое время схема завоза товаров способствовала процессам интеграции транспорта: соблюдение жестких сроков завоза, необходимость быстрого принятия решений и слаженность в действиях разных отраслей транспортного комплекса, — это слагаемые транспортно-логистической системы.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Построение единого экономического пространства способствует укреплению целостности и стабильности региона. Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к
активизации межгосударственных связей. В целях уточнения параметров развития региональной транспортной системы и задач государства в области развития транспорта отделом региональной инфраструктуры Института региональной экономики Севера определены направления развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — до 2025 г. [2]. Рассмотрим долгосрочный сценарий развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства региона.
Основные приоритеты установлены Транспортной стратегией Республики Саха (Якутия), Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, а также проектом Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, одобренной Президентом РФ в октябре 2008 г. За основу приняты программные документы: Государственная целевая программа (ГЦП) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года», Федеральная целевая программа (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», которая с 2010 г. переходит в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010—2015 годы».
Первостепенной задачей в автомобильной отрасли РС (Я) на период до 2015 г. является формирование всесезонной опорной транспортной сети, связанной с общенациональной транспортной сетью. Основу ее составят железнодорожная линия Беркакит—Томмот—Якутск и автомобильные дороги с твердым покрытием (табл. 1).
Учитывая сроки завершения строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот—Якутск и автодорог «Колыма» и «Вилюй», предусматрива-
Таблица 1
Инвестиционные проекты строительства и реконструкции дорожной сети Республики Саха (Якутия) до 2015 г. [1]
Инвестиционный проект Объем капитальных вложений по этапам
Автомобильная дорога «Колыма» (Якутск—Магадан), 1 192 км, с мостовыми переходами через реки Алдан, Брюнгадэ, Большой Селерикан, Эльга и др. (70 ед.), 1 041 искусственных сооружения 2007—2011 гг. — 11,2 млрд руб. 2012—2015 гг. — 10,8 млрд руб.
Реконструкция автомобильной дороги «Лена» (Большой Невер — Якутск), 889 км 2007 — 2011 гг. — 5,5 млрд руб. 2012 — 2015 гг. — 4,2 млрд руб.
Строительство автомобильной дороги «Вилюй», 2 117,5 км (Якутск—Мирный — граница Иркутской обл.), 17 мостовых переходов, 1118 искусственных сооружения 2007—2015 гг. — 17,0 млрд руб. В том числе 2007—2011 гг. — 8,2 млрд руб., 2012—2015 гг. — 8,8 млрд руб.
Строительство автомобильной дороги «Амга» (Якутск—Усть—Мая— Югоренок—Вострецово) с мостовыми переходами 2007—2015 гг. — 5,6 млрд руб.
Строительство автомобильной дороги «Кобяй» с вводом 2 мостовых переходов на участке Асыма—Кобяй 2007—2015 гг. — 2,9 млрд руб.
Мостовой переход через р. Вилюй на автомобильной дороге «Анабар» (Мирный—Удачный—Юрюнг-Хая) в обход каскада Вилюйских ГЭС-1,2, протяженностью 332,49 м 2007—2015 гг. — 697,0 млн руб.
ется строительство совмещенного железнодорож-но-автомобильного моста через реку Лена и ввод в эксплуатацию всего транспортного комплекса к 2014 г. Мостовой переход соединит широтные автомагистрали «Колыма», «Вилюй» и «Амга» с меридиональной автомобильной дорогой «Лена», обеспечив круглогодичное транспортное сообщение для большей части региона, включая районы Западной Якутии.
Использование новых технологий и материалов при строительстве дорог на вечной мерзлоте не только увеличивает надежность и сроки службы дорожных сооружений, обеспечивает рост технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, но и способствует сокращению аварийности и повышению экологической безопасности на дорогах.
Инвестиционные проекты автодорожной отрасли региона с 2015 до 2025 г. направлены на дальнейшее увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием, соединение круглогодичным наземным транспортом промышленно развитых зон арктических улусов. Это строительство автомобильной дороги «Яна» (Тополиное—Бата-гай—Усть-Куйга—Депутатский) — 1 306 км; «Ум-нас» (Якутск—Покровск—Олекминск—Ленск) — 1 056 км; «Анабар» (Мирный—Удачный—Юрюнг-Хая) — 1 453 км. Инвестиционные проекты находятся в стадии разработки.
Согласно Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия) опорная сеть будет формироваться в контексте создания российских и транснациональных транспортных коридоров [4]. Железная дорога до г. Якутска, соединив широтные железнодорож-
ные магистрали: Транссибирскую и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь — с другой, образует транспортный коридор, который в случае ожидаемого строительства моста через р. Амур в районе г. Благовещенска в перспективе может приобрести международный характер. Завершение строительства автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй» и «Амга» создаст условия для полноценной интеграции в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской областями и Хабаровским краем. В процессе формирования всесезонной опорной сети путей сообщений произойдет изменение распределения направлений грузопотоков и объемов перевозок с увеличением доли наземных видов транспорта. Учитывая ввод в действие наметившихся проектов Схемы комплексного развития производительных сил [3], рассчитаны перспективные объемы перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом региона (табл. 2).
Формирование региональной транспортной системы, имеющей потенциал мультимодального полюса развития, требует форсирования организации интегрированных логистических транспортно-распределительных систем. На территории региона выделено шесть экономических районов с присущими им транспортными сетями, составляющие основу локальных транспортно-распределитель-ных систем (ЛТРС), при определенных условиях они могут быть организованы в транспортно-ло-гистическую. В работе каждой ЛТРС выделяются транспортно-распределительные узлы, на базе которых впоследствии могут быть сформированы логистические центры (ЛЦ). Это города Якутск,
Таблица 2
Расчетные объемы перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом на территории РС (Я) на период до 2025 г. [5]
Показатель Единица измерения 2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. * 2025 г.
Объемы перевозок грузов отраслей экономики, всего млн т 34,97 36,4 50,7 61,4—78,2 71,8—90
Перевозки пассажиров транспорта общего пользования млн чел. 93,58 103,6 118 130—150 145—200
Грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики, всего млрд т-км. 1,692 1,75 2,2 1,8—2,1 1,9—2,07
Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования млн пасс-км 455 725 770 645—900 870—1 200
* Первое число соответствует инерционному сценарию, второе — инновационному.
нирования проездных документов на пассажирском автотранспорте, бесконтактных систем оплаты проезда в транспортных средствах городского и пригородного сообщений и многое другое.
Существенные изменения произойдут в развитии пассажирского автотранспорта общего пользования: будет организована система междугородных (внутрирайонных, пригородных) перевозок. В Ам-гинском, Вилюйском, Ленском и заречном направлениях будут построены капитальные автовокзалы на расстояниях 300—400 км, промежуточные автостанции на расстояниях 130—200 км (см. рисунок). Общая потребность финансирования строительства и реконструкции автовокзалов составит 69,7 млн руб. В пос. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса в связи с подходом железной дороги и началом формирования транспорного узла необходимо
Нерюнгри, Ленск, Мирный, поселки Тикси, Черский, Хандыга. Создание сети центров транспортной логистики (ЦТЛ) станет важным элементом в повышении уровня взаимодействия разных видов транспорта и эффективности транспортного обслуживания Якутии и ее административных районов (улусов). В этих условиях значительно возрастет роль автомобильного транспорта как завершающего участника логистической цепочки.
Развитие терминальных систем перевозок грузов на междугородных и межулусных маршрутах будет стимулировать развитие интермодальных контейнерных и контрейлерных перевозок. Совершенствование перевозочных технологий на основе оснащения автотранспортных средств навигационными устройствами при использовании спутниковых систем способствует повышению эффективности функционирования автотранспортной отрасли за счет улучшения эксплуатационных показателей работы автомобилей. Доля грузовых автомобилей, оснащенных навигационными системами, достигнет к 2015 г. и 2030 г., соответственно, 35 и 100 %. Следующим шагом станет создание интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков: внедрение систем контроля за режимом движения, устанавливаемых на рабочем месте водителя, цифровых тахографов или их электронных спутниковых аналогов, ограничителей скорости движения транспортных средств, систем контроля за бодрствованием водителя, внедрение
электронных систем заказа И бро- Перспективная схема транспортной сети Республики Саха (Якутия)
Условные обозначения
А/дороги с твердым покрытием федеральные территориальные Автозимники Железные дороги Логистический центр Автовокзал
Таблица 3
Потребности в инвестициях пассажирского автомобильного транспорта* [1]
Программный проект Объем финансирования, млн руб. (в ценах 2006 г.)
2007-2011 гг. * 2012-2015 гг. * 2015-2020 гг. 2020-2025 гг.
Модернизация парка пассажирских транспортных средств 566,38 224,41 329—435 557—950
Модернизация инфраструктуры пассажирского автомобильного транспорта 65,7 4,0 20,5 12,7
Итого: 632,08 228,41 350-455 570-963
строительство автовокзала, отвечающего современным требованиям наличия пересадочных пунктов, интегрированных в транспортные коммуникации других видов транспорта (железнодорожного, воздушного, водного).
Программой помимо развития инфраструктуры пассажирского автомобильного транспорта предусмотрена модернизация транспортных средств (табл. 3).
Будет создана государственная мобильная транспортная система, позволяющая не только удовлетворять потребности населения в перевозках, но иметь резервный парк транспортных средств для организации массовых перевозок (эвакуации) населения в случае чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по обновлению парка специализированных пассажирских автотранспортных предприятий городов и осуществления внутриу-лусных и междугородных перевозок направлены на замену устаревших моделей автобусов на новые автотранспортные средства с улучшенными потребительскими свойствами, троллейбусного транспорта. Поэтапное введение ограничений по возрасту коммерческой эксплуатации маршрутных автобусов позволит снизить средний возраст парка с 11—12 лет в 2007 г. до 7—9 лет в 2015 г. и 5—7 лет к 2030 г. (табл. 4).
Рост автомобильного парка, возросшая подвижность населения и, как следствие этого, рост интенсивности движения на автомобильных дорогах требуют более активного развития объектов дорожного сервиса. Количественный состав предприятий и объектов дорожного сервиса варьируется в зависимости от интенсивности движения, плотности населенных пунктов в районе автомобильной дороги, средней скорости движения на маршруте и ряда других факторов. Как показывает практика, большая часть системы услуг по обслуживанию
автомобильных грузопотоков сосредоточена вблизи городов, это быстроокупаемые проекты частного и малого бизнеса. К объектам дорожного сервиса относятся: площадки отдыха, охраняемые («теплые») стоянки, мотели, кемпинги, пункты питания, туалеты, аптечные киоски, телефоны, предприятия торговли, пассажирские автостанции и автовокзалы, автобусные остановки, автозаправочные станции (АЗС), станции технического обслуживания (СТО), моечные пункты, транспортно-экспедиционные предприятия (ТЭП), совмещенные с центрами (пунктами) транспортной логистики (ЦТЛ).
Для обеспечении жизнедеятельности труднодоступных арктических районов, осуществления внутриулусных социально-значимых пассажирских перевозок и мероприятий по развитию производственной деятельности предприятий предусматривается приобретение внедорожных транспортных средств высокой проходимости: снего- и болотоходов, аэросаней, мотонарт и других видов технических средств транспорта, способных работать в условиях практически полного бездорожья. С 2008 по 2015 г. планируется приобретение по 10 единиц вездеходов ежегодно на основе софинансирования из бюджетных средств и средств предприятий. С 2010 по 2015 г. для сервисного обслуживания вездеходной техники планируется строительство 8 автостанций в арктических улусах с объемом финансирования 15,0 млн руб. за счет прочих источников.
В ближайшие 5—8 лет ожидается снижение себестоимости перевозок грузов не менее чем на 10—12 %, сократятся финансовые издержки и расход материально-технических ресурсов, необходимых для эксплуатации парка подвижного состава. Это сведет к минимуму трудности предпринимателей — производителей автоуслуг при доступе их на рынок с транспарентной системой государственного контроля качества предоставляемых услуг.
Таблица 4
Прогнозные показатели развития пассажирского транспорта до 2025 г. * [3]
Показатель Единица измерения До 2010 г. * 2015 г. * 2020 г. 2025 г.
Перевозки пассажиров Млн чел. 103,6 118 130—150 145—200
Поставки автобусов Ед. 291 189 320—550 620—850
Завершение модернизации транспортной системы и создание основы для ее дальнейшего развития ориентированы на решение задач, поставленных действующими Федеральными целевыми программами и прежде всего задаче формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.
Финансирование строительства объектов транспортной инфраструктуры предполагается осуществлять за счет средств федерального, регионального бюджетов и внебюджетных источников, сочетая использование государственных капиталовложений при создании внешней транспортной инфраструктуры и частного капитала при создании внутренней (транспортно-логистические комплексы, объекты дорожного сервиса и др.). Инвестиционный инструментарий должен гарантировать поддержку инвесторам, привлекая дополнительные инвестиции при участии инвестиционных программ бизнес-структур, а также возможность координации проектов на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Такая форма ГЧП приемлема для регионов, в которых развитие промышленного комплекса связано с необходимостью совершенствования или создания транспортной инфраструктуры. Для того чтобы переход на новую организационно-правовую модель можно было осуществить в относительно короткий промежуток времени, необходимо привести в соответствие нормативно-правовую базу.
Транспортная система должна достичь уровня, обеспечивающего отсутствие инфраструктурных ограничений для перспектив социально-экономического развития региона. Сбалансированное инновационное развитие транспортной системы
региона позволит сократить финансовые издержки и расход материально-технических ресурсов, необходимых для развития промышленности, эксплуатации дорожной и автотранспортной отрасли, став одним из факторов повышения капитализации региона; повысит уровень жизни населения региона, показатели мобильности приблизятся к уровню центральной зоны страны, снизится дифференциация доступности транспортных услуг для различных зон региона и социальных групп общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГЦП «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007 — 2011 годы и основные направления до 2015 года» (утверждена распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 27.07.2006 № 302-РП «О целевых программах Республики Саха (Якутия)».
2. Исследование преспектив развития водного, автомобильного и авиационного видов транспорта в Республике Саха (Якутия). / Научный отчет ФГНУ «ИРЭС». — Якутск. 2008. — 106 с.
3. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09. 2006 № 411 и Правительством РФ 08.02.2007 (Протокол №5 от 08.02.2007).
4. Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия) (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.05.2004 № 258).
5. Транспорт в РС (Я): статистический сборник. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Якутск. 2008. — 104 с.