УДК 338.28:664
РАЗВИТИЕ РЫНКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В АПК НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
А. Г. ЕФИМЕНКО, доктор экономических наук, доцент УО «Могилевский государственный университет продовольствия»
DEVELOPMENT OF THE MARKET OF MOTOR TRANSPORT SERVICES IN AIC ON THE BASIS OF LOGISTICS APPROACH
A. G. EFIMENKO, Doctor of economic sciences, Assistant professor at Mogilev State University of Food Technologies
В условиях экономической интеграции развитие рынка автотранспортных услуг в АПК тесно связано с логистикой. В статье обоснованы признаки сегментации рынка автотранспортных услуг в АПК: региональные характеристики, регулярность спроса на виды услуг (специализированно-автотранспортные в АПК, автотранспортно-экспедиционные, информационно-логистические и лизинговые).
In the context of economic integration, the development of market of motor transport services in the agro-industrial complex is closely connected with logistics. The article substantiates the signs of segmentation of the market of motor transport services in the agroindustrial complex: regional characteristics, regularity of demand for types of services (specialized motor-transport services in the agro-industrial complex, road transport, information-logistic and leasing).
Введение. Характерной чертой современной структуры народного хозяйства Республики Беларусь является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. В соответствии с Концепцией Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. предусматривается, с одной стороны, замедление темпов развития традиционных, в основном метало- и энергоемких, а с
другой, - ускоренное развитие наукоемких экспортоориентиро-ванных отраслей и производств [3].
Создание соответствующей инфраструктуры и решение проблемы становления рынка автотранспортных услуг зависит от ряда условий, к которым следует отнести общее состояние экономики на макро- и микроуровнях, проводимую экономическую политику, наличие конкурентной среды, степень обеспечения равных условий функционирования для субъектов разных форм собственности. Неоднозначность решения данной проблемы вызвала необходимость проведения исследований, позволяющих обосновать концепцию формирования рынка автотранспортных услуг АПК и совершенствовать организационно-экономический механизм функционирования автотранспортных организаций.
Анализ источников. Логистика (логистические технологии) - это деятельность (с соответствующим научным сопровождением) в конкурентной рыночной среде, направленная на эффективное управление, планирование и обеспечение материальных и соответствующих им информационных и денежных потоков [7].
Логистика (Logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [6]. Данное определение дает понятие о логистике как сфере деятельности и раскрывает ее содержательную сторону.
В экономической литературе логистика исследуется в двух аспектах: управленческом и технологическом. При организации управления снабжением продвижение материального потока и обеспечение сбыта являются предметом организационного управления. При совершенствовании технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля оптимизируются затраты на эф-
фективное функционирование каждой из этих служб, оптимизация затрагивается предметом технологического процесса [4]. Важной задачей является создание организационных структур логистики. А. А. Чеботаев отмечает, что «организационные структуры логистики будут тогда считаться завершенными, когда в конкретном звене управления будет определена конечная цель и выделены функциональные подразделения и службы с четким распределением полномочий и ответственности для каждого в отдельности управленческого сотрудника» [7]. Выделяют заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную логистику [2].
Современная концепция логистики рассматривается как эффективный мотивированный подход к управлению материало-потоком с целью снижения издержек производства. Эта концепция принимается за основу экономической стратегии организации, когда логистика используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации планирования, размещения и контроля над материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
В концепции менеджмента под логистикой необходимо понимать совокупность способов и методов управления товарными потоками по логической цепочке. Выделяют несколько функциональных областей логистики: закупочную, связанную с обеспечением производства материалами, производственную и сбытовую. При этом необходимо отметить, что составной частью каждого из вышеназванных видов логистики и связующим звеном в единой технологической цепочке является транспорт. Логистика имеет множество направлений, и выделение одного из них существенно меняет смысл и содержание самого определения. С другой стороны, объект логистики можно рассматривать с разных точек зрения, с позиции маркетолога, финансиста, менеджера.
Концепция логистики - система взглядов на повышение эффективности функционирования отраслей АПК на основе оптимизации материальных, сервисных потоков, которая реализуется на основе комплексного подхода.
Методы исследования. Методология исследования основана на системном подходе, применяемом к развитию рынка автотранспортных услуг в АПК, с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.
Основная часть. Принципиальная новизна логистического подхода к управлению автотранспортной организацией АПК состоит в том, что она рассматривается как внутрипроизводственная логистическая система на макро- и микроуровне. На микроуровне автотранспортные организации АПК выступают в качестве элементов макрологистических систем, они обеспечивают ритм работы этих систем и являются источниками материальных услуг - автотранспортных услуг. На макроуровне автотранспортные организации АПК как внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы в виде автотранспортных услуг.
В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри организации.
Необходимо отметить, что логистическая концепция начинает широко применяться к управлению производством в целях интеграции отдельных агентов процесса товародвижения в единую систему, способную быстро и эффективно доставить необходимый товар потребителю. Однако логистическая концепция, концентрируясь на материально-техническом аспекте товародвижения, не рассматривает проблемы согласования различных экономических интересов агентов рынка, что крайне важно в обеспечении эффективного функционирования АПК как единой системы.
В странах Западной Европы большое внимание уделяется разработке концепции создания логистических центров. Реше-
ния по созданию таких центров осуществляются согласно специфике отдельных стран и регионов. При этом речь идет не столько о координации одного или нескольких видов транспорта, сколько о разработке новых логистических систем международного масштаба, основанных на информационных технологиях. Переход к таким системам предполагает внедрение технологий электронного бизнеса в грузовых перевозках. Логистические организации на данном этапе оказываются в центре внимания экономического сообщества. Примерно 30 % логистических функций во всех отраслях экономики европейского рынка передается логистическим компаниям. Спрос на услуги логистических операторов формируют промышленность и торговля, которые расходуют на логистику в Европе ежегодно 120140 млрд евро ежегодно. В целом рынок логистических услуг разбит на три сектора: перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта, складских услуг, услуг по интеграции и управлению цепями поставок.
Логистические центры (парки) - это рыночные фирмы, которые осуществляют координацию логистического (складского и транспортного) обслуживания и информационного обеспечения, а также их контроль. Логистические парки, объединяя компании разных отраслей и транспортные коммуникации, устанавливают качественно новые стандарты в концепциях развития, дизайне и управлении логистикой. Логистические центры распределения в зависимости от выполняемых задач и функций разделены на ряд категорий: международные логистические центры распределения, региональные логистические центры распределения, логистические торгово-распределительные центры, локальные логистические центры распределения и центры логистических услуг. Стратегическими факторами при развитии логистических центров (ЛЦ) в Европе являются:
создание физической интеграции всех видов транспорта; увеличение объемов грузоооборотов путем формирования эффективных международных транспортных линий;
достижение эффективности за счет внутренней кооперации и сотрудничества с ЛЦ, расположенными в других регионах;
улучшение использования магистралей транспортной инфраструктуры и обоснование инвестиций в модернизацию транспортной инфраструктуры;
создание системы доставки «от двери до двери», создание новых возможностей для работы коммерческих компаний в регионе без необходимости держать собственные складские мощности;
создание транспортной системы, не наносящий ущерб окружающей среде;
формирование развивающейся среды для транспортного сектора;
перевод части основного капитала в транспортные организации.
Основное правило логистики тесно взаимоувязано с целью логистического процесса. Это правило «7R»: нужный товар необходимого качества в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время и в нужное место нужному потребителю с требуемым уровнем издержек.
В настоящее время эффективность цепочки поставок товаров является основным условием обеспечения конкурентоспособности организаций (фирм). Производители-конкуренты не могут снижать производственные издержки без риска снижения качества. В этой связи оптимальным способом экономии издержек является сокращение времени сбыта продукции по цепочке поставок.
Одним из способов сокращения затрат на транспортное обслуживание экономики с одновременным повышением ее качества является создание отраслевых транспортно-логистических центров (ОТЛЦ) как сервисных структур, выполняющих функции интеграторов отраслевых грузопотоков и их электронного сопровождения. Данные центры могут помочь в налаживании кооперации между всеми участниками транспортного процесса, в развитии инфраструктуры и технологий для перевозки и обработки различных видов грузов. С их помощью можно удешевить собственно услугу для производителя и соответственно повысить конкурентоспособность отечественного товаропроизводи-
теля. ОТЛЦ способен организовать работу собственного грузового транспорта, сосредоточив график его работы на выполнение комплексных задач отрасли, субпоставщиков и партнеров, охваченных информационным пространством отраслевого центра. Это позволяет повысить качество транспортного обслуживания экономики и снизить транспортно-логистические издержки производителя.
На современном этапе логистическая концепция начинает широко применяться к управлению транспортным процессом в Республике Беларусь в целях интеграции отдельных агентов процесса товародвижения в единую систему, способную быстро и эффективно доставить необходимый товар потребителю. В зависимости от отраслевой принадлежности в Беларуси будут создаваться транспорно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры. Транспортно-логистические центры предназначены для обработки транзитного грузопотока, разработки, организации и реализации рациональных схем движения товаров по территории Беларуси и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса. Оптово-логистические (торговые) центры будут заниматься поставкой оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства потребителям или организациями розничной торговли. Предусмотрено строительство многофункциональных логистических комплексов (включая торгово-деловой, административно-деловой, выставочные центры и др.). По оценкам экспертов, суммарный грузооборот транспортно-логистических центров общего пользования к 2025 г. может составить 2530 млн тонн в год, что в конечном итоге обеспечит 20 % ВВП [5].
Крупные производственно-торговые компании (фирмы) часто не содержат грузового транспортного парка (мировая практика). При этом наблюдается следующая тенденция: чем выше уровень развития компании, тем быстрее она начинает отдавать производственные функции сторонним организациям. В стандарте менеджмента качества ISO 9001:2000 отмечено, что
в случае, если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны управление таким процессом. Оптимальное соотношение использования собственного грузового автотранспорта и услуг внешних транспортных операторов (аутсорсинг) составляет примерно 50:50. Применение транспортного аутсорсинга включает передачу внешней компании при перевозках грузов, таможенное оформление, складирование, доставку door-to-door. Зарубежный опыт показывает, что 80-85 % перевозок грузовым автомобильным транспортом выполняется аутсорсерами.
Аутсорсинг (outsourcing) - использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании (фирмы). Аутсорсинг способствует сосредоточению собственных ресурсов на основных целях бизнеса, получению доступа к определенным ресурсам, доступ к новейшим технологиям, передаче ответственности за выполнение конкретной функции, направлении инвестиций в инфраструктуру компании [1]. Можно выделить следующие преимущества аутсорсинга:
концентрация на профильной деятельности (ключевой компетенции). Организация (фирма) сосредотачивает ресурсы и внимание на основном конкурентоспособном бизнесе. Менеджмент организации (фирмы) концентрируется на стратегических задачах (стратегическом планировании, разработке конкурентной стратегии и т.д.) и предоставляет выполнение задач внешней организации, специализирующейся на выполнении этих функций;
использование наилучших методов и опыта. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, организации, которые предоставляют услуги аутсорсинга, постоянно совершенствуют свои услуги, внедряя прогрессивные технологии и решения. За счет этого организация-заказчик быстрее достигает эффективного и экономного бизнес-процесса;
повышение конкурентоспособности. Данная организация (фирма) более эффективно и оперативно реагирует на запросы потребителей на соответствующем уровне;
сокращение затрат и применение передовых технологий. Аутсорсинг позволяет организациям (фирмам) применять передовые технологии и сервисные учреждения могут достигать экономию на масштабе. Это помогает снизить общие издержки в системе, позволяя организациям (фирмам) добиваться повышения конкурентоспособности и доходности [8].
Основными предпосылками передачи автотранспортных процессов АПК на аутсорсинг являются экономические, определяемые спецификой агробизнеса, что особенно характерно для небольших организаций (фирм), осуществляющих разовые масштабные перевозки.
Важным фактором является также учет технологических особенностей грузоперевозок при выполнении сложных, комбинированных (мультимодальных) перевозок с использованием различных видов транспорта и координацией всех звеньев транспортировки. Самостоятельно заниматься грузоперевозками или заключить договор со специализированной компанией зависит от затрат на услуги, а также от времени и сроков транспортировки.
Автотранспортные услуги, оказываемые
неспециализированными организациями (фирмами),
увеличивают себестоимость производимой продукции на большую величину в сравнении с услугами специализированных организаций. В целом использование аутсорсинга избавляет от проблем, связанных с реализацией автотранспортных бизнес-процессов, что позволяет организациям АПК сосредоточить усилия на профильной деятельности.
Аутсорсингом логистических услуг определяется передача части или всех логистических функций сторонним логистическим организациям (фирмам) - провайдерам логистических услуг (3PL провайдерам). Логистические провайдеры (ЛП), они же провайдеры логистических услуг (ПЛУ), они же 3PL провай-
деры - коммерческие организации (фирмы), осуществляющие оказание услуг в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками организации (фирмы)-заказчика.
У организаций (фирм) появляется возможность отдать под контроль внешнего партнера консультации, логистические операции, проведение необходимых экспертиз и внедрение информационных технологий. В данных организациях (фирмах) имеется практический опыт в логистическом управлении, работает высококвалифицированный персонал и функционирует развитая инфраструктура (сеть международных транспортных агентов, терминал или терминальная сеть, современный парк разнообразных грузовых автомобилей).
3PL провайдеры являются дочерними компаниями, которые выделились из бизнеса основной организации (компании-экспедитора, компании, оказывающей услуги складирования и т. п.) с целью удовлетворения потребностей покупателей и предоставления широкого спектра услуг.
На развитие рынка логистического аутсорсинга влияют факторы:
глобализация снабженческих и сбытовых сетей и глобализация торговли. Наряду с сотрудничеством с местными поставщиками преобладает межрегиональное и международное сотрудничество, а дистрибутивные сети распространяются во многие страны. Данные изменения усложнили логистические цепочки и логистические провайдеры являются одним из оперативных решений эффективного управления международной логистикой в организациях (фирмах);
управление цепочками поставок (логистическими цепочками). Концепция БСМ повлияла на скорость оборота запасов, время жизненного цикла товара и время оборота капитала. Организациям (фирмам) приходиться увеличивать количество грузового автотранспорта, численность персонала. 3РЬ провайдеры предоставляют необходимые логистические ресурсы без допол-
нительных затрат на зарплату, содержание автотранспортного хозяйства, складских помещений. 3PL провайдер оперативно отслеживает рыночные изменения и совершенствует интеграционные связи;
давление потребителей. Успех управления логистическими цепочками - управление сложными международными и внутренними цепями поставок, соблюдение требований покупателей к выполнению заказов и поставке, повышение оборота запасов, поддержание баланса между затратами и качеством сервиса. Эти факторы являются важными условиями функционирования организации (фирмы) в конкурентной среде и достижения ей соответствующего уровня доходности. 3PL провайдер - средство, с помощью которого снижаются логистические издержки за счет обновления информационных технологий;
применение аутсорсинга как средства для планирования, реализации и управления бизнес-моделью организации (фирмы) [8].
Учитывая процессы глобализации, интеграции и кооперации, а также возрастающие запросы потребителей назрела необходимость конкурентоспособным организациям (фирмам) применять логистический подход к построению бизнеса с элементами логистического аутсорсинга.
Сфера функционирования специализированных организаций АПК на рынке услуг представлена в таблице.
Сфера функционирования специализированных организаций АПК _на рынке автотранспортных услуг_
Субъекты хозяйствования Вид деятельности
Специализированно-автотранспортные в АПК Оказывают специализированные автотранспортные услуги АПК и другим потребителям
Автотранспортно-экспедиционные Оказывают услуги по оптимальным вариантам доставки грузов, обслуживают потребителей автотранспортных услуг
Информационно-логистические Поиск автоперевозчиков для конкретных грузоотправителей, разрабатывают оптимальные варианты для грузовладельцев, автоперевозчиков и экспедиционных организаций
Лизинговые Предоставляют водителей автотранспорта, грузовой автотранспорт, погрузочно-разгрузочное оборудование
В государственном секторе наибольший удельный вес приходится на специализированные автотранспортные перевозки, которые на основании полученной лицензии обслуживают определенный регион, а также специализация по виду перевозимых грузов, по характеру маршрутов.
Результативность функционирования рынка автотранспортных услуг в АПК для государства следует оценивать, как с точки социальной, так и экономической эффективности. При этом параметрами являются уровень рыночных цен и качество продукции (услуг), доля акционерного капитала и характеристики занятости (уровень занятости, уровень оплаты труда), показатели эффективности производства и распределения ресурсов, а также уровень научно-технического прогресса в отрасли.
Исследование рынка автотранспортных услуг в АПК следует выполнять по всему спектру характеристик: число государственных автотранспортных организаций (фирм) на рынке, тип услуг, возможности установления контроля над ценами, условия вступления в отрасль, факторы неценовой конкуренции - с учетом особенностей видов грузового автотранспорта, перевозок, грузов, а также условий взаимодействия различных видов транспорта.
Специфика грузового автотранспорта АПК, его технические и технологические особенности предопределяют область их функционирования на рынке автотранспортных услуг, где данный вид транспорта имеет сферу безальтернативного и конкурентного развития. Грузовой автотранспорт на современном этапе играет важную роль в продвижении продукции АПК в ло-гистическо-транспортной системе и во многом определяет ее конкурентоспособность на рынке.
Заключение. Анализ ситуации на рынке автотранспортных услуг в АПК, учет факторов, которые характеризуют особенности работы грузового автотранспорта с использованием новых методов, показал, что на современном этапе актуальным является создание интеграционных логистических органов управления (мультимодальных логистических центров, логистических ассоциаций, региональных транспортно-логистических систем, мно-
гопрофильных центров и др.). С помощью использования логистических методов органы управления могут изыскать дополнительные источники для улучшения бюджетных возможностей путем регулирования цен на логистические услуги, сокращения затрат организаций на оплату этих услуг. Использование логистических подходов на уровне органов управления способствует развитию межотраслевых связей промышленности, транспорта, торговли и сельского хозяйства. Основным критериальным параметром постановки и реализации комплекса задач повышения устойчивости и конкурентоспособности АПК является минимизация совокупных логистических издержек в технологической цепочке «производство-переработка и реализация продукции АПК».
Список литературы
1. Белов, А. Транспортно-экспедиторские услуги и логистический аутсорсинг / А. Белов, М. Криштополова // Управление компанией. - 2014. -№6. - С. 21-25.
2. Лукинский, В. С. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Е. В. Бережная; под ред.
B. С Лукинского. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 280 с.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - 2015. - №4. - С.6 - 99.
4. Неруш, Ю. М. Логистика / Ю. М. Неруш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -495 с.
5. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 авг. 2008 г., № 1249 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 1. -
C.5/28978
6. Радник, А. Н. Логистика: терминологический словарь / А. Н. Радник. -М.: Экономика, 2010. - 252 с.
7. Чеботаев, А. А. Логистика. Логистические технологии / А. А. Чеботаев. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К0», 2002. - 172 с.
8. Черноусов, Е. В. Анализ рынка логистических провайдеров - зарубежный опыт / Е. В. Черноусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. -№6. - С. 15-22.
Информация об авторе
Ефименко Антонина Григорьевна - доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и организации производства Учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия». Информация для контактов: тел. служ. (0222) 48-24-00, E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.11.2017 г.