ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ХАЛИМБЕКОВ И. А.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ФОРМИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
В статье рассматриваются проблемы развития энергетического комплекса Республики Дагестан. Обосновывается необходимость развития энергетического комплекса региона как фактора модернизации экономики и повышения уровня жизни населения республики. Определяется цель, особенности и направления формирования энергетической политики Республики Дагестан. Предложены пути повышения эффективности функционирования энергетического комплексареспублики.
HALMBEKOV I.A.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF A POWER COMPLEX AND FORMATION OF A POWER POLICY OF REPUBLIC DAGESTAN
In article problems of development of a power complex of Republic Dagestan are considered. Necessity of development of a power complex of region as factor of modernization of economy and increase of a standard of living of the population of republic is proved. The purpose, features and directions of formation of a power policy of Republic Dagestan is defined. Ways of increase of efficiency of functioning of a power complex of republic are offered.
Ключевые слова: энергетика, энергетическая политика, топливно-энергетический комплекс, региональная экономика.
Keywords: power, the power policy, a fuel and energy complex, regional economy.
B современных условиях, когда острота проблем экономической безопасности выходит на первый план, важным является выработка экономической политики, которая воплощается в конкретизированную сферу действия государства по отношению к развитию национальной экономики. Экономическая политика становится основой формирования стратегических и перспективных направлений развития территорий.
В условиях осуществления современной экономической политики в Республике Дагестан, прежде всего, возникает необходимость изменения основных целей и направлений развития регионального воспроизводственного механизма, функций обеспечения жизнедеятельности региона, изменения ключевых позиций технической политики и структуризации производства,
развития производственной и социальной инфраструктуры и механизма организационно-экономического устройства. В данном случае имеется в виду преобразование экономики региона в самодостаточную народнохозяйственную систему в условиях развивающейся государственной и экономической самостоятельности. Достижение этой цели возможно в условиях коренной модернизации экономики республики на основе создания новой материально-технической базы, адекватной современным рыночным отношениям и способной повысить эффективность производства в сложившихся условиях рыночной экономики.
Цели модернизации экономики Республики Дагестан заключаются:
❖ в выходе из современного депрессивного экономического состояния и формировании основных предпосылок и условий для экономиче-ского подъема, в стабилизации и росте уровня жизни населения;
❖ в обеспечении экономического роста и выхода республики на траекторию устойчивого социально-экономического развития.
Основным условием достижения определенной степени самодостаточности, обеспечения экономической безопасности и реализации программных целей модернизации экономики региона являются соответствующие ресурсы территории. Комплексное и эффективное использование природно-ресурсной базы региона позволит обеспечить рационализацию формирующейся структуры экономики и придать динамичность темпам модернизации соответствующих отраслей хозяйства.
Важнейшей составляющей региональной экономики, выступающей основой модернизации экономики региона, является топливно-энергетический комплекс и, прежде всего, электроэнергетика. До рыночных реформ электроэнергетика для Республики Дагестан являлась одной из ведущих отраслей экономики, которая формировала более 20 % процентов промышленной продукции республики. В нем занято было более 10 % работающих в народном хозяйстве республики. Исследование показателей развития электроэнергетики республики в период рыночных реформ показывает, что данная отрасль экономики как и другие отрасли региональной экономики, оказалась в упадочном состоянии. В результате спада производства доля отрасли в объеме промышленного производства республики сократись до 14,7 % в 2007 году. Однако в период с 1995 по 2005 гг. произошло некоторое увеличение производства электроэнергии. В 2006 году производство электроэнергии в республике сократилось вновь до уровня 2000 года и в настоящее время достигло чуть более уровня 1990 года (Табл.1).
Таблица 1.
Динамика выработки электроэнергии в Республике Дагестан
Показатели 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Выработка электроэнергии, млрд. кВт.ч 4,5 2,8 3,7 4,3 5,1 3,9 5,2 5,1 3,9 4,7
Темпы роста, % 100,0 62,2 132,1 116,1 118,6 76,4 133,3 98,0 76,4 120,5
Источник: расчеты автора на основе расчетов официального сайта Росстата
Индексы роста производства электроэнергии в реформенный период остаются ниже, чем в целом по промышленности. Так, например, индекс производства продукции электроэнергетической отрасли в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, составил 113,2%, тогда как по промышленности в целом - 129,9%, а по обрабатывающей промышленности еще выше -138,8% [2].
В результате снизилась доля республики Дагестан в России и Южном федеральном округе в производстве и отгрузке электроэнергии. Так, если по добыче полезных ископаемых республика занимает 49 и 7 место, соответственно, по обрабатывающим производствам - 67 и 7 место, производству и отгрузке электроэнергии республика занимает 69 и 6 место [3].
Вместе с тем, несмотря на сохраняющееся кризисное состояние экономики Республики Дагестан, в частности промышленности, сельского хозяйства, общее энергопотребление экономики республики растет за счет развития отраслей инфраструктуры, роста численности населения и расширения использования им энергопотребляющей бытовой и производственной техники. В этих условиях сложившееся нестабильное состояние электроэнергетической отрасли не сможет удовлетворять растущие потребности республики, что требует решения ряда проблем развития самого энергетического комплекса и экономики республики в целом. По уровню энергообеспеченности Республика Дагестан сегодня попадает в число энергодефицитных регионов, поскольку, за исключением энергии ГЭС, собственные энергоносители -нефть, газ, уголь - значительно меньше, чем потребности экономики республики.
В годы реформ энергетическая эффективность экономики республики еще более снизилась. Неудовлетворительным является уровень использования потенциала основных энергоисточников и в самой электроэнергетиче-ской системе. Важнейшей проблемой электроэнергетики республики является нехватка инвестиционных ресурсов и в связи с этим слабые темпы вое -производства основных фондов. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли значительно вырос и, превысив средний уровень по экономике республики, составил в 2007 г. 68,9%.
Таким образом, устойчивое состояние энергетического комплекса является основой динамичного социально-экономического развития региона и страны в целом. Надежное и экономичное энергообеспечение может быть достигнуто лишь тогда, когда государство и региональные органы власти выработают соответствующую экономическую политику и заработает механизм ее реализации при согласованном участии производителей и потребителей энергетических ресурсов. Государство обязано участвовать в процессе регулирования развитием монопольных структур, создании конкурентной среды в сфере энергопроизводства (регулирование цен, прогрессивное налогообложение, государственные заказы, финансово-кредитная, экспортно-импортная политика и др.). Участие государства в регулировании развития экономики, несмотря на наличие отдельных общепринятых направлений, не обязано
быть стандартным, ограниченным в определенных пределах. Наоборот, оно должно быть максимально гибким, должно учитывать экономические отношения каждого региона, субъекта Российской Федерации.
В этом отношении стратегия и тактика развития электроэнергетики Республики Дагестан должна быть связана с региональными особенностями функционирования хозяйственной системы, базирующейся на своих экономических ресурсах.
Энергетический комплекс республики является важнейшей структурной составляющей экономики, определяющей развитие ее производительных сил и повышение уровня жизни населения. Его основополагающее значение в функционировании отраслей экономики региона, формировании значительной части бюджетных доходов и решении социальных проблем развития республики делает правомерным введение понятия энергетической политики республики. Энергетическая политика республики должна отражать деятельность республики по отношению к энергетике и исходит из потребности общества вее развитии.
По отношению к энергетической политике энергетическая стратегия является практическим ее продолжением и решает теоретические и практические задачи формирования и развития энергетики.
Таким образом, энергетическая политика, прежде всего, выявляет назревшие потребности развития энергетики для обеспечения потребностей общества в топливе и энергии в целях подъема жизненного уровня населения региона и направлена на открытие широких возможностей эффективных воздействий на энергетические процессы. В этом плане энергетическая политика региона становится одной из основных составляющих экономической политики, напрямую зависящей от особенностей и характера экономической реформы.
Энергетическая политика советских времен базировалась на специализации регионов по отдельным производственным составляющим топливно-энергетического комплекса, основываясь на структурных особенностях развития энергетики и благоприятном сочетании народнохозяйственных и региональных факторов. В этом отношении одни регионы ориентировались на создание преимущественно топливно-ресурсной базы, другие - техники и технологий, третьи - энергогенерирующих источников и т.д. Такая система структурной организации ТЭК предусматривала размещение и развитие от -раслей энергетики, состоящих только из крупных и сверхкрупных производств.
Ориентация структурной организации энергетического комплекса на развитие крупных и сверхкрупных производств, являвшаяся основой функционировавшей экономической политики того времени, привела к развитию в регионах страны энергетических комплексов с усеченной технологической структурой. Они по своему назначению формировались в качестве определенной составной части общей топливно-энергетической системы страны и не были приспособлены к самостоятельному функционированию вне этой системы. Таким образом, развитие единого ТЭК в масштабе всей страны со-
провождалось преимущественным углублением отраслевого и территориального разделения труда [4].
В условиях функционировавшей единой энергетической системы в качестве определяющих факторов в формировании энергетической политики Республики Дагестан учитывались преимущественно ее природно-климатические особенности, ресурсный потенциал, а также плановая потребность экономики в местных энергетических ресурсах в соответствии со схемой жесткого районирования. Соответственно, энергетическая политика региона как составная часть общей энергетической политики страны была направлена на вовлечение в народнохозяйственный оборот уникальных гидроэнергетических ресурсов территории с целью поддержания единой энергетической системы страны.
Поэтому эксплуатация энергетических ресурсов региона исходила из народнохозяйственных приоритетов и не была взаимосвязана с нуждами населения региона.
В нынешних условиях рыночной экономики, когда определяющими и регулирующими факторами становятся спрос и предложение в рамках развитой конкуренции, энергетической политике правомерно ориентироваться на принципиальные позиции экономической политики, учитывающей социально-экономические интересы региона при соблюдении норм взаимодействия экономических и государственных механизмов регулирования. Такой подход создает благоприятные условия для смещения акцента энергетической политики с общегосударственного на региональный уровень.
Объективно существующая экономическая неравномерность хозяйственного развития, индивидуальность природно-климатических условий, различие уровней самообеспечения топливно-энергетическими ресурсами, сложившиеся в отдельных регионах, создают предпосылки для переориентации не только целей и задач, но и механизмов средств достижения преобразований, адаптации их к специфическим особенностям регионов.
Одним из проявлений отличия энергетической политики от разрабатываемых ранее энергетических программ и концепций стало введение механизмов регулирования с помощью, во-первых, ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию перекосов цен на энергоносители при по -степенном переходе к ценам самофинансирования предприятий, во-вторых, последовательной политики формирования конкурентной среды в энергетике, в-третьих, благодаря совершенствованию законодательства и разработке достаточно полной системы нормативных актов в виде энергетического кодекса Российской Федерации, в-четвертых, созданию систем стимулов и условий для энергоснабжения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
Однако, как показывают результаты ретроспективного анализа становления энергетического комплекса региона в условиях перехода к рыночной экономике, реализация на практике приоритетов энергетической политики проходила весьма сложно. Основными причинами здесь выступают не только слабая приспособленность механизмов регулирования процессами реализа-
ции приоритетов, но, самое главное, неадаптированность энергетической политики к решению проблем регионального характера.
Следовательно, составные элементы энергетической политики страны в целом должны отражать консолидированные цели и приоритеты, механизмы и средства реализации региональной энергетической политики. Она должна способствовать созданию более самостоятельных и надежных региональных энергетических комплексов, учитывающих принципиальные различия условий энергоснабжения, структуры энергетического баланса и подготовленных к освоению и использованию ресурсов регионов. При этом необходимо учитывать продолжающиеся в результате сложившихся ранее диспропорций в размещении энергетических комплексов огромные межрегиональные перетоки энергетических ресурсов.
Формирование энергетической политики Республики Дагестан предполагает учета не только тех предпосылок, которые связаны с возможностью устранения негативных последствий ранее существовавшей энергетической системы, но и исходящих из учета особенностей формирования и развития экономики рыночного характера в геополитическом пространстве, занимаемом республикой. В связи с этим цели региональной энергетической политики (РЭП) должны быть поставлены таким образом, чтобы при ее определении учитывались также экономические аспекты, влияющие на развитие энергетического комплекса.
Современная энергетическая политика Республики Дагестан, сочетающая естественное стремление к эффективному самообеспечению и межрегиональной интеграции и самоуправлению на основе комплексного использования местных энергетических ресурсов, должна ставить цели, достижение которых в ближайшей перспективе смогло бы способствовать стабилизации, а затем дальнейшему развитию менее зависимой и более самостоятельной энергетической системы республики, ориентированной на решение общих хозяйственных задач, обеспечивающих повышение уровня жизни населения.
Исходя из этого, главной целью энергетической политики Республики Дагестан являются осуществление экологически безопасной структурной перестройки и развития энергетики на основе модернизации и рационального использования местных энергоресурсов, укрепление межрегиональной интеграции и увеличение на этой основе вклада в решение экономических проблем республики.
Достижение обозначенной цели предусматривает решение стратегических задач, обусловленных экономическими и энергетическими факторами, учитывающих наравне с другими и природно-климатические, экологические условия Республики Дагестан. Основными из этих факторов являются, во-первых, обстоятельства общероссийского характера:
❖ совершенствование механизмов регулирования экономических отношений Центра с регионами и межрегиональной интеграции;
❖ обеспечение выхода Республики Дагестан на международный рынок энергетических ресурсов, в частности на рынок стран Кавказского региона;
❖ активизация инвестиционной деятельности при максимальном сокращении государственной поддержки;
❖ завершение институциональных преобразований в системе управления отраслями и объектами энергетического комплекса;
❖ усиление социально-экономической ориентации энергетической политики.
Во-вторых, факторы регионального характера:
❖ наличие уникального природно-ресурсного потенциала энергетики;
❖ общий экономический спад в хозяйственном комплексе республики, усугубляемый экстремальными природно-климатическими условиями, уязвимостью экономики с ее сырьевой специализацией, неразвитостью транспортной инфраструктуры, низким стартовым уровнем развития комплекса перерабатывающих производств;
❖ формирование различных форм собственности в производственной структуре регионального энергетического комплекса;
❖ высокая степень физического и морального износа активной части производственных фондов предприятий энергетического комплекса;
❖ весьма низкая платежеспособность внутреннего рынка энергетических ресурсов при наличии большого объема потребности в них;
❖ низкий налоговый бюджетообразующий потенциал базовых отраслей экономики республики по причине спада объемов производства в условиях растущего дефицита финансовых, материальных ресурсов и отсутствия эффективных механизмов регулирования производственных и экономических процессов.
При таком раскладе факторов должны быть поставлены следующие базисные стратегические задачи:
❖ обеспечение высокого технико-технологического и экологического уровня электроэнергетики;
❖ создание условий становления рыночной конкуренции с учетом важности участия механизма государственного регулирования;
❖ принятие кардинальных мер по обеспечению развития энергетики с позиций энергосбережения и рационального природопользования;
❖ повышение доли в конечном потреблении наиболее эффективных видов энергоресурсов - электрической энергии;
Реализация энергетической политики Республики Дагестан осуществляется посредством тех же механизмов, что и на федеральном уровне. Это, прежде всего, ценовая и налоговая политика формирования конкурентной среды в ТЭК, создание системы стимулов и условий для энергосбережения, экономическая политика в инвестиционной сфере и государственное регулирование.
В результате реализации и соблюдения намеченных мер в Республике Дагестан должны сложиться благоприятные условия для эффективного развития энергетического комплекса, удовлетворяющего растущие потребности экономики в энергоресурсах и постепенно интегрирующего в межрегиональные и мировые энергетические рынки.
_Литература_
1. Регионы России. Социально-экономические показатели, www.gks.ru
2. Социально-экономическое положение РД в 2007г.. Ст. сборник. - Махачкала: ТУ ФСГС, 2007. - С.9.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели, www.gks.ru
4. Тапканов Э.А., Бекетов Н.В., Никитина Т.В. Топливно-энергетический комплекс региона: структура, функции, перспективы развития. - М.: Academia, 2003. - С.61.