Научная статья на тему 'Исторические этапы развития топливно-энергетического комплекса Дальневосточного региона'

Исторические этапы развития топливно-энергетического комплекса Дальневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЭК / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / HISTORY OF DEVELOPMENT OF ENERGY INDUSTRY / FAR EAST REGION / DEVELOPMENT PROSPECTS / INDICATORS OF POWER BRANCH / DECISION-MAKING MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Н. Г.

В статье рассмотрены этапы развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока, начиная с плана ГОЭЛРО по текущий период. Содержатся основные направления и подходы к рассмотрению перспектив развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE FAR EAST REGION

In article stages of development of fuel and energy complex of the Far East, since plan ГОЭЛРО on the current period are considered. Contains the main directions and approaches to consideration of prospects of fuel and energy complex of the Far East

Текст научной работы на тему «Исторические этапы развития топливно-энергетического комплекса Дальневосточного региона»

m - порядковый номер вопроса для конкретного уровня активности КСО (ш = 1, ..M).

в 1 ^ - вес к-ого вида КСО; в 21 - вес 1-ой группы заинтересованных сторон; взт - вес ш-ого вопроса;

Вес вида КСО, группы ЗС, оценочного показателя зависит от множества факторов, устанавливается экспертным путем и отражает важность (значимость) каждого показателя, используемого в расчете интегрального показателя оценки результативности КСО по формуле:

K L Mlk

Па =Eßlk Lß2l Lß3ma,

k=1 l=1

(2)

ОС ijklm =

1, если ответ " да" 0,5, если ответ " в основном" 0, если ответ " нет"

Нормализованная балльная оценка I определяется:

1 ксо = — *100 ксо ПЭ ■

(3)

где - целевой (фактический) показатель результативности

деятельности ] - ой компании, для которой в качестве эталонного принят I - ый уровень активности в области КСО;

ijklm " количество баллов за ответ н

(0< ащт <1), принимает следующие значения:

Для оценки степени активности КСО разработана шкала балльно-рейтинговой оценки. Исследуемая компания в высокой степени активна в области КСО, если оценка ее результативности находится в пределах от 100 до 86 баллов (оценка в диапазоне 85-66 баллов соответствует приемлемой степени активности, 65-41 баллов - низкой, 40-0 баллов - начальной степени активности компании). Интервальные значения шкалы определены методом экспертных оценок. Оценка согласованности действий экспертов и достоверности полученных экспертных оценок проводилась на основе расчета коэффициента конкордации (^, значение которого близко к 0,85, что свидетельствует о достаточно высокой степени согласованности мнений экспертов и, следовательно, о получении достоверных оценок.

Предложенная методика позволяет на качественном уровне сравнивать уровень активности отдельной компании в области КСО в течение определенного периода времени, а также дает возможность сравнивать компании, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла и являющиеся различными по уровню активности в области КСО.

Отмечая в качестве одного из основных принципов оценки результативности деятельности компании в области КСО принцип совершенствования, представляется правильным изменять и дополнять предложенную матрицу, оставляя неизменным подход к ее составлению. С целью применения методики для оценки результативности деятельности конкретной компании в области КСО необходимо на основании карты групп заинтересованных сторон, исходя из их потребностей и ожиданий, составить перечень оценочных показателей, а также присвоить веса видам КСО, группам заинтересованных сторон и оценочным показателям исходя из их важности (значимости), с учетом отраслевых, региональных и других особенностей исследуемой компании.

Литература:

1. ISO 26000: 2010 Guidance on social responsibility URL: http://www.iso.org/iso/search.htm?qt=ISO+26000&searchSubmit=Search&sort= rel&type=simple&published=on (дата обращения 13.03.2012).

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 7.02.2008 № Пр-21.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Сидорова Н.Г., к.э.н., доцент кафедры финансы и кредит Дальневосточного государственного университета

В статье рассмотрены этапы развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока, начиная с плана ГОЭЛРО по текущий период. Содержатся основные направления и подходы к рассмотрению перспектив развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока.

Ключевые слова: история развития ТЭК, Дальневосточный регион, перспективы развития, показатели энергетической отрасли, механизм принятия решений.

HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE FAR EAST REGION

Sidorova N., Ph.D., associate professor of finance and credit, Far Eastern University

In article stages of development of fuel and energy complex of the Far East, since plan ГОЭЛРО on the current period are considered. Contains the main directions and approaches to consideration ofprospects offuel and energy complex of the Far East

Keywords: history of development of energy industry, Far East region, development prospects, indicators of power branch, decision-making mechanism.

Первым в истории страны опытом системного подхода к решению крупных энергетических и народнохозяйственных проблем стала разработка в 1920 г. Государственного плана электрификации России (план ГОЭЛРО) [1].

План ГОЭЛРО несомненно являлся системным и стратегическим документом народнохозяйственного значения. ГОЭЛРО ставил амбициозные народнохозяйственные задачи по ускоренному энер-

гетическому и промышленному, транспортному, сельскохозяйственному подъему страны.

Определение целей экономического развития советской России комиссия ГОЭЛРО обусловливала тщательным, вероятностнонеопределенным подходом к оценке возможностей и ресурсов народного хозяйства, необходимых и доступных для выполнения поставленных задач.

Реализация плана ГОЭЛРО происходила в меняющейся обстановке, но не предусматривала корректировки стратегического содержания генеральных целей плана в зависимости от динамики и прояснения вероятностно-неопределенной ситуации с народнохозяйственными ресурсами. Реализация ГОЭЛРО опиралась на плановые цифры-показатели, но, по-видимому, лишь внешне. Определяющее значение (с точки зрения управления) имел именно стратегический подход к постановке и достижению генеральных целей. Количественные показатели несли подчинённую функцию - как иллюстрацию масштаба, временной развертки выбранных и последовательно реализуемых задач ГОЭЛРО. Способы и методы осуществления плана ГОЭЛРО заложили основы программно-целевого метода решения комплексных народнохозяйственных задач.

План ГОЭЛРО не был плодом исключительно «кабинетных» изысканий работников комиссии ГОЭЛРО и привлекаемых экспертов. Разработка плана выполнялась в очень сжатые сроки, но при этом разработчики старалась максимально сочетать и опираться на многоуровневый и иерархический подход к обоснованию и согласованию целей (народнохозяйственных, отраслевых, районных).

Комиссия ГОЭЛРО подчеркивала приоритет народнохозяйственных интересов, необходимость координирования («арбитража») на государственном уровне предложений «низовых» (подуров-невых) отраслей, районов при отборе окончательных решений, с одной стороны, и важность выдвижения «низовых» инициатив, знаний заинтересованными подуровнями

приоритетов и возможностей («системных ресурсов») народного хозяйств.

В очень сжатом виде логика народнохозяйственного подхода к планированию развития ТЭК страны развивалась на двух основных фазах иерархического процесса. Здесь стоит процитировать замечания комиссии ГОЭЛРО в части ее взаимодействия с группами экспертов из районов: «При выработке рационального плана хозяйства для страны предстоит подразделить ее на хозяйственносамостоятельные единицы - районы. По существу дела составление хозяйственного плана для района должно быть делом самого района, так как требует глубокого знания местных условий и активного участия населения, без чего составление и выполнение плана трудно осуществимо. Однако работы различных групп работников между собой не согласованы, ведутся в различных направлениях, без учета относительного значения района в общем хозяйстве страны и без выяснения того, что имеет в виду предпринять государство и на какое содействие от этого последнего может рассчитывать район» [2]. Полученный план стратегического развития ТЭК страны обеспечивал получение рациональной структуры национального энергоснабжения в отраслевом и территориальном разрезе.

Методологической основой системного подхода к энергетике стал комплексно-энергетический метод исследований, созданный школой академика Г.М. Кржижановского. Использовавшийся балансовый метод в сочетании с комплексно-энергетическим подходом, подкрепленный методами экономического сравнивания вариантов (оценки народнохозяйственной эффективности капиталовложений), служил мощным средством системного анализа энергетики в течение всего периода немашинной переработки информации-

Теория и практика централизованного планирования ТЭК СССР отмечена редкой (если не исключительной) реализацией стимулирующей фазы народнохозяйственного планирования - определением народнохозяйственных плановых нормативов - системы перспективных замыкающих затрат на топливо и энергию. Госплан СССР регламентировал использование замыкающих затрат на топливо и энергию при выполнении массовых локальных технико-экономических решений, так или иначе связанных с использованием топливно-энергетических ресурсов.

Системный анализ с применением ЭВМ в 50-х и 60-х гг. ХХ столетия и выделение двух направлений (первое - разработка методов системного анализа и определение наиболее эффективных направлений долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса; второе - системные методы рационализации управления развитием и функционированием энергетики) позволил перейти к анализу развития ТЭК на новой ступени. Этим обусловлен тот факт, что начиная с 1960-х годов в СССР значительно активизировались комплексные междисциплинарные исследования проблем развития и функционирования систем энергетики и топливно-энергетического комплекса в целом, имеющие фундаментальный характер.

В процессе преобразований 1990-х годов решающее значение для субъектов хозяйствования ТЭК, органов государственной власти имела радикальная смена фундаментального типа экономической системы и вызванный этим переход к иной системе управления (целеполагания, планирования, механизмов распределения и перераспределения ресурсов, контроля).

Интенсивное разгосударствление, утверждение многообразия форм собственности, федеративное устройство страны, развитие механизмов разделения властных полномочий и предметов ведения, политической и экономической ответственности, утверждение режима бюджетного федерализма кардинально трансформировали систему и механизмы энергетической политики России.

В числе последствий масштабной политико-экономической трансформации России в 1990-х годах явилось организационное (институциональное) разрушение всеобъемлющей и отлаженной системы стратегического планирования социально-экономического развития страны, регионов, отраслей народного хозяйства, топливно-энергетического комплекса. Быстрое и кардинальное разрушение отлаженной «машины» народнохозяйственного планирования произошло, возможно, потому, что многоуровневый (по временным горизонтам, составу и характеру плановых документов, иерархии управления) процесс планирования национальной экономики, энергетического сектора был ассоциирован исключительно с директивным механизмом принятия решений, распределения средств, производственных заданий.

В 1992 г. несколькими последовательными актами правительства и президента страны цены на энергоносители в России были резко повышены. В течение 1992-1993 гг. были либерализованы рынки нефти, нефтепродуктов, а также угля. Выработка, поставки электроэнергии и централизованной теплоты, добыча и распределение природного газа получили статус регулируемых монополий.

Для изъятия возникающих сверхприбылей в нефтегазовом секторе, а также в целях выравнивания условий производства в добыче нефти, природного газа, угля правительство ввело систему экспортных пошлин, акцизов на нефть и природный газ, дифференцированных ставок платежей за пользование недрами, а также налоги и акцизы на реализацию моторных топлив. Тем самым был реализованы меры по усилению фискального давления на доходы приро-до-эксплуатирующих нефтегазовых отраслей, превращения их в доноров российской экономики.

С большим запаздыванием государство предприняло законодательные и нормативные усилия по организации в стране энергосберегающей политики. В 1996 г. был принят федеральный закон «Об энергосбережении», который заложил общие основы государственной энергосберегающей политики в России. В развитие этого закона в середине 1997 г. правительством страны была утверждена федеральная программа «Энергосбережение в России», были приняты несколько других решений организационного назначения. Однако эти решения не содержали действенных механизмов реализации, не имели финансового базиса.

Весь комплекс реформационных мероприятий в ТЭК России разворачивался на фоне возникшего с 1992 г. системного кризиса, который находил свое проявление в беспрецедентном спаде национального производства, инфляции, нестабильности, высокой несбалансированности государственных и муниципальных финансов, разрушении платежных балансов субъектов экономики. Глубокий системный кризис фактически подавил задуманные эффекты реализации плана преобразований в энергетике России, хотя при этом обусловил активное использование ряда его принципиальных идей.

Неплатежи, бартер, зачеты взаимных требований - финансовые проявления затяжного структурного кризиса, которые в наибольшей степени поразили предприятия топливно-энергетического комплекса России, явились устойчивым и повсеместным элементом переходного периода 1990-х годов. Оказалось, что внешне простые и проверенные способы нормализации платежных оборотов -ужесточение бюджетных ограничений, политика банкротств, в массовом масштабе для России не допустимы, они подрывали основы социально-экономического устройства страны, ее регионов. Неплатежи, не денежные расчеты явились методом, инструментом удержания социально приемлемого уровня занятости, обеспечения минимальными источниками жизнедеятельности широких слоев населения, поддержания тем самым относительной социально-экономической стабильности в стране.

Потребление топливно-энергетических ресурсов повсеместно, их использование в суровых природно-климатических условиях

России является средством жизни. Экспортная эффективность сырой нефти, природного газа, нефтепродуктов служит каналом притока внешних средств в страну, где внутреннее производство товаров и услуг, их фискальная отдача интенсивно сокращались. Эти обстоятельства и осознание правительством, региональными властями необходимости обеспечения социально-экономической стабильности в условиях глубокого экономического кризиса обусловили мощное давление на воспроизводственную систему ТЭК России со стороны внутренней экономики и государства. Это давление проявилось в масштабном кредитовании, прямом и скрытом субсидировании за счет ТЭК энергопотребляющего сектора страны, некомпенсируемом предоставлении последнему топливно-энергетических ресурсов. Отсутствие оплаты поставок ТЭР вызвало длительный дефицит средств у предприятий, компаний топливноэнергетического комплекса. Это привело к существенному срабатыванию и ухудшению важнейших показателей производственного потенциала ТЭК России.

Политика преобразований в ТЭК страны с точки зрения сложной обстановки стартовых условий, стратегического и межотраслевого характера поставленных задач преобразований и необходимых решений, думается, не уступала знаменитому плану ГОЭЛРО. Реализация преобразований начала 1990-х годов, как и плана ГО-ЭЛРО, отличалась жестким следованием поставленным стратегическим целям по реформированию. Но в отличие от подготовки плана ГОЭЛРО, пакет стратегических преобразований начала 1990х годов не содержал прагматизма, надежных оценок в ресурсах осуществления, был явно рискованным для интенсивного внедрения.

Центральное мероприятие преобразований - быстрая либерализация цен на ТЭР, позволяло перераспределять ценовым механизмом экономические ресурсы в пользу ТЭК, за счет этого превратить его в донора экономики России. Допускалось, что относительное удорожание ТЭР ухудшит положение энергопотребляющего сектора - главного источника средств для отраслей ТЭК. Но полагалось, что потребители сразу, с момента резкого удорожания ТЭР будут в состоянии оплачивать новые цены на топливо и энергию (отдавать ресурсы в больших размерах, чем прежде) и при этом одновременно будут иметь средства, чтобы их отвлекать в модернизацию огромной массы энергопотребляющих фондов. Эти процессы, согласно плану преобразований, должны были развиваться в условиях открытой экономики и трансформационного сокращения национального производства (доходов).

Общее снижение доходов в экономике, острый дефицит средств в энергопотребляющем секторе, спиралевидное «закручивание» этих негативных процессов изначально вносились в план преобразований топливно-энергетического комплекса (так и всего народного хозяйства). Эти обстоятельства с самого начала не обеспечивали допустимости пакета преобразований в энергетике, обусловливали высокий риск нехватки ресурсов для достижения целей реформы, а также, если принимать во внимание роль и значение ТЭК в народном хозяйстве, связанные с этим риском негативные системные последствия.

С 2000 г. в России наблюдается не только фаза экономической стабилизации и подъема, но и меняется государственная экономическая и энергетическая политика с заметной «реставрацией» признаков централизации в управлении экономикой и ТЭК: развитием вертикальной интеграции (хозяйственной иерархии) в работе отраслевых рынков топлива, реализацией принципов экстерриториальности в реструктуризации электроэнергетического сектора, усилением централизации регулирующих функций федерального центра, укреплением государственного влияния в структуре операторов стратегических рынков топлива и энергии, централизацией прав на развитие в регионах структурных проектов.

Основная задача Энергетической стратегии России - определение путей и формирование условий безопасного, эффективного и устойчивого функционирования энергетического сектора, а также формирование системы взаимоотношений субъектов ТЭК, потребителей и государства, обеспечивающих достижение заданных целей энергетической политики в реальных условиях функционирования энергетического сектора страны [3].

Концептуально разработка ЭСР-2020 осуществлена в традициях народно-хозяйственного подхода:

- обоснование целей выполнено в увязке с развитием всей экономики с учетом ресурсных, технологических, инновационных, финансовых, бюджетных возможностей страны, вероятной совокупности геополитических, макроэкономических, региональных

факторов и условий, определяющих динамику развития и структуру топливно-энергетического комплекса России;

- основные положения, отражающие целевые и структурные аспекты развития ТЭК РФ, подготовлены в режиме центрального планирующего органа (исполнительной дирекцией и экспертным советом по разработке ЭСР), взаимодействующего в получении необходимой информации, обработке материалов с уровнями научно-исследовательских организаций, Минэнерго, Минатома, Минэкономразвития, Миннауки России, крупных компаний энергетического сектора;

- проект прошел процедуру поэтапного заслушивания и согласования.

Энергетика краев и областей Дальнего Востока прошла в своем развитии те же этапы, что и в России в целом, ее роль в развитии отраслей хозяйства и всех сторон жизнедеятельности населения возрастала.

Приморский край. Впервые электроэнергия на территории края была выработана в 80-90 гг. XIX столетия. Это были в основном очень мелкие электростанции с энергоустановками мощностью до 1000 кВт; к 1917 г. энергетическое хозяйство располагало мощностью лишь 5700 кВт.

В восстановительный период, после освобождения края от белогвардейцев и интервентов в 1922 году, спрос на электроэнергию резко возрастает. Неоднократно приходилось повышать мощность Владивостокской городской электростанции и к 1933 г. ее мощность была доведена до 11 тыс.кВт. Однако кардинально решить проблему энергоснабжения развивающегося края можно было путем строительства государственной районной электростанции. Такой электростанцией стала Артемовская ГРЭС. Пуск ее первого агрегата был осуществлен в ноябре 1936г. Одновременно со строительством Артемовской ГРЭС строились электростанции в Уссурийске, Спас-ске, Лесозаводске. С пуском Артемовской ГРЭС началось строительство высоковольтных линий электропередач и были созданы предпосылки для формирования энергосистемы.

Великая Отечественная война задержала развитие энергетики в крае, но после ее окончания (1945 г.) эта отрасль промышленности развивалась быстрыми темпами. К 1950 г. значительно возросла мощность Артемовской ГРЭС. В 1954 г. был введен в эксплуатацию первый агрегат Партизанской РЭС. В 60-е годы идет наращивание мощности на Артемовской ГРЭС за счет введение в эксплуатацию агрегатов высокого давления.

Значительное развитие энергетика получила в 70-е гг. Технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, рост жизненного и культурного уровня населения предъявил к энергетике новые требования, что привело к созданию в крае новой отрасли -теплоэнергетики. Было создано несколько источников тепловой энергии, в их числе Владивостокская ТЭЦ-2. В строй действующих вошла и Приморская ГРЭС.

В последующие годы шло дальнейшее развитие электроэнергетики. Вслед за наращиванием энергетических мощностей широкий размах получило электросетевое строительство. Из года в год вводились в эксплуатацию сотни километров линий электропередачи разных напряжений. Благодаря развитию электросетевого хозяйства энергетика двигалась в северные районы края. Приморская энергосистема стала обеспечивать электроэнергией все промышленные предприятия и рабочие поселки края.

Электрохозяйство края - сложная и разветвленная система. Динамика производства электроэнергии в Приморском крае в доперестроечный период характеризуется следующими показателями: 1970 г. - 4,3; 1975 г.- 6,4; 1980г. - 8,4; 1985 г. - 11,6 млн кВт-ч.

Хабаровский край. В начале XX столетия состояние энергетики на территории современного Хабаровского края вполне соответствовало общей отсталости окраины России. Свет горел в канцелярии генерал-губернатора, в домах наиболее влиятельных купцов и чиновников и почти не использовался в промышленности. На территории края имелось несколько мелких электростанций, принадлежащих железной дороге, частным предприятиям и торговым фирмам. Только в послереволюционные период по мере строительства новых заводов, городов, поселков начали строиться энергетические предприятия. В 1934 г. была пущена Хабаровская электростанция. Мощность ее составляла 3 тыс. кВт, потом увеличилась вдвое. В 1933 г. в глухой тайге, на месте будущего города Комсомольска-на-Амуре, была заложена первая очередь крупной теплоэлектроцентрали. В чрезвычайно короткий срок здесь выросло здание ТЭЦ, а весной 1934 г. ее первый котел дал пар для отопле-

ния цехов завода. Через год были смонтированы и сданы в эксплуатацию еще два котла и турбогенератор мощностью 3 тыс. кВт. К концу 1938 г. мощность теплоэлектроцентрали города достигла 30 тыс. кВт. В 1944 г. были сданы в эксплуатацию два турбогенератора на электростанции в городе Советская Гавань.

В послевоенные годы возросло производство электроэнергии за счет увеличения мощностей существующих электростанций и ввода в эксплуатацию новых. Чтобы удовлетворить потребности в электроэнергии крупные центры Хабаровского края, в годы четвертой и пятой пятилеток были построены мощные электростанции в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Производство электроэнергии было значительно увеличено и составляло: в 1970 г. -3,4; 1975 г. - 5,3; 1980 г.- 5,8 млрд кВт-ч.

Энергетика Хабаровского края неразрывно была связана с развитием топливно-энергетического комплекса всего Дальнего Востока.

Развитие ТЭК Дальнего Востока в 1981-1990 гг. предусматривало осуществление экстренных мер по ликвидации отставания развития энергетики и топливной промышленности региона, его краев и областей, улучшение условий и повышение эффективности энерго- и теплоснабжения. При этом особое значение имел комплекс мероприятий, обеспечивающих ускоренное сооружение объектов энергетики и топливной промышленности, а также задел геологоразведочных, проектно-изыскательских и строительных работ для дальнейшего сбалансированного развития ТЭК.

Была разработана Программа развития ТЭК Дальнего Востока, которая учитывала интересы всех регионов, в том числе Хабаровского края. Реализация ее должна была осуществляться в два этапа.

Первый этап (1981-1990 гг.) предусматривал ликвидацию дефицита энергетических мощностей путем ускоренного сооружения и ввода в эксплуатацию гидравлических и тепловых электростанций, а также линий электропередач, строительство которых было начато в предыдущем десятилетии; завершение формирования основного контура объединенной энергосистемы Дальнего Востока на территории его регионов, создание разветвленной сети магистральных и распределительных линий электропередач (ЛЭП), обеспечивающих выдачу мощности и энергии в основные энергопотребляющие районы; повышение надежности и эффективности электроснабжения; реконструкцию, модернизацию и замену оборудования устаревшего на ряде действующих электростанций и котельных, снижение удельных расходов топлива на выработку электрической и тепловой энергии; формирование развития угольной промышленности и увеличение добычи угля путем освоения проектных мощностей действующих и строящихся угледобывающих предприятий; строительство газопровода до Комсомольска-на-Амуре и т.д.

Работы были выполнены не в полном объеме. Топливно-энергетический комплекс региона развивался сравнительно медленно, начало перестройки отрицательно сказывалось на ускорении темпов развития энергетики.

Производство электроэнергии в Хабаровском крае в 1985 г. составляло 5,4 млрд кВт-Ч, что было меньше чем в 1980 г. на 0,4 млрд кВт-ч. В 1990 г. этот показатель составил 9,7 млрд кВт-ч. Таким образом, первый этап развития ТЭК не дал желаемого результата для энергетики Дальнего Востока.

Второй этап (1991-2000 гг.), в течение которого предусматривалось осуществить дальнейшую реконструкцию топливно-энергетического комплекса региона за счет гидроэнергетического строительства, освоение ресурсов природного газа, строительство атомных электростанций, дальнейшего строительства крупных тепловых электростанций на базе местных углей; строительство и ввода в эксплуатацию новых мощностей нефтепереработки; дальнейшее развитие исследовательских, геологических и проектно-изыскательских работ.

В течение всего периода важнейшее значение имело осуществление мероприятий по строжайшей экономии и рациональному использованию природных энергетических ресурсов, электроэнергии, тепла и топлива.

Проведение реформ отрицательно сказалось на решении этих задач. Производство электроэнергии в Хабаровском крае снизилось. В 1995 г. было произведено 7,8 млрд кВт-ч электроэнергии, в 1997 г. - 7,8 млрд кВч-ч. Добыча угля сократилась с 2,1 млн т в 1990 г. до 1,6 млн т в 1997 г. Между тем, долговременной государственной программой предусматривалось довести в Хабаровском крае в

2000 г. производство электроэнергии до 20,7 млрд кВт-ч, добычу угля - до 4,5 млн т.

Сложившаяся диспропорция между быстрыми темпами роста электропотребления и отставанием ввода в эксплуатацию энергетических мощностей и электросетевых объектов из-за слабой строительной базы энергетики в регионе в 1975-1985 гг., предопределили наличие существующего дефицита электрической и тепловой мощности в крае. Причиной энергетического дефицита Хабаровского края стало также отсутствие определенного вида и количества топлива, поставляемого на электростанции, резкое ухудшение его характеристики, приводящее к ускорению износа, повышенной аварийности оборудования; отсутствие необходимого резерва мощности в ОЭС востока страны; недостаточная оснащенность средствами связи и противоаварийной автоматикой; медленное развитие теплосетей крупных городов; низкая квалификация и малочисленность ремонтного и эксплутационного персонала.

Амурская область. На территории Амурской области проделана огромная работа в развитии электроэнергетики, что наглядно показывают данные о выработке электроэнергии (в млн кВт-ч): 1928 г.- 2,8; 1960 г. - 445,6; 1965 г. - 764; 1970 г. - 1393; 1975 г. - 1900; 1980 г. - 4400; 1985 г. - 7100.

Главнейшей из энергетических центров области является Рай-чихинская тепловая станция. В 1958 г. было закончено строительство линий электропередач Райчихинск-Благовещенск длиной 185 км. В 1965 г. электрофицирован Архаринский район. Было построено энергетическое кольцо Райчихинск-Белогорск-Свободный-Благовещенск-Райчихинск. В 1970 г. завершено строительство высоковольтной линии от Райчихинска к Лондако, Биробиджану и к Хабаровской ТЭЦ. Это был первый этап создания единой Дальневосточной энергосистемы.

Построена электролиния Свободный - Шимановск - Тында -Зея. Протяженность электрических сетей в области в 1970 г. составила 15,5 тыс. км, из них 740 км - линии электропередача высокого напряжения.

Дальнейший быстрый рост энергетического хозяйства обеспечила Земская электростанция, первые агрегаты которой вступили в строй в 1975 г. Однако в период проведения реформ производство электроэнергии в области стало снижаться. Если в 1990 г. в области было произведено 7,8 млрд кВт-ч электроэнергии, то в 1995 г. - 7,5; 1997 г.- 5,8 млрд кВт-ч.

Технически пригодные к использованию гидроэнергоресурсы Амурской области составляют 63,5 млрд кВт-ч. Строительство ГЭС оказывает существенное влияние на развитие производительных сил области, Дальневосточного региона в целом, экономя топливно-энергетические ресурсы.

Таким образом, в до перестроечный период Дальний Восток коренным образом преобразил свою экономику, достиг сравнительно высокого уровня развития производительных сил, особенно по добыче цветных и редких металлов, рыбы, заготовке и переработке леса и другой продукции; на заводах машиностроения и металлообработки стали производиться дизели и дизель-генераторы, промысловые и транспортные суда, турбины и компрессоры, металлорежущие станки, силовые трансформаторы, подъемно-транспортное, кузнечно-прессовое и отопительное оборудование и др. инвестиционные программы в сфере электроэнергетики Дальнего Востока, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение «узких мест» в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и теплоэнергии, снижение потерь . Использование прежней схемы освоения природных ресурсов не позволит в перспективе использовать этот сектор экономики как базу экономического развития и при этом удержать весь регион в рамках рыночного пространства. Необходимо изменить принципы размещения населения и производства, тип освоения природных ресурсов. Имеется в виду создание условий для перехода в северной зоне региона к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и самой территории. Это позволит реально снизить социальную и коммунальную нагрузку на наиболее продуктивную южную зону и в целом на бюджетную систему России, одновременно увеличив эффективность и комфортность освоения ресурсов в самом регионе.

Переход к вахтовому способу развития природно-ресурсного сектора предполагает формирование на территории Дальнего Востока системы опорных городов с выведением коммунальных, куль-

турных, образовательных, медицинских, экологических условий проживания в них на уровень лучших международных стандартов. Первоначально необходимо на основе аккумулируемых в бюджетах самого региона доходов от внешнеэкономической деятельности, а также с использованием инвестиционных трансфертов федерального бюджета на социальные цели, развивать города Владивосток, Хабаровск, Находка. Опираясь на эти городские центры, остальные населенные пункты также смогут улучшить систему жизнеобеспечения. Опорные города станут в перспективе скелетом для формирования постоянного населения Согласно проекту концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации в инерционном варианте развития опустятся ниже 4,5 процента в год, а в сценарии энергосырьевого развития сохранятся на уровне 5-6 процентов, а в случае запуска инновационного сценария способны сохранитьс на уровне 6-6,5 процента в год в течение ближайших 10 лет. Тенденция эко-

номического роста в Российской Федерации способствует:

реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, в частности реализации Сахалинских проектов по добыче углеводородов, реализации проектов по освоению Западно-Камчатского шельфа, развитию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, а также крупных проектов в сфере транспортировки сырьевых ресурсов.

Литература:

1. План электрификации РСФСР. Доклад VIII съезду Советов государственной комиссии по электрификации России. - М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. - 659 с.

2. План электрификации РСФСР. С. 185.

3. Нестеренко, А.Д. Экономика регионов российского Дальнего востока в ХХ веке (промышленность, сельское хозяйство): В 2 ч. Ч.1. Приморье, Хабаровский край и Амурская область / А.Д. Нестеренко. - Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2000. - 164 с.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Романов С.В., аспирант, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

В статье рассмотрено законодательное регулирование деятельности инновационных предприятий. По мере развития рыночных отношений в РФ необходимо совершенствование законодательных основ, а государственная инновационная политика должна создавать необходимые условия для инновационной деятельности предприятий.

Ключевые слова: законодательное право, стратегия, инновации, программа, научно-методическое обеспечение для инновационного развития предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LEGISLATIVE REGULATION OF INNOVATIVE ENTERPRISES IN RUSSIA

Romanov S., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE

The article considers the legal regulation of innovative enterprises. With the development of market relations in Russia is necessary to improve the legal framework and state innovation policy should create the necessary conditions for innovation in enterprises.

Keywords: legal right, strategy, innovation, program, scientific and methodological support for the development of innovative enterprises.

В последние годы в России проводится новая государственная политика, касающаяся модернизации экономики, которая, по мнению Д.А.Медведева, председателя правительства РФ, «должна базироваться на четырех «И»: инновациях, инвестициях, инфраструктуре и институтах». Это требует разработки механизмов развития инновационной деятельности, создание благоприятных условий для реализации новшеств, совершенствования законодательства для модернизации экономики.

Специалистами была разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2008г., N 1662-р.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы: основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

В разделе «Экономика лидерства и инноваций» Концепции обозначено, что Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформирова-

ны условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

В период модернизации экономики актуально научно-методическое обеспечение для инновационного развития предприятий. Для этого разработана и принята федеральная целевая программа: Постановление Правительства РФ от 17.10.2006г., № 613 (ред. от 20.12.2011г.) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы».

Целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ. К числу приоритетных задач этой программы относятся и задачи направленные на дальнейшее развитие инновационной системы.

Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности предприятий может выступать в двух формах: во-первых, как обеспечивающая подсистема в системе управления инновациями предприятий, которая создает экономико-организационные условия реализации результатов научно-технических инноваций (продуктовых и процессных), во-вторых, как самостоятельная инновация в сфере управления экономическими системами разных уровней (управленческая инновация).

«Поисковое и нормативное среднее и долгосрочное прогнозирование развития научно-технической сферы» предусматривает разработку и совершенствование методологии среднего и долгосрочного прогнозирования развития научно-технической сферы, с учетом анализа российского и мирового уровней развития. А также потребностей в новых знаниях и технологиях реального высокотехнологичного сектора экономики, стратегических задач и интересов государства, приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. С помощью разработанного методического инструментария возможно формирование и корректировка среднего и долгосрочного про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.