Научная статья на тему 'Прогнозирование энергетического баланса, как важнейшее условие регионального стратегирования'

Прогнозирование энергетического баланса, как важнейшее условие регионального стратегирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГОЕМКОСТЬ / PROGNOSTICATION / POWER BALANCE / REGION / STRATEGY / RUSSIAN ECONOMY / POWER PROVIDING / ECONOMIC SECURITY / POWER-HUNGRINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омаров Шамиль Камалудинович

В статье обосновывается актуальность, ставятся цели и задачи прогнозирования энергетического баланса региона, излагаются некоторые аспекты решения этой проблемы в Дагестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGNOSTICATION OF POWER BALANCE, AS MAJOR CONDITION OF DEVELOPMENT OF REGIONAL STRATEGY

Actuality is grounded in the article, aims and tasks of prognostication of power balance of region are put, some aspects of decision of this problem are expounded in Dagestan.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование энергетического баланса, как важнейшее условие регионального стратегирования»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ОМАРОВ Ш.К.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИРОВАНИЯ

В статье обосновывается актуальность, ставятся цели и задачи прогнозирования энергетического баланса региона, излагаются некоторые аспекты решения этой проблемы в Дагестане.

OMAROV S.K.

PROGNOSTICATION OF POWER BALANCE, AS MAJOR CONDITION OF DEVELOPMENT OF REGIONAL STRATEGY

Actuality is grounded in the article, aims and tasks of prognostication of power balance of region are put, some aspects of decision of this problem are expounded in Dagestan.

Ключевые слова: прогнозирование, энергетический баланс, регион, стратегия, российская экономика, энергообеспечение, экономическая безопасность, энергоемкость.

Keywords: prognostication, power balance, region, strategy, Russian economy, power providing, economic security, power-hungriness.

Осуществление стратегии Дагестан - 2025 может быть поставлено под сомнение отсутствием в ней прогнозирования энергетического баланса региона, поскольку для построения постиндустриального общества одной из главных проблем служит энергообеспечение прогнозов развития.

Современное состояние энергетического обеспечения стратегического развития российской экономики можно охарактеризовать следующим обра -зом: стихийно сформировавшиеся с начала 90-х годов механизмы и факторы роста держат многие регионы в состоянии постоянных угроз энерго-обеспечению жизнедеятельности, а ожидаемое к 2025 году увеличение в 2,5 раза производства ВВП не подкрепляется программами соответствующего роста энергообеспечения и энергосбережения. Удачная для России конъюнктура мировых цен на нефть и другие энергоносители оборачивается превращением внутренних потребителей во второстепенные. Энергетический баланс регионов обеспечивается итерацией, то есть регулярным соче-танием недозагрузки мощностей с регулярными же перебоями в обеспече-

НИИ.

В итоге к уже привычным шахматным отключениям отдельных насе-ленных пунктов от электроэнергии добавились перебои с автомобильным

топливом и его значительным удорожанием накануне уборочной сельскохо-зяйственной страды 2011 года. Если региональному стратегированию не будет сопутствовать прогнозирование энергобалансов, то планы модернизации экономики России могут не осуществиться. При этом с учетом перспективных технологических укладов в энергобалансах регионов должны быть учтены задачи обеспечения, прежде всего, экономически эффективными энергоресурсами: электроэнергия, природный газ, моторное топливо. Дефицит экономически эффективных видов энергии в некоторых регионах (например, в Дагестане) оборачивается произволом энергосбытовых монополий, когда плата энергетической монополии за подключение (50 тысяч рублей за 1 кВт/ч в 2011 году) превышает нормативную инвестициоемкость подключаемой мощности по мощностям ТЭС (30 тысяч рублей за 1 кВт/ч в 2011 году). Помимо указанного ценового давления глобализации отметим также следующие негативные внутрироссийские факторы: угрожающий региональному стратегированию износ энергетических сооружений и коммуникаций, аварии и потери на которых оборачиваются существенными поте -рями; высокая учетная ставка кредитования при высокой капиталоемкости новых мощностей не позволяет рассчитывать на коммерческую эффективность инвестиций в расширение энергетических мощностей; прекращение в постсоветский период геологоразведочных работ в прирост сырьевой базы энергетики может привести в перспективе к существенному снижению объёмов нефтегазодобычи; неэффективная с низкой долей использования местных ресурсов структура топливно-энергетического баланса регионов приво-дит к существенным потерям энергоресурсов при их передаче и транспортировке на дальнее расстояние; деформированная ценовая политика в ТЭК, закладывающая сверхприбыли в сметы расходов, существенное технологическое отставание в технологиях использования энергии и связанная с ними неоправданно высокая энергоемкость большинства отраслей экономики.

Если не предпринять кардинальных преобразований процесса энерге-тического балансирования регионов с планами их стратегического развития, это неизбежно приведет экономики большинства регионов России к энерге -тическому кризису, наличие избыточных энергомощностей становится главным условием дальнейшего развития для большинства российских ре -гионов. Тем не менее, несмотря на имеющиеся у регионов экономические стратегии, в большинстве из них не составляются взаимосвязанные с ними энергетические балансы. При этом авторы стратегий исходят из того, что регион, как и страна в целом, является открытой системой, в которой нехватаю щие по прогнозам энергоресурсы могут восполняться извне.

Такая позиция ошибочна, поскольку стихия рыночного регулирования периодически приводит к мировым и локальным экономическим кризисам, в том числе - энергетическим. Стратегия и вытекающие из неё долгосрочные программы социально-экономического развития территорий как раз и предназначены для того, чтобы предотвратить возможные экономические потери от кризисов. Необходимо учитывать, что, кроме производственной, отечественная энергетика выполняет ряд важнейших социально -

экономических функций безопасности развития регионов: социальную (обеспечение роста качества жизни населения на всей территории страны), инновационную (высокое удельное энергопотребление является мощным рыночным стимулом научных исследований и практических мер по энерго-сбережению); экспортную (валютные поступления в национальную экономику, требуемые для коренной модернизации) и т.д. Эти аспекты должна учитывать национальная энергетическая политика, важным компонентом которой является совершенствование формирования энергетического ба-ланса регионов через модернизацию инновационно-инвестиционной составляющей, как активной, так и пассивной его частей. Однако сложившееся положение в энергетике экономически отстающих регионов, каковым является и республика Дагестан, не позволяет энергетике эффективно выполнять названные функции, создает угрозу бесперебойному функционированию экономики, а следовательно, ее безопасности.

Таблица 1.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2009г.

в регионах ЮФО [1] (в фактически действовавших ценах; в процентах)

Произ- в том числе по видам деятельности

водство и произ- из него сбор,

распре- водство, произ- произ- производст- очистка и

деление передача водство, водство и во, передача распре-

электро- и распре- передача распре- и распреде- деление

энергии, деление и распре- деление ление пара и воды

газа и во- электро- деление газооб- горячей во-

ды — все- энергии, электро- разного ды (тепло-

го газа, пара и горячей воды энергии топлива вой энергии)

Российская Федерация 100 94,1 60,3 4,4 29,4 5,9

Центральный федер.округ 100 94,3 59,8 4,4 30,1 5,7

Белгородская область 100 93,8 58,5 8,9 26,4 6,2

Московская область 100 92,3 56,2 7,1 29,0 7,7

г. Москва 100 94,0 55,8 1,6 36,6 6,0

Южный федеральный округ 100 91,8 67,1 8,2 16,5 8,2

Республика Адыгея 100 88,4 33,3 16,9 38,1 11,6

Республика Дагестан 100 93,1 83,8 1,1 8,2 6,9

Республика Ингушетия 100 89,7 45,2 43,5 1,0 10,3

Кабардино-Балкарская Респ. 100 94,7 66,1 8,2 20,4 5,3

Республика Калмыкия 100 89,8 43,7 29,5 16,6 10,2

Карачаево-Черкесская Респ. 100 93,5 72,0 7,5 14,0 6,5

Респ. Сев.Осетия - Алания 100 92,4 68,7 7,3 16,5 7,6

Чеченская Республика 100 93,9 43,1 47,9 3,0 6,1

Краснодарский край 100 92,7 71,2 8,6 12,9 7,3

Ставропольский край 100 92,1 70,8 7,9 13,4 7,9

Астраханская область 100 88,6 47,8 4,9 36,0 11,4

Волгоградская область 100 92,9 61,3 4,9 26,7 7,1

Ростовская область 100 89,2 68,3 5,4 15,5 10,8

Как показывает статистика и существенные аварии на энергетических

объектах России и мира, энергетика имеет множество проблем, связанных, прежде всего, со старением сетевого оборудования. Рентабельность активов в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в целом по стране не высока (2,2% в 2009 году), а в большинстве регионов - даже убыточна, хотя в некоторых регионах (Ямало-Ненецкий округ, Тюмень, Татарстан, Дагестан, Ингушетия, Оренбург, см. табл.1) она превышала 10% [1, с.478]. Производство электроэнергии является во всех регионах Северного Кавказа важнейшим вкладом в актив энергетического баланса (см. табл. 1), поскольку электричество является одним из наиболее технологически удоб-ных источников пространственно ориентированной энергии во всех сферах экономики.

Вместе с тем проблемы обеспечения энергетического баланса на региональном уровне во взаимосвязи с экономической безопасностью, хотя и затрагивались отдельными учеными, изучены еще недостаточно, особенно с учетом принятого стратегического курса на модернизацию. Например, отсутствует анализ вариантов альтернатив замещения энергетических источников региона, защиты прав потребителя в условиях радикального преобра-зования экономических отношений в отрасли, не выявлены индикаторы энергетической безопасности стратегических планов развития на региональном уровне, подходы к оценке сравнительной региональной социально -экономической эффективности слагаемых энергобаланса и т.д.

Особенно проблемное положение складывается в распределительных сетях электроэнергетики, так как примерно 90% общего количества нарушений в работе энергосистем происходит в электрических сетях. Стремление выжать из объектов как можно больше дохода, подаваемое как недостаточное внимание владельцев сетей к обеспечению долговременной эксплуатации, приводит к тому, что в среднем протяженность ЛЭП Республики Дагестан, находящихся в неудовлетворительном и непригодном состоянии, в 2 раза превышала протяженность ЛЭП, подвергавшихся реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту в последние 20 лет. Около 70% тепловых сетей в среднем по городам Дагестана используются сверх сроков их нормативной эксплуатации, то есть также полностью изношены.

Актуальность решения проблемы методического обеспечения прогнозирования энергетического баланса региона объясняется отсутствием его разработки в теоретическом и методологическом плане на уровне Республики Дагестан и имеет большое экономическое значение.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить роль энергетики в обеспечении стратегических планов развития региона.

2. Проанализировать экономическое наполнение понятия «энергетический баланс региона».

3. Исследовать проблемы прогнозирования энергетического баланса Республики Дагестан в стратегии долгосрочного развития.

Таблица 2.

Рентабельность активов организаций по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, _газа и воды в 2009г. [1] (в процентах)_

Добыча Обрабатывающие Производство и

полезных производства распределение

ископаемых электроэнергии, газа и воды

Российская Федерация 8,8 6,1 2,2

Центральный фед. округ 1,3 6,2 0,8

Южный федеральный округ 4,8 4,1 -5,1

Республика Адыгея -4,5 5,2 -2,1

Республика Дагестан -0,1 9,8 10,8

Республика Ингушетия -15,0 -2,6 18,6

Кабардино-Балкарская

Республика 1,5 -0,6 -5,6

Республика Калмыкия -38,4 1,1 -3,2

Карачаево-Черкесская

Республика 13,1 0,1 3,6

Республика Северная

Осетия - Алания -15,9 -3,3 -15,0

Чеченская Республика 3,6 -2,7 -85,3

Краснодарский край -1,2 4,3 -2,0

Ставропольский край -1,1 10,3 -4,2

Астраханская область -1,4 -3,4 3,0

Волгоградская область 48,3 10,1 1,8

Ростовская область -6,9 -0,5 0,5

4. Предложить механизм разработки, согласования и обеспечения прогнозирования энергетического баланса региона с учетом проведения административной реформы и процессов реструктуризации.

5. Разработать прогноз очередности решения проблем энергетического баланса региона с учетом угроз выполнению стратегических планов развития.

6. Выявить индикаторы энергетической обеспеченности планов модернизации отраслей экономики региона и разработать комплекс мер по снижению вероятности потерь от возникновения энергетических кризисов.

7. Разработать организационные меры обеспечения прогнозиирования энергетического баланса региона.

8. Выявить проблемы эффективности региональной промышленной и инвестиционной политики в энергетике региона на современном этапе экономического роста.

9. Разработать принципы активизации инвестиционной политики в альтернативном развитии энергетики при прогнозировании развития региона.

10.Определить систему факторов, обусловливающих инвестиционную непривлекательность энергетических объектов региона.

11. Обосновать принципы формирования стратегии сбалансирования энергетического обеспечения экономической безопасности развития региона.

Разработка концепции обеспечения энергетической сбалансированности стратегии и прогнозов развития региона с учетом инновационных альтернатив и коренной реструктуризации субъектов энергетики с учетом дальнейшего развития рыночных условий хозяйствования отношений потребует применения новых научных подходов, учитывающих новые реалии:

1. В результате административной реформы и реструктуризации субъектов энергетики происходит смещение ответственности за энергетическую обеспеченность региона с отраслевого на регионально-отраслевой уровень.

2. Энергетический баланс региона обеспечивает его экономическую развитие не только надежностью энергоснабжения в сложившейся ситуации, но и через обеспечение динамичного развития экономики согласно стратегии региона.

3. Низкая энергообеспеченность региона является следствием: слабой инвестиционной активности из-за регионального энергетического монополизма, дробления предприятий коммунальной энергетики, необоснованного уровня тарифной нагрузки на потребителя и пр.

4. В Дагестане отсутствует организационно-экономический механизм обеспечения разработки регионального энергетического баланса.

5. Принципы функционирования регионального инвестиционного фонда не предусматривают бездефицитного сбалансированного развития энергетики, в частности, обеспечения гарантийных обязательств инвесторам по их стимулированию к финансированию объектов по необеспеченным статьям энергетического баланса региона.

6. Роль энергетического баланса в прогнозировании экономической безопасности региона на современном этапе развития рыночных отношений повышается в связи с растущим влиянием субъективных факторов в формировании внешних сил влияния, цели и стратегии, управлении и надзоре, распределении ресурсов, управлении человеческими ресурсами, обучении персонала, определении и внедрении процедур, организационной культуре, коммуникациях.

7. Проблемы прогнозирования энергетической безопасности региона находятся под воздействием политических угроз, угроз в правовой сфере, криминальных угроз, угроз в сфере управления, угроз в сфере экономики и финансов, технических угроз, природных угроз, угроз, вызванных человеческим фактором, сырьевых угроз.

Прогнозирование энергетического баланса региона должно быть ориентировано на формирование стратегии устойчивого развития не только отраслей топливно-энергетического комплекса в регионе, но, прежде всего, энергетической инфраструктуры, позволяющей своевременно обеспечить всех потребителей региона необходимыми видами энергии во всех её формах. Обеспечению комплексного решения проблем региональных органов по

выработке обоснованных управленческих решений в процессе стратегического управления и обеспечения энергетического баланса региона будет способствовать разработка перечисленных научных проблем и обоснование практических рекомендаций. В частности, энергобаланс страны и регионов (там, где он просчитывается) принято считать в тоннах условного топлива. При этом наполнение этого показателя определяется по содержащимся килокалориям (киловаттам). Такой метод не учитывает потребительскую эффективность разных видов топлива и энергии, что не позволяет сопоставлять альтернативные варианты энергообеспечения регионального развития. Например, потребление электроэнергии в идеале в 2,5 раза менее энергоёмко, чем потребление газа и бензина, а потребление последних в два раза менее энергоёмко, чем потребление мазута, угля и дров. Мы предлагаем при прогнозировании энергетического баланса региона использовать поправочные коэффициенты, определяемые по среднему коэффициенту полезного действия. Это придаст прогнозированию энергобалансов региона соответствующее экономическое наполнение.

Переход к экономическому подъему и стратегированию заставил по-новому взглянуть на проблемы экономической безопасности. Хотя данному научному направлению сегодня посвящено достаточно много работ российских ученых, тем не менее, экономическая безопасность традиционно рассматривается как совокупность условий экономического развития хозяйствующих субъектов и территорий, защищающих их от внешних и внутренних угроз. Мы придерживаемся второго подхода, по которому понятие экономической безопасности связывается с защитой жизненно важных интересов страны в целом и её регионов в обеспечении выполнения стратегических прогнозов социально-экономического развития. И именно на последнее должны быть нацелены, прежде всего, меры прогнозирования подвижки в энергетических балансах региона.

В настоящее время основная задача социально-экономической политики страны заключается в обосновании осуществления комплекса мер, ориентированных на обеспечение стратегических целей достижения европейского стандарта качества жизни и требует корректировки региональной политики и самих основ федерализма. Пока по российскому налоговому законодательству регион не располагает собственным налоговым потенциалом для финансового обеспечения стратегических прогнозов развития. Прогнозирование энергетических балансов региона должно стать составной частью региональной промышленной политики, поскольку «применение новых, повышающих производительность труда технологий в энергетике, социальной сфере и быту должно входить в приоритеты промышленной политики. Данный аспект имеет самое немаловажное значение в Дагестане, где вопросы развития энергетики и социальной сферы являются ключевыми в народнохозяйственном комплексе» [2, с.100].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактическая роль энергетического сектора в обеспечении догоняющего экономического развития отдельных отстающих регионов страны в последние пятнадцать лет не поддается однозначной оценке. С одной стороны, очевидна большая социальная и экономическая роль энергетики Дагестана в

ускоренном догоняющем его развитии. Нельзя недооценивать и общий вклад энергетики в общую экономическую ситуацию в Дагестане как одного из главных источников налоговых доходов региона. Так, по нашим подсчетам, предприятия ТЭК региона обеспечивали поступление в консолидированные бюджеты последних 10 лет свыше 26% налоговых доходов.

С другой стороны энергетического баланса - потребительской - нельзя не учитывать деструктивное воздействие на ход выполнения прогнозов экономического развития региона периодических попыток практической реализации неадекватной целевой установки ценовой политики на повыше -ние внутренних цен на энергоносители до уровня цен мирового рынка. В этом аспекте энергетический сектор способен создать ограничения для про -гнозирования экономического роста. К примеру, рост региональных розничных цен на энергоносители в последние пять лет в полтора раза опережал средний рост цен [3, с.364-365].

В условиях опережающего роста цен предприятия энергетики расширяют физические объемы производства и передающей инфраструктуры существенно медленнее, чем такие отрасли экономики Дагестана, как производство промышленной продукции, строительство, информатика и связь, ЖКХ. Важно и то, что рост выручки за счет роста тарифов не ведет к повышению рентабельности в региональных энергетических монополиях, а практически целиком «уходит» в рост непроизводительных затрат, многие из которых являются избыточными. Помимо того, энергетика оказывает, определяющее давление на рост цен товаров и услуг в регионе. К примеру рост розничной цены на бензин на 40% в 2011 году автоматически привел к повышению тарифов на услуги городских маршруток на 20%.

Очевидно и влияние на жизненный уровень населения, поскольку повышение тарифов на тепло- и электроэнергию, опережающее инфляцию, наиболее негативно сказывается на уровне жизни населения экономически отстающих регионов, таких как Дагестан, поскольку эти расходы, в отличие от размеров денежных доходов, являются примерно одинаковыми для средних слоев населения во всех регионах. Еще более страдают от роста тарифов на энергоресурсы бедные слои населения региона.

Следует отметить основные ограничения, стоящие на пути прогнозирования энергетического баланса региона, способные свести на нет возможности его осуществления: растущая энергоемкость экономики; крах реформы ЖКХ; высокий износ основных средств; субъективизм в тарификации по видам потребителей; значительная межрегиональная дифференциация тарифов; неопределенность топливной базы теплоэлектроэнергетики; высокие непроизводственные издержки и издержки обращения отрасли; хищения в сетях и др. [4, с.8-10]

С другой стороны, региональные проблемы прогнозирования энерге-тического баланса региона являются исключительно многогранными как по причине разнохарактерности самих проблем, так и в связи со сложившимися значительными территориальными различиями в уровне развития и текущем социально-экономическом положении.

_Литература_

1. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010: Р32 ISBN 978-5-89476-310-1 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с.

2. Багомедов М.А., Гусейнов А. А., Омаров Ш.К. О формировании региональной промышленной политики // Вестник ДНЦ РАН, ISSN 1684-792Х - 2011, №1. - С. 98-104.

3. Дагестан в цифрах - 2010г. Краткий статистический сборник. - Махачкала: Территориальный орган федеральной службы государственной стати -стики по Республике Дагестан, 2011. - 403 с.

4. Багомедов М.А. Проблема снижения издержек обращения в Республике Дагестант // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №1. - с. 6-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.