Научная статья на тему 'Проблемы развития единого информационно-образовательного пространства в рамках функционирования официальных сайтов системы образования Челябинской области'

Проблемы развития единого информационно-образовательного пространства в рамках функционирования официальных сайтов системы образования Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБ-ЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОНИТОРИНГ САЙТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подяконова Антонина Сергеевна, Васина Любовь Владимировна

В статье представлены результаты ана-лиза мониторинга сайтов образовательных организаций, реализующих программы до-школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, до-полнительного образования детей, а также сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере обра-зования Челябинской области. Рассмотрены основные тенденции функционирования официальных сайтов системы образования Челябинской области. На основании резуль-татов мониторинга предложен ряд практиче-ских шагов, которые позволят упорядочить развитие данного сегмента информационно-образовательного пространства на регио-нальном, муниципальном и институциональ-ном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подяконова Антонина Сергеевна, Васина Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития единого информационно-образовательного пространства в рамках функционирования официальных сайтов системы образования Челябинской области»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

А.С. Подяконова, Л.В. Васина

В статье представлены результаты анализа мониторинга сайтов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей, а также сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Челябинской области. Рассмотрены основные тенденции функционирования официальных сайтов системы образования Челябинской области. На основании результатов мониторинга предложен ряд практических шагов, которые позволят упорядочить развитие данного сегмента информационно-образовательного пространства на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-образовательное пространство, мониторинг сайтов, информационные ресурсы

Человечество вступило в новую стадию своего развития: конец ХХ и начало XXI века войдут в историю как время перехода к информационному обществу. Процесс, обеспечивающий переход к информационному обществу, получил название информатизации и нашел отражение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Информационное общество следует рассматривать как общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать. Кроме того, это открытое общество, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных границ. Вопросы развития информационного общества достаточно широко представлены в научной литературе

(Д. Белл, А.И. Ракитов, М. Маклюэн, Э. Тоф-флер, М. Кастельс и др.). Ученые Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин, Н.Н. Моисеев, Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская отмечают, что без свободного безбарьерного доступа людей к любой информации вообще не имеет смысла говорить о построении информационного общества и отмечают, что главной характеристикой информационного общества является наличие информационного пространства [Цит по: Диких Э. Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: автореф. канд. пед. наук .„13.00.08. Омск, 2014].

Идеи открытости и беспрепятственного доступа к информации с помощью информационных технологий в образовательных целях объединяет в себе понятие «информационно-образовательное пространство» (Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, М.Н. Потемкин и др.) [Цит по: Диких Э. Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: автореф. канд. пед. наук .13.00.08. Омск, 2014].

Ученые Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. [1] считают актуальным в сложившейся ситуации говорить об информационно-образовательном пространстве как о пространстве осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. Е.О. Иванова и И.М. Осмоловская [6] под информационно-образовательным пространством понимают неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования. По сути - это функциональное назначение информационного

пространства.

Таким образом, информационно-образовательное пространство можно определить как пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, возрастающая роль которых в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования информационно-образовательного пространства города, области, страны в целом.

На областном или региональном уровне информационно-образовательное пространство представляет собой объединение информационно-образовательных сред различных образовательных учреждений, создаваемых на добровольной основе и в строгом соответствии с заранее разработанными и утвержденными научно-обоснованными педагогическими моделями, системами требований, технологиями и спецификациями [5].

Очевидно, что единственным реальным практическим способом создания единого информационно-образовательного пространства в стране является его базирование на современных компьютерных средствах телекоммуникационного обмена, таких как глобальная сеть Интернет. В связи с этим возрастает актуальность требования построения информационно-образовательных сред учебных заведений в виде информационно-образовательных Интернет-порталов, основанных на максимальном использовании преимуществ региональных и глобальных информационных сетей. Согласно статье 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно- телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» [7, ст. 29].

Как отмечают Букачева Е.А. и Кузнецова

Л.Е., «положительного эффекта в управлении территориальной образовательной системой можно достигнуть лишь при условии обеспечения полного доверия к полученным в ходе мониторинга качества образования данным. В этой связи растет роль лонгитюд-ного мониторинга при помощи различных технологий сбора информации и вовлечения многовидовых источников» [2. с. 45].

Своего рода окном в единое информационное пространство, виртуальное представительство образовательной организации в Интернете является сайт образовательной организации. Как и любой другой сайт, сайт образовательной организации выполняет следующие основные функции [3]:

1. Имиджевая, представительская функция. Сайт - это официальное представительство школы в Интернете, которое может содержать разнообразные данные, включая публичный отчет директора, сведения о том, чем знаменито данное общеобразовательное учреждение, информацию о лучших педагогах, учениках, выпускниках.

2. Образовательная функция. Сайт - это средство организации воспитательно-образовательного процесса в условиях Интернета: представление возможностей дистанционного обучения, использование в учебном процессе электронных учебных материалов и т.п.

3. Воспитательная функция. Сайт - это средство отражения основных направлений воспитания, осуществляемых в общеобразовательном учреждении: нравственного, трудового, эстетического и др.

4. Информационная функция. Сайт - это средство отражения ежедневной жизни школы: успеваемость и внеклассные мероприятия, проекты и конкурсы, расписание и домашние задания и т.д.

5. Коммуникативная функция. Сайт - это средство общения учащихся, учителей и родителей: возможность задавать вопросы и обмениваться информацией.

6. Инвестиционная функция. Сайт - это средство привлечения спонсоров, включая выпускников школы.

С целью получения оперативной и объек-

тивной информации о состоянии сайтов системы образования Челябинской области, выявление действительных/реальных результатов функционирования сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в соответствии с требованиями законодательства в период с 2 ноября по 23 декабря 2016 года был проведён мониторинг сайтов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей и анализ сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, Челябинской области.

Были определены следующие задачи мониторинга и анализа сайтов:

• определить соответствие сайтов требованиям нормативных правовых актов к ведению сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления;

• активизировать деятельность образовательных организаций и органов местного самоуправления по поддержанию сайтов в актуальном состоянии, активизировать использование сайтов в образовательной деятельности;

• сформулировать рекомендации по работе с сайтом;

• способствовать развитию единого информационно-образовательного пространства Челябинской области.

Нормативные основания проведения регионального мониторинга сайтов базировались на основании следующих нормативно-правовых документов [4]:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», статья 29 «Информационная открытость образовательной организации»;

• Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта

образовательной организации в

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;

• Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в

информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

На муниципальном этапе мониторинг сайтов подведомственных образовательных организаций проводился органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - МОУО). Согласно представленной МОУО информации по результатам мониторинга, было обследовано 2309 сайтов образовательных организаций системы образования Челябинской области.

В большинстве обследованных сайтов образовательных организаций используются конструкторы: Е-РиЬ^^ uСoz, Синергия-Инфо.

В целом все вышеуказанные типы/виды конструкторов оперативно реагируют на документы, регламентирующие требования к сайтам образовательных организаций.

Анализ сводной информации, представленной МОУО по результатам мониторинга сайтов образовательных организаций, показал, что по группе критериев «Общие требования к Сайту» средний показатель составил 93,1%. Данный факт свидетельствует о соблюдении в целом образовательными организациями общих требований к размещению информации на сайте.

Результаты муниципального этапа мониторинга сайтов образовательных организаций Челябинской области по второй группе представлены на рисунке 1.

¡5 Ч <и

Й

00

о а

ч

¿С

120

100

80

60

40

20

95,8 -94

93,2

й ^ й ^

Г

91,6

87,7 81.

60

59

52,5

78

68,6£

61,7

87,7

63,7

76,6

83,2

84,1 80,3

774,5

I

73

62

51,9 43

43

77,7

84,4 81,9

1::

77

83,6 81,4

4,8

I

1

/ / / / / / / / / / / # ✓ / / / / / /

/ *

£

4? ^ ^

Ж & ^ ^

? ✓ V

& ^ ^ </ ^ / / / / #

О0 Л0' л0Л А* ^ >°

/ / / / / * * с/ ✓ /

/

И Общеобразовательные организации □ Организации дополнительного образования

□ Дошкольные образовательные организации

Рис. 1 Результаты муниципального этапа мониторинга сайтов Челябинской области

Анализ сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, проводился специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО по 22 критериям. Объектами анализа выступали сайты 43 МОУО Челябинской области.

По итогам мониторинга и анализа сайтов системы образования Челябинской области можно сделать вывод, что большинство официальных сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, являются открытыми и общедоступными информационными ресурсами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководством образовательных организаций соблюдаются правила и порядок размещения/обновления на официальном сайте образовательной организации информации

об образовательной организации, а также требования к структуре официального сайта образовательной организации и формату представления информации на нем в соответствии со статьей 29 Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вместе с тем, мониторинг и анализ сайтов позволил выявить на сайтах ряда образовательных организаций некоторые нарушения требований информационной открытости.

Так, несоответствие требованиям Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 29, ч. 2, п. 1) является отсутствие информации:

• о структуре и органах управления образовательной организацией;

0

• об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

• о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии.

Серьезным отклонением от нормы, описанной в ст. 29, ч. 2, п. 2 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», является размещение на сайте неофициальных документов - проектов без подписи руководителя, заверенной печатью, а именно, локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 №273-ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.

Зачастую на официальных сайтах отсутствуют предписания органов, осуществляющих государственный

контроль (надзор) в сфере образования, а также отчеты об исполнении таких предписаний, что тоже является нарушением требований ст. 29, ч. 2, п. 5 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, в ходе мониторинга и анализа сайтов образовательных организаций выявлено нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013г №582 в части обновления сведений (п. 6). На сайтах имеется устаревшая информация, неактуальная на дату размещения, или просроченные документы, утратившие актуальность, либо с истекшим периодом действия.

В нарушение п. 3 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) от 29.05.2014 г. № 785:

- на сайтах неточно сформулированы названия разделов или отсутствуют некоторые разделы;

- некорректно размещены документы по разделам, что существенно затрудняет поиск и использование информации;

- вместо копий документов в формате

на сайтах расположены документы формата *^ос.

По результатам мониторинга и анализа сайтов системы образования Челябинской области в 2016 году было рекомендовано:

1. На региональном уровне:

- с целью получения оперативной и объективной информации о состоянии сайтов системы образования Челябинской области, выявление действительных/реальных результатов функционирования сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, продолжить практику проведения регионального мониторинга и анализа сайтов системы образования Челябинской области;

- разработать методические рекомендации по управлению функционированием сайтов в системе образования Челябинской области.

2. На муниципальном уровне:

- использовать ресурс муниципального этапа мониторинга сайтов для оценки и анализа состояния сайтов подведомственных образовательных организаций, и принятия соответствующих управленческих решений;

- рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, принять участие в ежегодном региональном конкурсе официальных сайтов системы образования Челябинской области, который служит методическим ресурсом для совершенствования работы с сайтом и стимулировать участие в нем подведомственных образовательных организаций;

- ответственным за работу сайтов органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования обеспечить: насыщенность сайта информацией; работоспособность ссылок и баннеров; общее оформление сайта; актуальность информации (своевременность и частоту обновления); содержание всех разделов и документов, опубликованных на сайте, удаление просроченных документов; соответствие названий разделов и документов их содержимому;

- структурировать размещаемую нормативную документацию, списки, информа-

ционные материалы в соответствии с требованиями;

- размещать на сайте только сканкопии документов, заверенных подписью руководителя и печатью;

- в случае отсутствия информации о той или иной услуге указывать, что данная услуга не предоставляется.

3. На институциональном уровне:

- обеспечить согласно требованиям законодательства функционирование и информационное наполнение всех разделов сайта;

- провести внутренний анализ сайтов с учетом результатов муниципального и регионального этапов мониторинга сайтов и создать условия для поддержания сайтов в актуальном состоянии;

- рассмотреть вопрос участия в региональном конкурсе сайтов образовательных организаций.

Список литературы

1. Богословский, В. И. Информационно-образовательное пространство - область функционирования педагогических информационных технологий [Электронный ресурс] / В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин // Х юбилейная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». - Режим доступа: ftp://ftp.unilib.neva.ru/etu/Bogoslov_ITO2000. pdf (дата обращения: 06.03.2017).

2. Букачёва, Е. А. Роль многоуровневой автоматизированной информационной системы в оценке качества образования / Е. А. Букачёва, Л. Е. Кузнецова // Научно методическое обеспечение оценки качества образования - 2016, № 1(1) - С 44-47.

3. Гендина, Н. И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии [Электронный ресурс] : по материалам доклада на Четвертой международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование» -Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/pdf/Gendina-Prblemy-sozdaniya-sajtov.pdf (дата обращения: 06.03.2017).

4. Государственные требования к сайтам

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uo.tog.edu54.ru/p63aa1.html (дата обращения: 06.03.2017).

5. Диких Э. Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: автореф. канд. пед. наук _13.00.08. Омск, 2014

[Электронный ресурс] - http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-podgotovka-studentov-bakalavriata-k-professionalnoy-pedagog-icheskoy-deyatelnosti-v-informatsionno-obra-zovatelnom-prostran (Дата обращения: 22.04.2017).

6. Иванова, Е. О. Дидактика в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская // Педагогика, 2009. - № 10. - С. 8 -15.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.03.2017).

References

1. Bogoslovskij, V. I. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo - oblast' funkcionirovanija pedagogicheskih informacionnyh tehnologij [Jelektronnyj resurs] / V. I. Bogoslovskij, V. A. Izvozchikov, M. N. Potemkin // H jubilejnaja konferencija-vystavka «Informacionnye tehnologii v obrazovanii». -Rezhim dostupa: ftp://ftp.unilib.neva.ru/etu/Bogoslov_ITO2000. pdf (data obrashhenija: 06.03.2017).

2. Bukachjova, E. A. Rol' mnogourovnevoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy v ocenke kachestva obrazovanija / E. A. Bukachjova, L. E. Kuznecova // Nauchno metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija - 2016, № 1(1) - S 44-47.

3. Gendina, N. I. Problemy sozdanij a sajtov shkoly i shkol'noj biblioteki: voprosy, otvety i kommentarii [Jelektronnyj resurs]: po materialam doklada na Chetvertoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii «Biblioteki i obrazovanie» - Rezhim dostupa: http://rusla.ru/rsba/pdf/Gendina-

Prblemy-sozdaniya-sajtov.pdf (data obrashhen-ija: 06.03.2017).

4. Gosudarstvennye trebovanija k sajtam [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://uo.tog.edu54.ru/p63aa1.html (data obrashhenija: 06.03.2017).

5. Dikih Je. R. Podgotovka studentov ba-kalavriata k professional'noj pedagogicheskoj dejatel'nosti v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve: avtoref. kand. ped. nauk ...13.00.08. Omsk, 2014

[Jelektronnyj resurs] - http://nauka-pedagog-ika.com/pedagogika- 13-00-08/dissertaciya-podgotovka-studentov-bakalavriata-k-profes-sionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-in-formatsionno-obrazovatelnom-prostran (Data obrashhenija: 22.04.2017).

6. Ivanova, E. O. Didaktika v informacion-nom obshhestve / E. O. Ivanova, I. M. Os-molovskaja // Pedagogika, 2009. - № 10. - S. 8 - 15.

7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29.12.2012 [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa:: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrash-henija: 06.03.2017).

Сведения об авторах

Подяконова Антонина Сергеевна -

начальник лаборатории организационно-технической поддержки отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Васина Любовь Владимировна - методист отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Podyakonova A. S. - Head of Laboratory for organizational and technical support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Vasina L.V. - Methodist of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.