ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
А.С. Подяконова, Л.В. Васина
В статье представлены результаты анализа мониторинга сайтов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей, а также сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Челябинской области. Рассмотрены основные тенденции функционирования официальных сайтов системы образования Челябинской области. На основании результатов мониторинга предложен ряд практических шагов, которые позволят упорядочить развитие данного сегмента информационно-образовательного пространства на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Ключевые слова: информационное общество, информационно-образовательное пространство, мониторинг сайтов, информационные ресурсы
Человечество вступило в новую стадию своего развития: конец ХХ и начало XXI века войдут в историю как время перехода к информационному обществу. Процесс, обеспечивающий переход к информационному обществу, получил название информатизации и нашел отражение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Информационное общество следует рассматривать как общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать. Кроме того, это открытое общество, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных границ. Вопросы развития информационного общества достаточно широко представлены в научной литературе
(Д. Белл, А.И. Ракитов, М. Маклюэн, Э. Тоф-флер, М. Кастельс и др.). Ученые Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин, Н.Н. Моисеев, Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская отмечают, что без свободного безбарьерного доступа людей к любой информации вообще не имеет смысла говорить о построении информационного общества и отмечают, что главной характеристикой информационного общества является наличие информационного пространства [Цит по: Диких Э. Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: автореф. канд. пед. наук .„13.00.08. Омск, 2014].
Идеи открытости и беспрепятственного доступа к информации с помощью информационных технологий в образовательных целях объединяет в себе понятие «информационно-образовательное пространство» (Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, М.Н. Потемкин и др.) [Цит по: Диких Э. Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: автореф. канд. пед. наук .13.00.08. Омск, 2014].
Ученые Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. [1] считают актуальным в сложившейся ситуации говорить об информационно-образовательном пространстве как о пространстве осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. Е.О. Иванова и И.М. Осмоловская [6] под информационно-образовательным пространством понимают неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования. По сути - это функциональное назначение информационного
пространства.
Таким образом, информационно-образовательное пространство можно определить как пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, возрастающая роль которых в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования информационно-образовательного пространства города, области, страны в целом.
На областном или региональном уровне информационно-образовательное пространство представляет собой объединение информационно-образовательных сред различных образовательных учреждений, создаваемых на добровольной основе и в строгом соответствии с заранее разработанными и утвержденными научно-обоснованными педагогическими моделями, системами требований, технологиями и спецификациями [5].
Очевидно, что единственным реальным практическим способом создания единого информационно-образовательного пространства в стране является его базирование на современных компьютерных средствах телекоммуникационного обмена, таких как глобальная сеть Интернет. В связи с этим возрастает актуальность требования построения информационно-образовательных сред учебных заведений в виде информационно-образовательных Интернет-порталов, основанных на максимальном использовании преимуществ региональных и глобальных информационных сетей. Согласно статье 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно- телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» [7, ст. 29].
Как отмечают Букачева Е.А. и Кузнецова
Л.Е., «положительного эффекта в управлении территориальной образовательной системой можно достигнуть лишь при условии обеспечения полного доверия к полученным в ходе мониторинга качества образования данным. В этой связи растет роль лонгитюд-ного мониторинга при помощи различных технологий сбора информации и вовлечения многовидовых источников» [2. с. 45].
Своего рода окном в единое информационное пространство, виртуальное представительство образовательной организации в Интернете является сайт образовательной организации. Как и любой другой сайт, сайт образовательной организации выполняет следующие основные функции [3]:
1. Имиджевая, представительская функция. Сайт - это официальное представительство школы в Интернете, которое может содержать разнообразные данные, включая публичный отчет директора, сведения о том, чем знаменито данное общеобразовательное учреждение, информацию о лучших педагогах, учениках, выпускниках.
2. Образовательная функция. Сайт - это средство организации воспитательно-образовательного процесса в условиях Интернета: представление возможностей дистанционного обучения, использование в учебном процессе электронных учебных материалов и т.п.
3. Воспитательная функция. Сайт - это средство отражения основных направлений воспитания, осуществляемых в общеобразовательном учреждении: нравственного, трудового, эстетического и др.
4. Информационная функция. Сайт - это средство отражения ежедневной жизни школы: успеваемость и внеклассные мероприятия, проекты и конкурсы, расписание и домашние задания и т.д.
5. Коммуникативная функция. Сайт - это средство общения учащихся, учителей и родителей: возможность задавать вопросы и обмениваться информацией.
6. Инвестиционная функция. Сайт - это средство привлечения спонсоров, включая выпускников школы.
С целью получения оперативной и объек-
тивной информации о состоянии сайтов системы образования Челябинской области, выявление действительных/реальных результатов функционирования сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в соответствии с требованиями законодательства в период с 2 ноября по 23 декабря 2016 года был проведён мониторинг сайтов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей и анализ сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, Челябинской области.
Были определены следующие задачи мониторинга и анализа сайтов:
• определить соответствие сайтов требованиям нормативных правовых актов к ведению сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления;
• активизировать деятельность образовательных организаций и органов местного самоуправления по поддержанию сайтов в актуальном состоянии, активизировать использование сайтов в образовательной деятельности;
• сформулировать рекомендации по работе с сайтом;
• способствовать развитию единого информационно-образовательного пространства Челябинской области.
Нормативные основания проведения регионального мониторинга сайтов базировались на основании следующих нормативно-правовых документов [4]:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», статья 29 «Информационная открытость образовательной организации»;
• Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта
образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
• Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
На муниципальном этапе мониторинг сайтов подведомственных образовательных организаций проводился органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - МОУО). Согласно представленной МОУО информации по результатам мониторинга, было обследовано 2309 сайтов образовательных организаций системы образования Челябинской области.
В большинстве обследованных сайтов образовательных организаций используются конструкторы: Е-РиЬ^^ uСoz, Синергия-Инфо.
В целом все вышеуказанные типы/виды конструкторов оперативно реагируют на документы, регламентирующие требования к сайтам образовательных организаций.
Анализ сводной информации, представленной МОУО по результатам мониторинга сайтов образовательных организаций, показал, что по группе критериев «Общие требования к Сайту» средний показатель составил 93,1%. Данный факт свидетельствует о соблюдении в целом образовательными организациями общих требований к размещению информации на сайте.
Результаты муниципального этапа мониторинга сайтов образовательных организаций Челябинской области по второй группе представлены на рисунке 1.
0х
¡5 Ч <и
Й
00
о а
ч
<и
¿С
120
100
80
60
40
20
95,8 -94
93,2
й ^ й ^
Г
91,6
87,7 81.
60
59
52,5
78
68,6£
61,7
87,7
63,7
76,6
83,2
84,1 80,3
774,5
I
73
62
51,9 43
43
77,7
84,4 81,9
1::
77
83,6 81,4
4,8
I
1
/ / / / / / / / / / / # ✓ / / / / / /
/ *
£
4? ^ ^
Ж & ^ ^
? ✓ V
& ^ ^ </ ^ / / / / #
О0 Л0' л0Л А* ^ >°
/ / / / / * * с/ ✓ /
/
И Общеобразовательные организации □ Организации дополнительного образования
□ Дошкольные образовательные организации
Рис. 1 Результаты муниципального этапа мониторинга сайтов Челябинской области
Анализ сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, проводился специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО по 22 критериям. Объектами анализа выступали сайты 43 МОУО Челябинской области.
По итогам мониторинга и анализа сайтов системы образования Челябинской области можно сделать вывод, что большинство официальных сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, являются открытыми и общедоступными информационными ресурсами.
Руководством образовательных организаций соблюдаются правила и порядок размещения/обновления на официальном сайте образовательной организации информации
об образовательной организации, а также требования к структуре официального сайта образовательной организации и формату представления информации на нем в соответствии со статьей 29 Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Вместе с тем, мониторинг и анализ сайтов позволил выявить на сайтах ряда образовательных организаций некоторые нарушения требований информационной открытости.
Так, несоответствие требованиям Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 29, ч. 2, п. 1) является отсутствие информации:
• о структуре и органах управления образовательной организацией;
0
• об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
• о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии.
Серьезным отклонением от нормы, описанной в ст. 29, ч. 2, п. 2 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», является размещение на сайте неофициальных документов - проектов без подписи руководителя, заверенной печатью, а именно, локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 №273-ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.
Зачастую на официальных сайтах отсутствуют предписания органов, осуществляющих государственный
контроль (надзор) в сфере образования, а также отчеты об исполнении таких предписаний, что тоже является нарушением требований ст. 29, ч. 2, п. 5 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме того, в ходе мониторинга и анализа сайтов образовательных организаций выявлено нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013г №582 в части обновления сведений (п. 6). На сайтах имеется устаревшая информация, неактуальная на дату размещения, или просроченные документы, утратившие актуальность, либо с истекшим периодом действия.
В нарушение п. 3 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) от 29.05.2014 г. № 785:
- на сайтах неточно сформулированы названия разделов или отсутствуют некоторые разделы;
- некорректно размещены документы по разделам, что существенно затрудняет поиск и использование информации;
- вместо копий документов в формате
на сайтах расположены документы формата *^ос.
По результатам мониторинга и анализа сайтов системы образования Челябинской области в 2016 году было рекомендовано:
1. На региональном уровне:
- с целью получения оперативной и объективной информации о состоянии сайтов системы образования Челябинской области, выявление действительных/реальных результатов функционирования сайтов образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, продолжить практику проведения регионального мониторинга и анализа сайтов системы образования Челябинской области;
- разработать методические рекомендации по управлению функционированием сайтов в системе образования Челябинской области.
2. На муниципальном уровне:
- использовать ресурс муниципального этапа мониторинга сайтов для оценки и анализа состояния сайтов подведомственных образовательных организаций, и принятия соответствующих управленческих решений;
- рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, принять участие в ежегодном региональном конкурсе официальных сайтов системы образования Челябинской области, который служит методическим ресурсом для совершенствования работы с сайтом и стимулировать участие в нем подведомственных образовательных организаций;
- ответственным за работу сайтов органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования обеспечить: насыщенность сайта информацией; работоспособность ссылок и баннеров; общее оформление сайта; актуальность информации (своевременность и частоту обновления); содержание всех разделов и документов, опубликованных на сайте, удаление просроченных документов; соответствие названий разделов и документов их содержимому;
- структурировать размещаемую нормативную документацию, списки, информа-
ционные материалы в соответствии с требованиями;
- размещать на сайте только сканкопии документов, заверенных подписью руководителя и печатью;
- в случае отсутствия информации о той или иной услуге указывать, что данная услуга не предоставляется.
3. На институциональном уровне:
- обеспечить согласно требованиям законодательства функционирование и информационное наполнение всех разделов сайта;
- провести внутренний анализ сайтов с учетом результатов муниципального и регионального этапов мониторинга сайтов и создать условия для поддержания сайтов в актуальном состоянии;
- рассмотреть вопрос участия в региональном конкурсе сайтов образовательных организаций.
Список литературы
1. Богословский, В. И. Информационно-образовательное пространство - область функционирования педагогических информационных технологий [Электронный ресурс] / В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин // Х юбилейная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». - Режим доступа: ftp://ftp.unilib.neva.ru/etu/Bogoslov_ITO2000. pdf (дата обращения: 06.03.2017).
2. Букачёва, Е. А. Роль многоуровневой автоматизированной информационной системы в оценке качества образования / Е. А. Букачёва, Л. Е. Кузнецова // Научно методическое обеспечение оценки качества образования - 2016, № 1(1) - С 44-47.
3. Гендина, Н. И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии [Электронный ресурс] : по материалам доклада на Четвертой международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование» -Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/pdf/Gendina-Prblemy-sozdaniya-sajtov.pdf (дата обращения: 06.03.2017).
4. Государственные требования к сайтам
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uo.tog.edu54.ru/p63aa1.html (дата обращения: 06.03.2017).
5. Диких Э. Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: автореф. канд. пед. наук _13.00.08. Омск, 2014
[Электронный ресурс] - http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-podgotovka-studentov-bakalavriata-k-professionalnoy-pedagog-icheskoy-deyatelnosti-v-informatsionno-obra-zovatelnom-prostran (Дата обращения: 22.04.2017).
6. Иванова, Е. О. Дидактика в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская // Педагогика, 2009. - № 10. - С. 8 -15.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.03.2017).
References
1. Bogoslovskij, V. I. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo - oblast' funkcionirovanija pedagogicheskih informacionnyh tehnologij [Jelektronnyj resurs] / V. I. Bogoslovskij, V. A. Izvozchikov, M. N. Potemkin // H jubilejnaja konferencija-vystavka «Informacionnye tehnologii v obrazovanii». -Rezhim dostupa: ftp://ftp.unilib.neva.ru/etu/Bogoslov_ITO2000. pdf (data obrashhenija: 06.03.2017).
2. Bukachjova, E. A. Rol' mnogourovnevoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy v ocenke kachestva obrazovanija / E. A. Bukachjova, L. E. Kuznecova // Nauchno metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija - 2016, № 1(1) - S 44-47.
3. Gendina, N. I. Problemy sozdanij a sajtov shkoly i shkol'noj biblioteki: voprosy, otvety i kommentarii [Jelektronnyj resurs]: po materialam doklada na Chetvertoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii «Biblioteki i obrazovanie» - Rezhim dostupa: http://rusla.ru/rsba/pdf/Gendina-
Prblemy-sozdaniya-sajtov.pdf (data obrashhen-ija: 06.03.2017).
4. Gosudarstvennye trebovanija k sajtam [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://uo.tog.edu54.ru/p63aa1.html (data obrashhenija: 06.03.2017).
5. Dikih Je. R. Podgotovka studentov ba-kalavriata k professional'noj pedagogicheskoj dejatel'nosti v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve: avtoref. kand. ped. nauk ...13.00.08. Omsk, 2014
[Jelektronnyj resurs] - http://nauka-pedagog-ika.com/pedagogika- 13-00-08/dissertaciya-podgotovka-studentov-bakalavriata-k-profes-sionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-in-formatsionno-obrazovatelnom-prostran (Data obrashhenija: 22.04.2017).
6. Ivanova, E. O. Didaktika v informacion-nom obshhestve / E. O. Ivanova, I. M. Os-molovskaja // Pedagogika, 2009. - № 10. - S. 8 - 15.
7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29.12.2012 [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa:: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrash-henija: 06.03.2017).
Сведения об авторах
Подяконова Антонина Сергеевна -
начальник лаборатории организационно-технической поддержки отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Васина Любовь Владимировна - методист отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Podyakonova A. S. - Head of Laboratory for organizational and technical support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Vasina L.V. - Methodist of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk