УДК 37:004
М.Г. Мартынова, И.С. Боровых
В статье рассматривается информационная политика образовательной организации как организационный механизм реализации её информационной открытости. В качестве аналоговой модели при разработке информационной политики образовательной организации авторами указывается Концепция информационной политики Челябинской области. Описываются основные компоненты информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации - официальный сайт и информационные системы, рассматриваются их функции и возможности.
Ключевые слова; информационная политика Челябинской области, политика образовательной ор< информационно-коммуникационная инфраструктура, информационная, система, алъный сайт образовательной организации.
Информационная политика образовательного учреждения - новое для профессионального сообщества понятие, которое связано со стратегиями взаимодействия школы и социума, а также с распределением внутренних информационных потоков в современном
Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» определены основные принципы настоящей Стратегии: обеспечение прав граждан на доступ к информации; обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях [4].
Статья 29ФЗ-27Э «Об образовании в Российской Федерации» формулирует требования к информационной открытости образовательной организации [5]. Исходя из требований статьи закона, перед образовательными орга-
низациями стоит задача формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, на которых размещается информация о деятельности общеобразовательной организации.
Организационным механизмом реализации информационной открытости образовательной организации может стать информационная политика образовательной организации, которая определяет регламент работы с информацией. В Челябинской области с 2018 года внедряется Концепция информационной политики в системе образования — комплекс правовых, организационных, информационных, методических и технологических мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИК-в региональной системе образования [2].
Ключевым понятием информационной политики является информационно-коммуникационная инфраструктура системы образования Челябинской области - совокупность объектов информатизации: информационных ресурсов; информационных систем (включая официальные сайты); сетей и каналов передачи данных; систем обеспечения информационной безопасности; средств управления информационными потоками; организационных структур; норм и правил, регулирующих отношения объектов, а также информационно-управленческой культуры, -обеспечивающих их эффективное функционирование и доступ потребителей в региональной системе образования [3].
Концепция информационной политики области может стать аналоговой
моделью при разработке информационной политики образовательной организации
Рассмотрим два элемента ИК-инфраструктуры, функционирующих в образовательной организации: официальный сайт и информационная система.
64
№2(7) 2019
Школьный сайт сегодня - это важнейший инструмент, с помощью которого школа может заявить о себе «городу и миру». Грамотный, информационно насыщенный, удовлетворяющий запросы информационных пользователей, живой, регулярно обновляющийся, имеющий полноценно действующие средства обратной связи для ведения диалога с посетителями, способный представить школу как неповторимую образовательную сущность и как государственное учреждение, выполняющее госзаказ в области воспитания и обучения детей, — именно такой сайт может стать инструментом диалога школы с родителями, партнерами, социумом. При этом важно помнить, что структура сайта строго регламентирована [6, 7]. Учитывая все выше изложенное, на наш взгляд, именно такой сайт - это гарантия открытости школы, потому что он демонстрирует следующие компоненты:
- правовые основы деятельности (документы, регламентирующие деятельность ОУ: устав, образовательную программу, учебный план, различные локальные акты - положения, правила, требования);
- особенности содержания образования (характеристику учебных программ, предполагаемые образовательные результаты, используемые учебники, сочетание основного и дополнительного образования);
- систему воспитательной работы (ценностно-смысловые основы воспитания, организацию досуга детей, систему школьного самоуправления, традиции и праздники);
- достижения школьного коллектива (на уровне образовательного учреждения, педагогического коллектива, детского сообщества);
- уровень и качество образования (результаты различных оценочных процедур, в том числе единого государственного экзамена, аккредитационной экспертизы, независимых исследований качества образования, а также продукты деятельности детей - проекты, рефераты, творческие работы, отчеты о деятельности различных детских объединений);
- профессиональный уровень педагогического коллектива (содержание методической и опытно-экспериментальной работы, методи-
ческие разработки педагогов);
- возможности службы сопровождения (работа психолога, социального педагога, логопеда, информация по возможностям продолжения образования);
- информацию о жизни школы (событийный ряд, демонстрирующий, чем живет школа, что происходит в ее стенах).
Не менее важным компонентом ИК-инфраструктуры является функционирующий в образовательной организации модуль А И С «Сетевой город. Образование» как элемент государственной информационной системы «Образование в Челябинской области».
Возможности АИС «Сетевой Город. Образование»:
- планирование образовательного процесса;
- размещение и сохранение материалов образовательного процесса;
- фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса;
- использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
- взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными организациями.
Интранет (внутренняя локальная информационная сеть школы), которая представляет собой организационно-технологический комплекс, созданный для взаимодействия информационных ресурсов школы, а также для интеграции локальных компьютерных сетей в единую сеть. Формирование результатов внутренней системы оценки качества осуществляется через Интранет по схеме: учитель (классный руководитель, педагог-психолог, педагог-библиотекарь) — руководитель ШМО — заместитель директора - директор, что позволяет формировать бумажный вариант документа только на выходе.
Информация, представленная в этих инфор-
Аспекты формирования информационной политики образовательной организации
мационных системах, необходима для осуще- ной организации, ствления анализа и принятия на его основе
управленческих решений, направленных на Список литературы
повышение качества образования. 1. [Асмолова Л.М.] Кадры презентации
Мы также знаем, что для правильного «Об информационной политике образователь-
проведения анализа нужна структурированная ной организации» /JT.M. Асмолова. - URL:
информация, которая размещается в информационных системах образовательной организа- 2. Концептуализация ции, в том числе и на официальном сайте, и политики в системе образования Челябинской должна быть понятна всем пользователям, области / Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, удобна в использовании и полезна как участии- Е.Н.Смирнова, Д. А. Югова, И.С. Боровых // кам образовательных отношений, так и учас- Научно-методическое обеспечение оценки тникам отношений в сфере образования. качества образования. — 2019. - № 1 (6). — С. 18-
Следовательно, информационная политика 23.
образовательной организации, как отмечает 3. Концепция информационной политики
АсмоловаЛ.М., должна: в системе образования Челябинской области
- определять потребность в информации о (приказ Министерства образования и науки
деятельности образовательной организации, Челябинской области от 18.12.2018 г.
исходящую от различных категорий пользова- № 03/3669) - URL: https://rcokio.ru/files/upload/
телей: участников образовательных отноше- oib/concept.pdf
ний и участников отношений в сфере образова- 4. О Стратегии развития информационно-
го общества в Российской Федерации на 2017- формировать направленность, структуру 2030 годы»: указ Президента РФ от 09.05.2017 и контент информации с соблюдением требо- №203 URL: http://kremlm.ru/acts/bank/41919. ваний законодательства и реализации социаль- 5. Об образовании в Российской Федера-ных, образовательных и профессиональных ции : Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. потребностей в информировании участников (последняя редакция) - URL: образовательных отношений; http:/7www,consultant.ru/document/cons doc L
- осуществлять выбор эффективных AW 140174/(датаобращения: 10,09.2019). технологий информирования участников 6. Об утверждении Правил размещения на совместной деятельности и добивается моти- официальном сайте образовательной органи-вирующих эффектов донесения информации зации информационно-коммуникационной до различных категорий пользователей; сети «Интернет» и обновления информации об
- отвечать за своевременную, беспристрас- образовательной организации: постановление тную и компетентную оценку качества инфор- Правительства РФ от 10.07.2013 №582 - URL: мационных ресурсов и решает задачи управле- http:/7pravo.gov.m/proxy/ips/?docbody=&nd== 10 ния качеством информационных ресурсов 2166682 (датаобращения: 10.09.2019).
7. Об утверждении требований к структу-
Формирование информационной политики ре официального сайта образовательной
образовательной организации дело не простое, организации в информационно-
требующее вдумчивого подхода, но именно телекоммуникационной сети «Интернет» и
она обеспечит повышение качества образова- формату представления на нем информации
ния за счет принятия эффективных управлен- (ред. от 14.05.2019) : приказ Федеральной
ческих решений на основе полной, достовер- службы по надзору в сфере образования и
ной, структурированной информации, пред- науки от 29 мая 2014 г. N 785 - URL:
ставленной в информационных системах http:/7www.consultant.ru/document/cons doc L
образовательной организации; обеспечит AW 167061/(датаобращения: 10,09.2019) [4]. информационную открытость образователь- 8. Смирнова З.Ю. Информационная
66
№ 2 (7) 2019
политика школы в контексте государственной информационной политики / З.Ю. Смирнова // Информационная политика образовательного учреждения: метод, пособие.-СПб.: 2008. -
1. [Asmolova L.M.] Kadry prezentatsii «Ob informatsionnoy politike obrazovatel'noy
organizatsii» /L.M. Asmolova. - URL: https://eduface.ru/about/policy.
2. Kontseptualizatsiya informatsionnoy poiitiki y sisteme obrazovaniya CHelyabinskoy
oblasti / T.A. Orekhova, T.B. Belyakova, E.N. Smirnova, D.A. YUgova, I.S. Borovyh /7 Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. --- 2019. - №1(6). -- S. 1823.
3. Kontseptsiya informatsionnoy poiitiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669) - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf
4. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 20172030 gody»: ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.
5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon №273 ot 29.12.2012 g. (poslednyaya redaktsiya) - URL: http://www.consuitant.ru/document/cons doc L AW_ 140174/ (data obrashcheniya: 10.09.2019).
6. Ob utverzhdenii Pravil razmeshcheniya na ofitsial'nom sayte obrazovatel'noy organizatsii informatsionno-kommunikatsionnoy seti «Internet» i obnovleniya informatsii ob obrazovatel'noy organizatsii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2013 №582 - URL: http ://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 10
2166682 (data obrashcheniya: 10.09.2019).
7. Ob utverzhdenii trebovaniy k strukture ofitsial'nogo sayta obrazovatel'noy organizatsii v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet» i formatu predstavleniya na nem informatsii (red. ot 14.05.2019) : prikaz Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 29 maya 2014 g. N 785 -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc LAW 167061/ (data obrashcheniya: 10.09.2019) [4].
8. Smirnova Z.YU. Informatsionnaya politika shkoly v kontekste gosudarstvennoy informatsionnoy poiitiki / Z.YU. Smirnova // Informatsionnaya politika obrazovatel'nogo
uchrezhdeniya: metod. posobie.-SPb.: 2008. -
S.8 -9.
тор муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.В. Курчатова», Челябинская обл., г. Сим
Боровых Иван Сергеевич - начальник управления информационного обеспечения системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Martynova M,G. -- Director of Municipal State-Owned General Education Institution «Secondary General Education School №1 in honor of I.V. Kurchatov», Sim
Borovykh I.S. - Head of Administration of Educational System Informational Support, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk