_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 378
Глазова Вера Фёдоровна
доцент, ТГУ г. Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе разработки и внедрения новых образовательных технологий. Проводится анализ влияния различных факторов на эффективность их разработки и реализации.
Ключевые слова
Компетентностный подход в образовании, образовательная технология.
Компетентностный подход в образовании неразрывно связан с внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий. Образовательная технология представляет собой сложный комплекс, включающий средства диагностики текущего состояния знаний и умений обучаемых, а также результатов обучения, набор моделей обучения, критерии выбора оптимальной модели для заданных условий функционирования образовательной системы [1, с. 23].
Среди факторов, влияющих на процесс разработки и внедрения новых образовательных технологий в образовательную систему вуза, можно особо выделить факторы внешней и внутренней среды вуза, а также человеческий фактор [2, с. 30].
К числу проблем, обусловленных внешней средой вуза, можно отнести:
— законодательные ограничения, накладываемые государственными образовательными стандартами, которые в определённой степени сдерживают творческую инициативу разработчиков;
— существующие финансовые механизмы и ограничения в сфере высшего профессионального образования;
— использование для внешней оценки эффективности новых образовательных технологий инструментов тестирования, в то время как большинство новых технологий имеют своей целью формирование у обучаемых тех или иных компетенций, степень сформированности которых не может быть измерена с помощью только тестирования.
• Определяющую роль в сдерживании процесса разработки и внедрения новых образовательных технологий играют проблемы, обусловленные внутренней средой вуза:
— недостаточная гибкость и фрагментарность образовательной системы, не позволяющая реализовать системный подход на основе согласования и подчинения целей и задач отдельных учебных дисциплин общей цели подготовки компетентного специалиста, что приводит, в частности, к дублированию или к недостаточному раскрытию тех или иных учебных вопросов;
— отсутствие конструктивного диалога между разработчиками новых образовательных технологий и администрацией вузов, выражающееся, в частности, в необходимости заполнения и оформления множества разрешающих и подтверждающих документов;
— неопределенность целей реализации новых образовательных технологий, связанная с тем, что преподаватели, являющиеся чаще всего разработчиками новых образовательных технологий, в массе своей не включены в процесс формирования программы развития вуза;
— отсутствие гарантированного эффекта от реализации новых образовательных технологий при неизбежных затратах на оборудование, программное обеспечение, обучение и инфраструктуру;
— отсутствие единых критериев оценки эффективности разрабатываемых технологий и несогласованность инновационных процессов в вузе;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
— несовершенная поощрительная система, связанная с низкими возможностями материального стимулирования разработчиков, с одной стороны, и слабым использованием существующих возможностей нематериального стимулирования, с другой.
К проблемам разработки и реализации новых образовательных технологий, обусловленным человеческим фактором, можно отнести:
— высокие требования, предъявляемые к квалификации разработчиков в области современных информационных и коммуникационных технологий, включая уверенное владение приёмами использования современных Интернет-сервисов;
— распространённые психологические барьеры, такие как личные привычки, культурные традиции, осторожное отношение ко всему новому;
— возникающие опасения в связи с тем, что время, требуемое для разработки новой технологии, может существенно превысить оценку её важности и полезности руководством вуза.
Необходимость разработки и внедрения новых образовательных технологий продиктована состоянием современного образования. Это позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса и качество образования в целом [3, с. 6]. Список использованной литературы:
1. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Особенности применения информационных технологий для обеспечения деятельности вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 22-28.
2. Богданова А.В. Теоретико-методологические предпосылки исследования вопросов диагностики качества образования в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 29-32.
3. Панюкова Е.В. Проектирование образовательных услуг на основе качества // Инновации. Наука. Образование. 2016. № 3 (2). С. 6.
© Глазова В.Ф., 2017
УДК 376.433
Гусева Ирина Николаевна
канд.пед. наук, доцент КГУ, Демидченкова Ксения Ивановна
студентка 4 курса, бакалавриат, НП Специальное (дефектологическое)образование
г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТОИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности представлений о стоимости младших школьников с интеллектуальными нарушениями, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального курсового исследования.
Ключевые слова
Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, коррекционное обучение,
коррекционное обучение математике.