_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
— несовершенная поощрительная система, связанная с низкими возможностями материального стимулирования разработчиков, с одной стороны, и слабым использованием существующих возможностей нематериального стимулирования, с другой.
К проблемам разработки и реализации новых образовательных технологий, обусловленным человеческим фактором, можно отнести:
— высокие требования, предъявляемые к квалификации разработчиков в области современных информационных и коммуникационных технологий, включая уверенное владение приёмами использования современных Интернет-сервисов;
— распространённые психологические барьеры, такие как личные привычки, культурные традиции, осторожное отношение ко всему новому;
— возникающие опасения в связи с тем, что время, требуемое для разработки новой технологии, может существенно превысить оценку её важности и полезности руководством вуза.
Необходимость разработки и внедрения новых образовательных технологий продиктована состоянием современного образования. Это позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса и качество образования в целом [3, с. 6]. Список использованной литературы:
1. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Особенности применения информационных технологий для обеспечения деятельности вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 22-28.
2. Богданова А.В. Теоретико-методологические предпосылки исследования вопросов диагностики качества образования в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 29-32.
3. Панюкова Е.В. Проектирование образовательных услуг на основе качества // Инновации. Наука. Образование. 2016. № 3 (2). С. 6.
© Глазова В.Ф., 2017
УДК 376.433
Гусева Ирина Николаевна
канд.пед. наук, доцент КГУ, Демидченкова Ксения Ивановна
студентка 4 курса, бакалавриат, НП Специальное (дефектологическое)образование
г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТОИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности представлений о стоимости младших школьников с интеллектуальными нарушениями, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального курсового исследования.
Ключевые слова
Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, коррекционное обучение,
коррекционное обучение математике.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Проблема формирования представлений о стоимости у младших школьников с нарушениями интеллекта является одной из важнейших в курсе математики начальных классов. С одной стороны, работа по формированию представлений о стоимости способна приблизить детей к жизни, дать основы для экономического воспитания. С другой стороны, знакомство со стоимостью позволяет углубить элементарные математические представления, в частности представления о числе, его количественном составе, развивать у детей навыки счёта, понять функциональную зависимость между величинами (цена, количество, стоимость) [3].
Изучив и проанализировав общую и специальную литературу по теме исследования, мы поставили его целью изучить особенности представлений о стоимости младших школьников с нарушением интеллекта.
Экспериментальное исследование проводилось в ГУчетверти 2015-2016 учебного года на базе Областного казенного образовательного учреждения (ОКОУ) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» г. Курска. В эксперименте приняло участие 12 школьников в возрасте от 9 до 11 лет, обучающихся в 3 классах указанного нами образовательного учреждения.
Все предлагаемые нами задания соответствовали программным требованиям, возрастным возможностям испытуемых [4].
Для изучения особенностей представлений о стоимости нами были подобраны и предложены младшим школьникам с нарушением интеллекта следующие задания, которые условно можно разделить на 4 блока, составленные на основе анализа учебников математики [1, 2, 5]: 1) Внешний вид монет
Задание 1. Найди названные монеты и обведи их в кружок. а) найди монету в 5 копеек
б) найди монету в 1 рубль
в) найди монету в 5 рублей
г) найди монету в 10 рублей
д) найди монету в 1 копейку
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х
е) найди монету в 2 рубля
ё) найди монету в 10 копеек
2) Номинальное достоинство монет
Задание 2. Обведи монету наибольшего достоинства. а)
3) Задачи на куплю-продажу
Задание 3. Выбери один или несколько предметов, которые ты можешь сразу купить на имеющиеся у тебя деньги. Сосчитай и запиши, сколько сдачи у тебя останется (в каждом отдельном случае предоставляется бланк с изображением имеющихся денег и изображением товаров и ценников).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
3) Текстовые арифметические задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
а) Тетрадь стоит 7 р. Сколько стоят 8 таких тетрадей?
б) Витя купил 5 карандашей. Один карандаш стоит 9 р. Сколько Витя заплатил за свою покупку?
Для получения наиболее достоверных данных помощь экспериментатора младшим школьникам с
нарушениями интеллекта при выполнении заданий не оказывалась.
Качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о том, что многие учащиеся с нарушением интеллекта младших классов плохо знают внешний вид тех или иных монет. При нахождении заданной монеты дети допускали многочисленные ошибки, они не обращали внимание на цвет, размер, цифру и надпись, написанные на монетах. Допущенных ошибок испытуемые, как правило, не замечали и не пытались их исправить.
Правильно указать монету в 5 копеек смогли 50% младших школьников с нарушениями интеллекта. 33% учащихся сделали неправильный выбор, указав на монету в 5 рублей. 17% испытуемых также не смогли верно справиться с заданием, посчитав, за монету в 5 копеек, монету в 50 копеек.
Найти среди предложенных монет и правильно указать монету в 1 рубль смогли большинство (75%) учащихся с нарушениями интеллекта, принявших участие в эксперименте. Вместе с тем, в 25% случаев школьниками были отмечена монета в 1 копейку. Мы полагаем, что это обстоятельство связано с внешним сходством монет в 1 рубль и в 1 копейку и с тем, что школьниками выбор был сделан только на основе увиденной цифры 1, написанной на монете, без осуществления детального анализа внешнего вида монет. Аналогичная ситуация наблюдалась нами и при нахождения детьми с нарушениями интеллекта монеты в 5 рублей. Правильно указать данную монету смогли 59% учащихся. 33% школьников с нарушениями интеллекта сделали неверный выбор, отметив вместо монеты в 5 рублей, монету в 5 копеек. Незначительная часть (8%) испытуемых вместо пятирублевой монеты указали на двухрублевую. По нашему предположению, это могло произойти из-за слабой дифференциации графически сходных цифр 5 и 2, написанных на монетах.
Сложнее всего младших школьникам с нарушениями интеллекта было отличить монету в 10 рублей от монет в 1 копейку, в 1 рубль и в 10 копеек; монету в 1 копейку от монет в 10 копеек, 10 рублей и в 1 рубль, а также монету в 10 копеек от монет в 10 рублей, в 1 рубль и в 1 копейку.
Найти монету в 10 рублей смогли найти 42% испытуемых. 33% школьников указали вместо монеты в 10 рублей, монету в 10 копеек. В 17% работ школьниками была отмечена монета в 1 рубль. А 8% участников эксперимента вместе десятирублевой монеты, отметили монету в 1 копейку.
Среди предложенных монет, монету в 1 копейку нашли 33% участников экспериментального исследования. Большинство (50%) учащихся указали на монету в 1 рубль. 8,5% испытуемых вместо монеты в 1 копейку указали монету в 10 копеек. Ещё такого же количество (8,5%) школьников отметили монету в 10 рублей. На наш взгляд, сложности нахождения монеты в 1 копейку связаны с тем, что в настоящее время монета данного номинала не используется в обиходной жизни.
В 58% случаев школьниками были правильно отмечена монета в 10 копеек. 42% испытуемых осуществили неправильный выбор, указав монету в 10 рублей.
Верно указать монету в 2 рубля смогли 66% учащихся с нарушениями интеллекта. 17% испытуемых вместо монеты номиналом в 2 рубля, отметили монету в 5 рублей. Такое же количество (17%) младших школьников с нарушениями интеллекта отметили монету в 5 копеек.
Таим образом, представленные нами данные показывают, что младшие школьники с нарушениями интеллекта плохо дифференцируют монеты, не знают их внешнего вида и поэтому испытывают трудности нахождения монет нужного достоинства. В ряде случаев дети осуществляют либо случайный выбор, либо выбор, основанный на каком-либо одном критерии (например, учащиеся могут брать во внимание только цифру, написанную на монете, при этом, не обращая внимания на её размер, цвет, надпись, указанную на ней и пр.).
Анализ результатов выполнения заданий, направленных на изучение знаний номинального достоинства монет, показал их низкий уровень у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта. Нередко школьники рассматриваемой категории считают большей монетой по достоинству ту, которая больше по размеру (диаметру). Также дети зачастую ориентируются только на цифру, написанную на монете,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
не замечая того, количество чего она показывает - рублей или копеек.
Так, выбирая среди монет в 5 рублей, 10 рублей, 2 рубля и 1 рубль большую по достоинству,75% испытуемых верно указали на монету в 10 рублей. Однако 25% учащихся с нарушениями интеллекта посчитали, что среди перечисленных монет большей по достоинству является монета в 5 рублей.
Сравнивая по номинальному достоинству монеты в 10 копеек, 2 рубля, 1 рубль и 1 копейку, 66,5% школьников, принявших участие в экспериментальном исследовании, посчитали монетой самой большой по достоинству монету в 10 копеек. Лишь 25% детей смогли осуществить правильный выбор, отметив как большую монету по достоинству двухрублевую монету. 8,5% учащихся выбрали как монету наибольшего достоинства монету в 1 рубль.
Когда младшим школьникам с нарушениями интеллекта были представлены монеты в 10 рублей, 2 рубля, 10 копеек и 5 рублей и было предложено выбрать среди них наибольшую по достоинству, то 50% из них указали на монету в 10 рублей, 33% - десятикопеечную монету, а 17% - пятирублевую.
Таким образом, у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта обнаруживается низкий уровень знаний о номинальном достоинстве монет. Нередко определение номинального достоинства монеты у таких детей осуществляется только с опорой на её размер (диаметр) или цифру, написанную на монете без учёта того, количество чего ею обозначено - рублей или копеек.
Полученные в ходе экспериментального исследования данные, свидетельствуют о том, что учащиеся с нарушением интеллекта нередко ошибаются при вычислении стоимости тех или иных товаров и сдачи.
Представим в таблице 1 результаты решения младшими школьниками с нарушениями интеллекта решения задач на куплю-продажу.
Таблица 1
Результаты решения младшими школьниками с нарушениями интеллекта решения задач на куплю-продажу (а, б, в)
№ п/п Верное вычисление стоимости и сдачи Верное вычисление стоимости, неверное вычисление сдачи Неверное вычисление стоимости товаров, стоимость которых не превышает имеющихся денег Осуществление выбора товаров, стоимость которых превышает количество имеющихся денег
а б в а б в а б в а б в
1. V V V
2. V V V
3. V V V
4. V V V
5. V V V
6. V V V
7. V V V
8. V V V
9. V V V
10. V V V
11. V V V
12. V V
Из данных представленных в таблице 1 видно, что при решении задачи на куплю-продажу, обозначенной буквой а) верно вычислили стоимость и сдачу 33% испытуемых; верно вычислили стоимость, но неверно вычислили сдачу такое же количество (33%) младших школьников; неверно вычислили стоимость товаров (стоимость не превышала имеющихся денег) - 17% учащихся; ещё 17% осуществили выбор товаров, стоимость которых превышало количество имеющихся денег.
При решении задачи на куплю-продажу, обозначенной буквой б) верно вычислили стоимость и сдачу 42% участников эксперимента; верно вычислили стоимость, но неверно вычислили сдачу 25% младших школьников с нарушениями интеллекта; неверно вычислили стоимость товаров (стоимость не превышала имеющихся денег) -25% учащихся; осуществили выбор товаров, стоимость которых превышало количество имеющихся денег - 8% испытуемых.
При решении задачи на куплю-продажу, обозначенной буквой в) верно вычислили стоимость и сдачу 50% учащихся младших классов с нарушениями интеллекта; верно вычислили стоимость, но неверно вычислили сдачу 25% испытуемых; неверно вычислили стоимость товаров (стоимость не превышала имеющихся денег) -17% школьников, принявших участие в эксперименте; осуществили выбор товаров,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х
стоимость которых превышало количество имеющихся денег - 8% испытуемых.
При решении задач на куплю-продажу младшие школьники с нарушениями интеллекта допускают множество ошибок, которые можно объединить в такие группы как: осуществление выбора товаров, стоимость которых превышает количество имеющихся денег; неверное вычисление стоимости товаров, стоимость которых не превышает имеющихся денег; неверное вычисление сдачи.
Также в ходе экспериментального исследования школьникам с нарушением интеллекта было предложено решить две текстовые арифметические задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Верное решение данных задач выполнили 58% учащихся. 25% детей осуществили правильный поиск и выбор арифметического действия для решения задач, но допустили ошибки в вычислениях. 17% испытуемых выполнили неверный поиск и выбор арифметического действия для решения задач.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы установлено, что учащиеся с нарушением интеллекта младших классов испытывают определенные трудности и при решении текстовых арифметических задач на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью, связанные с поиском и выбором арифметического действия, а также проведением вычислений.
Подводя итоги, назовём основные особенности представлений о стоимости младших школьников с нарушением интеллекта, выявленные нами в ходе экспериментальной работы:
- незнание внешнего вида монет;
- низкий уровень знаний о номинальном достоинстве монет, определение номинального достоинства монеты исходя из её размера (диаметра) или цифры, написанную на монете без учёта того, количество чего ею обозначено - рублей или копеек;
- многочисленные ошибки вычисления стоимости товаров и сдачи;
- трудности осознания зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Список использованной литературы:
1.Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. 1 класс. В 2-х ч.-М.: «Просвещение», 2011.
2.Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. 2 класс. В 2-х ч.- М.: «Просвещение», 2012.
3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе УШ вида. - М.: ВЛАДОС, 2001.
4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида подготовительный, 1-4 классы / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.
5.Эк В.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. 3 класс - М.: «Просвещение», 2012.
© Гусева И.Н., Демидченкова К.И., 2017
УДК 37
Демчук Анастасия Владимировна Demchuk Anastasiya Vladimirovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМПО СурГУ, г. Сургут E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ: ЗНАЧЕНИЕ И АСПЕКТЫ
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты подготовки будущих учителей к осуществлению экологического