УДК 376.1
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 4
Е. Н. Лихачева
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖАННЫМ ТЕМПОМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Лейтмотивом выводов отечественных и зарубежных ученых по проблемам детского возраста является целесообразность ранней коррекции дефекта развития [1]. В возрасте от одного года до трех лет происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга ребенка, что обусловливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к внешнему, в том числе и к психолого-педагогическому воздействию [2]. Одновременно с этим актуальность коррекции ненормативного варианта развития психолого-педагогическими средствами обусловлена тем фактом, что в массовой практике медицинская диагностика негрубых нарушений высшей нервной деятельности достаточно затруднительна. Легкие нарушения высшей нервной деятельности у детей вначале проявляются на поведенческом, и лишь позднее, на клиническом уровне. Это приводит к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются главным образом в период умственных занятий с ребенком, когда клиническая картина становится наглядной вследствие трудностей обучения и воспитания ребенка, а вместе с тем психолого-педагогические проблемы приобретают генерализованный и устойчивый характер. Попытки медицинской практики вооружить детских врачей психологическими методами обследования, критериями оценки психического развития детей и приемами психологического контроля развития детства оказались неосуществимыми по причине отсутствия необходимой подготовки медицинских работников в области психологии, а значит заведомо предполагаемого большого риска ошибочной диагностики и последующей коррекции [3].
В настоящее время научные разработки по проблеме раннего этапа развития ребенка в основном сводятся к амплификации воспитательно-образовательной работы с нормативно развивающимися детьми. Так, Н. М. Аксариной впервые был определен комплекс особенностей раннего детства; проблема контроля за развитием детей освещена в трудах Р. В. Тонковой-Ямпольской, Л. Г. Голубевой, К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхи-ной, Э. Л. Фрухт; известны исследования по проблеме становления предметной и игровой деятельности С. Н. Новоселовой (формирование восприятия на основе практической деятельности), Е. И. Радиной и В. И. Городиловой (сопровождение предметной и игровой деятельности речью), Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина (этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве) и др.
Работ, посвященных проблемам отклонений психического развития детей в раннем возрасте, крайне мало. В рамках данной проблематики выполнены теоретические и прикладные исследования Л. И. Аксеновой [4], Н. Н. Малофеева (2001) [5], Ю. А. Ра-зенковой (2003) [6], Н. Д. Шматко (2009) [7] и др.
Суть этих исследований состоит в совершенствовании ранней дифференциальной диагностики и разработке путей и средств последующей коррекции отклонений
© Е. Н. Лихачева, 2012
в развитии детей на ранних этапах онтогенеза. Указанные работы имеют теоретическую направленность. Недостаточная разработанность путей практического решения данной проблемы объясняется тем, что процесс коррекционного воздействия требует непосредственного участия детей раннего возраста, иммунная система которых несовершенна. По этой причине любые биологические вредные воздействия, например, детские инфекции, могут вызывать дополнительные серьезные отклонения в общем и психическом развитии. Логическим выводом из данного положения является перенос акцента с максимальной непосредственной коррекционной работы с ребенком на работу, основной целью которой будет являться психолого-педагогическая поддержка семьи, имеющей ребенка с замедленным темпом развития. На наш взгляд, одним из действенных механизмов организации такой помощи детям раннего возраста с замедленным темпом развития будет создание психолого-педагогических консультативных пунктов на базе дошкольных образовательных учреждений.
Для определения и уточнения задач организации и работы консультативной помощи мы изучили ряд социально-педагогических факторов, препятствующих организации целенаправленной помощи нуждающемуся ребенку в период его раннего детства.
1. Недостаточный уровень знаний педагогов по вопросам психологии ребенка раннего возраста с замедленным темпом развития.
От педагога, работающего с ребенком указанной категории, требуется, во-первых, понимание закономерности развития нормально развивающегося ребенка раннего возраста и, во-вторых, знание психологии ребенка с задержанным темпом психического развития раннего возраста (особенности развития; диагностика и оценка уровня психического развития, которая, в свою очередь, включает: анализ социальной ситуации развития ребенка раннего возраста, оценку уровня развития ведущей, а также типичных для указанного возраста видов деятельности, диагностику характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития ребенка; цели, задачи и методы коррекционной работы, психолого-педагогический прогноз дальнейшего развития ребенка). Анализ анкетного опроса 1200 педагогов дошкольных образовательных учреждений выявил следующие факты: отмечают недостаток знаний в психологии и педагогике нормального раннего детства 89% специалистов, при этом в психолого-педагогических вопросах раннего ненормативного варианта развития ребенка недостаток знаний отметили 99% воспитателей. Одновременно с этим 69% педагогов сталкивались в своей профессиональной деятельности с различными проблемами (просьба родителей в консультативной помощи, уход за ребенком, воспитание и обучение ребенка) детей раннего этапа развития.
2. Недостаточный уровень разработанности вопросов коррекции психических процессов ребенка раннего возраста. В настоящее время отсутствует систематика особенностей развития ребенка с замедленным темпом психического развития, а следовательно, не выделены общие задачи коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории. Также не упорядочены психолого-педагогические трудности при обучении и воспитании ребенка раннего возраста с замедленным темпом психического развития, отсутствует психологическое изучение и объяснение процесса и результата формирования характерологических черт ребенка раннего возраста с замедленным темпом психического развития. Крайне мало изучены вопросы взаимодействия
специалистов дошкольного образовательного учреждения с родителями детей раннего возраста с замедленным темпом психического развития.
3. Недостаток методического обеспечения психолого-педагогического консультирования. В настоящее время в результате исследований проблем раннего детства разработан определенный арсенал методик, направленных как на определение уровня психического развития ребенка, так и на формирование разных сторон психического развития последнего. В то же время следует признать, что в своем большинстве эти методики отличаются трудоемкостью, большими затратами времени, что делает их малопригодными в практике психолого-педагогического консультирования детей раннего возраста. В настоящее время требуется работа по определению методик, наиболее адекватных целям и задачам практического консультирования. Одновременно с этим необходима последующая адаптация и стандартизация на соответствующей выборке детей, а также получение детализированных нормативов. В итоге должны быть составлены стандартизированные наборы психолого-педагогических диагностических методик для детей раннего возраста, позволяющих дифференцировать нормальный темп психического развития и замедленный его вариант. Стандартизированные методики нивелируют процесс модификации практическими работниками набора используемых методик с точки зрения их собственного профессионального опыта. В этих условиях нам представляется оптимальным создание стандартизированных методик как системного слияния клинических и психолого-педагогических методик, подбор их направленности и интерпретации результатов с точки зрения сведений о нормативном содержании развития ребенка на этапе раннего возраста, с учетом основных выделенных психологических новообразований структуры и видов деятельности, общения и специфики социальной ситуации развития.
4. Педагогическая неграмотность родителей и отсутствие координированной системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с замедленным темпом развития. Анализ анкетного опроса 1550 родителей детей раннего возраста выявил: 96% родителей отмечают недостаток знаний по вопросам развития ребенка раннего возраста, знание норм психофизиологического развития ребенка данного возрастного этапа охарактеризовали как неточное и приблизительное 71% опрошенных. В качестве основных организаций по получению консультаций по проблемам развития детей раннего возраста 98% родителей назвали различные учреждения системы здравоохранения, при этом 97% отметили, что содержанием основных рекомендаций являются советы по определению конкретных способов социальной адаптации ребенка к реальным и наличным условиям жизнедеятельности, а также нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой растет ребенок. В то же время 86% опрошенных родителей положительно относятся к процессу раннего психолого-педагогического воздействия (развитие, обучение, воспитание, коррекция психических процессов), при этом 91% из них указали на отсутствие центров ранней коррекции замедленного темпа развития.
Рассмотрение указанных социально-педагогических факторов позволяет определить специфику и задачи раннего психолого-педагогического консультирования детей с замедленным темпом психического развития:
— ориентация родителей и других лиц, участвующих в воспитании ребенка раннего возраста, на нормативные возрастные и индивидуальные особенности психического развития ребенка раннего возраста;
— своевременное первичное выявление детей раннего возраста с различными вариантами отклонений психического развития от нормативного варианта и направление их в психолого-педагогическую консультацию;
— психолого-педагогическая диагностика психических процессов ребенка раннего возраста (целью данной диагностики должна явиться квалификация этапа развития ребенка в контексте всего психологического онтогенеза, а также в исследовании механизмов формирования установленных трудностей);
— составление совместно с психологами и педагогами психолого-педагогической консультации рекомендаций по коррекции выявленных трудностей ребенка педагогическими средствами;
— составление совместно с психологами и педагогами психолого-педагогической консультации рекомендаций по воспитанию ребенка в семье;
— сообщение родителям ребенка раннего возраста условно-вариативного прогноза развития ребенка. Под прогнозом развития ребенка следует понимать возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития ребенка в случае реализации различных условий. Подобная экстраполяция касается главным образом ближайших возрастных этапов развития и строится с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-социально-психологических факторов развития конкретного ребенка;
— психологическое просвещение населения по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка раннего возраста.
Одновременно с этим в рамках психолого-педагогических консультаций возможна коррекционная работа в специально организованных группах.
Направления коррекционной работы психолого-педагогических консультаций, прежде всего, должны определяться особенностями нормативного психического развития ребенка раннего детства [8].
Для нормального раннего возраста детей характерен целый ряд особенностей.
Первой особенностью является чрезвычайно быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими: кризис первого года связан с овладением ходьбой, двух лет — с переходным моментом в развитии речи, навыком развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядного мышления. В три года начинается развитие самосознания. Отсутствие скачков является следствием нарушений в развитии ребенка. В критические периоды могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.
Другой особенностью развития в раннем возрасте являются неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти потеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревание» на более ранней ступени развития).
Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста заключается в том, что созревание различных функций гетерохронно. Для каждой психической функции существуют свои периоды. В целом ранний возраст является сензитивным для развития всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной
деятельности при активном взаимодействии со взрослым. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи.
Еще одной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу.
Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде [9].
Дети с задержанным темпом психического развития раннего возраста — это, как правило, соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических функций и функций передвижения собственного тела в пространстве. На момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в пространственной ориентации. Однако вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Дети практически не владеют речью — пользуются несколькими словами или отдельными фразами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено.
Эти дети преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия — они адекватно используют дидактические игрушки. А вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб, примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников дети принимают и используют помощь взрослого.
Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики детей раннего возраста обусловливают несформированность навыков самообслуживания: многие из них затрудняются пользоваться столовыми приборами, одеваться.
С учетом перечисленных выше особенностей можно определить основные задачи коррекционно-педагогической работы с такими детьми в специальных группах психолого-педагогических консультаций:
— совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков);
— сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности);
— формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление;
— формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками;
— целенаправленное развитие речи, ее функций.
Таким образом, период раннего детства является определяющим для всего последующего развития человека. Для детей с замедленным темпом развития этот отрезок жизни имеет большое значение, так как коррекционное воздействие в этот момент является наиболее эффективным. В свою очередь, проблема целенаправленной педагогической помощи нуждается в решении путем организации психолого-педагогического консультирования ребенка раннего возраста с замедленным психическим развитием.
Литература
1. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 15-21.
2. Morton J. Bruce, Trehub Sandra E. Children's understanding of emotion in speech // Child development. Vol. 72. Issue 3. 2001. P. 83.
3. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. 136 с.
4. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 15-21.
5. Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 3-12.
6. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. № 4. С. 72-78.
7. Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: методический и практический журнал. М.: Школьная Пресса, 2009. № 6. С. 16-25.
8. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития: учеб-метод. пособие. М.: Гном и Д, 2003. 56 с.
9. Шматко Н. Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. 2003. № 4. С. 11-17.
Статья поступила в редакцию 28 мая 2012 г.