УДК 373.24
РАННЯЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАМЕДЛЕННОГО ТЕМПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с задержанным темпом психического развития. Лейтмотивом выводов отечественных и зарубежных ученых по проблемам детского возраста является положение о том, что задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в специально-организованных условиях. При этом ранняя диагностика задержанного темпа развития занимает приоритетное положение среди прочих условий [1]. Фундаментальность указанного направления основывается на психофизиологических преимуществах данного возрастного этапа. В возрасте от одного года до трех лет происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга ребенка, что обусловливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к внешнему, в том числе и к психолого-педагогическому, воздействию.
В настоящее время в системе ранней диагностики отклоняющегося от нормы развития ведущее место занимает клиническая диагностика, основными методами которой являются общий осмотр, анализ анамнестических данных, а также ряд лабораторных обследований (краниография, электроэнцефалография, компьютерная томография, эхо-энцефалография и т. д.). Медицинская диагностика позволяет регистрировать и устанавливать связи между признаками нарушенного развития и повреждения различных мозговых структур [2]. В логике данного контекста становится очевидным, что ведущую роль в процессе ранней диагностики замедленного темпа психического развития следует признать за психолого-педагогической диагностикой.
Приоритетность психолого-педагогического консультирования раннего детства обусловлена тем фактом, что в массовой практике медицинская диагностика негрубых нарушений высшей нервной деятельности достаточно затруднительна. Легкие нарушения высшей нервной деятельности у детей вначале проявляются на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне. Это приводит к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются главным образом в период умственных занятий с ребенком, когда клиническая картина становится наглядной вследствие трудностей обучения и воспитания ребенка, а вместе с тем психолого-педагогические проблемы приобретают генерализованный и устойчивый характер. Попытки медицинской практики вооружить детских врачей психологическими методами обследования, критериями оценки психического развития детей и приемами психологического контроля развития детства оказались неосуществимыми по причине отсутствия необходимой подготовки
Карагандинский
университет
«Болашак»
e-mail:
Е. Н. Лихачева
В настоящее время отмечается рост числа детей с задержанным темпом психического развития. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней диагностики задержки психического развития. В связи с тем, что легкие нарушения высшей нервной деятельности у детей вначале проявляются на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне, возрастает значимость психолого-педагогической диагностики. Основными направлениями данной диагностики являются психологопедагогическая диагностика психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоциональные реакции) и изучение условий воспитания и культурно-бытового окружения.
Ключевые слова: ранняя диагностика, замедленный темп психического развития, психолого-педагогическая диагностика, клиническая диагностика, психические процессы, условия жизнедеятельности ребенка.
медицинских работников в области психологии, а значит заведомо предполагаемого большого риска ошибочной диагностики и последующей коррекции.
В настоящее время разработки данной проблемы в рамках психологопедагогических наук в основном сводятся к амплификации воспитательнообразовательной работы с нормативно развивающимися детьми.
Работ, посвященных проблемам диагностики отклонений психического развития детей в раннем возрасте, крайне мало. В рамках данной проблематики выполнены теоретические и прикладные исследования Л. И. Аксеновой, Е. Ф. Архиповой, Н. Ю. Боряковой, Т. В. Волосовец, Н. Н. Малофеева (2001), Ю. А. Разенковой (2003), Е. А. Стребелевой (1996, 1998, 2002), Н. Д. Шмапсо (2003) и др.
Суть этих исследований состоит в совершенствовании ранней дифференциальной диагностики и разработке путей и средств последующей коррекции отклонений в развитии детей на ранних этапах онтогенеза. Указанные работы имеют теоретическую направленность. Недостаточная разработанность путей и механизмов решения проблемы организации диагностико-коррекционного воздействия на ребенка раннего возраста во многом объясняется несовершенством иммунных и адаптационных механизмов организма нормально развивающегося ребенка и в особенности ребенка с нарушенным темпом развития. Изучаемая категория детей в период раннего развития характеризуется неврологической ослабленностью и по этой причине любые биологические вредные воздействия, например детские инфекции, могут вызывать дополнительные серьезные отклонения в общем и психическом развитии. Логическим выводом данного положения является перенос акцента с максимальной непосредственной диагностико-коррекционной работы с ребенком на ориентированность родителей на психо-физиологические аспекты нормативного варианта развития и работу, основной целью которой будет являться психолого-педагогическая поддержка семьи, имеющей ребенка с замедленным темпом развития. На наш взгляд, одним из действенных механизмов организации такой помощи детям раннего возраста с замедленным темпом развития будет создание психолого-педагогических консультативных пунктах на базе образовательных учреждений.
Для определения и уточнения задач организации работы по диагностике замедленного темпа психического развития на раннем этапе мы изучили, ряд социально-педагогических факторов, препятствующих и требующих своего разрешения при организации целенаправленной помощи нуждающемуся ребенку в период его раннего детства.
1 Недостаток методического обеспечения психолого-педагогического направления консультирования замедленного темпа психического развития на раннем этапе. В настоящее время в результате исследований проблем раннего детства разработан определенный арсенал методик, направленных как на определение уровня психического развития ребенка, так и на формирование разных сторон психического развития последнего. В то же время следует признать, что в своем большинстве эти методики отличаются трудоемкостью, высокой затратой во времени, что делает их малопригодными в практике психолого-педагогического консультирования детей раннего возраста. В настоящее время требуется работа по выделению методик наиболее адекватных целям и задачам практического консультирования методик. Одновременно с этим необходима последующая адаптация и стандартизация на соответствующей выборке детей, а также получение детализированных нормативов. В итоге должны быть составлены стандартизированные наборы психологопедагогических диагностических методик для детей раннего возраста, позволяющих дифференцировать нормальный темп психического развития и замедленный его вариант. Стандартизированные методики нивелируют процесс модификации практическими работниками набора используемых методик с точки зрения их собственного профессионального опыта. В этих условиях нам представляется оптимальным создание стандартизированных методик как системного слияния
клинических и психолого-педагогических методик, подбор их направленности и интерпретации результатов с точки зрения сведений о нормативном содержании развития ребенка на этапе раннего возраста, с учетом основных выделенных психологических новообразований структуры и видов деятельности, общения и специфики социальной ситуации развития;
2 Педагогическая неграмотность родителей и отсутствие координированной системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с замедленным темпом развития. Анализ анкетного опроса более 1550 родителей детей раннего возраста выявил: 96 % родителей отмечают недостаток знаний по вопросам развития ребенка раннего возраста, знание норм психофизиологического развития ребенка данного возрастного этапа охарактеризовали как неточное и приблизительное 71 % опрошенных. В качестве основных организаций по получению консультаций по проблемам развития детей раннего возраста 98 % родителей назвали различные учреждения системы здравоохранения, при этом 97 % отметили, что содержанием основных рекомендаций являются советы по определения конкретных способов социальной адаптации ребенка к реальным и наличным условиям жизнедеятельности, а также нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой растет ребенок. В тоже время 86 % родителей позитивно относятся к процессу раннего психолого-педагогического вмешательства (развитие, обучение и воспитание в раннем детстве; коррекционно-развивающее обучение в раннем детстве), при этом 91 % из них указали на отсутствие центров раннего развития нормального детства и ранней коррекции замедленного темпа развития.
Рассмотрение указанных социально-педагогических факторов позволяют определить специфику, направления и задачи ранней психолого-педагогической диагностики замедленного темпа психического развития.
1 Психолого-педагогическая диагностика психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоциональные реакции);
2 Изучение условий воспитания и культурно-бытового окружения.
Основным принципом первого направления является положение о том, что диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. При этом общими закономерностями психического развития ребенка с замедленным темпом психического развития являются:
- неравномерность развития различных психических функций;
- обучаемость, выражающаяся в способности не только принимать и использовать помощь, но и переносить умственные навыки в другие ситуации;
- преимущественность использования организационной, а не обучающей помощи при умственной деятельности.
Как следствие в процедуре психолого-педагогической диагностики следует учитывать специальные параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, а также определенные виды помощи необходимые ребенку для успешного выполнения задания. Одним из важных показателей психического развития ребенка раннего возраста является обучаемость. Обучаемость определяется только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В период младенчества на эффективность обучения указывает то, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти первого года — воспринимать, понимать, запоминать и воспроизводить. В раннем возрасте при учете обучаемости ребенку в процессе обследования предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией. При замедленном темпе психического развития на уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения,
действуя одновременно с ним. При этом количество показов способа не должно превышать трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действий ребенка.
Основными методами психолого-педагогической диагностики должны быть:
- контроль за поведением ребенка;
- наблюдение за игровой деятельностью ребенка;
- предъявление специальных заданий в процессе совместной игровой деятельности с ребенком;
Основной целью второго направления является выявление наличия факторов, приводящих к неорганическим видам задержки психического развития:
- наличие хронических заболеваний ребенка;
- частота, длительность и тяжесть протекания соматических заболевания ребенка;
- частота и длительность госпитализаций ребенка;
- микросоциальные условия жизнедеятельности ребенка;
- тип семейного воспитания ребенка.
Таким образом, на основе ранней психолого-педагогической диагностики появится возможность не только выявлять детей с замедленным темпом психического развития на этапе предшествующем их систематическому обучению, а также отграничить различные формы задержки психического развития, что является необходимым условием оказания целенаправленной педагогической помощи.
Список литературы
1 Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2002. 187 с.
2 Мастюкова Е.М.Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с.
EARLY DIAGNOSIS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SLOWDOWN IN MENTAL DEVELOPMENT: RELEVANCE, PROBLEMS AND SOLUTIONS
- беседа.
Karaganda University "Bolashak"
Ye. N. Likhacheva
e-mail:
Currently, there is increasing number of children with delayed mental development pace . Consequently, acutely raises the problem of early diagnosis of mental retardation . Due to the fact that the light disturbances of higher nervous activity in children begins as behavioral and only later at the clinical level, the growing importance of psycho-educational assessment. The main directions of this diagnosis are psycho-pedagogical diagnosis of mental functions ( perception, attention, memory, thinking, language, emotional reactions ) and to study the conditions of education and cultural and community environment.
Keywords: early diagnosis, the slow rate of mental development , psychological and pedagogical diagnostics, clinical diagnostics, mental processes , the living conditions of the child.