Стукалов Вячеслав Владимирович
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +79183623746)
Запорожец Екатерина Владимировна
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +79184970822)
Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет
В статье рассматриваются особенности борьбы с проявлениями экстремизма в сети Интернет. Исследуются ряд правовых организационных проблем в данной области. Анализируются изменения действующего законодательства, направленного на борьбу с преступлениями экстремистского характера в сети Интернет.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, информационные сети, Интернет, пропаганда, международный договор, материально-техническое обеспечение.
V.V. Stukalov, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79183623746;
E.V. Zaporozhets, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184970822.
Problems of counteraction to extremism in the Internet
The article discusses the features of the fight against extremism in the Internet. Examines a number of legal organizational problems in this area. Analyzes the changes of the current legislation aimed at combating crimes of extremist nature in the Internet.
Key words: extremism, terrorism, information networks, Internet, propaganda, international contract, logistics.
Борьба с экстремизмом в настоящее время является одной из приоритетных задач МВД России, которые обусловлены событиями, происходящими как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами [1].
Если еще 15-20 лет назад деятельность экстремистских движений, групп была локализована пространственными границами города, района или области, то сейчас благодаря Интернету экстремистская деятельность становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны или даже всего русскоязычного сегмента средств массовой коммуникации [2].
Члены экстремистских движений получили возможность вступать в дискуссии, спорить, отстаивать свою идеологию, убеждения в интернет-ресурсах, где численность аудитории может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч человек.
Анализ практики противодействия экстремизму показал, что значительная часть лиц,
совершающих преступления экстремистской направленности, были вовлечены в них с использованием сети Интернет.
К наиболее значимым международным террористическим организациям, активно использующим ресурсы сети Интернет, относятся «Аль-Каида», ХАМАС («Движение исламского сопротивления»), «Хезболла» («Партия Аллаха»), «Аль-Джихад» («Египетский исламский джихад»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Народный фронт освобождения Палестины», «Конграгел» (бывшая Рабочая партия Курдистана), «Революционные вооруженные силы Колумбии», «Имарат Кавказ», «Хизб ут-Тахрир» и ряд других. Они, как правило, пропагандируют политические идеи, проводят агитационную и вербовочную деятельность, направленную на увеличение числа их сторонников [3].
В основном такая пропаганда связана с очагами тлеющих этнических конфликтов, прежде всего в республиках Северного Кавказа.
108
В ближайшей перспективе прогнозируется еще большая активизация экстремистской и террористической активности в информационных сетях. Причиной этого являются известные внешнеполитические события, последовавшие за государственным переворотом в Украине (начало 2014 г.), а также боевые действия российской авиации по уничтожению объектов запрещенной в России организации ИГИЛ в Сирии в конце 2015 г.
Приведем несколько примеров пропаганды терроризма в сети Интернет, которые явились следствием указанных выше событий.
3 марта 2014 г. Следственный комитет РФ возбудил в отношении лидера украинской радикальной группировки «Правый сектор» Д.А. Яроша уголовное дело по факту размещения в феврале 2014 г. на странице «Правого сектора» в социальной сети «ВКонтакте» призыва, обращенного к лидеру чеченских террористов Д. Умарову, совершать террористические акты на территории России. По данному делу Д.А. Ярош объявлен в международный розыск Интерполом.
7 октября 2015 г. после осуществления боевых вылетов российских летчиков в Сирию для уничтожения объектов ИГИЛ советник министра внутренних дел Украины А.Ю. Геращенко на своей странице в «Фейсбуке» обратился с призывом к пользователям сайта «Миротворец» выкладывать в сети Интернет сведения о российских летчиках, чтобы организация ИГИЛ смогла отомстить им по канонам шариата. По данному факту Следственным комитетом РФ также возбуждено уголовное дело, А.Ю. Геращенко объявлен в международный розыск.
Эксперты, отмечая высокую латентность преступлений экстремистского характера в сети Интернет, предполагают, что удается выявить и раскрыть только 30-35% из них.
Одна из причин этого - недостатки ресурсного обеспечения противодействия экстремизму в сети Интернет. Чтобы это противодействие было эффективным, необходимы три основных ресурса:
1) правовая основа противодействия экстремизму в сети Интернет;
2) квалификация сотрудников оперативных подразделений;
3) материально-техническое обеспечение.
К сожалению, по каждому из этих ресурсов обнаруживается дефицит. За последние три года законодательство Российской Федерации претерпело значительные изменения в части, касающейся наделения правоохрани-
тельных органов соответствующими полномочиями.
Так, в российское законодательство внесена норма, позволяющая Генеральному прокурору РФ и его заместителям в случае обнаружения в сети Интернет информации экстремистского характера направлять в Роскомнадзор требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам. Направлять уведомления Генеральному прокурору РФ могут и подразделения по противодействию экстремизму МВД России в ходе решения своих оперативно-служебных задач.
Следующим важным этапом усовершенствования законодательства, направленного на борьбу с преступлениями экстремистского характера в сети Интернет, стало принятие в 2014 г. так называемого антитеррористического пакета законов. Приведем лишь некоторые из них.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4] обязывает владельцев интернет-ресурсов с аудиторией свыше трех тысяч пользователей в сутки регистрироваться в Рос-комнадзоре и накладывает ряд ограничений на содержимое этих ресурсов.
В вышеназванный закон была внесена норма, которая сняла проблему квалификации преступлений экстремистской направленности, т.к. ранее к случаям совершения преступлений экстремистского характера с использованием ресурсов сети Интернет относились только преступления, совершенные «публично» или «с использованием средств массовой информации». Затруднения на практике вызывало то, что не все действия, совершаемые в сети, имеют характер публичных (например, переписка по электронной почте), а к категории «средств массовой информации» относятся лишь немногие ресурсы.
Таким образом, можно заключить, что только за последний год принят ряд законодательных актов, прямо или косвенно направленных на борьбу с использованием информационных сетей в экстремистской и террористической деятельности.
Вместе с тем, анализ практики противодействия указанным преступлениям в сети Интернет показывает необходимость решения еще ряда правовых, а также организационных проблем, которые негативно сказываются на практике противодействия экстремистской деятельности.
1. Первая проблема - недостаточно эффективное взаимодействие с иностранными госу-
109
дарствами и компаниями в вопросах борьбы с экстремистской и террористической деятельностью в информационных сетях.
Одна из причин этого - отсутствие единых правовых подходов к криминализации деяний. Следует отметить, что в уголовном законодательстве большинства государств понятия экстремизма и экстремистской деятельности отсутствуют, предусматриваются лишь некоторые отдельные деяния, такие как возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды; оскорбления, угрозы и насилие по признакам принадлежности к каким-либо группам; распространение нацистской и расистской идеологии и литературы; использование соответствующей символики и т.п.
Борьбе с подобными преступлениями уделяется повышенное внимание во всех развитых странах, т.к. повсеместно отмечается четко выраженная восходящая динамика их количества.
Однако до настоящего времени не существует всеобъемлющего международного договора по борьбе с терроризмом и экстремистскими преступлениями, который был бы применим к максимально широкому перечню их проявлений.
С 2000 г. государства - члены ООН ведут переговоры о необходимости заключения всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом, в которую будет включено определение терроризма.
Разумеется, не существует и универсальной конвенции, специально направленной на предотвращение и пресечение использования террористами и экстремистами информационных сетей, прежде всего сети Интернет.
При ООН существует Рабочая группа по борьбе с использованием Интернета в террористических целях. Рабочая группа изучает методы использования террористами сети Интернет, определяет масштабы создаваемой этим угрозы и изучает возможные действия по противодействию этой угрозе на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Вопрос же принятия международного договора по противодействию террористической деятельности в Интернете ООН пока не рассматривает.
Единственным юридически обязывающим многосторонним документом по борьбе с преступной деятельностью, осуществляемой с использованием Интернета, в настоящее время является Конвенция Совета Европы о компьютерной преступности [5], принятая в 2001 г. (так называемая Будапештская конвенция).
Конвенция открыта для подписания государствами - членами Совета Европы, а также государствами, которые участвовали в ее разработке, но не являются членами Совета Европы. В частности, ее подписали США, Япония, Канада, ЮАР и ряд других неевропейских стран. Конвенция содержит классификацию компьютерных преступлений и подробно описывает механизмы взаимодействия правоохранительных органов отдельных государств в ситуациях, когда преступник и жертва находятся в разных странах. Россия пока не планирует присоединяться к конвенции.
Взаимодействие с государствами дальнего зарубежья в настоящее время в целом осложняется не только недостаточностью имеющейся договорной базы, но и внешнеполитическими проблемами, возникшими в последнее время.
2. Вторая проблема связана с тем, что большинство протоколов и технологий сети Интернет разработаны в США. Корпорация по управлению доменными именами и IP-адре-сами создана при участии американского правительства и находится на территории США. Управляющие подразделения, основной персонал и вычислительные мощности наиболее популярных мировых сетевых сервисов, таких как Google (поисковая система, почта Gmail, видеохостинг YouTube и т.д.), Microsoft (самая популярная операционная система, поисковая система Bing, система телефонии Skype и т.д.), Facebook (крупнейшая социальная сеть), Amazon и др., сосредоточены на территории США. Соответственно, сведения о пользователях перечисленных систем находятся в распоряжении американских компаний и спецслужб. В связи с этим получение информации у них для российских правоохранительных органов представляет сложнейшую задачу, чаще всего невыполнимую.
Следует, вероятно, ожидать, что правительство США и далее будет препятствовать попыткам отдельных государств усилить контроль за национальными сегментами всемирной сети.
3. Третья проблема - высокая анонимность, защищенность и скрытность связи и обмена информации в сети Интернет. Существует значительное количество различных технологий и технических решений, позволяющих обеспечить анонимность использования ресурсов сети Интернет, а также защитить от перехвата передаваемую по сети информацию. Приведем лишь некоторые из них.
110
Электронная почта - технология по пересылке и получению электронных сообщений. Проблема состоит в том, что при использовании электронной почты в преступной деятельности участниками переписки часто применяется так называемое асимметричное шифрование. Корреспонденты заранее обмениваются собственными «открытыми» ключами, которыми зашифровывают содержимое сообщений. Расшифровка такого сообщения возможна с использованием «закрытого» ключа, известного только получателю.
Правоохранительными органами в настоящее время контролируются только крупные российские сервисы электронной почты. При нахождении сервиса за границей контроль за его абонентами практически невозможен. Иностранные компании сведения о своих абонентах предоставляют крайне неохотно и тем более не оказывают содействия при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Так, например, сотрудничество компании Google, владеющей системой электронной почты Gmail, с российскими правоохранительными органами находится практически на нулевом уровне. Согласно собственному отчету компании за 2014 г. и первое полугодие 2015 г. от российских правоохранительных органов поступило более 200 запросов, из которых было удовлетворено чуть более 30. А в 2011 и 2012 г. из нескольких десятков российских запросов компанией не был удовлетворен ни один.
Аналогичная ситуация складывается и с различными системами голосовой и видеосвязи, которые предлагаются многочисленными операторами.
Самые распространенные системы - Skype (принадлежит Microsoft), Sipnet (Российский аналог Skype), Google Talk, Windows Live Messenger (Microsoft), TeamTalk, RaidCall, Viber, QIP 2012.
Например, представители компании Microsoft еще с 2012 г. заявляют о тесном сотрудничестве с российскими правоохранительными органами, однако большинство их ответов содержат следующее: «По запросу суда Skype может предоставить регистрационные данные и e-mail пользователя, историю финансовых трансакций за год, место нахождения абонентов телефонной сети общего пользования, говоривших с пользователем Skype. Компания не ведет централизованную запись голосовой почты. Звонки, сообщения и другие контакты между абонентами Skype не вносятся в бил-линг». Другими словами, Microsoft предоставляет только ограниченный объем сведений о клиентах.
В связи с этим существует объективная необходимость совершенствования правовой
базы борьбы с экстремизмом в сети Интернет на межгосударственном уровне.
В заключение остановимся на проблемах материально-технического обеспечения деятельности оперативных подразделений Центров по противодействию экстремизму, в чью компетенцию входит выявление и раскрытие преступлений экстремистского характера в сети Интернет.
Автоматизация мониторинга сети Интернет в целях выявления фактов использования ресурсов в интересах экстремистской и террористической деятельности по-прежнему остается нерешенной проблемой оперативных подразделений по противодействию экстремизму.
На данный момент в их распоряжении отсутствуют какие-либо автоматизированные системы поиска и мониторинга сайтов в сети Интернет, в связи с чем эта работа ведется оперативными сотрудниками с использованием стандартных технических средств путем поиска информации общедоступными средствами и визуального просмотра страниц сайтов.
Поиск и отслеживание проявлений экстремистской и террористической активности силами оперативных сотрудников подразделений по противодействию экстремизму «вручную» с использованием стандартных персональных компьютеров заведомо имеет серьезные ограничения по скорости, охвату и эффективности. Данная работа является трудозатратной и требует много времени, поэтому задача разработки и применения специальных поисковых и аналитических систем является сегодня актуальной и перспективной.
В настоящее время существует ряд аппаратно-программных решений, предназначенных для автоматического мониторинга сети Интернет, разработанных российскими производителями программного обеспечения. Однако в силу их дороговизны и других обстоятельств не все оперативные подразделения правоохранительных органов имеют возможности ими пользоваться.
Необходимо отметить, что в Краснодарском университете МВД России в 2015 г. установлен программно-аппаратный комплекс, позволяющий «мониторить» сеть Интернет, а также средства сотовой связи на предмет содержания в них материалов экстремистского характера.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что складывающаяся международная обстановка, внутриполитическая ситуация и тенденции развития информационно-телекоммуникационных технологий позволяют прогнозировать дальнейшее нарастание объемов использования информационных сетей в экстремистской и террористической деятельности.
111
Своевременное предотвращение и пресечение имеющихся угроз зависит от эффективности, систематичности и согласованности проводимых мероприятий, а также от
качества взаимодействия всех правоохранительных органов Российской Федерации и всех заинтересованных иностранных государств.
1. Стукалов В.В., Горбунов А.Н. Борьба с преступлениями террористической и экстремистской направленности на современном этапе // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 4(30).
2. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4.
3. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Сети и терроризм // Аналитический доклад. 2015. URL: http://sartraccc.ru/i.php?filename=Pub%2F sundiev%2825-07-13%29.htm&oper=read_file#1 (дата обращения: 24.06.2016).
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Рос. газ. 2006. 29 июля.
5. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации - ETS N 185: принята в Будапеште 23 нояб. 2001 г.
1. Stukalov V.V., Gorbunov A.N. Fight against crimes of terrorist and extremist orientation in modern times // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2015. № 4(30).
2. Kubyakin E.O. Youth extremism in the Internet as a social problem //Historical and socio-educational thought. 2011. № 4.
3. Sundiev I.Yu., Smirnov A.A. Networks and terrorism // Analytical report. 2015. URLhttp:?// sartraccc.ru/i.php?filename=Pub%2Fsundiev% 2825-07-13%29.htm&oper=read_file#1 (date of access: 24.06.2016).
4. On information, information technologies and information protection: fed. law d.d. July 27, 2006 № 149-FL (as amended on July 13, 2015) // Rus. newsp. 2006. July 29.
5. Convention on crime in the sphere of computer information - ETS N 185: adopted in Budapest on Nov. 23, 2001.
112