УДК 340
Меретуков Айдамир Гайсович
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России Milena.555@mail.ru
Aydamir G. Meretukov
Master of Law,
Assistant Professor of Criminal Law and criminology Krasnodar University of the MIA of Russia Milena.555@mail.ru
Актуальные аспекты противодействия
реабилитации нацизма, совершаемому с использованием сети «интернет»
Аннотация. В статье рассматривается причины и условия совершения преступлений, предусмотренных статьей 354.1 УК РФ. Перспективные направления предупреждения преступлений, связанных с попытками реабилитации нацизма и распространением заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны.
Ключевые слова: реабилитации нацизма, отрицание фактов, распространение заведомо ложных сведений, преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.
Urgent aspects of
counteraction of rehabilitation of nazism, made with use of internet network
Annotation. The article considers the reasons and conditions of committing crimes, envisaged in spite of article 354.1 to the criminal code. Promising areas of prevention of crimes related to attempts of rehabilitation of Nazism and distributing false information about the activities of the USSR during the Second world war.
Keywords: rehabilitation of Nazism, denial of the facts, spread over the known false information, crimes against peace, war crimes, crimes against humanity.
Некоторое время назад границы реабилитации нацизма - фашизма находились на территории одного или нескольких городов, районов
.
возможностями телекоммуникационных сетей
деятельность данных организаций становится
.
посвящены в основном как данной проблематике так и проблематике экстремизма и терроризма, что безусловно, вызывает интерес у граждан. На фоне этого к аудитории с численностью более сотен тысяч человек интересующихся происходящим в мире стали обращаться лица призывающие к реабилитации нацизма, с помощью идеологических убеждений, споров, дискуссий.
Которые как правило занимаются изначально
пропагандой политических идеи, затем проводят
,
увеличение числа своих сторонников.
Значительная часть такой пропаганды связана с
очагами тлеющих этнических конфликтов, преж-, -
.
еще большая активизация такой активности в . -
ются известные внешнеполитические события, последовавшие за совершением государственного переворота на Украине в начале 2014 г.
Отработанный механизм использования сетей террористическими и экстремистскими организациями представляет реальную угрозу Российской Федерации и всемирному сообществу. Данная угроза в настоящее время в полной мере осознается руководством страны, для ее снижения и нейтрализации в течение нескольких последних лет принимаются целенаправленные меры.
Анализ практики противодействия указанным преступлениям в сети интернет показывает необходимость решения еще ряда проблем, которые негативно сказываются на практике противодействия преступной деятельности:
1) Продолжает оставаться проблематичным сотрудничество с иностранными государствами и компаниями в вопросах борьбы с экстремистской деятельностью в информационных сетях.
Одна из причин этого - отсутствие единых правовых подходов к криминализации деяний. Сле-, -
стве большинства государств понятия реабили-,
,
лишь некоторые отдельные деяния, такие как
, -
озной вражды; оскорбления, угрозы и насилие по признакам принадлежности к каким-либо груп-
пам; распространение нацистской и расистской идеологии и литературы; использование соответствующей символики и т.п. Борьбе с подобными преступлениями уделяется повышенное внимание во всех развитых странах, так как повсеместно отмечается четко выраженная восходящая динамика их количества [1].
Единственным юридически обязывающим многосторонним документом по борьбе с преступной
деятельностью, осуществляемой с использова-
,
Конвенция Совета Европы о компьютерной преступности, принятая в 2001 г. (так называемая Будапештская конвенция). Конвенция открыта
для подписания как государствами - членами , -
,
.
Конвенция содержит классификацию компьютерных преступлений и подробно описывает механизмы взаимодействия правоохранительных органов отдельных государств в ситуациях, когда преступник и жертва находятся в разных странах. Взаимодействие с государствами дальнего зарубежья в настоящее время в целом осложняется не только недостаточностью имеющейся договорной базы, но и внешнеполитиче-,
.
2)
Интернет разработаны в США.
Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN) создана при участии американского правительства и находится на территории .
подразделений для российских правоохранительных органов представляет сложнейшую задачу, чаще всего невыполнимую.
3) Высокая анонимность, защищенность и скрытность связи и обмена информации в сети .
Существует значительное количество различных технологий, позволяющих обеспечить анонимность использования ресурсов сети Интернет, а также защитить от перехвата передаваемую по .
Приведем несколько примеров. В преступной деятельности электронная почта может использоваться для рассылки информации, содержащей пропаганду фашизма с целью вовлечения в
,
членов группировок и их сторонников.
Проблема состоит в том, что при использовании электронной почты в преступной деятельности участниками переписки часто применяется так называемое ассиметричное шифрование. Корреспонденты заранее обмениваются собственными «открытыми» ключами, которыми зашифровывают содержимое сообщений. Расшифровка такого сообщения возможна с использовани-« » , -
.
Вторая проблема заключается в том, что правоохранительными органами в настоящее время контролируются только крупные российские сервисы электронной почты. При нахождении сервиса за границей контроль за его абонентами .
сведения о своих абонентах предоставляют крайне неохотно и тем более не оказывают содействия при проведении оперативно-розыскных .
Согласно собственному отчету компании Google,за первое полугодие 2015 года от российских правоохранительных органов поступило 197 запросов (в отношении 223 пользователей), из которых был удовлетворен только один [2].
Следующая проблема связана с различными системами голосовой и видео-связи. Услуги голосовой и видео-связи предлагаются многочис-. -ные системы - Skype (принадлежит Microsoft), Sipnet (Рогсийский аналог Skype), GoogleTalk, WindowsLiveMessenger (Microsoft), TeamTalk, RaidCall, Viber, QIP 2012.
Российские компании, оказывающие услуги IP-телефонии, сотрудничают с правоохранительными органами и выполняют требования зако-. Microsoft
2012 .
с российскими правоохранительными органами, однако одновременно сообщают и следующее: «по запросу суда Skype может предоставить регистрационные данные и e-mail пользователя, историю финансовых трансакций за год, место
нахождения абонентов телефонной сети общего
,
Skype. Компания не ведет централизованную запись голосовой почты. Звонки, сообщения и другие контакты между абонентами Skype не вносятся в биллинг».
, Microsoft -
ко ограниченный объем сведений о клиентах, причем контроль за голосовыми каналами и перепиской не обеспечивается.
Проблема заключается в том, что правоохранительные органы имеют возможность контролировать в той или иной степени абонентов только тех систем обмена сообщениями, которые расположены на территории РФ.
Аналогичная ситуация складывается и с сайтами, социальными сетями, блогами, форумами, .
Перспективные направления предупреждения преступлений, связанных с попытками реабилитации нацизма и распространением заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федера-
» [3] -
, -
ми реабилитации нацизма и распространением
заведомо ложных сведений о деятельности
СССР в годы Второй мировой войны можно от:
1)
направленную на оказание воспитательного воздействия в отношении лиц ранее привлеченных к административной ответственности по статье 20.3 -
демонстрирование нацистской атрибутики или
,
или символикой до степени смешения, изготовление или сбыт, приобретение нацистской атрибутики или символики в целях пропаганды.
2) -, -
ных мер образовательного, воспитательного, информационного характера о недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников.
Литература:
1. Корнилов ТА. Международные аспекты противодействия экстремизму : автореферат диссертации. М., 2011.
2. Отчет о доступности сервисов и данных (Goog-leTransparency Report) // URL: http://www. google. com/ transparencyreport/
3. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» //-// Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
4. Конституция Российской Федерации //-// Доступ из справ. правовой системы «Консультант
».
5. Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси. Принят в г. Лондоне 08 августа 1945 года // Действующее международное право. Т. 3. М. : Московский независимый институт международного права, 1997.
6. Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах Рос» //-// .
« ».
7. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 N 21241 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой
» //-// . -« ».
8. Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Феде» //-// .
« ».
3) ,
разъяснении гражданам о моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий преступного поведения.
4)
мер, направленных на предупреждение реаби-
,
последующее устранение причин и условий, способствующих реабилитации нацизма.
В заключении возвращаясь к проблемным аспектам противодействия реабилитации нацизма, совершаемому с использованием сети «Интернет», необходимо отметить, что существует необходимость достижения международных соглашений и приведение отдельных федеральных законов законодательных актов в соответствие с целью эффективного достижения предупреждения преступности в данной сфере.
Literature:
1. Kornilov T.A. International aspects of combating extremism : abstract of the thesis. M., 2011.
2. Reports on the availability of services and data (GoogleTransparency Report) // URL: http://www. google. com/ transparencyreport/
3. Federal law of June 23, 2016 № 182-FZ «About bases of a Pro-lactici violations in the Russian Federation» //-// Access from Ref. the legal system «Consultant Plus»
4. The Constitution Of The Russian Federation //-// Access from Ref. the legal system «Consultant Plus».
5. Of the Charter of the International military Tribunal for the trial and punishment of the major war criminals of the European axis countries. Adopted in London 08 Aug 1945 // Current international law. Vol. 3. Moscow : Moscow independent Institute of international law, 1997.
6. The Federal law from 13.03.1995 № 32-FZ «About days of military glory and anniversaries of Russia» //-// Access from Ref. the legal system «Consultant Plus».
7. Federal law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2124-1 (ed. by 03.07.2016) «On the means of massive lyparallel» //-// Access from Ref. the legal system «Consultant Plus».
8. The decree of the President of the Russian Federation of 23 March 1995 № 310 «On measures to ensure coordinated actions of state authorities in the fight against manifestations of fascism and other forms of political extremism in the Russian Federation» //-// Access from Ref. the legal system «Consultant Plus».