Проблемы производства и потребления соков
1О.П. Преснякова
ООО «Пищепромиздат»
Соки — важный продукт питания, так как наряду со свежими фруктами и овощами они обеспечивают организм человека набором всех физиологически активных веществ — витаминами, макро- и микроэлементами, полифенолами и многими другими, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека.
Соки выпускают в потребительской таре, а также их используют для производства сокосодержащих безалкогольных, слабоалкогольных, молочно-йогуртовых напитков, холодного чая и напитков на минеральной воде.
В мире производство соков и нектаров составляет 55 млрд л, а на душу — населения 9 л в год.
В России, по данным Минсельхоза Российской Федерации, производство минеральной воды и соков увеличивается (см. таблицу).
За последние 5 лет производство фруктовых, овощных и томатных соков увеличилось в 8 раз, а в 2004 г. оно может составить 15-26 %.
Из 400 российских крупнейших компаний только 48 — предприятия пищевой промышленности. Список возглавляет компания «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания» с объемом реализации в 2003 г. 938,5 млн долл. США.
Среднедушевое потребление соков в России составило в 1999 г. 3,7 л/чел.; в 2001 г. — 8 л; в 2002 г. 10 л; в 2003 г 12 л/чел., уступая, например, Германии — 59 л, Испании — 20 л. В Москве и Петербурге — 21-30 л/чел. в год, а в некоторых регионах России оно колеблется от 5 до 8 л. Это свидетельствует о том, что потенциал рынка соков велик.
Наиболее популярны из фруктовых соков апельсиновый и яблочный. По-
ловина яблочного сока производится из отечественного сырья.
По качеству и цене соки подразделяют на четыре группы: низшую, среднюю, высшую и премиум. Сегмент «пре-миум» — в основном соки без мякоти — составляет 6-8 % рынка. 95 % соков фасуют в комбинированную тару, и только 5 % — в стеклянную тару и жестебанки. В России в 2003 г. начат выпуск соков в асептической пластиковой бутылке.
На рынке соков можно выделить 9 марок, пользующихся популярностью у потребителя. Для большинства (49 %) спонтанно опрошенных [1] наиболее популярны «17», для 27 % — «Сокос». Эти же две марки наиболее употребляемы — 29 и 11 % соответственно; когда-либо пробовали сок марок «17» — 49 % и «Сокос» — 25 %. Для сопоставления на рис. 1 представлены наиболее известные для опрошенных марки соков (на уровне спонтанного знания марок) [3]. Среди регулярно употребляемых были названы также марки «Амрос», «Фрутти», «Голд фазан», «Джаз», «Привет», «Сан-прайд», «Йо», «Голд премиум», но каждая марка набрала менее 1 %. 54 % опрошенных признались, что пьют сок нерегулярно или вовсе не употребляют соки.
Кроме марок соков, приведенных на рис. 1, участники опроса назвали еще 18, которые когда-либо пробовали. 38 % опрошенных затруднились выделить марку соков, которую когда-либо пробовали. 17 % респондентов признались, то они никогда не пробовали сок (в основном представители старшей возрастной группы и люди с низким доходом).
Для выявления значимости различных факторов: упаковки, страны-производителя, марки, цены, рекламы,
Соки Годы 2003 г. к 2002 г. в %
1999 2000 2001 2002 2003
Всего, млн л 170 353 710 1253 1770
Овощные, млн л 161 193 209 252 240 95
Томатный, млн л 94 107 139 186 173 93
||д||ткиг 6 •
2004
пользы для здоровья — при покупке сока респондентам было предложено оценить важность фактора по пятибалльной шкале, где 1 — совсем неважно, 5 — очень важно.
Наиболее важный критерий для покупателя в выборе сока — польза для здоровья. Об этом говорит оценка более 4 — «скорее важно». Вывод о полезности покупатели делают на основе информации на упаковке. Марка и цена имеют одинаковую степень важности, причем фактор цены для потребителей «Сокос» немного более важный, чем для потребителей сока «17».
Упаковка и страна-производитель — не определяющие факторы. Реклама практически не оказывает влияния на выбор сока при покупке. Средний балл 2 — «неважно» (рис. 2).
Сегодня 95 % российского сокового рынка — соки и сокосодержащие напитки отечественного производства. 26 % рынка соков — у компании «Вимм-Билль-Данн», по 25 % — у «Мултона» и «Лебедянского» и 14 % — «Нидан-Экофрукт». Объем российского рынка соков в 2003 г. составил около 170 млн долл. США.
Продажи в соковом сегменте компании «Вимм-Билль-Данн» в 2003 г. выросли на 4,9 % по сравнению с
2002 г. — с 261,7 до 274,5 млн долл. США. Объем продаж остался на прежнем уровне — около 474 млн л, выросла доля соков класса «премиум». Сейчас компания разливает около 10 млн л сока в бутылки вместимостью 1 л и 0,425 л, а всего — около 30 млн л сока марки «17».
В 2003 г. «Лебедянский» произвел 470 млн л соковой продукции (с учетом входящего в холдинг предприятия «Прогресс»). В настоящее время холдинг «Лебедянский» привлекает кредиты Международной финансовой корпорации ШС, а также другие средства в объеме 87,3 млн долл. США для модернизации производственных мощностей заводов «Лебедянский» (Липецкая обл.) и «Прогресс» (г. Липецк), закупки новых производственных линий, оборудования для выпуска соков и напитков в ПЭТ-упаковках, приобретения складского комплекса в Московском регионе. Часть средств будет направлена на развитие дистрибуции.
Компания «Нидан», основанная в 1998 г., имеет два завода по производству соков в Московской обл. и Новосибирске, молочный завод «Новосибирский» и завод по выпуску соков и напитков на Украине. «Нидан» в
2003 г. увеличил производство соков на 35 % по сравнению с 2002 г. — до 260 млн. л. Объем реализации в денежном выражении в 2003 г. составил
I
EL
5
■ Упоминание марок
■ Потребление марок
щ Марки, которые пробовали
Рис. 1. Популярность марок соков
Гранада Хортекс
Довгань
132 млн долл. США по сравнению с 92 млн долл. США в 2002 г. Группа компаний «Нидан» инвестировала 2 млн долл. США в производство соков класса «премиум». Компания выпускает соки класса «премиум» «Чемпион», соки и нектары «Моя семья» и соковые напитки «Да!». «Нидан» выпустил в
2003 г. на рынок новую марку преми-ум-сегмента — соки брэнда «Caprice»: красный сицилийский и марокканский апельсины, яблоко и барбадосская вишня, томат с солью и пряной зеленью, апельсин, ананас, морковь и апельсин, вишня и банан с обработанным зерном, ягодно-фруктовый. В
2004 г. компания «Нидан» планирует занять 10 % рынка премиум-сегмента и произвести всего 7,1 млн л соков «Caprice».
Крупнейший производитель кетчупа и консервов «Балтимор» в 2004 г. открыл производство овощных соков на основе томатов, тыквы, моркови, свеклы, сладкого перца, цена которых в розничной продаже составляет 1,3-1,7 долл. США за 1 л. Рекламный бюджет компании на 2004 г. составляет 2,5 млн долл. США.
Компания «Троя-Ультра» (г. Санкт-Петербург) выпускает на шести производственных линиях 15 млн. дал соков и нектаров в год. Предположительно доля соков этой фирмы к концу 2004 г. составит не менее 5 %, а в Санкт-Петербурге — 15 %. Ассортимент соков: «Долька», «Троя-Золотая», «Нектарин-ка», «Соковичка».
Компания Ermann выпускает соки марки «Услада». Совместно с компанией Ecker-Granini в Санкт-Петербурге планирует выпустить 30 млн л. В настоящее время в России находятся производства таких компаний, как Amtel Soft Drinks (Великобритания), Glocken Gold и Eckes-Granini (Германия), Coca Cola (США) и др.
Сегодня ассортимент соковой продукции достаточно широк и по ценовым категориям ориентирован на различные слои населения. Отмечается тенденция к усилению «профилактической» направленности. На рынке появились напитки с определенным набором микронутриентов, с добавлением растительных веществ, а также соковые напитки на молочной основе. Активно формируется сегмент сокосо-держащих витаминизированных напитков в упаковке большого объема из полимерных и комбинированных материалов, что позволяет производителям устанавливать более низкую цену на данную продукцию.
Импорт соков в Россию составляет около 200 тыс.т, из которых 95 % — концентрированные. Преобладание соков в концентрированной форме обусловлено климатическими условиями и отсутствием в стране ряда плодовых культур, которые определяют ассортимент соковой продукции. Импорт готовых соков незначителен, в основном представлен европейскими соками класса «премиум», а также соками из республик СНГ: Молдовы, Украины, Армении и Азербайджана.
Объем российского экспорта соков ежегодно составляет 17-20 млн л. С 1998 г. экспорт вырос в 4 раза. Более 85 % экспорта соков приходится на страны СНГ.
В октябре 2004 г. на 4-й Сессии Международной рабочей группы Codex Alimentarius (Бразилия) была завершена разработка Единого стандарта Codex Alimentarius на фруктовые соки и нектары, которая будет утверждена на 28-й Сессии Комиссии Codex Alimentarius в июле 2005 г. Будут установлены окончательные требования к минимальному содержанию растворимых сухих веществ для восстановленных соков и пюре, доле сока
(пюре) в нектарах, а также решены вопросы методов анализа качества соков, пищевых добавок, технологических средств и маркировки соков и нектаров. После вступления в силу Международный стандарт будет представлять собой единую законодательную основу для производства и оборота соков, отражающую современный уровень технологии соков и нектаров, а также включающую необходимые положения, которые в своей совокупности обеспечивают безопасность и здоровье потребителей, защиту их интересов и производителей высококачественных и подлинных продуктов, что в свою очередь создает условия для поддержания добросовестной конкуренции и практики в производстве и дистрибуции соков [2].
Работа в условиях рыночной экономики ставит перед соковой отраслью задачи увеличения объемов производства соковой продукции, расширение ассортимента и повышения качества, снижение издержек производства, а также создание безотходных и экологически чистых производств.
Несмотря на кажущуюся наполненность рынка соков, его объем будет расти. Уровень благосостояния потребителей вырос, что дает возможность вернуться на рынок некоторым иностранным производителям, ушедшим несколько лет назад. Поэтому отечественному производителю соков необходимо активно разрабатывать и внедрять передовые технологии производства и ведения бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Перспективы мирового потребления соков и фруктовых напитков / /СПРОС. 2003. № 4.
2. Разработка Единого стандарта Codex Alimentarius на фруктовые соки и нектары//Пи-щевая промышленность. 2004. № 11.
3. Соки и экстракты растительные натуральные //СПРОС. 2000. № 4.
6•2004
ПИВО " "ЛПИТКИ