Научная статья на тему 'Анализ тенденций импортозамещения соковой продукции на российском рынке'

Анализ тенденций импортозамещения соковой продукции на российском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / IMPORT / ЭКСПОРТ / EXPORT / ВНЕШНИЙ РЫНОК / FOREIGN MARKET / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / DOMESTIC MARKET / ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ / CONSUMPTION / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / ПЛОДОВО-ЯГОДНОЕ СЫРЬЕ / FRUIT AND BERRY RAW MATERIALS / СОКОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / JUICE PRODUCTS / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / PRODUCTION OUTPUT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева Людмила Геннадьевна, Гришина Екатерина Валерьевна

Проведен анализ отечественного и зарубежного рынков соковой продукции. Представлены объемы импорта и экспорта соковой продукции в России. Определены причины зависимости отечественных производителей от импортного сырья. Установлены основные тенденции развития отечественного садоводства и модернизации технологий переработки плодово-ягодной продукции. Определены основные условия и сроки импортозамещения на отечественном рынке соковой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеева Людмила Геннадьевна, Гришина Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trend Analysis of the Import Substituting Juice Production in the Russian Market

Market research of domestic and foreign juice markets was done. In the article presents imports and exports of juice products in Russia. The reasons of dependence on imported raw materials were identified. Main trends of agricultural domestic development and fruit and berry juices processing were outlined. The main terms and conditions of the import-substituting juice products on domestic market were identified.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций импортозамещения соковой продукции на российском рынке»

КОНЪЮНКТУРА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

А Н А Л И З Т Е Н Д Е Н Ц И Й И М П О Р Т О З А М Е Щ Е Н И Я С О К О В О Й П Р О Д У К Ц И И Н А Р О С С И Й С К О М Р Ы Н К Е

Елисеева Людмила Геннадьевна

доктор технических наук, профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Гришина Екатерина Валерьевна

ассистент кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Проведен анализ отечественного и зарубежного рынков соковой продукции. Представлены объемы импорта и экспорта соковой продукции в России. Определены причины зависимости отечественных производителей от импортного сырья. Установлены основные тенденции развития отечественного садоводства и модернизации технологий переработки плодово-ягодной продукции. Определены основные условия и сроки импортозамещения на отечественном рынке соковой продукции.

Ключевые слова: импорт, экспорт, внешний рынок, внутренний рынок, объем потребления, объем производства, плодово-ягодное сырье, соковая продукция, импортозамещение.

T R E N D A N A L Y S I S O F T H E I M P O R T S U B S T I T U T I N G J U I C E P R O D U C T I O N I N T H E R U S S I A N M A R K E T

Eliseeva, Ludmila G.

Doctor of Engineering Science, professor of the Department for Commodity Research and Expertise of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Grishina, Ekaterina V.

Assistant of the Department for Commodity Research and Expertise of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Market research of domestic and foreign juice markets was done. In the article presents imports and exports of juice products in Russia. The reasons of dependence on imported raw materials were identified. Main trends of agricultural domestic development and fruit and berry juices processing were outlined. The main terms and conditions of the import-substituting juice products on domestic market were identified.

Keywords: import, export, foreign market, domestic market, consumption, production output, fruit and berry raw materials, juice products, import substitution.

В настоящее время экономика России претерпевает значительные изменения, которые отражаются на деятельности всех видов бизнеса. Серьезные изменения коснулись также рынка по производству и продаже соков. Сок - популярный напиток практически во всех странах мира, однако объемы потребления соковой продукции в России почти в 2 раза ниже, чем в странах ЕС. Ежегодное потребление сока составляет в среднем около 20-22 л на человека. В этой связи российский соковый рынок далек от насыщения, и в ближайшие годы объем производства и реализации отечественной продукции будет увеличиваться.

После вступления в силу Указа Президента России в августе 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и установления конкретного перечня товаров, в отношении которых вводятся ограничения, произошли существенные изменения в структуре сокового рынка России. Суммарный годовой объем импорта продукции, на которую распространяется эмбарго, составляет около 9 млрд долларов1. Под действие эмбарго попали страны Европейского союза, США, Австралия, Канада и Норвегия, многие из которых являлись поставщиками

1 URL: http://sanatsia.com/reestr-zakonov/590/

либо сырья для производства восстановленных соков, либо готовой соковой продукции. Объем отечественного рынка соков в 2014 г. составил 2,7 млрд литров, или 169,87 млрд рублей. На протяжении последних десятилетий на рынке соков преобладала импортная продукция (почти 90%). Крупнейшими мировыми производителями сока считаются США, Германия и Китай. Россия занимает четвертое место по объемам производства и потребления соковой продукции.

Введение эмбарго привело к изменению структуры импорта сырья для производства соков и готовой продукции. С российского рынка ушел основной поставщик семечковых плодов и концентратов - Польша. Прекратились поставки из Нидерландов, резко сократились объемы поставок из Украины. В этой связи перед отечественными производителями плодоовощной продукции Минсельхоз России поставил большие задачи по импортозамещению, для реализации которых он осуществляет всемерную поддержку по возрождению собственного производства сырья.

Анализ современного рынка соков показывает, что на протяжении последних трех лет в России наблюдается спад производства фруктовых и овощных соков. В 2014 г. в России было произведено

2 603 975,8 тыс. условных денежных единиц соков, что меньше объема производства в 2013 г. Объем реализации сока снизился почти на 4-5% по сравнению с уровнем 2013 г. Помимо санкций, эмбарго, снижения покупательной способности рубля снижение уровня потребления соков вызвано также тем, что к восстановленным пакетированным сокам из импортного сырья упало доверие потребителей, приобщившихся к соблюдению здорового образа жизни, в котором питание играет важнейшую роль. Покупателей стал волновать пищевой статус соков, произведенных из концентратов, полученных в дальних странах. Потребитель стал отдавать предпочтение сокам отечественных производителей, полученных методов прямого отжима. Лидирующая позиция в производстве соковой продукции принадлежит нектарам (38% от общего объема производства). Среди различных видов сока потребители отдают предпочтение яблочным (13%) и томатным (5%) сокам.

Ведущими игроками на отечественном рынке соковой продукции в настоящее время являются как международные, так и российские компании. На сегодняшний день на российском рынке представлено около 2 300 наименований соковой продукции, при этом производители стараются разнообразить ассортимент своей продукции за счет выпуска новых видов соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Производители акцентируют внимание на натуральных свойствах напитков, за счет чего активно развивают категорию органических соков и соков с дополнительными полезными свойствами. К сожалению, многие потребители не понимают разницы между разными технологиями

производства соков, их ассортиментной характеристикой, между соком, нектаром и сокосодержащим напитком, поэтому потребительский выбор часто зависит от рекламы, бренда и красочности оформления и упаковки напитка.

В 2013 г. на 6% увеличился рост категории соков со здоровым позиционированием в натуральном выражении и на 14% - в денежном. Данная тенденция прослеживалась и в 2014 г.1

Основными производителями сока в Российской Федерации являются две международные компании: PepsiCo и Coca-Cola. Общая рыночная доля этих компаний составляет приблизительно 82%. Наиболее крупные производители, входящие в состав компании PepsiCo, -«Вимм-Билль-Данн» и «Лебедянский». Предприятия «Вимм-Билль-Данн» выпускают соки, сокосодержащие и прохладительные напитки J7, Rio Grande, Морсы «Чудо ягода», 100% Gold, DJ. ОАО «Лебедянский» владеет такими торговыми марками, как «Долька», «Я», «Привет», «Тонус», «Северная ягода», «Тропиканка», «Фруктовый сад»2.

Среди производителей, относящихся к компании Coca-Cola, можно выделить «Мултон» и «Нидан». У данных производителей соков и соковой продукции есть как сильные, так и слабые стороны. Конкурентное преимущество компании «Лебедянский» - наличие полномасштабной линейки брендов во всех ценовых сегментах, от доступной по цене серии соков и нектаров «Привет», «Долька» и «Фруктовый сад» до сегмента премиум-соков и нектаров с мякотью - «Я».

Сильные стороны компании «Вимм-Билль-Данн»: значительные финансовые ресурсы, полученные при размещении акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже в США; отлаженная система сбыта в регионах. Компания делает большие вложения в маркетинг и рекламу. Слабая сторона: компания «Вимм-Билль-Данн» не всегда четко позиционирует свою продукцию на рынке соков.

Сильная сторона компании «Мултон»: использование международного опыта при продвижении брендов; наличие сильного бренда в массовом сегменте сока «Добрый». Слабая сторона: трудность принятия оперативных решений в силу большого размера компании.

Компания «Нидан» проводит на рынке агрессивную маркетинговую политику. Но существуют два фактора, которые указывают на слабые стороны компании: отсутствие сильного бренда в среднем и высоком ценовых сегментах и слабая система сбыта в регионах [2].

К крупнейшим производителям соков относятся следующие компании: ООО «PepsiCo» (Московская обл.); ООО «Coca-Cola» (Нижего-

1 Как устроен рынок по производству и продаже соков в России. - URL: http:// mo-neymakerfactory. ru/biznes-idei /ryinok-sokov-v-rossii /

2 Рынок фруктовых соков 2014: анализ спроса в России и регионах. - URL: //http://marketing.rbc.ru/research

родская обл.); ОАО «Денеб» (Дагестан); ЗАО «Торгово-промышленная компания «Дана» (Курская обл.); ООО «Фирма «Нектар» (Самарская обл.); ООО «Национальная водная компания «Ниагара» (Челябинская обл.); ООО «Дикомп-Классик» (Саратовская обл.); ЗАО «Леда» (Тульская обл.); ООО «Производственно-коммерческая фирма «Алиса» (Татарстан); ООО «Белогорье и К» (Белгородская обл.)1.

При этом отечественные компании развиваются более быстрыми темпами, чем международные. Региональные компании в 2014 г. показали очень стремительный рост оборота. Оборот компании «Ниагара» вырос на 64% по сравнению с 2013 г. и на 21% вырос оборот у компании «Дикомп-Классик».

Важно отметить, что соки и нектары отечественного производства активно вытесняют с полок импортную продукцию. Тем не менее современная российская соковая промышленность находится в зависимости от импортного сырья. Практически все готовые соковые напитки производятся из концентрированного сырья. Заводы по производству концентрированных соков, как правило, располагаются в непосредственной близости от места произрастания плодов. Поскольку многие фрукты и овощи либо не растут на территории России, либо их производство недостаточно, либо оказывает сильное влияние на объем поставок сезонность получения урожая, большинство производителей используют импортные концентрированные полуфабрикаты. Доля импорта концентрированных соков для производства восстановленных соков на российском соковом рынке составляет около 80%. Более 70% всего импорта - это концентрированный сок апельсина, грейпфрута, ананаса, других тропических фруктов.

Отечественное сырье используется в основном для приготовления яблочного и в меньших объемах вишневого, черносмородинового, клюквенного, виноградного соков. При этом необходимо отметить, что Россия часть производимой сокосодержащей продукции экспортирует. Экспорт соковой продукции в основном направлен на постсоветское пространство: Казахстан, Белоруссию, Киргизию, Туркмению, Армению, Абхазию, Таджикистан, Грузию. Экспорт соков отечественного производства с января по сентябрь 2014 г. составил 15,94 млн литров, что соответствует 601,6 млн рублей2.

Эмбарго на импорт из стран Австралии, Украины, США, Канады, Норвегии и ЕС еще больше усугубило проблему с дефицитом сырья для производства соков. Кроме того, выращиваемых на территории РФ фруктов и овощей не хватает для обеспечения внутренних потребностей страны, многие виды плодов на территории России не произрастают. Поэтому производители соков вынуждены искать поставщиков,

1 иКЬ: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/ryinok-sokov-v-rossii/

2 Там же.

не подпадающих под упомянутое выше эмбарго. В этой связи у нас изменилась география импорта. Основные объемы импорта в Россию фруктов и концентрированных соков сейчас осуществляются из Китая, Турции и стран Латинской Америки. Китай - лидер на рынке сырья для производства яблочного сока - ежегодно производит более 810 тыс. т концентрата. Он также лидер среди поставщиков концентрата сока в Россию. В 2014 г. поставки сока из Китая в Россию составили 66,7 тыс. т. Однако сложно оценить, как эти изменения отразятся на качестве выпускаемой продукции.

Соки прямого отжима готовят непосредственно из фруктов и овощей. Соответственно соки прямого отжима и концентрированные соки готовят на заводах, расположенных в непосредственной близости от плодовых плантаций. Поэтому первичное сырье производители соков прямого отжима и концентрированных соков получают непосредственно в странах произрастания фруктов и овощей.

По данным исследований консалтинговой компании «Маркет Аналитика», объем потребления концентрированных соков для производства готовой соковой продукции составляет 500-600 млн л в год, при этом объем импортируемого сока из «теплых» стран составляет 90-85%. Это обусловлено в первую очередь климатическими условиями.

Отечественное садоводство имеет неограниченные потенциальные возможности для расширения площадей посадок и увеличения объемов урожая, которые до 2010 г. практически не использовались. В 2013-2015 гг. наблюдается резкий подъем объемов насаждения садов на территории России. Основной акцент при осуществлении посадок делается на семечковые плоды. Общая площадь плодово-ягодных насаждений в России в 2014 г. составляла 513,6 тыс. га, из них 250,3 тыс. га приходится на семечковые культуры. Общий объем плодово-ягодных культур, собранных в России в 2014 г., составил 3 млн т плодово-ягодной продукции.

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 20132020 гг. была предусмотрена закладка многолетних плодовых и ягодных насаждений. В 2014 г. было запланировано осуществить посадки на площади 6,4 тыс. га, фактическая посадка за указанный период составила более 8 тыс. га. В России предусмотрено увеличение средств на развитие садоводства в 2015 г., превышающих уровень государственной поддержки производителей фруктов и ягод в прошлом году в пять раз (в 2014 г. — 418,8 млн рублей, а в 2015 г. - около 2 млрд рублей)1.

По информации пресс-службы Минсельхоза России такое решение связано с введением антироссийских санкций странами Евросоюза

1 Субсидирование садоводства в 2015 г. увеличилось в пять раз. 16 марта 2015. - URL: http://izvestia.ru/news/584001

(ЕС) и США, падением курса рубля и, как следствие, подорожанием минеральных удобрений и топлива, а также стратегией импортозаме-щения. Предполагается, что через несколько лет до 70% ягодных (малина, ежевика, клубника), плодовых культур (груши, яблоки, хурма) будут отечественного производства. В 2016 г. планируется осуществить господдержку садоводства объемом, достигающим почти 2,5 млрд рублей. После 2016 г. субсидирование садоводства пойдет на спад: в 2017 г. из бюджета будет выделено 1,857 млрд рублей, в 2018 г. — 994 млн рублей, в 2019 г. — 829 млн рублей, в 2020 г. - 864 млн рублей1.

На фоне таких перспектив отечественные производители имеют стимулирующие возможности для получения собственной сырьевой базы, модернизации производства и увеличения объемов производства соковых напитков, ориентированных на широкий круг потребителей.

Для осуществления импортозамещения соковых напитков в России нужны серьезные экономические преобразования. Во-первых, необходимо обеспечить условия для увеличения объемов плодоводства и овощеводства, создания национального производственного фонда семян и посадочного материала. Наиболее благоприятными территориями для развития этого направления считаются южные регионы России, черноземная зона и адаптированные к плодоводству и овощеводству нечерноземные регионы. В настоящее время больших успехов по внедрению новых модернизированных мощностей, увеличению объемов производства соков на отечественном сырье достигли предприятия Краснодарского и Ставропольского края, Поволжья, Белгородской и Оренбургской, Калининградской областей. Во-вторых, необходимо увеличить объемы современных овоще- и фруктохранилищ, мощности перерабатывающих производств, решить логистические вопросы в системе управления цепями поставок.

Недорогое и качественное сырье, современная цепь производства, хранения и транспортирования позволят осуществить реальное им-портозамещение на отечественном рынке сокосодержащей продукции. Учитывая интенсивное развитие садоводства и перерабатывающих отраслей, обоснованно можно планировать основной объем импортоза-мещения на рынке соковой продукции в течение 3-5 лет.

Список литературы

1. Волынец-Руссет Э. Я. Проблемы импортозамещения промышленной и сельскохозяйственной продукции в РФ / / Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 5. - С. 19-27.

1 иКЬ: http://www.ligazakon.ru/main/7912-subsidii-na-sadovodstvo-uvelichilis-v-pyat-raz.html

2. Елисеева Л. Г. Сравнительный анализ развития российского рынка сокосодержащих напитков / / Товаровед продовольственных товаров. - 2012. - № 9. - С. 35-40.

3. Никонорова И. Обзор российского рынка соков // Russia food & Drinks Market Magazine. - 2011. - № 2. - С. 12-13.

4. Российский рынок соков - противоречия и прогнозы : отраслевая аналитика и исследования / / Euroresearch & Consulting. - 2013. -20 мая. - URL: http://er-cons.ru/shop/56/ desc/rossijskij-rynok-sokov-protivorechija-i-prognozy

5. Сысоева С., Бузукова Е. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. - СПб. : Питер, 2011.

6. Шишкин А. В., Латышов А. В. Внешняя торговля России в 2014 году: взгляд из-под санкций / / Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 2 (2). - С. 44-57.

References

1. Volynets-Russet E. Ya. Problemy importozameshcheniya promyshlennoy i sel'skokhozyaystvennoy produktsii v RF [Problems of Import Substitution in Russia's Industrial and Agricultural Sectors], Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2015, No. 5, pp. 19-27. (In Russ.).

2. Eliseeva L. G. Sravnitel'nyy analiz razvitiya rossiyskogo rynka sokosoderzhashchikh napitkov [Comparative Analysis of Development of the Russian Market of Juice Drinks], Tovaroved prodovoVstvennykh tovarov,

2012, No 9, pp. 35-40. (In Russ.).

3. Nikonorova I. Obzor rossiyskogo rynka sokov [Review of the Russian Market of Juice], Russia food & Drinks Market Magazine, 2011, No. 2, pp. 12-13. (In Russ.).

4. Rossiyskiy rynok sokov - protivorechiya i prognozy : otraslevaya analitika i issledovaniya [The Russian Market of Juice - Contradictions and Forecasts: Branch Analytics and Researches]. Euroresearch & Consulting,

2013, 20 мая. (In Russ.). Available at: http://er-cons.ru/shop/56/desc /rossijskij-rynok-sokov-protivorechija-i-prognozy

5. Sysoeva S., Buzukova E. Upravlenie assortimentom v roznitse. Kategoriynyy menedzhment [Management of the Range in Retail. Category Management]. Sainte Petersburg, Piter, 2011. (In Russ.).

6. Shishkin A. V., Latyshov A. V. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2014 godu: vzglyad iz-pod sanktsiy [Russian Foreign Trade in 2014: View through Sanctions], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2015, No. (2), pp. 44-57. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.