11 Directive 2009/24/EC of the European Parlament and the Councilof 23 april 2009 on the legal protection of computer programs (Codified version). URL: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2009:111:0 016:0022:EN:PDF (дата обращения: 05.07.2011).
12 Международное частное право: Иностранное законодательство / предисл. А.Л. Маковского; сост. и науч. ред. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. М., 2000. С. 166.
13 См.: Крупко С.И. Указ. соч. С. 176.
14 Международное частное право: Иностранное законодательство / предисл. А.Л. Маковского; сост. и науч. ред. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. С. 652.
15 Там же. С. 653.
16 Там же. С. 412-413.
17 См.: Конвенция о выдаче европейских патентов, подписанная в Мюнхене в 1973 г. // Европейская патентная конвенция. М., 1988.
18 Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г., Москва // Интеллектуальная собственность: в 2 кн. Кн. 2: Промышленная собственность / сост. и коммент. В.Ф. Чигир. Минск, 1997. С. 296-313.
19 См.: Договор о патентной кооперации (Вашингтон, 1970 г.). URL: http://www.wipo.int/export/sites/www/pct/ ru/texts/pdf/pct.pdf (дата обращения: 05.07.2011).
20 Proposal, of 1 August 2000 for a Council Regulation on the Community patent. COM (2000) 412 final // OJ C 337 E of 28.11.2000.
21 Revised proposal for a Council Regulation on the Community patent. Brussels, 7 April 2009. URL: http://docu-ments.epo.org/projects (дата обращения: 05.07.2011).
22 Следует отметить, что в июле 2010 г. было выдвинуто предложение (предварительный проект) по Регламенту о патенте Европейского Союза (European Union patent). Вместе с тем, поскольку Совет не смог единогласно прийти к применимому языковому режиму, в декабре 2010 г. Комиссия выдвинула новое предложение, открывающее путь для более тесного взаимодействия в данной области.
23 Регламент (ЕС) № 593/2008 Европейского Парламента и Совета от 17 июня 2008 о праве, применимом к договорным обязательствам («Рим» I). URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/collision/dogovornoe.htm (дата обращения: 05.07.2011).
24 Ginsburg J.C. Op. cit. P. 355.
25 Крупко С.И. Указ. соч. С. 179-180.
А.В. Колокольцев
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблема безработицы в наши дни приобретает значительные масштабы. Гражданину Российской Федерации сейчас трудно найти работу, которая соответствует его специальности, полученной в вузе.
Уровень безработицы в России, определяемый как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010 г. составил 8,6 %; уровень занятости населения — отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста — составил 61,2 "/о1.
Численность экономически активного населения в России в марте 2010 г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,6 млн чел., или более 52 % от общей численности населения страны2.
Таким образом, более 47 % населения нашей страны являются экономически неактивными. Этот фактор оказывает неблагоприятное воздействие на экономическое положение нашего государства. Кроме того, наряду с официальной статистикой безработных, существует категория граждан, не состоящих на учете в центре занятости населения, а также лиц без гражданства и иностранных граждан, прибывших трудиться в нашу страну. В этой связи хотелось бы затронуть тему мигрантов, прибывших в Россию, чтобы наряду с гражданами Российской Федерации работать в нашей стране. Поскольку Российская Федерация является участницей Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств, российским властям также необходимо учитывать и трудящихся-мигрантов, выступающих как субъектом трудового права Российской Федерации.
Во-первых, необходимо отметить, что поскольку данная Конвенция подписана следующими сторонами: Азербайджанской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Ар© Колокольцев Алексей Владимирович, 2012
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).
мения, Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан, Грузией, Туркменистаном, Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан, Кыргызской Республикой, Украиной, она распространяется на граждан только этих государств. Во-вторых, понятие «трудящийся-мигрант» закреплено в актах ООН, МОТ, а также актах региональных международных организаций. В соответствии со ст. 1 Конвенции «трудящийся-мигрант» — лицо, являющееся гражданином одной из Сторон, а также лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории одной Стороны, законно находящееся и на законном основании занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории другой Стороны, гражданином которой оно не является и на территории которой постоянно не проживает3. Таким образом, Конвенция определяет специальный субъект российского трудового законодательства, наделенный своими правами и обязанностями.
Исходя из смысла данного определения, можно выделить две важные характеристики трудящихся-мигрантов, отражаемые в Конвенции. Во-первых, подчеркивается, что статус «трудящегося-мигранта» распространяется не только на работающих или работавших ранее лиц, но и на лиц, только собирающихся приступить к работе. Во-вторых, что к трудящимся-мигрантам относятся и нелегальные мигранты, т. к. в определении нет уточнения, что к данной категории лиц могут быть отнесены только лица, законно осуществляющие трудовую деятельность.
Данная Конвенция была ратифицирована необходимым количеством государств только в 2003 г. и тогда же вступила в силу. Следует отметить, что она распространяет понятие «трудящийся-мигрант» на наиболее широкий круг лиц, по сравнению со всеми иными международно-правовыми договорами и актами. Очевидно, незначительное количество ратификаций обусловлено распространением понятия «трудящийся-мигрант» и на нелегальных мигрантов.
Интересную позицию по вопросу ратификации данной Конвенции занимают В.М. Лушни-ков и М.В. Лушникова. Они утверждают, что «экономически развитые страны в части своей не способны или не желают принимать на себя ответственность за соблюдение трудовых прав мигрантов. Достаточно сказать, что Конвенцию ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятую в 1990 г., с трудом ратифицировали 20 минимально необходимых государств, и она вступила в силу только с 1 июля 2003 г.»4.
Нельзя не согласиться с тем, что В.М. Лушников и М.В. Лушникова справедливо отмечают, что Конвенция в максимальной степени защищает права всех трудящихся-мигрантов. Однако следует заметить, что незначительное количество ратификаций — следствие не столько нежелания принимающих государств брать на себя ответственность за соблюдение прав трудящихся-мигрантов, сколько необходимость защиты национальных трудовых ресурсов.
Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 марта 2011 г. № 42-ФЗ) устанавливает, что предложения об установлении ежегодной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений в целях осуществления трудовой деятельности формируются на основе принципа приоритета национальных трудовых ресурсов5.
Вместе с тем Конвенция ООН 1990 г. распространяет понятие «трудящийся-мигрант» и на нелегальных мигрантов и, кроме того, устанавливает весьма широкий круг прав для этой категории лиц. Например, устанавливается такое условие, что обвиняемые трудящиеся-мигранты и члены их семей должны быть отделены от осужденных лиц и им должен быть предоставлен отдельный режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц, а также условие, что трудящийся-мигрант, задержанный в государстве транзита или в государстве работы по найму за нарушение положений о миграции, должен по возможности содержаться отдельно от осужденных лиц или лиц, находящихся под стражей в ожидании суда. Безусловно, такие нормы создадут существенные трудности для государств, сталкивающихся с нелегальной миграцией.
Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации стоит достаточно остро. В.М. Лушников и М.В. Лушникова отмечают, что «неконтролируемая трудовая миграция в Россию... не поддается учету. Даже по официальным оценочным данным число нелегальных мигрантов доходит до 5 млн чел.»6.
По иным оценкам, в настоящий момент в Российской Федерации находятся до 15 млн нелегальных трудящихся-мигрантов7.
По этим причинам Конвенцию ратифицировали по большей части государства, заинтересованные в экспорте, а не в импорте рабочей силы. По этим же соображениям Конвенция не может быть ратифицирована и Российской Федерацией, по крайней мере, в ближайшем будущем, т. к. это противоречило бы нашей миграционной политике, направленной на борьбу с нелегальной миграцией.
В рамках нормативных актов, принимаемых МОТ, также можно найти определение понятия «трудящийся-мигрант». Так, Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения»8 определяет, что термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Данная конвенция исключает из понятия «трудящийся-мигрант» трудящихся приграничных районов; артистов и представителей свободных профессий, въехавших в страну на короткий срок; моряков; лиц, приезжающих с целью получения образования; лиц, въехавших на определенный срок для выполнения конкретной работы, которые обязаны выехать из страны после ее выполнения.
Следует отметить, что исходя из данного определения для признания лица трудящимся-мигрантом и, следовательно, для распространения на него прав и гарантий относительно равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий требуется, чтобы данное лицо въехало в страну осуществления работы на законных основаниях.
Аналогичное определение «трудящийся-мигрант» содержится в ст. 11 Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах»9: это лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем за собственный счет, и допускается в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Указанная Конвенция не распространяет понятие «трудящийся-мигрант» на пограничных работников, лиц свободных профессий, артистов и моряков.
Определение понятия «трудящийся-мигрант» содержится также в Европейской Конвенции «О правовом статусе трудящихся-мигрантов»10. Для целей этой Конвенции термин «трудящийся-мигрант» означает гражданина Договаривающейся Стороны, которому разрешено другой Договаривающейся Стороной проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы. Кроме того, данная Конвенция также не распространяется на приграничных трудящихся, артистов и лиц свободных профессий, моряков, лиц, проходящих обучение, сезонных работников, а также на трудящихся, которые, будучи гражданами одной Договаривающейся Стороны, выполняют конкретную работу на территории другой Договаривающейся Стороны от имени предприятия, имеющего зарегистрированный офис за пределами этой Договаривающейся Стороны (т.е. выполняющие работу в филиале одного договаривающегося государства, находящегося на территории другого договаривающегося государства)11.
Важно подчеркнуть, что исходя из содержания данной статьи, а также иных норм, оперирующих исключительно понятием «трудовой контракт», из сферы действия Конвенции исключается какая бы то ни было возможность осуществления трудовой деятельности на основании гражданско-правовых договоров.
Если вышеуказанные международно-правовые акты могут служить лишь ориентирами для формирования российского законодательства, поскольку до ратификации не являются обязательными для исполнения нашей страной, то акты СНГ имеют обязательную силу. Так, термин «трудящийся-мигрант» содержится и в нормативных актах Содружества Независимых Государств. В соответствии с Соглашением от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (с изм. на 1 июня 2007 г.)12 трудящимся-мигрантом признается лицо, постоянно проживающее на территории Стороны выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства.
Таким образом, в современном международном праве отсутствует единое определение понятия «трудящийся мигрант», что затрудняет осуществление государствами сотрудничества в
области установления правового статуса соответствующих лиц и может негативно сказаться на реализации и защите их прав.
1 URL: http://www.prime-tass.rU/news/0/%7BCBBD0D31-77D5-4D0C-A425-7711805B80CD%7D.uif (дата обращения: 11.04.2011).
2 URL: http://top.rbc.ru/economics/19/04/2010/396402.shtml (дата обращения: 11.04.2011).
3 См.: Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей: принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения: 11.04.2011).
4 Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб., 2006. С. 118-119.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3032.
6 Лушникова М.В., Лушников А.М. Указ. соч. С. 119.
7 Nicolaus von Twickel. A law draft could privatize migration // The Moskow Times. 2007. 13-15 july.
8 URL: http://lawbelarus.com/repub2008/sub44/text44698.htm (дата обращения: 11.04.2011).
9 URL: http://www.iomrussia.ru/russian/Legislation/ILO97_ru.pdf (дата обращения: 11.04.2011).
10 URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01908&all=all (дата обращения: 11.04.2011).
11 См.: Конвенция от 24 ноября 1977 г. «Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов». URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01908&all=all (дата обращения: 11.04.2011).
12 URL: http://pravo.kulichki.com/megd2007/bz04/dcm04243.htm (дата обращения: 11.04.2011).