ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2011. № 3
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
А. Ю. Шапкина, аспирантка кафедры международного права юридического
факультета МГУ*
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ ТРУДЯЩИХСЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В настоящей статье рассмотрены особенности международно-правового регулирования движения рабочей силы и проанализированы основные международно-правовые документы, принятые на универсальном уровне, для определения степени урегулированности международно-правового статуса трудящихся-мигрантов. Особую роль в международном регулировании трудовой миграции играют Организация Объединенных Наций и Международная организация труда, в рамках которых были приняты специальные конвенции по вопросам регулирования миграции рабочей силы.
Ключевые слова: трудовая миграция; трудящийся-мигрант; Международная организация труда; права трудящихся-мигрантов.
This article examines the features of international legal regulation of labor migration and analyses the basic international legal documents adopted at the universal level to determine the degree of settling international legal status of migrant workers. A special role in the international regulation of labor migration belongs to the United Nations and the International Labor Organization, which adopted a series of conventions on the regulation of labor migration.
Keywords: migration; migrant worker; the International Labour Organization; the rights of migrant workers.
В настоящее время проблема трудовой миграции является одним из ключевых вопросов для всего международного сообщества1. Практически все государства мира на сегодняшний день участвуют в процессе обмена рабочей силой в качестве ее импортеров или экспортеров, что свидетельствует о глобальном характере трудовой миграции. По данным ООН, в настоящее время в мире примерно 120 млн человек работают за пределами страны своего гражданства2. В своем Послании по случаю Международного дня мигранта 18 декабря 2005 г. Генеральный секретарь
* anna_litvin@ukr.net
1 См.: Бекяшев Д.К. Международное трудовое право: Учеб. пособие. М., 2008. С. 56.
2 Stalker P. Workers without Frontiers. The Impact of Globalization on International Migration. Boulder (Colo.), 2000. P. 1.
5 ВМУ, право, № 3
ООН Кофи Аннан отметил, что «глобальная экономика во все большей мере зависит от трудящихся-мигрантов» и что «трудящиеся-мигранты имеют важное значение для достижения успеха в крупных секторах экономики как развитых, так и развивающихся стран». Вместе с тем Генеральный секретарь упомянул и о существовании многочисленных проблем, создаваемых миграцией, подчеркнув необходимость «делать больше для обеспечения уважения к правам человека трудящихся-мигрантов и членов их семей»3. О необходимости уделить повышенное внимание тем аспектам миграции, которые связаны с правами человека, говорилось и в последнем Докладе Генерального секретаря о работе Организации на 64-й сессии ООН, где, в частности, отмечалось: «Обострение экономических трудностей, усугубляемых мировым экономическим кризисом, привело во многих странах мира к усилению ксенофобии и дискриминации в отношении мигрантов»4.
С каждым годом число мужчин и женщин, отправляющихся в другие государства в поисках работы и лучшей жизни для себя и своих семей, все возрастает. При этом трудящиеся-мигранты остаются особенно уязвимой категорией лиц, чьи права постоянно нарушаются. Как справедливо отмечает И.И.Лукашук, во многих странах трудящиеся-мигранты выполняют самую тяжелую и низкооплачиваемую работу, живут под угрозой увольнения и депортации, лишены медицинского и социального обеспечения, тем самым вместе с членами своих семей оставаясь наиболее бесправной и эксплуатируемой частью населения5. Устойчивая трудовая миграция привела к сегментации рынков труда в развитых странах и выделению секторов, занятых преимущественно мигрантами. Это в первую очередь непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями труда и низкой оплатой, наиболее дискриминируемые, неформальные или теневые секторы занятости6.
Проблема трудовой миграции имеет большое значение как для государств, принимающих трудящихся-мигрантов, так и для государств, поставляющих рабочую силу.
Важную роль в международно-правовом регулировании статуса трудящихся-мигрантов играет Международная организация труда
3 Послание Генерального секретаря ООН по случаю Международного дня мигранта, 18 декабря 2005 г.: Доступ на сайте ООН: www.un.org: URL: http://www.un.org/russian/ba-sic/sg/messages/2005/migrants /russian/basic/sg/messages/2005/migrants (дата обращения: 08.04. 2010).
4 Доклад Генерального секретаря о работе Организации, 5 августа 2009 г. Нью-Йорк, 2009. § 73 (А/64/1).
5 Лукашук И.И. Права трудящихся-мигрантов // Сов. журнал международного права. М., 1991. № 3-4. С. 134-135.
6 Управление международной трудовой миграцией: Учеб. пособие. М., 2006. С. 21.
(МОТ), одной из задач которой согласно ее уставу является защита интересов трудящихся, занятых в чужих странах7. Действуя совместно со 181 государством-членом, МОТ осуществляет выработку международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, добивается их признания и соблюдения на практике. С первых дней своего существования МОТ ставила своей целью определение и защиту прав трудящихся-мигрантов, а также улучшение их положения. Еще на 1 -й сессии Генеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята Рекомендация № 2 «О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». Сегодня МОТ считает одной из важнейших задач международного сообщества выработку политики и изыскание ресурсов с целью улучшить управление трудовой миграцией, с тем чтобы она вносила позитивный вклад в рост и развитие как стран происхождения, так и принимающих стран, а также в благосостояние самих трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Следует выделить особую группу конвенций и рекомендаций, принятых МОТ с целью регулирования миграции рабочей силы. Основополагающей в области правового регулирования трудовой миграции является Конвенция МОТ № 97 (пересмотренная) о работниках-мигрантах 1949 г.8, в которой содержится определение понятия «трудящийся-мигрант»: это «лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу, иначе чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта» (ст.11). Конвенция предусматривает, что участвующие в ней государства-члены МОТ обязуются предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на их территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются их собственные граждане в отношении таких вопросов, как заработная плата, рабочее время, оплачиваемые отпуска, принадлежность к профсоюзам и пользование преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами, жилищные вопросы, социальное обеспечение, судопроизводство. Конвенция № 97 определяет также правила найма, трудоустройства и переезда в страну занятости; определяет права трудящихся-мигрантов в области условий и оплаты труда, налогообложения, перевода личных накоплений и т.д.
По мнению некоторых авторов, положения Конвенции представляют собой «всесторонний правовой механизм регулирования миграции рабочей силы», и при условии ратификации Конвенции всеми основ-
7 Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 16. М., 1957. С. 352.
8 Сб. международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М.,
1994.
ными государствами-участниками международной трудовой миграции уже не стояли бы так остро вопросы о правах мигрантов и членов их семей, дискриминации трудящихся-мигрантов, нелегальной миграции9. К сожалению, подавляющее большинство государств, ратифицировавших Конвенцию, — это государства—экспортеры рабочей силы, в то время как основные государства-импортеры не стремятся связывать себя жесткими правовыми обязательствами, которые влечет за собой присоединение к Конвенции10.
В Конвенции № 97 содержится общий призыв к заключению двусторонних соглашений в целях регулирования соответствующих вопросов, относящихся к миграции, в связи с применением Конвенции и предлагается использовать в этих целях типовое соглашение, содержащееся в Рекомендации № 8611, дополняющей Конвенцию. В данном типовом соглашении охвачены многие аспекты процесса миграции, а также изложено примерное содержание типовых контрактов о работе по найму. Заключение двусторонних соглашений представляет собой эффективное средство, обеспечивающее более высокий уровень защиты трудящихся-мигрантов.
В то время как принятие Конвенции 1949 г. было вызвано стремлением облегчить процесс перемещения излишней рабочей силы из государств, в которых имелся ее избыток, в страны, испытывающие недостаток в рабочей силе, в последующие десятилетия государства стали проявлять озабоченность в отношении безработицы и роста масштабов нерегламентированной миграции. Произошло смещение акцента с оказания содействия процессу перемещения избыточной рабочей силы на установление контроля над миграционными потоками. Результатом изменившейся миграционной ситуации в мире стало принятие МОТ в 1975 г. Конвенции № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения12. Эта Конвенция стала первым шагом в борьбе государств с нелегальной трудовой миграцией на международном уровне, и в отличие от Конвенции № 97, которая ориентировалась только на регулирование легальной трудовой миграции, Конвенция № 143 касается в том числе и положения нелегальных мигрантов. В соответствии с положениями Конвенции государства-участники должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению (ст. 2,3). Данный международно-правовой документ предусматривает необходимость применения санкций в отно-
9 ИвахнюкИ.В. Международная трудовая миграция: Учеб. пособие. М., 2005. С. 176.
10 По состоянию на 10 апреля 2010 г. 49 государств ратифицировали Конвенцию.
11 Сб. международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. С. 224-234.
12 См.: Управление международной трудовой миграцией.
шении организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, а также в отношении незаконного использования труда трудящихся-мигрантов (ст. 6).
В Конвенции № 14313 указывается, что трудящиеся-мигранты не только должны обладать правом на равное обращение (как это предусмотрено в Конвенции № 97), но также на равенство возможностей, т.е. равенство в отношении доступа к занятости, профсоюзным правам, культурным правам и личным и коллективным свободам.
Конвенция № 143, равно как и Конвенция № 97, предусматривает исключение из сферы своего применения моряков, трудящихся приграничных районов, въехавших на короткий срок лиц «свободных профессий» и «артистов». Она также исключает из сферы охвата своих общих положений стажеров и учеников, а также работников, временно нанятых для выполнения конкретных работ или заданий.
Что касается препятствий, возникающих на пути ратификации конвенций МОТ, то правительства многих государств чаще всего указывают на следующие положения: Конвенции № 97 — ст. 6 (равенство обращения между иностранными рабочими и трудящимися — гражданами принимающей страны) и ст. 8 (сохранение прав на постоянное проживание для постоянных трудящихся-мигрантов в случае их нетрудоспособности); Конвенции № 143 — ст. 8 (защита прав допущенных на законных основаниях трудящихся-мигрантов в случае потери ими работы), ст. 10 (равенство возможностей и обращения) и ст. 14 «а» (право трудовых мигрантов на географическую и профессиональную мобильность)14.
Важно отметить, что Россия, которая является крупным принимающим центром, страной выезда и транзита иностранной рабочей силы, не ратифицировала ни одну из указанных конвенций МОТ о правах трудящихся-мигрантов, что существенно сужает правовое поле трудовой миграции в данной стране. Время принятия указанных Конвенций МОТ относится к периоду существования СССР, который почти не участвовал в международно-трудовом обмене, в результате чего не возникало проблем с регулированием внешней трудовой миграции. В настоящее же время и ученые, и политики призывают к незамедлительной ратификации конвенций о трудящихся-мигрантах. По справедливому мнению Ю.В. Жильцовой, на сегодняшний день необходима ратификация международных соглашений о трудящихся-мигрантах, поскольку Россия активно участвует в международном трудовом обмене в качестве крупного импортера и экспортера рабочей
13 По состоянию на 10 апреля 2010 г. 23 государства ратифицировали Конвенцию.
14 За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике: Доклад VI Междунар. конф. труда, 92-я сессия / Международное бюро труда. Женева, 2004. С. 81.
силы15. Аналогичной точки зрения придерживается и Председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин, подчеркивая, что «вопросы миграции и миграционной политики в целом входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности государства, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста»16.
Помимо вышеуказанных конвенций к трудящимся-мигрантам также применимы и другие акты, разработанные МОТ и посвященные основополагающим принципам и правам в сфере труда.
Согласно положениям Декларации 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизма ее реализации, все государства—члены МОТ имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать четыре категории принципов и прав в сфере труда, даже если они еще не ратифицировали конвенции, посвященные этим принципам и правам. К ним относятся: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное упразднение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. Основополагающие принципы и права в сфере труда имеют универсальный характер и применимы в отношении всех людей во всех государствах. Следовательно, они распространяются и на всех без исключения трудящихся-мигрантов, будь то временные или постоянные мигранты, легальные или нелегальные мигранты.
К трудящимся-мигрантам применимы также положения Конвенции № 181 о частных агентствах занятости 1997 г. В ней содержатся важные положения, направленные на предотвращение случаев противоправного обращения с трудящимися-мигрантами в отношении вербовки и приема на работу через частные агентства занятости. В частности указывается, что набор трудящихся-мигрантов должен производиться бесплатно, при этом определенные исключения допускаются в отношении отдельных категорий трудящихся и специальных видов услуг.
Особую роль в международном регулировании трудовой миграции играет Организация Объединенных Наций. В рамках ООН за годы ее существования было принято большое количество актов, касающихся вопросов установления и защиты прав человека, имеющих отношение в том числе и к защите прав трудящихся-мигрантов. Наиболее важные
15 Жильцова Ю.В. Международно-правовой статус трудящихся-мигрантов // Рос. юрид. журнал. 2008. № 5. С. 54—58.
16 Евразия без границ: интервью с В.Н. Плигиным, Председателем Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству // Евраз. юрид. журнал. 2010. № 2(21). С. 5.
среди них — это Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Вся система международного права в области прав человека исходит из того, что все люди в силу своей принадлежности к человеческому роду имеют определенные права. Всеобщая декларация прав человека признает этот принцип в ст.2(1), в которой говорится: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»17.
Аналогичным образом ст.2(1) Международного пакта о гражданских и политических правах не проводит различия между правами граждан и неграждан. Такой же подход характерен и для ст.4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, где признается комплекс ключевых прав, которые государства-участники обязаны гарантировать всем лицам во все времена независимо от статуса гражданства. Среди прочих прав ст. 6 Пакта предоставляет каждому право на работу, а ст.7 признает за каждым право на справедливые и благоприятные условия работы.
В Замечании общего порядка № 15 Комитета по правам человека дается следующее разъяснение: «...права, зафиксированные в Пакте, распространяются на всех лиц, независмо от принципа взаимности, от их гражданства или отсутствия такового» (п. 1). И далее: «...общее правило заключается в том, чтобы каждое из прав, установленных в Пакте, должно быть гарантировано без дискриминации между гражданами и иностранцами» (п. 2)18.
В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, ставшую результатом десятилетней работы специальной рабочей группы ООН. Конвенция констатирует, что трудящиеся-мигранты и члены их семей, занятые за рубежом, составляют незащищенную часть населения, чьи права часто не закреплены ни в национальном законодательстве принимающей страны, ни в стране их происхождения19.
17 Международное публичное право. Сб. док. / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2009. С. 221.
18 Замечание общего порядка № 15 Комитета по правам человека «Положение иностранцев в связи с Пактом» // CCPR/C/21/Rev. 1, 1986. 11.04; Вайсбродт Д. Права неграждан //Юрист — международник. 2003. № 1.
19 Данная Конвенция вступила в силу 1 июля 2003 г. (Сб. международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. С. 161).
Важно отметить, что Конвенция ООН 1990 г. применяется ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей (ст. 1). Определение термина «трудящийся-мигрант» в Конвенции ООН является более широким, чем определения, содержащиеся в конвенциях МОТ, и охватывает трудящихся приграничных районов, моряков и лиц с самостоятельной занятостью. В соответствии со ст. 2 Конвенции «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является20.
В Конвенции ООН 1990 г. закреплена ответственность принимающих стран в признании прав трудящихся-мигрантов и членов их семей и обеспечении их защиты, в том числе перечислены гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, применимые ко всем трудящимся-мигрантам, независимо от их правового статуса. Также в ней предусмотрены дополнительные права для трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые имеют установленные документы или соответствующий статус, в частности права на свободное передвижение по территории государства трудоустройства; на создание ассоциаций и профсоюзов; на пользование политическими правами в государстве работы по найму (если оно предоставляет им такие права); на равный с гражданами страны доступ к образованию, жилью, социальным услугам и здравоохранению, защите от увольнения, пособиям по безработице.
По сравнению с конвенциями МОТ в Конвенции ООН более широко сформулирован принцип равенства обращения с трудящимися-мигрантами (независимо от их статуса) и гражданами принимающего государства: помимо судов и органов правосудия в области оплаты труда и других условий труда, а также в области доступа трудящихся-мигрантов к неотложной медицинской помощи и образования детей трудящихся-мигрантов (ст. 18(1), 25, 28 и 30 Конвенции)21.
В соответствии с положениями Конвенции ООН учреждается контрольный орган — Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, который рассматривает доклады о законодательных, судебных, административных и иных мерах, принятых государствами-участниками для осуществления положений Конвенции (ст. 72—73). Согласно Конвенции ее участники могут в любое время признать компетенцию Комитета получать и рассматривать межгосударственные жалобы на невыполнение ее положений (ст.76), а также признать компетенцию Комитета получать и рассматривать индивидуальные жалобы на нарушение личных прав трудящихся-мигрантов, которые закреплены
20 Там же. С. 162
21 Там же. С. 167-172.
в Конвенции (ст.77). Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей функционирует с 2004 г. и уже рассмотрел ряд докладов государств-участников. Однако, как отмечает В.А. Карташкин, «его деятельность все еще недостаточно эффективна, поскольку многие развитые страны, в которых работают миллионы трудящихся-мигрантов, не ратифицировали рассматриваемую Конвенцию»22. Более того, до настоящего момента ни одно государство не признало компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы.
Показательно то, что Конвенция ООН 1990 г. была ратифицирована с большим трудом только через 12 лет после ее принятия, причем главным образом странами-экспортерами рабочей силы (Мексикой, Филиппинами, Колумбией, Угандой, Марокко и др.), что говорит о неготовности и неспособности принимающих стран к расширению легитимного пространства трудовой миграции. Несмотря на то что в Конвенции ООН затрагиваются важнейшие социально-политические проблемы, связанные с присутствием в странах мигрантов, она не получила широкого одобрения23: до настоящего времени ни одна из промышленно развитых стран не стала участником данной Конвенции. Основным препятствием для присоединения к Конвенции ООН 1990 г. для многих государств является экономический фактор, а именно нехватка ресурсов для реализации положений Конвенции, и в первую очередь невозможность обеспечить принцип равного обращения для трудящихся-мигрантов, законно находящихся и работающих в государстве, и граждан данного государства, что является одним из основных требований Конвенции ООН.
Несмотря на небольшое число участников Конвенции24, ряд отечественных ученых отмечает ее важное значение для международно-правового регламентирования статуса трудящихся-мигрантов и членов их семей. По мнению И.И. Лукашука, «Конвенция обеспечивает довольно высокий стандарт защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Главное будет состоять в обеспечении реализации постановлений Конвенции государствами-участниками»25. В.А. Карташкин считает, что принятие указанной Конвенции и учреждение Комитета по контролю за выполнением государствами-участниками ее положений создали качественно новую основу для защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей26.
22 Карташкин ВА. Права человека: международная защита в условиях глобализации. М., 2009. С. 275.
23 Глебов И.Н., Прудникова Т.А. Международные стандарты как основа международно-правового регулирования трудовой миграции // Вестн. Моск. ун-та МВД России. М., 2006. № 10. С.98-100.
24 По состоянию на 10 апреля 2010 г. Конвенцию ООН ратифицировали 42 государства.
25 Лукашук И.И. Указ. соч. С. 134-135.
26 Карташкин В.А. Указ. соч. С. 276.
Важный аспект, который связан с международной трудовой миграцией, касается права на воссоединение семьи. Хотя в международно-правовых документах по правам человека не содержится четкого права на воссоединение семей, несмотря на повторяющиеся ссылки на семью как на основную ячейку общества27, отдельные документы МОТ и Конвенция ООН 1990 г. оговаривают необходимость содействия воссоединению семей. Так, Конвенция МОТ № 143 призывает каждую из договаривающихся сторон «принять все необходимые меры в рамках своей компетенции и сотрудничать с другими членами организации в целях содействия воссоединению семей всех работников-мигрантов, проживающих на ее территории на законном основании» (ст. 13(1)). Конвенция ООН 1990 г. в ст.44 (2) предусматривает, что «государства-участники принимают меры... для содействия воссоединению трудящихся-мигрантов с их супругами или лицами, состоящими с трудящимися-мигрантами в таких отношениях, которые, в соответствии с применимым правом, могут быть приравнены к браку, а также с их не состоящими в браке несовершеннолетними детьми». Хотя право на воссоединение семьи должно быть равным для мигрантов — мужчин и женщин, на практике из-за профессиональной сегрегации на низкооплачиваемых работах заработки женщин-мигрантов часто ниже, чем мужчин, и ниже требований к финансовым доходам, выполнение которых делает возможным спонсирование родственников, что ставит женщин-мигрантов в невыгодное положение28.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
Конвенция ООН 1990 г. о трудящихся-мигрантах включает большинство основных положений конвенций МОТ и в некоторых случаях выходит за их пределы. Данная Конвенция и конвенции МОТ № 97 и № 143 могут, таким образом, рассматриваться как дополняющие друг друга. Акты МОТ и ООН, непосредственно посвященные трудящимся-мигрантам, имеют общие цели: содействовать осуществлению прав и защите лиц, мигрирующих в целях получения работы, сдерживать и в конечном счете ликвидировать нелегальную миграцию.
Важным аспектом Конвенции ООН является тот факт, что ратифицировавшие ее государства не имеют права исключить ни одну категорию трудящихся-мигрантов из сферы ее применения (ст. 88), а также то, что она включает все типы трудящихся-мигрантов, к которым
27 В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорится: «Семья является естественной и основополагающей ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст.23(1)). Аналогичная формулировка содержится в ст.10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
28 Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения / ОБСЕ, МОТ, МОМ. Вена, 2006. С. 171.
неприменимы соответствующие документы МОТ. Определение термина «трудящийся-мигрант» в Конвенции ООН является более широким, чем в конвенциях МОТ, а также дается более широкое определение понятия «семья», учитывающее современные взгляды на ее состав (ст.4 и 44(2)). По сравнению с указанными документами МОТ в Конвенции ООН более широко сформулирован принцип равенства обращения с трудящимися-мигрантами (независимо от статуса) и гражданами страны пребывания.
Новеллой и преимуществом Конвенции 1990 г. является учреждение контрольного органа, аналогичного другим основным договорам в сфере прав человека, — Комитета по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Однако в настоящее время деятельность данного органа недостаточно эффективна, как и действие всей Конвенции в целом, в силу низкого уровня ее ратификации. Компетенция Комитета рассматривать индивидуальные жалобы пока не признана ни одним государством.
Таким образом, основным препятствием на пути обеспечения высоких стандартов защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, предусмотренных Конвенцией 1990 г., является проблема имплементации положений Конвенции на национальном уровне, о чем свидетельствует незначительное количество ратифицировавших ее государств.
Список литературы
1. Бекяшев Д.К Международное трудовое право: Учебное пособие. М., 2008.
2. Вайсбродт Д. Права неграждан // Юрист — международник. 2003. № 1.
3. Глебов И.Н., Прудникова Т.А. Международные стандарты как основа международно-правового регулирования трудовой миграции // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2006. № 10.
4. Жильцова Ю.В. Международно-правовой статус трудящихся-мигрантов// Российский юридический журнал. Екатеринбург, 2008. № 5.
5. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция: Учебное пособие. М., 2005.
6. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. М., 2009.
7. Лукашук И.И. Права трудящихся-мигрантов // Советский журнал международного права. 1991. № 3-4.
8. Stalker P. Workers without Frontiers. The Impact of Globalization on International Migration. Boulder (Colo.), 2000.