К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТРУДОВОГО МИГРАНТА
Т. М. Безбородова,
заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Омского института (филиала) Российского государственного торговоэкономического университета, кандидат экономических наук t.b.1802@mail.ru
В статье делается анализ подходов к изучению трудовой миграции отечественной и зарубежной наукой, а также трактовок, принятых в официальных международных и национальных нормативно-правовых актах, касающихся вопросов трудовой миграции. Формулируются понятия «трудовая миграция» и «трудящийся-мигрант», согласующиеся с опытом исследований и нормами международного права.
Ключевые слова: мобильность, трудовая миграция, трудящийся-мигрант, иностранный работник
УДК 331.556.4 ББК 60.7
Трудовая миграция представляет собой одно из явлений глобализации современного мира. Глобальная экономика и социальное развитие стран все больше зависят от эффективности трудовой миграции, которая способствует их обогащению за счет использования дополнительных трудовых ресурсов, стимулирующих социально-экономические процессы. В этой связи регулирование основных процессов трудовой миграции — внешней и внутренней — в Российской Федерации относится к одной из приоритетных задач, отраженных в концептуальных основах государственной миграционной политики. В то же время, неоднозначность трактовок трудовой миграции с точки зрения науки как социально-экономической категории и практики как объекта государственного регулирования затрудняют единообразное понимание проблемы трудовой миграции учеными и практиками. В настоящей статье автор проводит анализ подходов к изучению трудовой миграции в отечественной и зарубежной науке, а также трактовок, принятых в официальных международных и национальных нормативно-правовых актах, касающихся вопросов трудовой миграции.
Миграция трудовых ресурсов (трудовая миграция) представляет собой один из видов миграции населения, в отношении которой индивид может принимать решение самостоятельно или под воздействием социально-экономических факторов. Как справедливо отмечал В. И. Переведенцев, в основе решения о перемещении людей лежит стремление удовлетворить свои потребности [1]. Противоречие между уровнем развития личности, или ее потребностями, и условиями их удовлетворения в данной местности является причиной трудовой миграции [2]. Таким образом, потребность занимает ключевое место в механизме принятия решения о трудовой миграции.
В учебной литературе под миграцией трудовых ресурсов понимается пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, а также в условиях существования рабочей силы [3, с. 102]. В трактовке этого явления нередко используются два основных подхода: один — весьма широкий и общий, который предполагает, что миграция совпадает по существу с пространственным движением рабочей силы, другой — значительно более узкий и специальный, ограничивающий миграцию определенными видами пространственного перемещения.
Второй подход отвечает первоначальному смыслу слова migration, которое в переводе с латинского означает «перемещение», «передвижение». Именно поэтому целесообразно, по мнению автора, рассматривать трудовую миграцию как одну из форм пространственных перемещений. Таким образом, это понятие следует отличать как от миграции в широком смысле слова, так и от трудовой мобильности. На наш взгляд, если понятие «мобильность» применительно к сфере труда подразумевает различные формы его изменчивости, включая гибкую занятость, то миграция традиционно связывается с территориальным перемещением.
Развитие научных взглядов на трудовую миграцию происходит в рамках экономического, географического, исторического, демографического, политического и других подходов. Выбор
подхода зависит от тех задач, которые стоят перед исследователями, а также от характера исходного материала.
Так, российский специалист по проблемам миграции населения В. А. Ионцев предложил классификацию, включающую 17 научных подходов в изучении миграции населения [3]. Они объединили 45 научных направлений, из которых треть приходится на экономические теории, часть — на социологические и миграционные модели, остальные — на демографические, исторические, типологические, политические и другие концепции.
Дадим краткую характеристику основных направлений исследований трудовой миграции населения, сосредоточив внимание, прежде всего, на экономическом, миграционном и институционально-правовом подходах.
Экономический подход является одним из основных при исследовании трудовой миграции. Этот подход включает следующие концепции.
1. Меркантилизм — одно из первых научных направлений, представители которого (Т. Ман, А. Монкретьен, Ж.Б. Кольбер и др.) в качестве важного фактора процветания и увеличения силы государства-нации рассматривали приоритет привлечения иностранных рабочих и запрет эмиграции своих граждан, что, в свою очередь, приводило к росту благосостояния и численности населения [4, с. 36-39].
2. Классическая концепция различает международную и внутреннюю миграцию. Главный постулат А. Смита, Д. Рикардо и др. состоял во взаимовлиянии и взаимодополняемости экспорта капитала и рабочей силы. Так, А. Смит выступал за беспрепятственное передвижение капитала, товаров и рабочей силы с тем, чтобы рыночные механизмы могли максимально способствовать экономическому развитию и сокращению бедности [5, с. 57-58].
3. Мальтузианство—теория, которая посвящена, в первую очередь, концепции оптимума населения, ставшей основой для многих исследований по миграции.
4. Марксистская теория также рассматривает трудовую миграцию как одну из характеристик населения. В основе разработанной К. Марксом теории находится классический закон народонаселения, а также сформулированный В.И. Лениным закон роста подвижности населения.
5. Неоклассическая теория объясняет международную трудовую миграцию разницей в уровнях заработной платы в разных странах, способствующей движению рабочей силы в страны с высокой заработной платой и обратному движению капитала. На микроуровне территориальная мобильность не рассматривается как таковая, а выступает лишь как средство достижения определенных целей. При этом преимущества (или издержки) миграции измеряются в терминах чистой индивидуальной отдачи.
6. В кейнсианской теории, одно из главных отличий которой от классической и неоклассической заключается в отрицании саморегулирующегося характера рыночной экономики, особое внимание обращается на несовершенную мобильность труда. При этом в кейнсианстве сделана попытка отделить изучение безработицы от анализа проблем трудовой миграции. Рассмат-
ривая мировую экономику как совокупность государственнорегулируемых хозяйств, цель которых состоит в обеспечении полной занятости, представители кейнсианского направления недвусмысленно признавали, что мировой рынок, и, в первую очередь, мировой рынок труда, формирующийся в результате международной миграции рабочей силы, является ареной столкновения противоречивых национальных интересов.
7. Теория «обратной связи» рассматривает вопросы трудовой миграции на макроуровне. Одним из авторов, работавших в этом направлении, является Б. Томас. Согласно этой теории, направление международной миграции рабочей силы определяется обратным чередованием фаз экономических циклов.
8. В теории человеческого капитала исследовались все виды миграции, включая вынужденную, на микроэкономическом уровне, представленном индивидуумами и домашними хозяйствами. Представители этой теории — Г. Беккер, Т. Шульц, Л. Туроу — рассматривали миграцию как инвестиции в человеческий капитал, направленные на повышение доходов, уровня образования и т. д.
9. Сторонники новой экономической теории миграции — К. Тейлор и др. — исходили из того, что решения о миграции принимаются не отдельными индивидуумами, а коллективно членами домашних хозяйств или семей. Такой подход позволяет не только максимизировать ожидаемый доход, связанный, в частности, с денежными переводами трудящихся мигрантов, но и минимизировать риски, касающиеся, например, различных потерь на рынке труда. При этом минимизация рисков для семьи может быть более сильным стимулом для международной трудовой миграции, чем существование разницы в заработной плате. Сторонники данной теории исходили также из того, что домашние хозяйства посылают своих членов на работу за границу не только для того, чтобы они увеличили личный доход, но и для повышения дохода данного домашнего хозяйства по сравнению с другими семьями.
10. В концепции экономики семейной миграции предполагается, что взрослые члены семьи могут по-разному оценивать выгоды, получаемые от трудовой миграции. Согласно этой теории, в результате миграции могут появиться зависимые остающиеся мигранты. Различия в оптимальной стратегии одного человека или семейной пары зависят от степени корреляции преимуществ, которые видят в миграции оба супруга.
11. В теории сегментированного рынка труда международная трудовая миграция рассматривается как результат постоянного спроса на иностранную рабочую силу, который характерен для экономически развитых стран и обусловлен дешевизной такой рабочей силы.
12. В концепции мирового рынка труда нет четко обозначенных территориальных границ. В ней принимается, что в основе формирования и функционирования мирового рынка труда лежат экспорт и импорт рабочей силы. Постоянное воспроизводство экспорта и импорта рабочей силы определяется не только спросом и предложением на иностранную рабочую силу в разных регионах мира и различиями в уровнях заработной платы, но и мировой динамикой политических, демографических и других процессов.
13. Согласно теории мирового хозяйства, или теории мировых систем, миграция, чаще всего, возникает между бывшими колониальными державами и их колониями. Этому способствуют культурные, лингвистические, административные и прочие связи между ними. В теории утверждается, что проникая в развивающиеся регионы (страны), расширяющийся мировой рынок действует как катализатор для международной миграции.
14. Суть концепции нового международного экономического порядка заключается в разработке механизма более полной и справедливой компенсации, выплачиваемой странами за использование иностранной рабочей силы, и в первую очередь, высококвалифицированных кадров. В данной концепции акцент делается на предложении иностранной рабочей силы и возмещении всех издержек, связанных с ее перемещением и использованием в стране въезда, даже если речь идет о временной трудовой миграции.
15. В теории процветания, или технологического развития, исследуются все виды миграции с акцентом на переселенческий аспект. Её автор, Дж. Саймон, считает рост населения благом для развития страны и человечества в целом, поэтому иммиг-
рация рассматривается как важный положительный элемент экономического и демографического развития [7, с. 22].
Второй, миграционный подход, включает четыре концепции.
1. Концепция мобильного перехода, основная идея которой заключается в том, что существуют четко выраженные закономерности в увеличении территориальной мобильности, происходящие поэтапно, и эти закономерности представляют существенный элемент процесса модернизации. При этом под территориальной мобильностью понимают все многообразие территориальных передвижений, независимо от расстояния и времени.
2. Концепция миграционного перехода является частным случаем теории мобильного перехода. В ней основное внимание уделяется, во-первых, международной безвозвратной миграции, во-вторых, миграционным изменениям, происходящим по мере социально-экономического развития, и, в-третьих, роли международной миграции в демографическом развитии на различных стадиях перехода от аграрного к индустриальному обществам.
3. Миграциология — научное направление, разрабатываемое отечественными учеными, в частности, Б. С. Хоревым и В. А. Ионцевым. Главная идея этого научного направления — разработка общей теории миграционной подвижности населения, базирующейся на комплексном подходе в изучении миграции и законе подвижности населения. В соответствии с данным подходом, миграционное движение по мере общественного прогресса всё более становится социально-экономической необходимостью и, как правило, усиливается.
4. Концепция трёхстадийности миграционного процесса разработана Т.И. Заславской и Л.Л. Рыбаковским [8, с. 33]. Её суть заключается в выделении в миграционном процессе трех взаимосвязанный стадий. Первая из них является исходной, подготовительной стадией, в ходе которой происходит формирование территориальной подвижности и принимается решение о миграции. Вторая стадия — основная, в ходе которой происходит сам процесс переселения населения. На третьей, завершающей стадии происходит процесс приживаемости (адаптации) мигрантов в новом населенном пункте или стране въезда.
В последнем, институционально-правовом подходе, особое внимание уделяется воздействию международного права на положение населения, в том числе иностранных трудящихся. В рамках данного направления разработаны монетаристичес-кая и дуалистическая теории соотношения международного и внутригосударственного права.
Суть институционально-правого направления состоит в изучении и разработке правовых норм и законодательных актов, направленных, с одной стороны, на регулирование основных прав трудящихся-мигрантов на основе, например, всеобщей декларации прав человека, с другой — на разработку основных понятий и определений, таких как иммигрант, эмигрант, беженец, трудящийся мигрант и т.п. Именно этот подход определяет миграционную политику трудовых ресурсов в отношении как внутренней, так и внешней трудовой миграции.
Интересен подход С.Н. Градировского и Т.В. Лопухиной к типологизации миграции [9]. Его изучение и анализ позволили автору сформулировать собственную трактовку трудовой миграции как социально-экономического явления. Градировским и Лопухиной в основу классификации миграции положены типологические признаки первого порядка, ключевыми из которых являются наличие и характер цели миграции. Осмысленное формирование цели, или целеполагание, может быть либо самостоятельным, либо принудительным, протекающим под влиянием внешней силы. Кроме того, волеизъявление субъекта может происходить под воздействием объективных, не зависящих от него причин, например, в условиях эвакуации из зон военных действий, этнических конфликтов, стихийных бедствий, экологических катастроф и т.п. В данном случае, речь идет о вынужденно сформированной цели миграции.
Таким образом, абстрагируясь от других научных подходов к изучению трудовой миграции, представленная нами классификация позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, она показывает, что трудовая миграция населения является общественным явлением, выступающим объектом изучения большого числа наук, анализ которого уже изначально предполагает комплексность в изучении.
9 1
Во-вторых, о каких бы видах миграционного движения ни шла речь, в конечном счете, подавляющее их число обуславливается экономической необходимостью получить средства существования и, в той или иной мере, связано с рынком труда. Вместе с тем, это не означает, что все эти виды и категории миграционного движения непосредственно являются предметом экономической науки. Таковой выступает, прежде всего, экономическая миграция и, в первую очередь, миграция рабочей силы.
В-третьих, трудовую миграцию отличают следующие критерии. Ее субъектом выступает трудоспособная часть населения, а основной целью—удовлетворение потребности в трудовой занятости и получении дохода. Для нее характерно территориальное перемещение без смены постоянного места жительства, а также скорее личное, чем опосредованное формирование цели.
То, что трудовые мигранты нередко переселяются вместе с семьями, не отменяет данные критерии.
Таким образом, рассматривая понятие трудовой миграции как социально-экономическое явление, можно определить ее как пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства и условиях существования рабочей силы, которое осуществляется индивидом преимущественно добровольно на определенный срок без смены постоянного места жительства с целью получения дохода или заработка.
Далее остановимся на определении понятий «трудовая миграция» и «трудовой мигрант» с административно-правовой точки зрения, основанной на их рассмотрении как объектов государственного регулирования.
К сожалению, в действующем российском законодательстве понятие «внешней трудовой миграции» отсутствует, хотя сам термин используется. Понятие иностранного работника используется в российских и международных актах для обозначения субъектов именно внешней трудовой миграции. Правовой статус трудящихся-мигрантов имеет некоторые особенности.
Нормативного определения трудящегося-мигранта (трудового мигранта) российское законодательство не содержит. Понятие «трудящийся-мигрант» закреплено в актах ООН, МОТ, а также актах региональных международных организаций.
Пункт 1 ст.11 Конвенции МОТ № 97 (1949 г.) определяет работника-мигранта как «лицо, которое мигрирует из своей страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем на собственный счет». Конвенция не применяется к пограничным работникам, морякам, а также выехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам.
Понятие «трудящийся-мигрант» уточняется в Конвенции МОТ № 143 о трудящихся-мигрантах (1975 г.), где особо подчеркивается, что оно охватывает только лиц, законно въехавших в страну в качестве трудящихся-мигрантов. Таким образом, исключается возможность его применения к нелегальным мигрантам. Кроме того, согласно Конвенции к трудящимся-мигрантам не относятся лица, приезжающие с целью получения профессиональной подготовки или образования, а также лица, въехавшие в страну для выполнения специальных функций на ограниченный период времени по просьбе работодателя и обязанные ее покинуть после их завершения.
Самое широкое определение понятия «трудящийся-мигрант» дается в Международной Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) [10]. Согласно статье 2 Конвенции, этим термином обозначается любое лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.
Несколько иначе толкуется рассматриваемое понятие в статье 1 Европейской Конвенции 1997 г. о правовом статусе трудящихся-мигрантов, согласно которой термин «трудящийся-мигрант» означает гражданина государства-участника, которому разрешено другим государством-участником проживать на его территории для выполнения оплачиваемой работы. При этом акцент делается на гражданстве (т. е. из сферы действия Конвенции исключаются лица без гражданства) и соглашении государств об использовании труда трудящихся-мигрантов, предусматривающее, в том числе, регулирование трудовых отношений законодательствами принимающих стран.
В Международной Конвенции ООН 1990 г. о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей под «трудящим-
ся-мигрантом» понимается лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является. Исходя из смысла определения трудового мигранта, закрепленного в европейской Конвенции, можно выделить две важные характеристики трудящихся-мигрантов. Во-первых, подчеркивается, что статус «трудящегося-мигранта» распространяется не только на работающих или работавших ранее лиц, но и на лиц, только собирающихся приступить к работе. Во-вторых, к трудя-щимся-мигрантам относятся и нелегальные мигранты, так как в определении нет уточнения о том, что к данной категории лиц могут быть отнесены только люди, законно осуществляющие трудовую деятельность.
Проведенный анализ международных актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного применения термина «трудящийся-мигрант». К общим признакам трудящегося-миг-ранта относятся: 1) иностранное гражданство; 2) место постоянного проживания; 3) цель прибытия в страну — выполнение оплачиваемой работы; 4) временный характер пребывания в принимающей стране; 5) легальность, т. е. разрешение компетентного государственного органа на такое временное пребывание; 6) регулирование трудовых отношений национальным законодательством страны пребывания.
В российском законодательстве вместо термина «трудящийся-мигрант» используется понятие «иностранный работник». Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [11] (далее — Закон № 115-ФЗ) определяет иностранного работника как гражданина другой страны, временно пребывающего в РФ и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность. При этом временно пребывающими считаются иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Как видим, содержание терминов «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» по российскому законодательству фактически совпадает. При этом первый термин является общим, а второй — частным.
Исходя из этого, иностранными работниками следует называть тех трудовых мигрантов, которые работают по найму на основе трудового договора, т. е. являются участниками трудовых правоотношений в соответствии с российским законодательством о труде. В пользу этого подхода говорит само наименование «работник», характерное именно для трудового права. Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора, например, индивидуальных предпринимателей или лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В международных актах и юридической литературе субъект внешней трудовой миграции именуется именно понятием «трудящийся-мигрант».
Таким образом, опираясь на представленные определения, субъектом государственного регулирования и защиты в Российской Федерации выступает не трудящийся-мигрант, а иностранный работник.
Интересен факт, что в нормативных актах Содружества Независимых Государств, одной из сторон в которых является Россия, содержится термин «трудящийся-мигрант», а не «иностранный работник». Так, в соответствии со статьей 2 Соглашения «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» [12], трудящимся-мигрантом признается лицо, постоянно проживающее на территории Стороны выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства. Таким образом, на территории стран СНГ, подписавших Соглашение к трудовым мигрантам, могут быть отнесены лица, постоянно проживающие в стране въезда.
Однако хотелось бы обратить внимание еще на один аспект применения критерия постоянного проживания на территории государства и осуществления трудовой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что использование этого критерия, безусловно, сужает категорию лиц, относящихся к трудящимся-мигрантам, по сравнению с актами иных международных организаций, ущемляя права иностранных трудящихся, не имеющих статуса людей, которые постоянно проживают в стране трудоустройства. Например, в течение срока временного проживания — одного
из видов законного нахождения иностранных граждан на территории России, — т. е. в течение трех лет, иностранный гражданин не защищен нормами международного договора, тогда как многие российские правовые акты при определении прав и обязанностей иностранных граждан отсылают к нормам международных договоров Российской Федерации. Таким образом, правовой статус иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, является во многом неопределенным по сравнению с иностранными работниками, постоянно проживающими в нашей стране. Эта ситуация является дискриминационной и осложняет регулирование правового положения иностранных работников в Российской Федерации.
Между РФ и странами бывшего СССР, а также некоторыми иными государствами был заключен целый ряд двусторонних договоров о сотрудничестве в области трудовой миграции.
На 2007 г. имели силу договоры Российской Федерации с Таджикистаном, КНР, Республикой Польша, Литовской Республикой, Республикой Армения, Республикой Молдова, Украиной, Киргизской Республикой, Словацкой Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам.
Эти международные договоры также по-разному трактуют понятие «трудящийся-мигрант». Круг лиц, являющихся трудящи-мися-мигрантами, для целей данных соглашений в основном определяется на основе гражданства работников. Так, соглашения с Польшей, Арменией, Таджикистаном, КНР, Киргизией, Литвой, Словакией распространяются только на граждан соответствующих государств, осуществляющих трудовую деятельность в государстве, с которым заключено такое соглашение.
Принцип не только гражданства, но и места постоянного проживания работников закреплен в соглашениях России с Республикой Молдова и Украиной. Так, действие этих соглашений распространяется на лиц, являющихся гражданами или имеющих место постоянного проживания в договаривающихся государствах.
Общим в определениях трудящихся-мигрантов, закрепленных в указанных Конвенциях, международных договорах и соглашениях, является то, что, во-первых, к категории работников, объединенных понятием «трудящийся-мигрант», относятся лица,
перемещающиеся из одной страны в другую, во-вторых, целью такого перемещения является трудоустройство в иностранном государстве (государстве временного проживания), в-третьих, к трудящимся-мигрантам относят людей, законно проживающих в стране трудоустройства.
Исключением является лишь Конвенция ООН 1990 г., предлагающая принципиально иной подход и распространяющая понятие «трудящийся-мигрант» на нелегально занятых работников.
Анализ определения понятия «трудящийся-мигрант» с точки зрения его административно-правового аспекта позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, основополагающими критериями для отнесения к категории «трудящийся-мигрант» являются: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, факта допуска в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности и фактическое ее осуществление вне зависимости от того, выполняется ли работа по трудовому договору или гражданско-правовому контракту.
Во-вторых, претендуя на право полноправного участника международного рынка труда, России не следует различать работников-мигрантов, определенных в соответствии с национальным законодательством, и трудящихся-мигрантов, определение которых отвечает нормам международного права. Введение понятия «трудящийся-мигрант» в национальное миграционное законодательство необходимо для обеспечения единообразного понимания трудящихся-мигрантов в отечественном законодательстве, а также для более полной защиты этой категории лиц.
В-третьих, основываясь на анализе понятий, используемых в межгосударственных нормативно-правовых актах, и обобщая их, определим трудового мигранта как лицо с иностранным гражданством или без гражданства, которое постоянно проживает на территории страны въезда с целью осуществления трудовой деятельности, имеет доказательство наличия договоренности об осуществлении трудовой деятельности на территории страны въезда или осуществляет трудовую деятельность в установленном законодательством страны въезда порядке.
Литература
1. Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения. — М.: Наука, 1975. — 231 с.
2. Социальные факторы и особенности миграции населения СССР / Отв. ред. Л.Л. Рыбаковский и В.Я. Чураков. — М.: Наука, 1978. — 141 с.
3. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. — М.: Изд-во ЧеРо, 1996. — 623 с.
4. Ионцев В. А. Международная миграция населения (Закономерности, проблемы, перспективы): Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.18. — М., 1999. — 470 с. РГБ ОД, 71:00-8/195-4
5. Научитель М.В. История экономических учений. — М.: Интеграция, 2005. — 119 с.
6. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. — М.: Памятники истории экономической мысли, 2005. — 467 с.
7. Воробьева О.Д. Миграция населения: Теория и практика исследования. — М.: Перспектива, 2007. — 176 с.
8. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. — М.: Наука, 1987. — 199 с.
9. Гравидовский С.Н. Типология миграционных процессов [Электронный ресурс]: Центр стратегич. исследований Приволжского ФО. Группа «Русский Архипелаг» //Веб-альманах Государство и антрополог — режим доступа: http://www.antropotok.archipelag. гиЛех^а025.Мт
10. Генеральная Ассамблея ООН «Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» 18.12.1990. (Принята резолюцией 45/158) // Советский журнал международного права. — 1991. — № 3-4. — С. 136-172.
11. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
12. Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. 15.04.1994. Москва. // Бюллетень международных договоров. — 1997. — № 2. — С. 3.