Секция «Экономика и бизнес»
В сложившейся экономической ситуации в мире автомобильный рынок пострадал наиболее сильно. Спады продаж наблюдаются по всему миру. Большинство крупных концернов так же терпят значительные убытки. Можно говорить о таких гигантах мирового автопрома как General Motors, которому пришлось начать операцию банкротства.
На российском рынке также наблюдается спад продаж. В августе в стране продано 110934 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это почти на 4 % меньше, чем в марте 2009 г., и на 54 % меньше, чем в августе 2008 г., по данным статистики комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За восемь месяцев реализовано 989 996 автомобилей - на 51 % меньше, чем за тот же период 2008 г.
Учитывая продолжающийся спад продаж на рынке, комитет автопроизводителей АЕБ снизил прогноз по продажам новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта на 2010 г. с 1,7 млн до 1,4 млн автомобилей.
Из данных АЕБ видно, что от кризиса меньше всего пострадали марки автомобилей с большей долей бюджетных моделей и собственной программой кредитных продаж. Компании «Айтиси авто рус», ставшей с января 2009 г. единственным официальным импортером Suzuki в России, в августе удалось продать на 13 машин больше прошлогоднего - 2881 шт.,
а доля марки в августе выросла до 2,5 % (в апреле того же года - 0,9 %). Как сообщила пресс-служба «Айтиси», это произошло благодаря кредитным программам со ставкой 0 %. Кредитные продажи Suzuki у некоторых дилеров достигли 40 % в общем объеме, а это докризисный уровень.
«Утвержденные российским правительством меры поддержки стабилизировали ситуацию на авторынке, но не смогли изменить ее кардинально», -сообщает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. Он призывает чиновников распространить действие готовящейся программы по введению утилизационной премии за обмен старого автомобиля на новый на все продаваемые в России автомобили, а не только на произведенные на ее территории.
Но самое главное, что могло бы помочь рынку, -прекращение действия заградительных пошлин на иномарки, начавших действовать с 2009 г. На это мало надежды. Таможенно-тарифная комиссия под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова в конце августа уже приняла решение о продлении заградительных пошлин на иномарки еще до июля 2010 г. Ранее предполагалось, что пошлины будут снижены с октября 2009 г.
© Котолкян М. А., Сомова Е. В., Герасимова В. Е., 2010
УДК 339.137.22
Е. А. Лавленцева Научный руководитель - И. В. Филько Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Стремление предприятий к повышению эффективности своей деятельности обусловливает необходимость поиска направлений повышения конкурентоспособности. В статье рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности и возможные стратегические подходы к решению указанных проблем.
В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Вплоть до второй половины 1980-х гг. проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечест-
венными предприятиями, практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью нашей страны в процессы международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять издержки производства и выручку от продажи товаров на внешних рынках. Однако реформы 1990-х гг. привели к перестройке всей экономической системы страны. Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг компаний - экономических единиц, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих их и распределяющих полученную продукцию. Смещение цен-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
тров управления экономическими явлениями с макро- на микроуровень требует разработки определенных механизмов принятия внутрифирменных решений. Ключевым этапом процесса принятия того или иного решения является анализ альтернативных вариантов и выбор такого, который наиболее полно отвечает поставленным целям. При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства. В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары, как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия, ее повышение.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые.
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не толь-
ко обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.
Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:
- стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства);
- поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации);
- фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокуса или ниши).
В современных условиях конкуренция и конкурентная борьба на внутреннем и зарубежном рынках являются ключевыми категориями рыночной экономики и главным содержанием функционирования отечественных предприятий. Конкуренция является движущей силой общества и она диалектически связана с категорией «конкурентоспособность», которая формируется на разных уровнях экономической системы: страна, регион, отрасль, предприятие, продукция.
В условиях острой конкурентной борьбы проблема повышения конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике страны, и она касается всех уровней ее иерархии, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество различных определений этого многогранного понятия, все же основным и определяющим фактором остается его способность производить конкурентоспособную продукцию, которая на рынке в наибольшей степени удовлетворяет потребности потребителей по сравнению с продукцией конкурентов.
© Лавленцева Е. А., Филько И. В., 2010
УДК: 330.341
Е. А. Лапенков, С. Ю. Матушкин Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР В РОССИИ
Рассматривается понятие интегрированных производственных структур. Нерешенность основных правовых проблем ставит вопрос о возможности их создания и эффективной деятельности уже созданных интегрированных производственных структур в России.
В современной экономике существует устойчивая тенденция к созданию крупных бизнес-структур, объединенных в рамках горизонтальной или вертикальной схем интеграции. Это означает, что такая
схема ведения бизнеса выгодна и потому рациональна, что обуславливает актуальность рассмотрения проблем создания и функционирования интегрированных производственных структур.