Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
имущественно длительного пользования) падает.
Мировой финансовый и экономический кризис в России уже обозначился безработицей, высокой инфляцией и сумасшедшими ценами, коллапсом рынка недвижимости и массовым банкротством финансовых учреждений, невозможностью и дороговизной потребительских, ипотечных и коммерческих кредитов.
Однако есть и положительное влияние мирового финансового кризиса.
На промышленном рынке происходит так называемый «естественный отбор». На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Компании, которые ставили перед собой задачу создания качественной продукции, смогли «выжить». И помог им в этом грамотный подход к системе управления качеством. Неконкурентоспособные же предприятия, главная цель которых количество, а не качество изготовленной продукции, постепенно уходят с рынка.
С начала 2009 г. в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости [3].
Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу.
Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5 % в год) и усилением роли государственной поддержки.
С 2009 г. в России начала действовать программа по поддержке малого бизнеса. Для реализации планов начинающих предпринимателей государство выделяет субсидию. Предполагается создание более 2,5 тыс. малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов. Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию перво-
очередных социальных обязательств, в том числе, на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг [4].
Глава Минфина РФ Кудрин поставил финансовому рынку РФ задачу обеспечить экономику кредитами под 5-7 % годовых на семь-десять лет. Несмотря на снижение регулятором ставки рефинансирования до рекордных 9 % годовых, резкого роста кредитования пока не наблюдается [5].
Мировой финансовый и экономический кризис сегодня - актуальная тема в России, Украине, Европе и США. Всех интересуют причины кризиса и пути выхода, когда закончится кризис и какими будут последствия, что будет с курсом рубля к доллару и евро, как в этот период заработать деньги и не потерять сбережения, какие отрасли и компании ждут сокращения, а какие предприятия - рост.
Нужно надеяться, что реализация выработанных Правительством антикризисных мер позволит предотвратить негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на нашу экономику, и выйти после его завершения еще с более сильной, устойчивой, сбалансированной экономикой, занять свою прочную нишу на мировых рынках, обеспечить на этой основе динамичный экономический рост, последовательное решение задач по дальнейшему повышению уровня жизни и благосостояния нашего населения.
Библиографические ссылки
1. Экономический кризис. URL: http://www. rian.ru/crisis_news/20091125/195501703.html.
2. Основные причины кризиса. URL: http:// www.crizis.org/crisisreason/
3. URL: http://www.uzinform.org/ru/news/2009/05/06/ 0000884.htm
4. Материалы Федеральной службы по труду и занятости. URL: http://www.rostrud.info/
5. Кризис в России: причины и последствия. URL: http://finansovyi-krizis.ru/?p=69.
© Корпушенко Е. С., Мачкова Ж. К., 2010
УДК 338.47
М. А. Котолкян, Е. В. Сомова Научный руководитель - В. Е. Герасимова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ
Рассмотрена текущая ситуация на автомобильном рынке, проанализированы изменения связанные с кризисом.
Секция «Экономика и бизнес»
В сложившейся экономической ситуации в мире автомобильный рынок пострадал наиболее сильно. Спады продаж наблюдаются по всему миру. Большинство крупных концернов так же терпят значительные убытки. Можно говорить о таких гигантах мирового автопрома как General Motors, которому пришлось начать операцию банкротства.
На российском рынке также наблюдается спад продаж. В августе в стране продано 110934 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это почти на 4 % меньше, чем в марте 2009 г., и на 54 % меньше, чем в августе 2008 г., по данным статистики комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За восемь месяцев реализовано 989 996 автомобилей - на 51 % меньше, чем за тот же период 2008 г.
Учитывая продолжающийся спад продаж на рынке, комитет автопроизводителей АЕБ снизил прогноз по продажам новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта на 2010 г. с 1,7 млн до 1,4 млн автомобилей.
Из данных АЕБ видно, что от кризиса меньше всего пострадали марки автомобилей с большей долей бюджетных моделей и собственной программой кредитных продаж. Компании «Айтиси авто рус», ставшей с января 2009 г. единственным официальным импортером Suzuki в России, в августе удалось продать на 13 машин больше прошлогоднего - 2881 шт.,
а доля марки в августе выросла до 2,5 % (в апреле того же года - 0,9 %). Как сообщила пресс-служба «Айтиси», это произошло благодаря кредитным программам со ставкой 0 %. Кредитные продажи Suzuki у некоторых дилеров достигли 40 % в общем объеме, а это докризисный уровень.
«Утвержденные российским правительством меры поддержки стабилизировали ситуацию на авторынке, но не смогли изменить ее кардинально», -сообщает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. Он призывает чиновников распространить действие готовящейся программы по введению утилизационной премии за обмен старого автомобиля на новый на все продаваемые в России автомобили, а не только на произведенные на ее территории.
Но самое главное, что могло бы помочь рынку, -прекращение действия заградительных пошлин на иномарки, начавших действовать с 2009 г. На это мало надежды. Таможенно-тарифная комиссия под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова в конце августа уже приняла решение о продлении заградительных пошлин на иномарки еще до июля 2010 г. Ранее предполагалось, что пошлины будут снижены с октября 2009 г.
© Котолкян М. А., Сомова Е. В., Герасимова В. Е., 2010
УДК 339.137.22
Е. А. Лавленцева Научный руководитель - И. В. Филько Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Стремление предприятий к повышению эффективности своей деятельности обусловливает необходимость поиска направлений повышения конкурентоспособности. В статье рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности и возможные стратегические подходы к решению указанных проблем.
В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Вплоть до второй половины 1980-х гг. проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечест-
венными предприятиями, практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью нашей страны в процессы международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять издержки производства и выручку от продажи товаров на внешних рынках. Однако реформы 1990-х гг. привели к перестройке всей экономической системы страны. Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг компаний - экономических единиц, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих их и распределяющих полученную продукцию. Смещение цен-