www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.2.118-132
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ
КУЗЬМИНСКАЯ ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента и бизнес технологий, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
БУРОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА,
старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнес технологий, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
Высшее образование сегодня развивается в условиях жесткой конкуренции. Грамотное
h- позиционирование деятельности - важнейший фактор успеха на рынке. Качество образования
о является определяющей позицией в конкурентной борьбе отечественных и зарубежных вузов.
^ В статье рассматривается ключевая роль образования, которое развивает нравственные,
z: духовные, творческие качества людей и удовлетворяет личные, групповые и общественные
00 потребности. Высшее образование в сфере образовательных услуг имеет особую значимость, ^о так как подготавливает кадры непосредственно для работы в разных отраслях народного ^ хозяйства. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты,
основанные на компетентностном подходе и ориентированные на выработку у студентов
1 компетенций, которые позволяют выпускнику успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики, является одной из ведущих тенденций современного высшего образования. В связи с этим появляется необходимость в компетентностной
I ориентации „ только самого образовательного _ но и его __й
^ составляющей. Реформирование высшего образования в РФ продолжается по настоящее т время, ставит перед вузами задачу поднять качество образовательного процесса до уровня ^ мировых стандартов. Важным шагом в улучшении образовательной деятельности, повышении качества образования в вузе является интеграция науки и учебного процесса, что позволяет а. в значительной мере улучшить процессы формирования квалификаций выпускников. Критерии качества высшего образования в разных странах существенно отличается, однако, ключевые позиции сохраняются во многих образовательных системах. Однако в образовательной системе
.а
о о ср а
оз накопилось большое число проблем, которые снижают престиж высшего образования. 2 К таковым относятся всеобщая доступность, увеличение коммерческого приема, недостаточное р государственное финансирование, низкая востребованность выпускников и др. На примере ^ Опорного Регионального Российского Университета раскрыты критерии качества обучения в
данном вузе, позволяющие ему в рейтинговой оценке быть в числе лидеров. ^ Ключевые слова: образование; образовательные услуги; проблема трудоустройства;
качество; рейтинг преподавателей; конкурентоспособность; эффективный контракт.
О
о о ш
о <
ее -
о © Кузьминская Т. П., Бурова Н. Н., 2017
PROBLEMS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION
TATYANA P. KUZMINSKAYA,
Department of Management and Business Technology, Don State Technical University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
NATALIA N. BUROVA,
Department of Management and Business Technology, Don State Technical University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Higher education today is developing in a highly competitive environment. Competent positioning
of the activity is the most important factor of success in the market. The quality of education is
a defining position in the competitive struggle of domestic and foreign universities. The article
considers the key role of education, which develops moral, spiritual, creative qualities ofpeople and Nj
satisfies personal, group and social needs. Higher education in the field of educational services has °
a special significance, since it prepares personnel directly for work in various sectors of the national c\i
economy. The transition to the new federal state educational standards (GEF HPE), based on the o
competence approach and focused on the development of students' competencies - a dynamic set of 00
knowledge, skills, practical experience and personal qualities that allow the graduate to successfully j5
be professionally implemented in a wide range of economic sectors, is one From the leading trends
of modern higher professional education. In this regard, there is a need for a competent orientation
of not only the educational process itself, but also its monitoring and evaluation component. The i
reform of higher education in the Russian Federation continues to this day, setting universities the 5
task of raising the quality of the educational process to the level of world standards. An important g
step in improving the educational activity of improving the quality of education in the university is rn
the integration of science and the educational process, which allows to significantly improve the
processes of forming the qualifications of graduates. The quality criteria for higher education varies
considerably from country to country, however, key positions are maintained in many educational
systems. However, the educational system has accumulated a large number of problems that reduce ^
the prestige of higher education. These include universal accessibility, increased commercial o.
reception, inadequate state funding, low demand for graduates, and others. The article considers 0
o
some proposals on the solution of the above problems, the implementation of which, in our opinion,
will contribute to improving the quality of education in Russian universities. On the example of the ¡§
Regional Regional Russian University, the criteria for the quality of education in this institution are z
disclosed, which allows him to be among the leaders in the rating assessment. p
Keywords: education; educational services; employment problem; quality; teacher rating;
competitiveness; effective contract. o
or o
JEL: А23.
О
О
Образовательные услуги как важнейшая подсистема ¡~>
социальной сферы государства
В современных экономических условиях многие организации столкнулись со сложностями хозяйствования. Это нередко приводит их деятельность к финансовой нестабильности и возникновению кризиса. Причин такому явлению достаточно много. ^
Однако, как показывают исследования, в рейтинге причин низкой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов одной из главных является низкий уровень подготовки специалистов к усложнившимся рыночным отношениям (Кузьминская, 2016. С. 5).
Мировой рынок сегодня насыщен большим разнообразием товаров и услуг. Последние отличаются, прежде всего, тем, что их труднее стандартизировать, унифицировать, отделять от тех, кто предоставляет услуги, они носят преимущественно индивидуальный характер, как правило, требуют личного присутствия тех, кому оказываются.
Индустрия услуг огромна, новаторскую роль в этой сфере занимает образовательные услуги, которые являются важнейшей подсистемой социальной сферы любого государства.
Общество не будет жизнеспособным, если в нем не удается уменьшить свободный путь к ресурсам, важнейшими из которых являются человеческие ресурсы (Ахтямова, 2013).
Современные требования к ведению бизнеса, повышению его качеств, адаптации к быстро меняющимся политическим и экономическим факторам свидетельствуют о том, что грамотные кадры на всех уровнях управления являются необходимым условием ^ успешной работы хозяйствующего субъекта любой отрасли. Основы подготовки 8 кадров заложены в образовательной системе, где будущие специалисты получают сч первоначальные знания и умения в области компетенций своей профессии. Так, высшая ^ школа должна дать потенциальным выпускникам базовую подготовку по вопросам, ^ которые будут ими решаться в практической деятельности, причем, не только решаться, ,2 а решаться быстро и грамотно (Кузьминская, 2016. С. 453).
ф Текущее столетие, в силу стремительных глобальных перемен, в условиях
„ все более усложняющихся экологических, ресурсных, демографических факторов, * выдвигает перед человечеством требование развития соответствующих способностей. о Решать данную проблему возможно только при наращивании интеллектуального
0 потенциала общества. Ключевую роль здесь играет образование, которое, встраиваясь £ в изменения, происходящие в мире, развивает духовные, нравственные, творческие и
1 интеллектуальные нужды людей.
§ Образовательные услуги удовлетворяют личные групповые и общественные
х потребности. Исходя из этого, можно сформулировать определение образовательной £ услуги, учитывающее эти потребности:
^ •с позиции личности — это процесс передачи потребителю знаний, умений и
о о с^ а
° гл
ш саморазвитии и самоутверждении. Он осуществляется в тесном контакте с
2 потребителем по установленной форме и программе;
р: •с позиции юридического лица — это процесс профессиональной подготовки
3 кадров, необходимой для обеспечения их работоспособности, поддерживания
ш конкурентоспособности и развития в условиях постоянно изменяющейся ее
0 конъюнктуры;
2 •с позиции государства — это процесс, обеспечивающий расширенное о
2 воспроизводство совокупного, личностного и интеллектуального потенциала
о общества.
^ В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
_! Федерации» дана исчерпывающая формулировка процесса образования, установлены
^ правовые, организационные и экономические его основы, общие правила
^ функционирования в РФ, определены основные понятия, касающиеся данной
навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения личных потребностей в приобретении профессии,
сферы, такие как: обучение, воспитание, квалификация, образовательный стандарт, образовательная программа и др.
«Образование1 — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности. Формирование эффективной современной рыночной экономики возможно только благодаря масштабным усилиям в сфере образования (Панкрухин, 2009. С. 154). Именно образование формирует духовное, культурное, интеллектуальное состояние общества, а образовательные стандарты и программы отражают его содержание и направленность.
Образование текущего столетия должно соответствовать потребностям и задачам развития общества в области экономики, техники, науки, культуры, иметь практическую направленность, быть адаптированным к резкому повышению темпов общественных перемен.
Образовательные услуги обладают пятью специфическими характеристиками — неосязаемостью, неотделимостью, непостоянством качества, недолговечностью и отсутствием владения (Ламбен, 2004. С. 337).
Для образовательных услуг характерно, что учебная информация может быть подготовлена и сохранена в раздаточных материалах, книгах, электронных и других !н носителях. Однако знания требуют обновления. см
Отсутствие владения означает, что в отличие от физических товаров услуги не 041 являются чьей-либо собственностью. Поэтому образовательные учреждения должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки, используя, например, поощрение потребителя к повторному использованию услуги; создание ассоциации выпускников для усиления чувства собственности и др. ф
Особенностями, присущими только образовательным услугам, являются:
х
относительная длительность исполнения; отсроченность выявления результативности * оказания услуг; сезонность или дискретная периодичность оказания услуг, особенно в сфере повышения квалификации; зависимость услуг от места их оказания и места Ц проживания обучающихся; усиление востребованности в образовательных услугах по мере удовлетворения данной потребности.
В общей системе образования особое место занимает высшее образование, которое § представляет собой комплексный вид услуг, являющийся продуктом вуза, так как
<
для получения специальности инженера, экономиста, менеджера и др. недостаточно с?
изучить отдельную дисциплину, необходимо освоить учебную программу, отвечающую ^ всем компетенциям соответствующего профиля.
а О
Реформирование высшего образования
в России в условиях конкурентной среды ^
В XXI в. в системе высшего образования большинства стран происходят изменения ^
в направлении, универсализации, информационной доминанте, инновационных =3
технологиях и телекоммуникации. Они характеризуются такими признаками, как ш
интернационализация, демократизация, коммуникация учащегося и педагога. о
Более 16 лет назад 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, 2
в которой сформулированы общие цели и принципы создания единой европейской ^
системы образования. Главная цель Болонской декларации — повышение качества ^ образования и возможность его получения в любом университете Европы в
зависимости от способностей, таланта и интеллекта обучающегося. ^
ее
3
о
1 См. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант-Плюс. 16.12.2016.
В Болонской декларации сформулированы направления формирования рыночной модели высшего образования и преобразования национальных систем высшей школы. Основные из них — переход на двухуровневые программы (бакалавриат, магистратура); сокращение нормативного срока обучения; изменения в содержании образования с учетом интересов работодателей; изменение в структуре организации докторских программ; развитие дистанционного и непрерывного образования и др.
Россия, как и многие экономически развитые страны, также является участницей Болонского процесса и не один год в стране осуществляется адаптация отечественной высшей школы в Болонскую систему.
Первостепенной задачей образования в нашей стране в текущем столетии является содействие становлению гражданского общества равных возможностей, политических и экономических свобод. Именно образование должно уравновешивать стандартные возможности различных представителей общества, вступающих в самостоятельную жизнь.
Однако до сих пор идут дискуссии и споры о правильности принятого решения о реформировании Российского образования в рамках Болонского процесса. Его сторонники утверждают о необходимости интеграции в европейскую систему именно такими преобразованиями, приводя позитивные причины. Противники же, ссылаясь также на весомые аргументы, считают, что разрушать классическую для нашего о государства высшую школу было нецелесообразно, ее надо было совершенствовать, ^ преобразовывать с учетом изменений, происходящих в стране и за рубежом. 2 Сегодня в Российской Федерации, как и десятилетие назад, продолжаются
оо широкомасштабное реформирование и модернизация системы высшего образования о с целью подготовки квалифицированных работников, способных успешно конкурировать на рынке труда и умеющих эффективно работать по специальности ® на уровне мировых стандартов.
^ Для достижения поставленной цели предстоит еще большая, длительная работа
| с учетом новых запросов общества, государства, мирового рынка.
^ В сфере высшего образования сложилась достаточно жесткая конкуренция,
т когда необходимо не только привлекать потребителей, но и успешно соперничать с § конкурентами.
го Вузы, как и все другие организации, являются равноправными участниками
рынка. Они стремятся привлечь деньги потребителей в обмен на образовательные услуги, под которыми понимается комплекс потребительских и ценовых характеристик, определяющих успех на рынке.
Конкуренция на рынке — важнейшая проблема, которая со временем обостряется и требует все более пристального внимания. Конкуренция на рынке образовательных о услуг присутствовала всегда, но имела скорее характер «социалистического ^ соревнования» (Захарова, 2008. С. 131).
о Конкурентоспособность вузов — решающий фактор их коммерческого успеха, ее
<5 можно определить, сравнивая данные услуги конкурентов между собой (Кузьминская, 2014. С. 458). Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые интересны и важны для потребителей. Выходящие за рамки этих свойств характеристики конкурентоспособности рассматриваются как несущественные и не О имеющие к ней отношения.
о Вуз взаимодействует одновременно и с рынком труда, и с рынком образовательных
Ш услуг. Взаимодействие с рынком труда осуществляется преимущественно через службы о вуза (Гончаров, 201. С. 161).
< Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически,
чтобы своевременно улавливать момент начала ее снижения и принимать о соответствующие упреждающие меры.
о ш ее о
Качество образования - главное конкурентное преимущество вуза
Главным конкурентным преимуществом высшего учебного заведения сегодня является качество образования, так как его высокий уровень — побудительный мотив для потребителей в выборе учебного заведения, где можно получить эту услугу.
Качество образовательных услуг — это совокупность свойств и характеристик, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
При определении понятия «качество образования» выделяют четыре основных фактора: качество содержания образования; качество преподавания; качество информационно-коммуникационных образовательных технологий, включая качество разработанных на их основе электронных средств обучения, и качество результатов образования (Романов, 2012. С. 400).
В 2000 г. в Российской Федерации постановлением правительства была принята национальная доктрина образования, которая установила приоритет образования в государственной политике страны и ожидаемые результаты развития образования до 2025 г. В доктрине сформулированы стратегические цели образования, в том числе по преодолению социально-экономического и духовного кризиса, восстановлению статуса России в мировом сообществе как важной державы в сфере образования, науки, культуры. ^
В Федеральной программе развития и программе реформирования образования определены конкретные мероприятия по его модернизации и соответствующее им ресурсное обеспечение. В этих основополагающих документах существенная роль отведена качеству образования в Российских вузах.
Проблема качества образования в вузах актуальна в мире и волнует умы многих отечественных и иностранных ученых, которые предлагают свои подходы к оценке качества образования.
В мировой практике накоплен большой опыт оценки качества образования по 1
различным критериям. Однако привести эти критерии в единую, абсолютную для всех |
о
вузов систему — задача достаточно сложная и, по нашему мнению, не нужная, так как ^
национальные особенности в разных странах имеют отличительные характеристики. Но т
главные критерии, такие как профессиональный уровень преподавательского состава, ^ материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение, интеллектуальный
потенциал вуза, востребованность его выпускников присутствуют в системах о.
большинства стран мира. ^
Так, оценка качества образования в университетах США ориентируются на ££ методику Американской ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB), в которой предусмотрены шесть групповых критериев: миссия и цели; профессорско-
о о ср
преподавательский состав; содержание и оценка учебных программ; учебно- о
методическое обеспечение; студенты и выпускники; интеллектуальный продукт ^
учебного заведения. Все эти групповые критерии оцениваются количественными и о
качественными показателями, предусмотренными методикой AACSB. <5
В Великобритании проводится рейтинг университетов по несколько другой системе ^^
показателей. Университеты этого государства оценивают качество образовательных сс
услуг по критериям следующих направлений: объем научных исследований; количество —
докторов наук; доля окончивших вуз по сравнению к поступившим в него; отношение о
количества студентов к числу персонала университета; занятость выпускников; о
рейтинг преподавателей; доля зарубежных студентов и др. Лидируют в этом рейтинге ш
11
университеты Кембриджа и Оксфорда. о
В университете Германии оценка качества образования осуществляется по < системе показателей, таких как: исследовательские достижения и сотрудничество в исследованиях; теоретический уровень; практическая адаптация; деятельность о
студентов; уровень административного управления и др. Университеты выстраивают показатели в порядке их значимости, а рейтинговая оценка рассчитывается как сумма их порядковых номеров.
Можно констатировать, что высшее образование во многих европейских государствах ориентировано на науку и тесно связано с соответствующими научными исследованиями, а также на практическую профессиональную деятельность. В то же время все европейские модели, включая Германию, находятся в области бизнес-образования, под сильным влиянием американских идей (Егоршина, 2004. С. 87).
На российском рынке высшего образования сегодня усиливается конкуренция высших учебных заведений, которые вынуждены вести конкурентную борьбу за привлечение абитуриентов. Данная проблема определяется совокупностью большого количества факторов, однако, качество и конкурентоспособность являются важнейшими из них.
Качество и конкурентоспособность высшего образования в совокупности выражает либо возможность образования, либо возможность учебного заведения и играют большую роль в экономической и социальной жизни страны и любого потребителя. Высокий уровень качества образовательных услуг становится объективной необходимостью при привлечении потенциальных студентов в конкретное высшее заведение.
В Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2012. № 273-Ф3 определено понятие качества образования. Это комплексная характеристика «образовательной о деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ^ федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным
2 государственным требованиям и(или) потребностям физического или юридического оо лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе
0 степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
В Приложении 4 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 ® № 1324 «Об утверждении показателей деятельности организации, подлежащей ^ самообследованию» приведены показатели для организаций высшего образования,
1 объединенные в следующие пять групп: образовательная, научно-исследовательская, ^ международная, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура. Всего т предусмотрено более 70 показателей.
§ Однако система обеспечения качества образования в вузах, показатели и критерии,
отражающие его эффективность, представлены недостаточно четко.
Обобщая мнения разных ученых, исходя из подхода к понимаю качества образования, можно сформулировать следующие его показатели: качество преподавательского состава; ££ состояние материально-технической базы учебного заведения; конкурентоспособность
3 выпускников на рынке труда; востребованность выпускников; мотивация о. преподавательского состава; качество учебных программ; качество студентов; качество о инфраструктуры; качество знаний; инновационная активность руководства; внедрение " процессных инноваций; достижения выпускников.
о Сегодня в Российской Федерации функционируют государственные и достаточно
большое число негосударственных вузов. Можно констатировать, что последние, по некоторым критериям, таким как технологии обучения, размеры оплаты труда ее преподавателей, оснащение учебных аудиторий современным оборудованием, — вычислительной техникой, качество обучения опережает качество обучения в о государственных учебных учреждениях.
о Однако, в государственных вузах выше спектр специальностей, имеются научные
ш школы по профилям обучения, лучше поставлена НИРС, библиотечный фонд более о разнообразен и соответствует стандартам.
< Можно сформировать критерии качества образования, объединив их в шесть групп:
1. Квалификация профессорско-преподавательского состава (ППС). о 2. Учебно-методическое обеспечение, методы и технология обучения.
3. Материально-техническая база.
4. Интеллектуальный потенциал.
5. Студенты — основной субъект образовательного процесса, по состоянию которого можно судить о качестве обучения.
6. Выпускники — оценка связи вуза с различными отраслями и их служебная карьера.
Перечисленные критерии позволяют определить уровень качества образования и в соответствии с ним строить и ценовую политику высшего учебного заведения.
Качество образования ДГТУ на уровне мировых стереотипов
Многие вузы России совершенствуют свою деятельность в целях повышения конкурентоспособности и доведения качества образования до уровня мировых стандартов. Одним из них является крупнейший многопрофильный Донской государственный технический университет (ДГТУ), который в 2015 г. в числе первых в стране получил статус опорного университета, выиграв в конкурсе Миннауки Российской Федерации, и, согласно рейтингу международного совета ученых, вошел в двадцатку ведущих вузов страны (http://donstu.ru/education/).
В ДГТУ сегодня 46 420 обучающихся, в том числе более 1 000 человек иностранцев, 25 факультетов, свыше 5 000 сотрудников, более 100 направлений бакалавриата, ^ специалитета и магистратуры.
Университет имеет филиалы в городах Ростовской области и в других регионах сч страны, в том числе в Таганроге, Азове, Шахтах, Ставрополе, Пятигорске, Волгограде. Он тесно взаимодействует с ведущими организациями Южного федерального округа, в том числе с ООО «Ростсельмаш», ОАО «Роствертол», ООО ПК «НЭВЗ», ОАО КБ «Центр-Инвест», «Почта России» и многими др.
ДГТУ играет ключевую роль в развитии промышленного, сельскохозяйственного, социально-экономического потенциала региона и страны. Сфера его влияния распространяется на машиностроительный и агропромышленный комплекс, химическую и нефтехимическую промышленность, минерально-сырьевую отрасль, электроэнергетику и другие сферы.
В настоящее время в ДГТУ реализуются более 200 направлений подготовки бакалавров, специалистов, магистров, проводят большую работу по улучшению качества образования и укрепления конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Разработанная программа университета на 2016—2020 гг. включает основные направления дальнейшего развития в области науки, учебы и социальной сферы. Приоритетными направлениями являются научная, бюджетная и хоздоговорная деятельность. Судьба образовательных учреждений, объединившихся с ДГТУ, будет определена на многие годы вперед: все направления подготовки останутся легитимными, а диплом опорного вуза области будет высоко котироваться среди работодателей (Ковырзина, 2015. С. 7). о
В области науки предусматривается дальнейшее сотрудничество вуза с организациями. <5 В вузе создано 9 корпоративных кафедр: с ОАО «Роствертол», ООО ПК «НЭВЗ», ЗАО ^ «Медиагруппа Южный Регион», ЮНЦ РАН и др. (http://www.donstu.ru/about/). се Реализация этого направления представляется через целевую подготовку кадров, — совместные исследования и научные разработки, развитие магистровской подготовки о по новым направлениям, увеличение числа базовых кафедр, участие работодателей в о разработке образовательных программ, расширение работы с одаренными студентами. ш
В развитие научного потенциала в ДГТУ созданы: о
• Научно-образовательный центр, который занимается организацией и < руководством научными исследованиями, повышением качества подготовки к научных кадров. о
о
о с^ с
о т
• Ресурсный центр коллективного пользования, основная цель которого сопровождения НИР, НИРС, ОКР и проектов в области технических и естественных наук.
• Молодежный инновационный центр, который координирует НИРС в учебном заведении и др.
В области науки предусмотрено создание центров ответственности «Перспективные роботизированные машины и комплексы сельскохозяйственного, транспортного и строительного назначения», а также «Перспективные материалы высокотехнологичных применений».
В университете работают советы по защите докторских диссертаций, открыт единственный в России Болонский клуб, развиваются современные лабораторные корпуса, функционируют научные кружки.
На базе ДГТУ действует российско-китайский центр трансферта технологий, что способствует развитию стратегического партнерства и продвижению инновационных технологий и высокотехнологичной продукции.
Ежегодно 5—10 студентов, проявившие себя на научном поприще, получают возможность поучаствовать на конференциях США, Европы, Китая и других стран, где имеют возможность представить свои научные работы. Все желающие студенты могут реализовать свои таланты в различных творческих клубах (студиях), открытых о в университете. Реализуется проект «Элитное обучение», организованный в Академии ^ строительства и архитектуры ДГТУ для работы с одаренной молодежью (http://www. 2 donstu.ru/applicants/novosti/).
оо Ключевой фигурой образовательного процесса является преподаватель. Поэтому
0 политика обеспечения качества образования в ДГТУ начинается с формирования преподавательского корпуса. Преподаватель передает обучающемуся знания, формирует
® его личностные качества, его мировоззрение, духовность. Поэтому преподаватель должен ^ обладать определенными качествами: знаниями и опытом в определенной области
1 науки и практики, потребностью в преподавательской деятельности и способностью
0 „
1 к ней, умением устанавливать контакты с внешней и внутренней средой, наличием т научной школы и научно-исследовательской активностью.
§ Высокое педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава
го (ППС) обеспечивается знанием педагогической психологии, дидактики высшей
о. школы, организаторскими способностями, владением современными технологиями,
^ передачей студенческому контингенту содержания дисциплин. Соответствие ППС этим
требованиям является наиважнейшим критерием оценки качества образования.
Надо отметить, что каждая составляющая понятия «качество преподавателя» может быть детализирована. Для некоторых из них, как нам представляется, количественная
ф
15 о о с^
о оценка не является объективной. Например, уровень компетентности, опыт практической
" работы, стаж педагогической работы и др.
о Сегодня, наряду с традиционными квалификационными требованиями к ППС,
<5 появилась необходимость работать с быстро развивающимися средствами коммуникации. ^ В последние годы в университете введен в практику оценки качества работы
а: преподавателей «Эффективный контракт. Рейтинг преподавателя ДГТУ». Данный
У документ разработан во исполнение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3
о «Об образовании в РФ», Распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-Р и
о других законодательных и нормативных актов.
|-и Для успешной реализации пунктов контракта в ДГТУ разработано «Положение об
о эффективном контракте», в котором определены показатели оценки эффективности
< выполнения трудовых обязанностей ППС.
Эффективный контракт — это не что иное, как трудовой договор, в котором предусмотрены
о функциональные обязанности работника, критерии оценки качества его труда.
Составной частью трудового договора преподавателя является его индивидуальный план, который формируется по видам деятельности (учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, педагогическая, воспитательная).
Для каждой должности ППС установлен максимальный набор показателей и минимальное их количество, необходимое к выполнению и включению в индивидуальный план. Причем более высокие должности предполагают большее количество показателей и более высокий качественный уровень.
В данном положении учтены ситуации для работников, работающих на долю ставки. В этом случае количество показателей уменьшается пропорционально доли занимаемой ставки. Индивидуальный план преподавателя утверждается зав. кафедрой и является обязательным к исполнению. С работниками, не оформившими индивидуальный план без уважительной причины, трудовой договор расторгается.
В 2014 г. на ученом совете ДГТУ были представлены первые результаты практической адаптации «Эффективного контракта», рассмотрены его позитивные и негативные стороны. В целях повышения объективности оценки многогранной деятельности преподавателей университета, повышения функциональности данного документа, он дорабатывается, совершенствуется, становится все более ориентированным на требования сегодняшнего времени.
С результатами выполнения пунктов контракта и индивидуального плана связана ^ в университете система мотивации.
Данный подход к оценке качества ППС должен поднять соответствующий сч социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы. °
оо
Проблемы повышения качества образования в вузах России и некоторые пути их разрешения
Следует отметить, что далеко неоднозначно воспринимается качество обучения в глазах потребителя и в представлении персонала вуза. Для образовательного учреждения 1 главным является соблюдение государственных стандартов, совершенствование I технологий обучения, развитие НИР и НИРС. Для потребителя наиболее важным критерием качества, наряду с функциональными признаками, значимыми являются психологические факторы. Например, престижность вуза, морально-психологическая атмосфера в нем и др.
Многие вузы России совершенствуют свою деятельность в целях повышения качества образования и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Качество образования понятие многомерное, для его раскрытия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, суть которого принята при разработке системы менеджмента качества с целью более полного удовлетворения требований потребителей.
должно соответствовать запросам отечественного и мирового рынка, а также национального и международного сообщества.
Поэтому в текущем столетии российскому образованию предстоит вписаться в
о
о о а
Каждый вуз обязан обеспечить качество образовательных программ. Их содержание о
изменения, происходящие в мире, играя в них новаторскую творческую роль. ^
ш ее о
В вопросах оценки качества образования требуется дальнейшая работа по се
определению оптимальных критериев и показателей для этих целей.
Подготовка вузами качественных кадров — важнейшая задача прогресса любого о общества. Квалификация кадров во многом определяет темпы экономического роста, производительность труда, социально-психологический настрой.
11
Реформы последнего времени, происходящие в системе высшего образования, о недостаточное бюджетное финансирование и расширение зоны платного образования в высшей школе привели к негативным последствиям в миграции преподавательского состава, совмещению работы в нескольких вузах из-за низкого уровня оплаты труда,
о
снижению знаний выпускников и оскудению их общественной, культурной жизни. Многим студентам в период учебного процесса приходится работать для того, чтобы оплачивать свое обучение в вузе. Это приводит к резкому снижению знаний и умений не только зарабатывающих на учебу обучающихся, но и их одногруппников. «Плохой пример заразителен». Прием в вузы всех, кто желает и способен оплачивать обучение, приводит к резкому сокращению качества образования. Преподаватели не могут объективно оценивать слабые знания студентов, не посещающих занятия, дабы не сокращать свою нагрузку, т.е. «не рубить сук», на котором сидят.
Эти и многие другие причины не способствуют повышению качества образования.
Высшее образование в последние годы потеряло свой былой престиж. В недалеком прошлом для поступления в вуз абитуриент должен был проходить конкурс, на котором отбирались лучшие из лучших. Помимо знания предметов школьной программы требовалось показать специфические знания по темам, предлагаемым на вступительных экзаменах конкретного вуза.
Сегодня ЕГЭ стер границы между различными вузами. Набрав определенное количество баллов, можно поступить в любой вуз без учета его специфики и профилей обучения. Если вуз не очень популярный, то в него зачисляются все желающие. В результате студентами становятся те абитуриенты, которые не способны освоить самые элементарные программы. о Правительство России в рамках Государственной Программы развития
^ пересматривает стратегию в сфере образования и финансирования по «остаточному
2 принципу» и это должно оказать существенное значение на качество подготовки оо будущих специалистов.
о Особая роль отводится негосударственным вузам. Их количество сегодня составляет
значительный удельный вес от общего числа высших учебных заведений России. ® Поступить в негосударственные вузы не составляет большого усилия. Все решает
^ оплата. Но качество обучения в большинстве этих учебных заведениях оставляет желать | лучшего. Часть из них организовывают дистанционное обучение, некоторые вообще ^ состоят из одного офиса с несколькими преподавателями. Эти причины приводят к т падению уровня подготовки студентов. Сегодня получить диплом о высшем образовании § достойна лишь часть от общего набора студентов, но деканаты не спешат отчислять го отстающих, дабы сохранить контингент факультета и кафедр в него входящих. & Можно также отметить, что информация о переизбытке выпуска специалистов
^ (бакалавров) некоторых профилей (менеджеров, экономистов, юристов и др.) не всегда ££ является объективной, так как касается только части регионов, к числу которых
3 относится Южный федеральный округ. Более отдаленные районы России испытывают о. нехватку этих и других кадров.
о По нашему мнению, вполне оправданным может стать опыт СССР, распределительного
" трудоустройства выпускников в регионы, где есть дефицит специалистов профилей, о выпускаемых вузов. Но чтобы избежать принуждения молодого специалиста, необходимо использовать принцип его добровольного желания, которое может возникнуть на основе мотивационной составляющей. Например, представления по месту работы благоустроенного жилья, возможности участия в региональных исследованиях и написание на этом материале диссертации или книги и т.д.
Система мотивации должна решаться на государственном уровне. Вузам необходимо
о ш ее о
о обеспечить информацию по отдаленным регионам, где востребованы молодые ш специалисты соответствующих направлений, и проводить разъяснительную работу со о студентами в период их учебы.
< Кроме того, как было отмечено выше, нельзя принимать в высшую школу всех
желающих, не учитывая уровня подготовки, стремления к знаниям и возможностей о будущих студентов. Мы считаем, что важнейшим направлением повышения качества
высшего образования является более тщательный конкурсный отбор при зачислении в вуз.
Надо чтобы учиться поступали лучшие абитуриенты, ставящие цель получить соответствующую квалификацию за годы обучения, а не только цель получить документ (диплом) о высшем образовании любым способом, это, в свою очередь, способствует развитию коррупционной составляющей в вузах.
Нужно отметить, высшее образование в России является симбиозом системы бывшего СССР и системы рыночной экономики. Имеет как положительные стороны, так и целый ряд недостатков, которые негативно сказываются на качестве высшего образования. Основные из них в большинстве вузов следующие:
• недостаточное государственное финансирование и увеличение удельного веса платного образования;
• слабая материально-техническая база;
• низкая оплата труда ППС, снижение статуса ученого-педагога и престижности работы в вузе молодого поколения, и в результате старение ППС;
• сокращение потребности организаций в специальностях квалификации (бакалавр);
• низкое трудоустройство выпускников;
• значительное количество филиалов столичных ВУЗов в регионах, которые в ^ своем большинстве не имеют необходимой материальной и учебной базы и штатного профессорско-педагогического персонала, что приводит к снижению сч качества образования; °
• значительное отставание качества периферийных вузов от уровня столичных; оо
• сокращение бюджетного и увеличение коммерческого приема.
По нашему мнению, для оценки качества работы вузов должны быть универсальные критерии измерения уровня качества подготовки выпускников, степени их востребованности и трудоустройства по полученной специальности. §
Кроме того, нельзя не отметить инновационную составляющую высшего образования. I
Постепенное решение названых проблем, безусловно, позитивно скажется на ^ повышении качества образования в условиях достаточно жесткой конкурентной т среды. 17
Инновационный процесс становится доминирующим фактором социально-экономического развития, а воспроизводство осуществляется на основе широкого о. вовлечения в хозяйственный оборот наукоемких инновационных технологий, что ^ характерно для инновационного типа развития, позволяющего сформировать социально-экономическую среду, способную обеспечить решение научно-технических проблем высокой сложности, освоить новые базовые нововведения, реализовать неуклонно возрастающую роль человеческого капитала и расширить рынок интеллектуальных продуктов (Борисова, 2015. С. 5).
Различные аспекты повышения эффективного управления за счет увеличения о инновационной направленности функционирования и обеспечения развития вузов <5 исследовались в работах Б. М. Капарова, С. А. Белякова, П. Друкера, Ю. А. Корчагина, ^^ Н. В. Тихомировой и С. А. Орехова. В то же время необходимо констатировать, что лишь сс немногие работы содержат практические рекомендации о том, какие именно механизмы — управления вузом следует использовать в качестве эффективного инструмента развития о (Современные тенденции в развитии экономики России, 2011. С. 206). о
XXI в., в отличие от XX в., который образно называется веком электричества, а затем ш
X
ф
с^
15 о О с^ с О
т
атома, призван стать веком человеческих качеств и интеллектуального потенциала (Егоршина, 2004. С. 42). <
В нашей стране разработан атлас новых профессий, в которых выявлены отрасли, где прогнозируются профессиональные изменения.
о
В современном мире технологии стремительно развиваются, что влечет за собой появление новых профессий. До 2030 г. их появится около 186, но в то же время убудет 57 потерявших актуальность профессий (http://atlas100.ru/).
В Атласе подробно, по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до 2020 г. и после 2020 г.
Атлас поможет вузам определиться, какие специалисты будут востребованы в будущем и на какие направления необходимо ориентировать систему высшего образования (http:// www.skolkovo.ru/public/ru/research/news-research/item/4038-2014-02-18-atlas/).
Московская школа управления «Сколково» запустила проект «Форсайт компетенций 2030», целью которого является обеспечение интеграции образовательной системы, рынков труда и инновационной экономики. «Форсайт компетенции 2030» — это правильный подход к исследованию изменений в сфере образования и компетенций. Ключевые вопросы форсайта, касаются тенденций развития отраслей промышленности и социальных институтов и, в первую очередь, образования (http://asi.ru/ history/4122/). Форсайт — это технология, позволяющая создавать прогноз развития страны, региона, отрасли по достижению желательного будущего. Ведущие мировые эксперты из Германии, Чехии, Румынии, Китая, Южной Кореи, Японии, Индии, см Бразилии и международных организаций под руководством профессора практики
01 Московской школы управления «Сколково» Павла Лукши совместно разработали
2 основные параметры новой международной методики прогноза будущих компетенций с ^ использованием технологического Форсайта (http://www.skolkovo.ru/public/ru/press/ £ news/item/3738-2013-07-19-15).
ф В долгосрочной перспективе будут востребованы кадры, умеющие мыслить и
^ работать системно, способные быстро переучиваться, так как в условиях современного мира компетенции быстро устаревают, появляются новые, более современные о и совершенные, а высшая школа обязана качественно удовлетворять запросам
§ прогрессивно развивающегося общества. m
tc со о
.о
о о
с
о m
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Атлас будущих профессий. (http://atlas100.ru/ - Дата обращения: 30.03.2017). ^ «Атлас новых профессий» от бизнес-школы СКОЛКОВО и АСИ. (http://www.skolkovo.ru/
^ public/ru/research/news-research/item/4038-2014-02-18-atlas/ - Дата обращения: 18.02.2014).
Афанасьев. Г. Э. Отзыв о проекте «Форсайт компетенций 2030». (http://asi.ru/ history/4122/ - Дата обращения: 30.03.2017).
Ахтямова Ю. И. Институциональная теория государства. (https://www.science-^ community.org/ru/node/28222 - Дата обращения: 18.04.2017).
° Борисова Л. В., Кузьминская Т. П., Алуханян А. А., Панфилова О. В.,
Сурбулова Н. М. и Курдюков В. Н. (2015). Актуальные проблемы управления о инновационно-инвестиционным развитием: Монография. Ростов н/Д.: ИП Беспамятнов С. В. ос Гончаров М. А. (2012). Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования:
|| учебное пособие / М. А. Гончаров. 2-е изд. стер. М.: КноРус, с. 336. ° «ДГТУ сегодня». (http://www.donstu.ru/about/ - Дата обращения: 30.03.2017).
Захарова И. В. (2008). Маркетинг образовательных услуг. Ульяновск, УлГТУ, с. 131. Ковырзина Я. (2015). Опорный вуз: все, что ты хотел знать, с. 7. (https://vk.com/doc-17253300_437083928 - Дата обращения: 30.03.2017).
Кузьминская Т. П. и Бурова Н. Н. (2014). Качество образовательных услуг и его роль в повышении конкурентоспособности ВУЗа // Сборник материалов VI международной конференции «Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного
о о ш
Ll_
О <
ее
3
о
машиностроения» 25-26 февраля 2014 г., в рамках XVII Международной агропромышленной выставки «Интерагромаш». Ростов н/Д., с. 458.
Кузьминская Т. П., Бурова Н. Н. и Касыхин О. Б. (2016). Проблемы трудоустройства выпускников вузов в условиях снижения темпов развития экономики России // Содействие трудоустройству и профессиональному становлению молодых специалистов учреждений высшего образования Ростовской области. Материалы II региональной заочной научно-методической конференции (Ростов н/Д., 30 мая 2016 г.), с. 455.
Кузьминская Т. П. и Колган Д. А. (2015). Антикризисное управление в условиях нестабильной экономики: Монография. Ростов н/Д.: ИП Беспамятнов С. В., с. 170.
ЛамбенЖан-Жак (2004). Менеджмет, ориентированный на рынок / Пер. с англ., под ред. В. Б. Колчанова. СПб.: Питер, 800 с.: ил. (Серия «классика МВА).
Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие. 2-е изд. (2004) / Под ред. А. П. Егоршина и Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, с. 526.
Московская школа управления СКОЛКОВО и МОТ разработали новую методику прогнозирования компетенций (http://www.skolkovo.ru/public/ru/press/news/item/3738-2013-07-19-15/ - Дата обращения: 30.03.2017).
Образование (http://donstu.ru/education/ - Дата обращения: 25.10.2016).
Панкрухин. А. П. (2009). Маркетинг образовательных услуг, с. 154. (http://lib.mesi-
yar.ru/books/yf-mesi/2009/pankruhin_marketing_obrazovat_uslug.pdf - Дата обращения: Я
30.03.2017). °
сч
о с
REFERENCES
Atlas of future professions. (http://atlas100.ru/ - Access Date: 30.03.2017). (In Russian). "Atlas of new professions" from business schools SKOLKOVO and ASI. (http://www.
oo
Проект «Элитное обучение». (http://www.donstu.ru/applicants/novosti/ - Дата обращения: 05.04.2017).
Производственный менеджмент, учебник (2012) / Под редакцией А. М. Романова, М. М. Максимцева и В. Я. Горфинкеля. М.: Проспект. :>
Ростовский институт защиты предпринимателя (2011). Современые тенденции ф в развитии экономики в России: Коллективная монография. Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит.
Форсайт компетенций 2030. (http://asi.ru/molprof/foresight/12264/ - Дата обращения: о 09.08.2013). §
X CD CO O CL
s <
skolkovo.ru/public/ru/research/news-research/item/4038-2014-02-18-atlas/ - Access Date: q,
18.02. 2014). (In Russian). g
Afanasyev G. E. Feedback on the project "Foresight of Competences 2030". (http://asi.ru/ &
history/4122/ - Access Date: 30.03.2017). (In Russian). °
Akhtyamova Y. I. Institutional theory of the state (https://www.science-community.org/ ^
en/node/28222 - Access Date: 18.04.2017). (In Russian). o
Borisova L. V., Kuzminskaya T. P., Alukhanyan A. A., Panfilova O. V., Surbulova N. M. ^
and Kurdyukov V. N. (2015). Actual problems of innovation-investment development o
management. Monograph. Rostov-on-Don: IP Bespamyatnov S. V., p. 171. (In Russian). cr
"DSTU today". (http://www.donstu.ru/about/ - Access Date: 30.03.2017) (In Russian). |
Education. (http://donstu.ru/education/ Access Date: 25.10.2016). (In Russian). o
Foresight of competences 2030. (http://asi.ru/molprof/foresight/12264/ - Access Date: o
LU LL
o
09.08.2013). (In Russian).
Goncharov M. A. (2012). Fundamentals of marketing and consulting in the field of education. 2-nd ed. Ster. Moscow. KNORUS. p. 336. (In Russian). <
Industrial management (2012). Edited by Romanov A. M., Maximtseva M. M. and Q^ Gorfinkel V. Ya. Moscow: Prospect, p. 400. (In Russian). °
132
Ky3bMMHCKan T. n., BypoBa H. H.
Kovyrzina Ya. (2015). The main university: everything you wanted to know, p. 7. Plus one, no. 63, p. 6. (https://vk.com/doc-17253300_437083928 - Access Date: 30.03.2017). (In Russian).
Kuzminskaya T. P. and Burova N. N. (2014). The quality of educational services and its role in increasing the competitiveness of the university. Collected materials of the 6-th international conference "The state and prospects of the development of agricultural machinery" February 25-26, 2014. Within the 17th international agro-industrial exhibition "Interagromash". Rostov-on-Don, p. 458. (In Russian).
Kuzminskaya T. P., Burova N. N. and Kasykhin O. B. (2016). Employment problems of graduates of higher educational institutions in the conditions of the slowdown in the development of the Russian economy. Assistance in the employment and professional development of young specialists of higher educational institutions in the Rostov region. Materials of the II regional correspondence scientific-methodical conference. Rostov-on-Don, May 30, 2016, p. 455. (In Russian).
Kuzminskaya T .P. and Kolgan D. A. (2015). Anti-crisis management in an unstable economy. Monograph. Rostov-on-Don, IP Bespamyatnov S. V., p. 170. (In Russian).
Lamben Jean-Jacques (2004). A market-oriented manager. Trans. from the English. ed. V. B. Kolchanova. St. Petersburg: Peter. 800 p.: Ill. A series of "MVA classics". (In Russian).
Management, Marketing and Economics of Education. Training Manual, 2-nd ed. (2004). o Ed. A. P. Yegorshin and N. D. Nikandrova. N. Novgorod: NIMB, p. 526. (In Russian). ^ Rostov Institute of Entrepreneur Protection (2011). Modern trends in the development of
2 the economy in Russia. Collective monograph. Rostov-on-Don, p. 244. (In Russian). oo PankrukhinA. P. (2009). Marketing of educational services. p. 154. (http://lib.mesi-yar.ru/
0 books/yf-mesi/2009/pankruhin_marketing_obrazovat_uslug.pdf - Access Date: 30.03.2017) (In Russian).
® The Moscow School of Management SKOLKOVO and the ILO have developed a new
g methodology for forecasting competencies. (http://www.skolkovo.ru/public/ru/press/news/
1 item/3738-2013-07-19-15/ - Access Date: 30.03.2017). (In Russian).
g The project "Elite Training". (http://www.donstu.ru/applicants/novosti/ - Access Date:
% 05.04.2017). (In Russian).
S Zakharova I. V. (2008). Marketing of educational services. Ulyanovsk, UlSTU, p. 131.
g (In Russian).
o œ
s <
CD
15 o O
a
o m
LU
cc o
o o
LU LL
o <
cc
3
o