Научная статья на тему 'Оценка качества учебного продукта, обученности выпускников и услуги по обучению вуза'

Оценка качества учебного продукта, обученности выпускников и услуги по обучению вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОДУКТА / КАЧЕСТВО ОБУЧЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА / КАЧЕСТВО УСЛУГИ ПО ОБУЧЕНИЮ / QUALITY OF THE SCHOLASTIC PRODUCT / QUALITY EDUCATION GRADUATE / QUALITY FACILITIES ON EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухочев Виктор Иванович

В последнее время очень много говорят о качестве высшего образования. Однако, по мнению автора, качество высшего образования это слишком общее понятие, поскольку высшее образование это и совокупность знаний, это и процесс реализации знаний, это и образовательный ценз выпускников. В современных условиях корректнее говорить о качестве результатов образовательной деятельности вуза, поскольку основными субъектами системы высшего образования России являются высшие учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION SCHOLASTIC PRODUCT QUALITY, OBUCHENNOSTI GRADUATE AND FACILITIES ON LEARNING THE HIGH SCHOOL

In recently plenty of speak of quality of the higher education. However, in the opinion of author, quality of the higher education too general notion since higher education and collection of the knowledges, this and process to realization of the knowledges, this and educational requirement graduate. In modern condition корректнее to speak of quality result to educational activity of the high school since the main subject of the system of the higher education to Russia are a high educational institutions.

Текст научной работы на тему «Оценка качества учебного продукта, обученности выпускников и услуги по обучению вуза»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОДУКТА, ОБУЧЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И УСЛУГИ ПО ОБУЧЕНИЮ ВУЗА

УДК 338.46:37

Виктор Иванович Сухочев

ректор Кумертауского института экономики и права, кандидат экономических наук, тел.: 8 (34761) 4-03-52, 4-17-58, [email protected]

В последнее время очень много говорят о качестве высшего образования. Однако, по мнению автора, качество высшего образования - это слишком общее понятие, поскольку высшее образование - это и совокупность знаний, это и процесс реализации знаний, это и образовательный ценз выпускников. В современных условиях корректнее говорить о качестве результатов образовательной

деятельности вуза, поскольку основными субъектами системы высшего образования России являются высшие учебные заведения.

Ключевые слова: качество учебного продукта; качество обученности выпускника; качество услуги по обучению.

Viktor Ivanovich Suhochev

the rector Kumertauskogo institute of the economy and jurisprudence , candidate of the economic sciences, tel.: 8 (34761) 4-03-52, 4-17-58, [email protected]

ESTIMATION SCHOLASTIC PRODUCT QUALITY, OBUCHENNOSTI G RADUATE AND FACILITIES ON LEARNING THE HIGH SCHOOL

In recently plenty of speak of quality of the higher education. However, in the opinion of author, quality of the higher education - too general notion since higher education - and collection of the knowledges, this and process to realization of the knowledges, this and educational requirement graduate. In modern condition корректнее to speak of quality result to educational activity of the high school since the main subject of the system of the higher education to Russia are a high educational institutions.

Keywords: quality of the scholastic product; quality education graduate; quality facilities on education.

1. Введение

Исследования, проведенные автором ранее, показали, что одной из актуальных и дискуссионных проблем до сих пор остается проблема разработки наиболее эффективных методов оценки качества высшего образования. Так, Председатель Правительства РФ В.В. Путин еще в 2006 году поставил задачу по разработке новых методов оценки качества образования, с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, рынком труда и работодателями [1, с. 3]. В связи с этим сразу же возникает вопрос: какие критерии предъявляет общество, экономика, рынок труда и работодатели к качеству высшего образования? Безусловно, основной критерий - это качество высшего образования, реализуемого высшими учебными заведениями, должно удовлетворять потребности выпускников, работодателей, рынка труда, экономики и общества. По нашему мнению, это наиболее объективные критерии качества высшего образования. В проекте Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 годы» в качестве одной из главных задач также определена задача по внедрению в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг [2, с. 4].

Исходя из задач, поставленных перед системой высшего образования и анализа научных работ, исследующих данную проблему, можно сделать вывод, что наука и практика до сих находятся в поиске наиболее эффективных методов комплексной оценки качества высшего образования.

Такого же мнения придерживаются А. Чучолин, О Боев и А. Криушова, которые подчеркивали: «Проблема качества высшего образования, необходимость создания механизмов его обеспечения, критериев и методов оценки как никогда актуальны в современном обществе» [3, с. 48].

Солидарен с ними и Е. Балацкий, который также отмечал: «До сих пор никакой общепризнанной методики оценки качества образования не существует. Как правило, на практике составляются отдельные рейтинги крупнейших университетов мира, которые базируются на разных показателях - во многом субъективных и спорных» [4, с. 14].

Ранее в ходе исследований нами было установлено, что к основным результатам образовательной деятельности вузов можно отнести: учебный продукт; обу-ченность выпускников; услуга по обучению. Следовательно, с целью реализации экономического подхода к исследованиям проблем качества высшего образования, экономическая наука должна предложить экономический механизм оценки качества учебного продукта, качества обученности выпускников и качества услуги по обучению вуза. Как нам представляется, этот механизм в первую очередь должен быть ориентирован на оценку достижения главного социально - экономического критерия качества - максимальное удовлетворение потребностей выпускников, работодателей, и в целом рынка труда, экономики и общества. Кроме того, на наш взгляд, показатели качества учебного продукта, качества обученнос-ти выпускников и качества услуги по обучению должны быть универсальны, сопоставимы и сравнимы. Экономические методы оценки качества должны базироваться на реальных, легко доступных данных, которые можно использовать для расчета экономических (количественных) показателей степени удовлетворения потребностей всех заинтересованных субъектов.

В своих более ранних исследованиях мы пришли к выводу о необходимости изменения подходов к оценке качества высшего образования, то есть о дополнении основных принципов (принципов соответствия требованиям), положенных в основу существующей методологии оценки качества - принципом удовлетворения потребностей и предложили использовать в качестве основных социально -экономических критериев и показателей качества учебного продукта, качества обученности выпускников вуза и качества услуги по обучению следующие критерии и показатели.

Так, в качестве критерия оценки качества учебного продукта предлагаем определить - способность учебного продукта, то есть знаний, умений и навыков,

систематизированных вузом в рамках отдельной образовательной программы удовлетворять потребности выпускников, работодателей, рынка труда и экономики, а также соответствовать требованиям образовательных стандартов, а в качестве показателя качества - соотношение количества дисциплин учебного плана, удовлетворяющих потребности потребителей и соответствующих образовательным стандартам и общего количества учебных дисциплин, изученных студентом в вузе, выраженное в процентах.

В качестве критерия качества обу-ченности выпускника вуза предлагаем определить - способность усвоенных выпускником знаний, умений и навыков максимально удовлетворять потребности выпускника, работодателей, рынка труда и экономики, а в качестве показателя качества - соотношение количества качественно усвоенных выпускником учебных дисциплин и общего количества учебных дисциплин учебного плана, выраженное в процентах.

В качестве критерия качества услуги по обучению предлагаем определить - способность услуги по обучению максимально удовлетворять потребности выпускников, работодателей, рынка труда и экономики, а в качестве показателя качества - соотношение количества качественно обученных выпускников и общего количества выпускников, одновременно усвоивших данную услугу, выраженное в процентах.

Таким образом, мы определились с наиболее объективными социально-экономическими критериями и показателями качества учебного продукта, качества обученности выпускников и качества услуги по обучению.

Следующая задача, которую необходимо разрешить экономический науке, - это задача по разработке конкретных методик оценки качества учебного продукта, качества обученности выпускников и качества услуги по обучению с использованием вышеуказанных критериев и показателей. Для оценки качества учебного продукта, качества обученности выпускника и качества услуги по обучению предлагаем следующие методики.

2. Методика оценки качества учебного продукта вуза

Ранее мы определили, что учебный продукт - это совокупность определенных знаний, умений и навыков, выделенных из общей суммы знаний, умений и навыков, выработанных обще-

ством на данном этапе своего развития и систематизированных учебным заведением в рамках отдельной образовательной программы в соответствии с потребностями экономики и требованиями образовательных стандартов.

Учебный продукт - это один из результатов образовательной деятельности вуза, обладающий определенной совокупностью свойств и характеристик, то есть качеством. Следовательно, данный результат образовательной деятельности вуза нуждается в оценке качества.

Для оценки качества учебного продукта предлагаем использовать формулу:

К =(к /к)х 100%, (1)

уп ^ сд д ' ^ '

где К - качество учебного продукта, (%) ^

ксд - количество дисциплин учебного плана, удовлетворяющих потребности экономики и соответствующих образовательному стандарту;

кд - общее количество дисциплин учебного плана.

Определение общего количества дисциплин учебного плана для вуза не представляет особой сложности. В то же время, возникает вопрос: как определить, какие учебные дисциплины удовлетворяют потребности экономики и отвечают требованиям образовательных стандартов?

Для определения количества дисциплин, соответствующих требованиям образовательного стандарта учебно-методический совет кафедры (факультета, вуза) в течение учебного года регулярно осуществляет проверку опорных конспектов, учебно-методических разработок, планов семинарских и практических занятий всех учебных дисциплин рабочего учебного плана и дает оценку: содержание каких учебных дисциплин учебного плана соответствует потребностям экономики и требованиям образовательных стандартов. Таким образом, к концу учебного года у вуза появляется возможность определить количество качественных дисциплин, соответствующих потребностям экономики и требованиям образовательных стандартов. Подставляя исходные данные в формулу 1, вуз определяет качество учебного продукта.

Для апробации предложенной методики проведем демонстрационный показательный расчет. Предположим, учебный рабочий план подготовки специалиста по определенной специально-

сти содержит 70 учебных дисциплин. В ходе проверки оказалось, что 50 учебных дисциплин удовлетворяют потребности экономики и соответствуют требованиям стандартов. Подставляя данные в формулу 1, получим: К^ = (50/70) х 100 % = 71 %

Таким образом, качество учебного продукта по результатам проведенной проверки составило 71 процентов. Следовательно, можно предположить, что потребности выпускников, работодателей, рынка труда и экономики в целом и требования образовательного стандарта к качеству учебного продукта удовлетворены только на 71 процент.

3. Методика оценки качества обу-ченности выпускника вуза

Помимо оценки качества учебного продукта назрела необходимость и в оценке качества индивидуального усвоения учебного продукта с помощью услуги по обучению каждым конкретным выпускником. Оценка качества усвоения студентами услуги по обучению в целом по вузу позволяет оценить общую работу вуза, а индивидуальная оценка качества усвоения учебного продукта позволяет оценить качество знаний, умений и навыков на уровне каждого выпускника. Ранее мы предложили уровень индивидуального усвоения конкретным выпускником знаний, умений и навыков назвать -обу-ченность выпускника вуза. Для оценки качества обученности выпускника вуза предлагаем использовать следующую формулу:

К =(к /к ) х 100 %, (2)

о 4 кд д

где Ко - качество обученности выпускника вуза, (%);

к - количество качественно усво-

кд

енных выпускником вуза (на «4» и «5») учебных дисциплин рабочего учебного плана;

кд - общее количество учебных дисциплин, отраженных в рабочем учебном плане.

Для апробации предложенной методики оценки качества обученности выпускника проведем показательный демонстрационный расчет. Предположим, выпускник в вузе в соответствии с рабочим учебным планом изучил 70 учебных дисциплин, из них - 60 дисциплин усвоил на «хорошо» и «отлично», а 10 дисциплин - на «удовлетворительно». Поставляя исходные данные в формулу 2, получим:

Ко = (60 / 70) х 100 % = 85,7 %.

№2, 2010

8

Таким образом, качество обученно-сти выпускника составило 85,7 процентов. На основании данного показателя качества обученности выпускника можно будет сделать вывод, что ожидаемые потребности выпускника в знаниях, умениях и навыках, а работодателей, рынка труда и экономики в качестве обученности выпускника удовлетворены не полностью, а частично, только на 85,7 процентов.

Если же потребитель услуги по обучению усвоил все дисциплины рабочего учебного плана на «отлично», то, следовательно, и качество обученности выпускника будет составлять 100 процентов и будем считать, что ожидаемые потребности выпускника в знаниях, умениях и навыках, а работодателей, рынка труда и экономики в качестве обученности выпускника удовлетворены полностью. На основание чего мы сделали такой вывод? На основании анализа экспертных оценок и практики. Как мы отметили ранее, как правило, выпускник, окончивший вуз с «красным» дипломом, не имеет проблем ни с трудоустройством, ни с поступлением в магистратуру и в аспирантуру. А если у выпускника вуза нет проблем с трудоустройством и с продолжением обучения, то будем считать, что его ожидаемые потребности в качестве полученных знаний, умений и навыков удовлетворены полностью.

Мы разработали и предложили методику оценки качества обученности выпускника с использованием внутренних показателей качества усвоения студентом знаний, умений и навыков. Однако для более объективной оценки качества обученности выпускника, то есть качества усвоения выпускником знаний, умений и навыков с использованием внешних, более объективных показателей, можно использовать технологию оценки усвоения студентом дидактических единиц (а не оценок, выставленных преподавателями вуза по пятибалльной шкале) в разрезе каждой дисциплины рабочего учебного плана, посредством участия студента в Интернет - экзаменах. Для расчета качества обученности выпускника с использованием показателей усвоения дидактических единиц в разрезе каждой дисциплины предлагаем использовать ту же самую формулу 2:

К =(к /к ) х 100%,

о 4 кд д

где ккд - количество учебных дисциплин, по которым показатель усво-

енных студентом дидактических единиц выше порогового значения.

Пороговое значение качества усвоения дидактических единиц для каждой дисциплины определяет разработчик технологии Интернет - экзамена, то есть Национальное аккредитационное агентство.

Для апробации предлагаемой методики проведем демонстрационный показательный расчет. Так, например, выпускник во время обучения в вузе изучил 70 дисциплин. Текущие и итоговые экзамены по всем изученным дисциплинам студент сдавал с использованием технологии Интернет - экзамена. По 50 дисциплинам из 70 изученных в вузе выпускник усвоил все дидактические единицы, то есть показал результаты выше пороговых значений. Подставляя данные в формулу 2, получим:

Ко = (50 / 70) х 100 % = 71%.

Таким образом, качество обученно-сти выпускника, рассчитанная по показателям усвоения дидактических единиц, составило 71 процент. На основании этого показателя можно сделать вывод, что качество индивидуального усвоения выпускником вуза знаний, умений и навыков, а, следовательно, и степень удовлетворения его потребностей и потребности работодателей, рынка труда и экономики в качестве обу-ченности выпускника составила 71 процент. Однако мы не исключаем и того, что показатели качества обученности выпускника, рассчитанные на основе внутренних данных (количество дисциплин, усвоенных на «4» и «5»), будут отличаться в меньшую или большую сторону от показателей, рассчитанных на основе внешних (количество дисциплин, по которым усвоены все дидактические единицы), более объективных данных.

4. Методика оценки качества услуги по обучению

Экономическую науку интересует не только методики оценки качества учебного продукта и качества обучен-ности выпускника, но и методика оценки в целом качества услуги по обучению. Качество усвоения индивидуальной услуги по обучению, оказываемой студентам, в первую очередь, определяет сам вуз посредством проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации выпускников и оценивает ее по пятибалльной шкале. На основе данного педагогического инструмента-

рия можно предложить экономический метод оценки качества усвоения выпускниками вуза услуги по обучению в целом по специальности в масштабах вуза. В своем более раннем исследовании мы предложили оценивать эффективность учебного процесса негосударственных профессиональных учебных заведений через показатель роста или снижения количества качественно обученных выпускников [5, с. 82 - 86]. Методика оценки эффективности учебного процесса негосударственного учебного заведения, предложенная нами, универсальна, что позволяет применить ее к оценке качества услуги по обучению любого вуза. Показатель эффективности учебного процесса и будет отражать общий уровень качества усвоения студентами услуги по обучению. Для расчета общего показателя качества услуги по обучению в целом по вузу рекомендуем использовать формулу:

К =(к /к ) х 100 %, (3)

уо 4 кв ву ' 4 '

где Куо - качество услуги по обучению, (%);

к - количество качественно обу-

кв

ченных выпускников, окончивших вуз на «4» и «5», (чел.);

кв - общее количество выпускников вуза, (чел).

Как видно из формулы 3, мы предлагаем качество услуги по обучению в целом по вузу оценивать не в абсолютных, а в относительных показателях - в процентах. Для применения данной методики на практике необходимо, в первую очередь, определиться, кого относить к качественно обученным выпускникам. Мы предлагаем относить к качественно обученным выпускникам тех выпускников, которые закончили вуз на «хорошо» и «отлично».

В качестве апробации предлагаемой методики проведем демонстрационный показательный расчет. Например, в прошедшем учебном году вуз подготовил 100 выпускников по определенной специальности. Из них 20 выпускников качественно усвоили данную услугу по обучению, то есть закончили вуз на «хорошо» и «отлично». Подставляя исходные данные в предложенную нами формулу 3 получим:

К = (20 / 100) х 100 % = 20 %.

Таким образом, качество услуги по обучению в целом, по данной специальности в масштабах вуза в прошедшем учебном году составила 20 про-

центов и будем считать, что только 20 процентов выпускников удовлетворили свои ожидаемые потребности. Показатели качества услуги по обучению в целом по вузу можно рассчитать на протяжении ряда последних лет и сделать обобщающие выводы по поводу тенденции их динамики. Это позволит вузу принять необходимые меры по повышению качества услуги по обучению. Выпускники, усвоившие услугу по обучению на «4» и «5», не будут иметь претензии к вузу по поводу низкого качества реализации и усвоения ими данной услуги по обучению, поскольку, как мы отмечали ранее, выпускники, окончившие вуз на «хорошо» и «отлично», как правило, не имеют особых проблем с трудоустройством, обусловленных низким качеством знаний, умений и навыков. На основании этого можно сделать вывод, что ожидаемые потребности «качественных» выпускников и потребности работодателей, рынка труда и экономики удовлетворены почти полностью.

Помимо внутренних методов оценки качества услуги по обучению в целом по вузу существует и внешние методы. Внешняя оценка качества услуги по обучению может проводиться в течение всего срока обучения по результатам усвоения каждым студентом дидактических единиц в разрезе каждой дисциплины рабочего учебного плана посредством участия студентов вуза во Всероссийском Интернет - экзамене.

По результатам проведения Интернет - экзаменов определяется количество студентов вуза, качественно усвоивших все учебные дисциплины через показатель усвоения дидактических единиц. Исходя из наличия таких данных можно предложить производить расчет качества усвоения услуги по обучению через показатель усвоения дидактических единиц с использованием выше-предложенной формулы 3:

К =(к /к ) х 100 %,

уо 4 кв ву

где к - количество качественных

кв

выпускников, усвоивших все дидактические единицы всех дисциплин учебного плана, (чел.)

Для апробации предлагаемой методики произведем демонстрационный показательный расчет. Предположим вуз подготовил и выпустил в прошедшем учебном году 100 выпускников, обучающихся по одной и той же специальности. По результатам Интернет -экзаменов 50 студентов успешно усво-

или все дидактические единицы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом по всем дисциплинам рабочего учебного плана. Подставляя данные в предложенную нами формулу 3, получим:

К = (50 / 100) х 100 % = 50 %.

Таким образом, качество услуги по обучению, оцененная внешними экспертами, составило 50 процентов. По этому показателю можно сделать вывод о том, что потребности только 50 процентов студентов в качественном усвоении данной услуги по обучению удовлетворены почти полностью, и у них, а значит и у работодателей, принявших их на работу, не будет претензий к вузу по поводу низкого качества реализации и усвоения услуги по обучению.

В настоящее время участие вузов в Интернет - экзамене является добровольным, поскольку Интернет - экзамен проводится Национальным аккре-дитационным агентством в качестве эксперимента. Однако, если обратиться к практике внедрения в школах России единого государственного экзамена (ЕГЭ), то вначале ЕГЭ проводился в качестве эксперимента только в ряде регионов. С 2009 года данный экзамен (ЕГЭ) становится обязательным для всех выпускников средних полных общеобразовательных школ. На основании опыта внедрения ЕГЭ можно предложить ввести Интернет - экзамены в качестве обязательных для всех выпускников высших учебных заведений по дисциплинам, включенным в рабочий учебный план и в программу итоговой государственной аттестации выпускников. Проводить Интернет -экзамены, по нашему мнению, необходимо в режиме on - line. Введение Интернет - экзаменов в качестве обязательных для всех студентов вузов позволит уйти от субъективизма в оценке качества усвоения студентами услуги по обучению и перейти к внешней независимой оценке качества. Конечно, наше предложение о введении внешнего Интернет - экзамена в качестве обязательного во всех вузах России, требует дальнейшей проработки, поскольку, как отмечают сами разработчики технологии проведения Интернет - экзамена, возникает проблема оценки не только качества знаний и умений студентов, но и качества освоения ими общекультурных и профессиональных компетенций. Над этой

проблемой, проблемой разработки инструментария для оценки качества, сформированных у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, сейчас работают ученые Национального аккредитационного агентства и будем надеяться, что данная проблема будет разрешена. В любом случае, даже если в ближайшее время не будет предложено эффективных методов оценки качества сформированных у студентов компетенции, можно будет с помощью Интернет -экзамена проверять хотя бы качество знаний и умений выпускников. Кроме того, можно предложить два этапа проведения итоговой аттестации выпускников вузов. Первый этап - это через участие выпускников в Интернет - экзамене, где будут проверяться качество усвоения знаний и умений, а второй этап - это проверка качества сформированных компетенций непосредственно работодателями и государственной аттестационной комиссией вуза. Тем более надо учитывать, что в современных условиях вузы имеют право проводить комплексный экзамен в два этапа, который предусматривает проверку качества усвоения знаний по ряду ведущих дисциплин (теоретическая часть государственного экзамена), а также проверку умения применять эти знания и навыки на практике (практическая часть государственного выпускного экзамена).

5. Заключение

В заключение необходимо отметить, что предлагаемые нами методики оценки качества учебного продукта, качества обученности выпускников и качества усвоения услуги по обучению универсальны и могут быть использованы не только высшими учебными заведениями, но и образовательными организациями начального и среднего профессионального образования. Помимо этого, данные методики могут быть использованы при проведении государственной экспертизы деятельности высших учебных заведений в ходе проведения процедуры государственной аккредитации вуза. Анализ динамики показателей качества учебного продукта, качества обу-ченности выпускников и качества услуги по обучению позволит ректорам вузов скорректировать деятельность руководимых ими учебных заведений по повышению качества реализуемого вузами образования на ближайшую и длительную перспективу

№2, 2010

Литература

1. В.В.Путин. Не ждать перемен, а подтолкнуть преобразование. // Высшее образование сегодня, 2006. № 7.

2. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 годы». URL: http://www.umj.ru/index/php/pub/ inside/623/ (дата обращения: 14.10.2008 г)

3. Чучолин А., Боев О. и Криушова А. Гарантии качества инженерного образования: Мировой опыт // Платное образование, 2007. № 1 - 2 (51 - 52).

4. Балацкий Е. Престиж и репутация

российских вузов // Платное образование, 2008. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сухочев В.И. Эффективность функционирования негосударственного профессионального учебного заведения в условиях рынка. Дисс. к.э.н. 08.00.05, Уфа, 2006.

References

1. V. V.Putin. Not to wait change, but nudge preobrazovanie. // Higher education today, 2006. 7.

2. The State program "Formation and development инновационной economy: introduction to modern model of the

formation in 2009 - 2012". URL: http:// www. umj .ru/ index/php/pub/inside/62 3/ (the date ofthe address: 14.10.2008.)

3. CHucholin A., Fighting O. and Kriushova A. Warranties quality engineering formation: World experience / / Pay formation, 2007. 1 - 2 (51 - 52).

4. Balackiy E. Prestige and reputation russian high school // Pay formation, 2008. 3.

Suhochev V.I. Efficiency of the operation негосударственного professional educational institution in condition market. Diss. k.e.n. 08.00.05, Ufa, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.