УДК 628.8:697.94
МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА
A.JI. Столяров
преподаватель 43 кафедры Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники
Адрес: 162622, Вологодская область, г. Череповец, Советский проспект, д. 126 E-mail: sal283Qyandex.ru
Аннотация. Компетентностный подход в системе военного образования предписывает вузам производить формирование и оценку компетенций курсантов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, однако единой методики, правил оценки на сегодняшний день не выработано. В статье рассмотрен подход оценки профессиональной компетентности через оценку компетенций сгруппированных по видам профессиональной деятельности. Приводятся понятия профессиональной компетентности выпускника, профессионального портрета военного специалиста, определены критерии и показатели оценки сформированности профессиональной компетентности, раскрыты условия успешного создания и функционирования системы многокритериальной оценки профессиональной компетентности курсантов.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, профессиональный портрет военного специалиста, профессиональная подготовка офицеров, компетентностный подход, оценка профессиональной компетентности, критерии и показатели профессиональной компетентности.
Цитирование: Столяров А.Л. Многокритериальная оценка профессиональной компетентности выпускника военного вуза // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 2 (41). С. 99-106.
Проблема оценки качества профессиональной подготовки курсантов военных вузов была актуальна во все времена. Фундаментальные основы профессиональной подготовки в высшей военной школе рассмотрены в работах И.А. Алехина [1], A.B. Барабанщикова [2], В.Н. Гуляева [3], В.П. Давыдова [4], A.B. Кло-пова [5], М.А. Лямзина [6], В.И. Марченко-ва [7], A.A. Фасоля [8] и др.; теоретические аспекты компетентностного подхода в профессиональном образовании рассматривались в работах Э.Ф. Зеера [9], И.А. Зимней [10], A.B. Хуторского [11] и др. Задача наблюдения и своевременной корректировки процесса подготовки военных специалистов остается актуальной и сегодня. Эффективная система профессиональной подготовки военных кадров является фактором обеспечения устойчивого роста обороноспособности страны, развития самой личности офицера. По словам Министра обороны Российской Федерации, современный военный специалист должен обладать прочными фундаментальными знаниями
и уверенными практическими навыками эксплуатации поступающего в войска вооружения [12].
С 2013 года система военного образования перешла на компетентностный подход при подготовке специалистов для всех видов и родов войск, который положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения (далее - ФГОС ВО). В качестве центрального понятия цели и результата образования стали выступать понятия компетенции и профессиональной компетентности. В соответствии с руководящими документами военным вузам предлагается самостоятельно решать проблему оценки сформированности компетенций как в период обучения курсанта, так и итоговой оценки профессиональной компетентности выпускника. Проведенный анализ вузовской практики показал, что существующие технологии для оценки профессиональных компетенций курсантов военных вузов используют, в основном, анализ текущего,
рубежного и итогового контроля успеваемости курсантов но учебным дисциплинам, а вывод о еформированноети профессиональной компетентности выпускника делается по итогам сдачи государственного междисциплинарного экзамена (экзамен по специальной дисциплине), государственного экзамена по физической культуре (физической подготовке), защите выпускной квалификационной работы и среднему баллу диплома подтверждающего получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации по специальности или направлению подготовки. Единого подхода к оценке профессиональной компетентности выпускника в системе военного образования на сегодняшний день не выработано, каждый военный вуз решает эту задачу самостоятельно, используя собственный опыт, а также практические наработки в данном вопросе других вузов.
Под профессиональной компетентностью выпускника военного вуза понимается интегральная оценка овладения профессиональными компетенциями и профессионально важными личностными качествами, отражающая общий уровень его подготовленности [13].
Профессиональная компетентность представляет собой многоуровневую и многогранную оценку компетенций военного специалиста. В соответствии с требованиями ФГОС ВО третьих) поколения профессиональные компетенции (далее ПК) агрегированы по группам, каждая из которых представляет собой вид профессиональной деятельности курсанта по данной специальности. Каждый вид профессиональной деятельности включает в себя профессиональные компетенции имеющие общую основу и предполагает схожий набор трудовых функций. Через оценку группы компетенций возможно оценить еформированноети профессиональной компетентности обучающегося по определенному виду профессиональной деятельности. Предлагается производить оценку профессиональной компетентности выпускника военного вуза через интегральную оценку профессиональной компетентности по каждому виду профессиональной деятельности (далее ВПД). На рисунке 1 представлена структура многоуровневой оценки профессиональной компетентности выпускника военного вуза.
Рисунок 1 Многоуровневая структура оценки еформированноети профессиональной
компетентности выпускника военного вуза
Предложенный подход позволяет производить оценку профессиональной компетентности обучающегося на основании интегральной оценки профессиональной компетентности по каждому виду деятельности. Оценка отдельно взятой профессиональной компетенции производится по результатам текущего, рубежного контроля в ходе изучения одной или нескольких учебных дисциплин, а также государственной итоговой аттестации.
Анализ сформированности профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности военного специалиста позволяет построить профессиональных портрет обучающегося. Под профессиональным портретом военного специалиста понимается совокупный показатель уровней сформированности профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности, в соответствии с ФГОС ВО и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, для определения склонности обучаемого к определенному виду профессиональной деятельности, а также научно-обоснованному распределению выпускников на первичные воинские должности.
Построение профессионального портрета военного специалиста имеет практическую значимость для курсантов, представителей командования и профессорско-преподавательского состава как в ходе образовательного процесса, так и в период работы комиссии по распределению выпускников на первичные воинские должности.
Профессиональный портрет обучающегося позволяет целостно показать систему профессиональной подготовки военных специалистов как для самих курсантов, так и остальных субъектов образовательного процесса. Последовательность, логичность, междисци-плинарность формирования профессиональных компетенций позволяет курсантам определить свой индивидуальный план профессиональной подготовки, вырабатывать собственную образовательную траекторию с учетом личных склонностей и характера будущей профессиональной деятельности в пределах, определяемых утвержденным учебным планом. Наглядность процесса формирования профессиональных компетенций является
дополнительным стимулом для систематической работы курсантов в семестре. Кроме того, особая роль отводится объективизации оценки сформированности профессиональных компетенций, которая может быть достигнута путем учета в итоговой оценке сформированности компетенции результатов не только экзаменов, но и текущей работы на протяжении всего периода обучения в учебном семестре. Построение текущего профессионального портрета позволяет курсанту отслеживать оценку своей профессиональной компетентности по всем видам профессиональной деятельности, а также выявить направления, по которым необходимо приложить усилия для ее повышения.
Построение итогового профессионального портрета производится в конце последнего семестра обучения курсантов. Полученная в результате построения профессионального портрета оценка сформированности компетенций по каждому виду профессиональной деятельности может использоваться для научно-обоснованного доклада командования военного вуза членам комиссии, ежегодно назначаемой заказчиком подготовки для распределения выпускников на первичные воинские должности, о склонности выпускника к одному или нескольким видам профессиональной деятельности в соответствии со специальностью подготовки. Распределение выпускников военных вузов на воинские должности в соответствии с их профессиональными склонностями и интересами позволит: сократить время вступления молодого офицера в должность; повысить его интерес к службе и дальнейшему профессиональному росту; снизить эмоциональное напряжение, вызванное новыми условиями службы и быта военнослужащего.
В качестве примера рассмотрим построение итоговых профессиональных портретов выпускников военного вуза прошедших обучение по специальности ФГОС ВО 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы». Данный нормативный документ определяет следующие виды профессиональной деятельности выпускника: эксплуатационная (Эд), проектно-конструкторская (ПКд), научно-
исследовательская (НИд), производетвенно-технологичеекая (ПТд), организационно-управлснчсская (ОУд). На рисунке 2 представлены варианты построения профессиональных портретов выпускников военного
училища в виде лепестковых диаграмм. Каждая ось диаграммы представляет собой шкалу степени сформированности профессиональной компетентности по определенному виду деятельности.
Рисунок 2 Варианты построение профессиональных портретов выпускников военного училища
На основе анализа лепестковой диаграммы профессионального портрета выпускника 1 можно сделать вывод, что данный военнослужащий имеет невысокую оценку сформированности компетецний по всем видам профессиональной деятельности (3,8 4,4 балла). Наибольших успехов он добился при освоении учебных дисциплин, на-правленых на формирование компетенций по организационно-управленческой деятельности (4,4 балла). Данного выпускника можно рекомендовать для назначения на должности, связанные с принятием управленческих, организационно-техни чееких решений, разработкой организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности.
Профессиональный портрет выпускника 2 напротив, показывает высокий уровень сформированности компетенций по всем видам профессиональной деятельности. Наибольших успехов данный военнослужащий добился при изучении вопросов, связанных со сбором, обработкой и анализом научно-технической
информации, построением математи чееких моделей и процессов, проведением экспериментальных исследований (4,9 балла). Анализ профессионального портрета выпускника 2 показывает, что он может проходить службу на любых должностях в соответствии со своей специальностью подготовки, однако большую профессиональную склонность имеет к научно-исследовательской деятельности.
Построение профессионального портрета невозможно без определения объективных критериев и показателей оценки сформированности профессиональных компетенций курсантов по видам профессиональной деятельности. Для каждого вида профессиональной деятельности критерием является степень сформированности профессиональных компетенций. Показатели сформированности профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности, на примере обучающихся по ФГОС ВО 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы» [14], представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели сформированное™ профессиональных компетенций курсантов по видам профессиональной деятельности деятельности
Вид профессиональной деятельности Показатели
Организационно-управленческая деятельность способность принимать управленческие решения и контролировать их выполнение
способность разрабатывать организационно-распорядительные документы в сфере профессиональной деятельности
способность принимать эффективные организационно-технические решения
способность организовать информационную безопасность и защиту государственной тайны
Проектно-конструкторская деятельность способность определять цели и задачи проектирования
способность рассчитывать основные показатели качества проектируемой системы
способность проектировать специальные радиотехнические системы
способность участвовать в испытании и сдачи в эксплуатацию специальных радиотехнических систем
Научно-исследовательская деятельность способность проводить сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации
способность разрабатывать программы экспериментальных исследований и их реализовывать
способность проводить построение математических моделей, объектов и процессов
способность проводить оптимизацию параметров радиотехнических систем с использованием различных методов исследований
Производственно-технологическая деятельность способность подготавливать документацию для производства радиотехнической литературы
способность вести сопровождение разрабатываемых устройств и систем
способность контролировать качество специальных радиотехнических систем при их производстве
способность обеспечивать профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и предотвращать экологические нарушения
Эксплуатационная деятельность способность осуществлять эксплуатацию и применение специальных радиотехнических систем
способность организовывать работу по эксплуатации специальных радиотехнических систем
способность владеть методами восстановления работоспособного состояния специальных радиотехнических систем
способность выполнять диагностику, ремонт и обслуживание специальных радиотехнических систем
Организация оценки профессиональной компетентности курсантов в военном вузе возможна при выполнении ряда условий.
Необходимым условием является целенаправленность, непрерывность, длительность, систематичность и плановость оценки сфор-мированности профессиональных компетенций курантов в период их обучения в военно-учебном заведении всеми субъектами образовательного процесса. Для реализации этого условия возможно использование педагогического мониторинга формирования компетенций. Педагогический мониторинг формирования профессиональных компетенций курсантов должен представлять собой непрерывный, в течение всего периода обучения, объективно-гласный процесс наблюдения и учета уровня сформированности профессиональных компетенций с целью информирования всех субъектов и обеспечения возможности корректировки образовательного процесса.
Особое внимание следует обратить на повышение качества методического обеспечения формирования профессиональной компетентности курсантов. Методическое обеспечение должно учитывать специфику обучения курсантов в военном вузе. Профессиональная подготовка курсантов, в отличии от обучающихся в гражданских вузах, более регламентирована и имеет четко выраженную профессиональную направленность. Курсанты являются действующими военнослужащими, которые, кроме учебной деятельности, выполняют служебные и профессиональные задачи, т.е. вовлечены в служебно-профессиональную деятельность уже в период обучения в вузе, хотя и не в полной мере. Необходимо отметить, что образовательный процесс в самом военном вузе строится на тех же педагогических принципах, в тех же организационных формах, что и в любом вузе.
Реализацию процедуры оценки профессиональной компетентности выпускника военного вуза целесообразно возложить на учебно-методический отдел, отвечающий за совершенствование и оптимизацию образовательного процесса, методической работы, повышение качества образования. Необходимо отметить, что военные вузы в вопросах создания системы менеджмента качества образования пока
уступают гражданским образовательным организациям по ряду причин: большая инертность образовательных процессов в военных вузах; сложная экономическая обстановка в стране, не позволяющая увеличивать существующий штат вузов; менее жесткая, по сравнению с гражданскими вузами, конкуренция на рынке образовательных услуг.
Обработка большого объема информации, получаемой в ходе формирования профессиональных компетенций курсантов, невозможна без автоматизации данного процесса. Внедрение специализированного программного обеспечения позволит оптимизировать различные образовательные процессы, увеличить скорость обработки, упростить работу с документами, обеспечить хранение всей информации в одном месте, адаптировать, оптимизировать и индивидуализировать процесс обучения, тем самым повысить качество профессиональной подготовки курсантов.
Таким образом, многокритериальная оценка сформированности профессиональной компетентности выпускника военного вуза возможна путем совокупной оценки профессиональной компетентности по каждому виду профессиональной деятельности в соответствии со специальностью подготовки военного специалиста. Оценка профессиональной компетентности по определенному виду профессиональной деятельности производится путем оценки сформированности входящих в него профессиональных компетенций.
Анализ результатов формирования профессиональных компетенций на протяжении всего периода обучения курсантов в военном вузе позволяет построить профессиональный портрет военного специалиста. Основной целью построения профессионального портрета является повышение результативности профессиональной подготовки курсантов, а также научно-обоснованного распределения выпускников на первичные воинские должности.
Построению профессионального портрета обучающегося должен предшествовать этап определения объективных критериев и показателей оценки сформированности профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности.
Создание успешно функционирующей системы многокритериальной оценки профессиональной компетентности курсантов в военном вузе возможно при выполнении ряда условий: повышение качества методического обеспечения; создание в штате военного
вуза рабочей группы, отвечающей за качество профессиональной подготовки курсантов; автоматизация процесса формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе.
Литература
1. Алёхин, И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX века: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Алёхин Игорь Алексеевич. - М., 2004. - 636 с.
2. Барабанщиков, А.В. Военно-педагогическая диагностика / А.В. Барабанщиков, II.II. Дерюгин. -М.: ВУ, 1995. - 134 с.
3. Гуляев, В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: дис... .д-ра пед. наук : 13.00.01 : защищена 2003 г. / Гуляев В.Н. - М., 2003. - 395 с.
4. Давыдов, В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: дис... канд. пед. наук. / Давыдов В.П. - М., 1977.
5. Клопов, А.В. Дидактическая система профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Клопов Александр Васильевич. - М., 2012. - 354 с.
6. Лямзин, М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Лямзин Михаил Алексеевич. - М., 1997. - 452 с.
7. Марченков, В.И. Повышение эффективности военно-профессионального образования офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Марченков Валерий Иванович. - М.: ВУ, 2006. - 545 с.
8. Фасоля, А. А. Управление качеством военно-профессионального образования в высших учебных заведениях РВСН: монография / А.А. Фасоля. - M.: ВА РВСН имени П. Великого, 2010. - 180 с.
9. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сымашок. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -216 с.
10. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
11. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.П. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной ра-боты студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.П. Толстого, 2008 - Вып. 1 - С.117-137.
12. С.К. Шойгу: повышения квалификации военных в условиях перевооружения имеет особое значение: [Электронный ресурс] // ТАСС информационное агентство России. М., 2016. - Режим доступа: http:// www.tass.ru/armiya-i-opk/3806204/, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 01.03.2017).
13. Столяров, А.Л. Определение содержания терминов «компетенция» и «компетентность» для исследования вопросов педагогического мониторинга образовательного процесса / А.Л. Столяров // Мир образования - образование в мире. - 2017. ~ № 2. ~ С. 87 - 92.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.02 «Специальные радио-технические системы». |.\1.. 2018]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
MULTI CRITERIA ASSESSMENT PROFESSION AL COMPETENCE OF GRADUATE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Alexander STOLYAROV
Lecturer 43 departments
Cherepovets Higher Military Engineering
school of Radio Electronics
Address: 162622, Vologda region, Cherepovets,
Sovetsky prospect, 126
E-mail: sal283Qyandex.ru
Abstract. Competence-based approach in the military education system requires universities to form and evaluate the competencies of cadets in accordance with the Federal State Educational Stand-ard of Higher Education, but a uniform methodology and assessment rules have not been developed to date. The article describes the approach to assessing professional competence through the assessment of competencies grouped by types of professional activity. The con-cepts of professional competence of a graduate, professional portrait of a military specialist are given, criteria and indicators for evaluating the formation of professional competence are de-fined, the conditions for successful creation and functioning of a system of multi-criteria eval-uation of professional competence of students are revealed.
Keywords: competence, professional competence, professional portrait of a military specialist, profession-al training of officers, competence-based approach, assessment of professional competence, criteria and indicators of professional competence.
Citation: Stolyarov A.L. Multi criteria assessment professional competence of graduate military higher education institution // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No. 2 (41). pp. 99-106.
References
1. Alekhin, I.A. The development of the theory and practice of military educa-tion in Russia XVIII - early XX century: dis. ... Dr. Fed. Sciences: 13.00.01 / Alyohin Igor Alekseevich. - M., 2004. - 636 p.
2. Barabanshchikov, A.V. Military Pedagogical Diagnostics / A.V. Ba-rabanshchikov, N.I. Deryugin. - M.: VU, 1995. - 134 p.
3. Gulyaev, V.N. The development of the theory and practice of prob-lem-activity training in a higher military school: dis .... d-ra ped. Sciences: 13.00.01: defended in 2003 / Gulyaev VN - M., 2003. - 395 p.
4. Davydov, V.P. The study of ways to improve the effectiveness of the education of cadets of higher military educational institutions in the learning process: thesis ... Cand. ped. sciences. / Davydov V.P. - M., 1977.
5. Klopov, A.V. The didactic system of professional training of offic-ers in the universities of law enforcement agencies: dis. ... Dr. Ped. Sciences: 13.00.08 / Klopov Aleksandr Vasilevich. - M., 2012. - 354 p.
6. Lyamzin, M.A. Development of the theory and practice of military-pedagogical training of cadets (students) of universities: dis. ... dr. ped. Sciences: 13.00.01 / Lyamzin Mihail Alekseevich. -M., 1997. - 452p.
7. Marchenkov, V.I. Increasing the effectiveness of military profes-sional education of officers in higher military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation: dis. ... Dr. Ped. Sciences: 13.00.08 / Marchenkov Valeriy Ivanovich. - M .: VU, 2006. - 545 p.
8. Fasolya, A. A. Quality management of military vocational education in higher educational institutions of the Strategic Missile Forces: monograph / A. A. Fasolya - M .: VA Strategic Missile Forces named after P. Velikiy, 2010. - 180 p.
9. Zeer, E.F. Modernization of vocational education: competence ap-proach: studies, allowance. / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Symanyuk. - Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2005. -216 p.
10. Zimnyaya, I. A. Key competencies as an effective target basis of a competence-based approach in education: Author's version. - M .: Research Center for Problems of the Quality of Training Specialists, 2004. - 40 p.
11. Khutorskoy, A.V. Competence as a didactic concept: content, structure and design models / A.V. Khutorskoy, L.N. Khutorskaya // De-signing and organizing students' independent work in the context of the competence-based approach: Interuniversity Coll. scientific tr. / Ed. A.A. Orlova. - Tula: Tul Publishing House, state ped. un-that them. L.N. Tolstoy, 2008 - Vol. 1 - P.117-137.
12. S.K. Shoigu: advanced training of the military in conditions of re-armament is of particular importance: [Electronic resource] // TASS Infor-mation Agency of Russia. M., 2016. - Access mode: http: // www.tass.ru/armiya-i-opk/3806204/, free. - Title from the screen. (The date of the appeal is 03/01/2017).
13. Stolyarov, A.L. The definition of the content of the terms "compe-tence"and "competence"for the study of issues of pedagogical monitoring of the educational process / A.L. Stolyarov // The world of education - edu-cation in the world. - 2017. - № 2. - p. 87 - 92.
14. Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 11.05.02 "Special radio engineering systems". |.\I.. 2018]. - Access from the legal system "KonsultantPlus".