4. Безуглова Н.П. Межкультурное взаимодействие в сфере экономических отношений: опыт культурфилософского анализа. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Москва, 2012.
5. Абрамсон Г.И. Сопровождение сторон в процедуре медиации. Руководство для адвокатов и консультирующих юристов. Москва: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2015.
6. Денисова А.А. Oбщегуманитарные и этнокультурные проблемы профессионально-деловой коммуникации на русском языке: инновационный подход: учебное пособие. Москва: РУДН, 2008.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 1999.
References
1. Park R. Konkurenciya i konflikt. Voprosy sociologii. 1994; Vyp. 5: 62 - 70.
2. Danova N.Yu. Kul'tura vsistemepredprinimatel'skih otnoshenijsovremennojrossijskoj'ekonomiki. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Kazan', 2015.
3. Dobrolyubova E.A. Mediaciya v sisteme sposobov zaschity prav predprinimatelej: Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Moskva, 2012.
4. Bezuglova N.P. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie vsfere 'ekonomicheskih otnoshenij: opytkurturfilosofskogo analiza. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 2012.
5. Abramson G.I. Soprovozhdenie storon vprocedure mediacii. Rukovodstvo dlya advokatovi konsul'tiruyuschih yuristov. Moskva: Izdatel'stvo OOO «Mezhregional'nyj centr upravlencheskogo i politicheskogo konsul'tirovaniya», 2015.
6. Denisova A.A. Obschegumanitarnye i 'etnokul'turnye problemy professional'no-delovoj kommunikacii na russkom yazyke: innovacionnyj podhod: uchebnoe posobie. Moskva: RUDN, 2008.
7. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI, 1999.
Статья поступила в редакцию 16.12.15
УДК 377
Aliyeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru
Aliyeva S.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru
Zakaryayeva S.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru
Aliyeva M.M., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru
PROBLEMS OF REFLECTION OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN MODERN EDUCATIONAL SPACE. The
article studies topical problems of military-patriotic education of students in modern educational space. This problem has been poorly researched in modern academic works and requires further research in education and pedagogy. Therefore, the researchers of the paper note that in the contents of the military-patriotic education a legal basis should be included. The patriotic education should act as a foundation, on which a real policy of our state, uniform educational standards relations between peoples and the rules of behavior of people of different nationalities, races and denominations can be built.
Key words: military-patriotic education, military-patriotic education of students, legal basis of military-patriotic education, federal law, Russian Constitution.
С.А. Алиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru
С.Т. Алиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru
С.З. Закарьяева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru
М.М. Алиева, ст. преподав. каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ ОТРАЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Настоящая статья посвящена актуальным проблемам военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в современном образовательном пространстве. Данная проблема является малоизученной на современном этапе и требует дальнейших исследований в педагогической науке. Поэтому, как считают исследователи, в содержание военно-патриотического воспитания должны быть включены также правовые основы, закреплённые в законодательных актах и выступающие в качестве фундамента, на котором строится реальная политика нашего государства, единые общеобразовательные нормы взаимоотношения народов и правила поведения людей разных национальностей, рас и конфессий.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание учащихся, правовые основы военно-патриотического воспитания, федеральный закон, Конституция РФ.
Весь мир давно уже понял, что победить Россию военной силой невозможно. Поэтому против неё стали использовать идеологические, экономические санкции и другие военные и невоенные методы борьбы.
С распадом СССР и организации Варшавского договора «холодная война» против России со стороны Запада не закончились. Теперь его прагматичной целью стал распад Российской Федерации, получение беспрепятственного доступа к её богатейшим природным ресурсам, превращающие территории страны в свалку для радиоактивных и других видов отходов, а
население - в источник дешёвой рабочей силы, находящейся в полной зависимости от «подачек» со стороны Запада.
Для достижения этой цели необходима не только военная сила, нужны агенты, влияние СМИ, оболванивающие народ, нужны олигархи, грабящие страну, нужны алкоголь и наркотики, превращающие людей в послушных животных. Особые надежды возлагаются на разжигание внутренних противоречий (национальных, религиозных, имущественных и др.) рост преступности, децентрализация государственного управления. Однако ни в одном учебнике по ОБЖ нет материала о том, как
обеспечить национальную безопасность, кроме как военной силой.
В современной педагогической науке военно-патриотическое воспитание рассматривается как составная часть воспитания культуры межнационального общения, призванная всемирно способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задачи по надежной охране безопасности Отечества.
Немаловажную роль играет проблема отражения содержания военно-патриотического воспитания учащейся молодежи по курсу «Основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ) в образовательных учреждениях.
Авторы считают, что в содержание современного курса Основы безопасности жизнедеятельности нужно включать не только проблемы военной безопасности. Военная - одна из составляющих национальной безопасности (противопожарная безопасность, охрана общественного порядка, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение здоровья граждан страны и др., а еще есть информационная, экономическая, экологическая безопасность). Так же есть безопасность, которая обеспечивается органами ФСБ и МВД и таможенным контролем. Они борются с контрабандой наркотиков, разграблением страны, осуществляемым путем незаконного вывоза из неё капиталов, культурных ценностей, природных и других богатств. Как показывает практика, есть еще и международная безопасность, обеспечиваемая совместными усилиями в рамках ООН и ОБСЕ и других сообществ, призванных предотвращать природно-техногенные катастрофы, разрешать глобальные экологические проблемы, бороться с терроризмом.
Однако всё это множество вопросов авторы программ и учебников по курсу ОБЖ почему-то оставляют без внимания.
«Военно-патриотическое воспитание, как составная часть воспитания культуры межнационального общения, имеет своеобразие как специфический аспект целостного воспитательного процесса и совершенно особая функция, отличающая его от других направлений воспитания - подготовить молодёжь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отечества - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира» [1].
Чёткое и лаконичное определение сущности патриотического воспитания дано в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 - 2015 годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организации по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родины [2].
По своей структуре военно-патриотическое воспитание -это процесс социальный, призванный реализовать положение Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности и безопасности страны.
Основная задача заключается в пропаганде международных и государственных норм права человека и народа, формирование у молодежи уважение к правовым нормам. Важно научить молодёжь пользоваться правами и свободами и защищать их.
Воспитание правовой культуры осуществляется в процессе: а) сообщение учащимся круга знаний в области норм и принципов права (прав человека и народов); б) превращение этих знаний в личные убеждения и формирование уважительного отношения к законам (убеждение в необходимости соблюдения норм и права); в) вовлечение личности в активную деятельность по соблюдению государственных и международных норм права и формирование позитивного опыта [1].
Большое значение должно придаваться роли общеобразовательной школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности подрастающего поколения.
Законодательство - одно из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. И правовая система, в отличие от других нормативных систем, связанна с государственным механизмом, ибо государство посредством органов правосудия и управления разрабатывает и реализует единые общеобразовательные нормы и правила поведения людей разных нацио-
нальностей, рас и конфессий. Нарушение этих норм и правил поведения влечет за собой, установленные государством меры воздействия. Правовая система выражает ценностные ориентации для государственной, национальной, межнациональной политики, регулирует деятельность государственных органов и политических объединений, обеспечивает соблюдение прав и свобод личности без какого бы то ни было различия в отношении расы, религии, языка, национальности, противостоит попыткам произвола и беззакония.
Школа и другие образовательные учреждения должны давать необходимые правовые знания на уроках и во внеурочной работе с детьми. Чем лучше поставлена работа в школе, тем выше правовая культура учеников. И учителя, и ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и ответственность тесно связанны с нравственностью, что нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагоприятного нравственного развития. Осуществляя правовое воспитание современной молодежи, учителя, воспитатели, родители, общественность должны осознавать сложность и остроту данной проблемы. Нравственно-правовая проблема с молодёжью находит свое выражение в целом роде явлений современной жизни молодёжи во всем мире и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода эксцессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных хулиганов, уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в игры и фантазии и многое другое.
Основу законодательной базы об обороны страны составляет Конституция РФ, в которой закреплены основополагающие правовые нормы об обороне и безопасности государства. Статья 4 Конституции РФ определяет, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Тем самым подчёркивается, что оборона, территориальная целостность и безопасность страны носят общегосударственный характер. Это возлагает на все без исключения государственные органы, общественные организации, на всех граждан обязанности по защите Отечества. Обеспечение обороны страны - задача государственной важности.
Главное в содержании государственной функции защиты Отечества - это его вооружённая защита, осуществляемая Вооружёнными Силами в случае агрессии, деятельность по обеспечению мира, безопасности и обороноспособности страны, высокой боевой готовности Вооружённых Сил Российской Федерации в мирное время. Согласно статье 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. В Конституции оговаривается, что гражданин РФ, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законодательством случаях, имеет право на замену её альтернативной службой.
Вторым по значимости после Конституции РФ законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере обороны страны, является федеральный закон «Об обороне», определяющий основы и организацию обороны РФ, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил РФ, ответственность за нарушение законодательства РФ по вопросам обороны, а также содержащий другие нормы, касающиеся обороны страны.
Под обороной данный федеральный закон понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите и вооружённую защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории. В соответствии со статьей 10 данного закона Вооружённые Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Вооружённые силы предназначены для отражения агрессии, направленная против РФ, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ [3].
«Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года», также являясь правовой основой, определяет цели, задачи и основные направления политики РФ в области подготовки граждан РФ к военной службе, а также определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической
и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществления военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в РФ, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе [4].
В воспитании у учащейся молодёжи правовой культуры, высоких качеств гражданина России, патриотизма огромное значение имеет раскрытие сущности и содержания «Национальной доктрины образования РФ до 2025 г.», одной из основополагающих государственных документов, устанавливающих приоритеты государственной политики, стратегию и основные направления его развития. Стратегические цели образования в этой доктрине тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основ для устойчивого социально-экономического и духовного развития России [5; 6].
Основными целями и задачами образования, определёнными настоящей доктриной, являются:
- историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развития национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающие права и свободы личности и обладающие высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
Библиографический список
- формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; и др.
Законодательство - одно из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Основной задачей школы является пропаганда государственных норм права человека и народов, формирование у школьников уважения к правовым нормам, правовой грамотности подростков и молодежи.
Внедрение правовых норм в реальную учебно-воспитательную деятельность старших школьников достигается развитием их правового сознания и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов.
Школа, как центр учебно-воспитательной деятельности, должна формировать необходимые правовые знания по военно-патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочной работе с детьми.
Если исходить из того, что обучение - ведущая сфера жизни школьников, то следует рассматривать повышение его эффективности как один из факторов формирования у них прочной нравственно-правовой основы.
Урок является самым эффективным средством военно-патриотического воспитания старшеклассников, как и ряд исследователей, мы считаем, что в содержание обучения заложены большие возможности по формированию у них правовой культуры, правового сознания, нравственно-правовых чувств и правового мышления.
Правовые нормы выполняют в жизни будущих защитников родины ряд важнейших социальных функций: регулирующую, образовательную, воспитательную и защитно-охранительную.
1. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Москва, 1999.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. 17 марта 2008.
3. Об обороне. Федеральный закон с изменениями от 04.06.2014.
4. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года.
5. Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года. Инновации в образовании. Специализированный образовательный портал. Available at: http://sinncom.ru/
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, 2011.
References
1. Gasanov Z.T. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya. Moskva, 1999.
2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda. 17 marta 2008.
3. Ob oborone. Federal'nyj zakon s izmeneniyami ot 04.06.2014.
4. Koncepciya federal'noj sistemy podgotovki grazhdan RF k voennoj sluzhbe na period do 2020 goda.
5. Nacional'naya doktrina obrazovaniya RF na period do 2025 goda. Innovacii vobrazovanii. Specializirovannyj obrazovatel'nyj portal. Available at: http://sinncom.ru/
6. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 26.01.16
УДК 378
Babenkova O.S., postgraduate, Moscow State Pedagogical University; teaching assistant, Department of Foreign Languages and Professional Communication, Kursk State University, (Kursk, Russia), E-mail: oksanatereshchenko08@yandex.ru
THE POSSIBILITY OF USE OF THE EPISTEMIC APPROACH IN MODERN PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION. The article is dedicated to way of how the epistemic approach can be introduced into modern professional foreign language education. The author reveals contents of notions "epistemic approach" and "episteme", focusing on the complexity of these phenomena and pointing out their pedagogical, sociocultural and philosophic aspects. The author underlines the importance of foreign language acquisition on the basis of educational epistemes. The article contains some theses of the implementation of the epistemic approach in professional foreign language education and its educational potential. The author also singles out requirements, established for teachers and students when the epistemic approach is used in foreign language classes. The researcher suggests that the epistemic approach widens the educational potential of professional foreign language education, expands students' worldview and contributes to their over-all personal development.
Key words: educational episteme, educational potential, epistemic approach, modern foreign language professional education.
О.С. Бабенкова, аспирант Московского государственного педагогического университета; ассистент каф. иностранных языков и профессиональной коммуникации, Курский государственный университет, г. Курск, E-mail: oksanatereshchenko08@yandex.ru