УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.9:343.352
И.И. БИКЕЕВ, доктор юридических наук, профессор
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия
ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ ВЗЯТКИ ОТ ПОДАРКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРАКТИКА И ТЕНДЕНЦИИ
Традиция подарков работникам государства и местного управления укоренена в России и подпитывает системную коррупцию. На основе отечественного законодательства, зарубежных правил и обыкновений исследуется вопрос о грани, отделяющей подарок от взятки. С учетом существующих тенденций осуществлена попытка универсализации подходов и прогнозирования путей решения проблемы.
Ключевые слова: коррупция; взяточничество; взятка; подарок; отграничение.
Сравнительно недавно, примерно года два назад, среди московского чиновничества не самого высокого звена бытовало следующее четверо стишие:
«Пришел и что-нибудь принес -Ответим на любой вопрос. А если ты пришел пустой -Иди же ... (далее следовало нецензурное высказывание). Там постой».
Это четверостишие было рассказано одним из жителей российской столицы, имеющим непосредственное отношение к федеральным органам власти.
Когда-то, но дальше по времени, в отдельных государственных ведомствах, в том числе и на территории Республики Татарстан, стояли так называемые гостевые столики, на которые посетители складывали свои подношения. Эти столики активно функционировали в так называемые «красные дни календаря»: Новый год, Рождество, 23 февраля, 8 марта и т.д. Они бывали просто завалены тортами, конфетами, шампанским, коробками с бытовой техникой и т.п. Причем подарки приносили руководители и представители организаций, в определенной мере зависимые от этого ведомства. Например, подотчетные ему, подконтрольные, нуждающиеся в разрешениях, согласованиях и т. д.
Сразу на ум приходит взятка за общее покровительство, которая памятна юристам еще из курса уголовного права: необусловленное будущим действием или бездействием подношение, предполагающее хорошее в дальнейшем отношение со стороны должностного лица, т.е. взятка «на будущее», «на всякий случай».
Сравнительно недавно по просьбе Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики по сходной проблеме нам пришлось выступить перед представителями подразделений региональных органов власти и муниципальных образований республики. И вот после завершения мероприятия целая группа этих служащих подошла к нам, и некоторые из них, видимо, не уяснив до конца, что же можно, а что нельзя, либо даже боясь верить в то, что было сказано, с дрожью в голосе спрашивали: а сколько же можно брать подарков, на какие суммы, за что и от кого, чтобы не нарушить закон?
На самом деле решение вопроса об отношении к подаркам и другим получаемым не от работодателя благам в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей - это выбор цивилизационного пути развития России. Глубокая коррумпированность -удел социально и экономически слаборазвитых
государств. Так называемые развитые западные страны уже четко определились по этому вопросу
Жертвами коррупционных скандалов в последние годы стали президент Германии Кристиан Вульф [1], премьер-министр Израиля Эхуд Оль-мерт [2], бывший президент Республики Корея Но Му Хён, покончивший жизнь самоубийством, мэр Шэньчженя Сюй Цзунхэн и др.
В так называемых развитых странах Запада система контроля за подарками служащим действует давно, и там для чиновников установлены четкие правила, по которым они принимают презенты не дороже определенной суммы. Все иные предметы заносятся в декларацию.
К примеру, в США любой подаренный чиновнику незарубежный подарок стоимостью свыше $50 считается взяткой. Если же служащий желает взять презент себе, то ему необходимо обратиться за специальным разрешением к сотруднику своей организации, занимающемуся вопросами деловой этики. Стоимость подарков сенаторам не может превышать $300 в год, презенты общей стоимостью свыше $75 декларируются. Для конгрессменов эти цифры составляют $250 и $100 соответственно. В США федеральные чиновники и президент обязаны декларировать и сдавать в госархив иностранные подарки, если их стоимость превышает $305. Правда, у госслужащего есть возможность выкупить понравившийся предмет. Государственный департамент США ежегодно публикует перечень подарков в вестнике Federal Register.
Во Франции предельная стоимость подарка составляет всего Ъ35. Более дорогие презенты предписано возвращать дарителю. Так, бывший президент Франции Франсуа Миттеран был вынужден вернуть конезаводчикам рысака, а Жак Ширак - часы Rolex экс-президенту США Биллу Клинтону.
В Великобритании стоимость «безвозмездного» подарка члену правительства не может превышать £140 фунтов стерлингов (£). Более дорогие подарки возможны лишь в случае, если получатель намерен сделать ответный презент на аналогичную сумму. Если министр захочет оставить подарок себе, он обязан выплатить в казну разницу между его реальной стоимостью и £140.
А премьер-министр Латвии может получить свои подарки лишь после ухода с поста и только
на условии выкупа. Стоимость презентов определяет спецкомиссия, в которую входят сотрудники госканцелярии и минкультуры.
Но более радикальными методами действуют в Китае. Там законодательно установлен перечень предметов, запрещенных к дарению. Принятие входящих в него подношений расценивается как взятка и карается смертной казнью. В список не включены книги, поэтому, по данным средств массовой информации, часто взятки даются фолиантами в драгоценном переплете. Всего с 2000 г в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тыс. чиновников, еще 120 тыс. получили по 10-20 лет заключения.
В Сингапуре министрам и членам их семей кодекс поведения министра запрещает принимать подарки, если они подносятся с явной целью добиться расположения получателя. Презенты стоимостью менее 50 сингапурских долларов разрешено оставлять себе, более дорогие министры могут выкупить. Другие чиновники отчитываются обо всех подарках перед спецкомиссией. Если она сочтет презент дорогим, он продается с аукциона, деньги уходят в бюджет.
Канадские госслужащие не имеют права принимать любые подарки, стоимость которых может быть выражена деньгами. Нарушение этого правила является преступлением.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения с его стороны. Получающий подарок психологически становится обязанным отплатить добром за добро. В этом и опасность подарков чиновнику: а вдруг он будет расплачиваться за него за государственный или общественный счет?
В подп. «г» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации, дано поручение Правительству Российской Федерации издать до 1 октября 2012 г. типовой нормативный акт, обязывающий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных служащих, муниципальных служащих, служащих Центрального банка Российской Федерации, работников организаций, создаваемых Российской Федерацией на основа-
нии федеральных законов, сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. В указанном акте следует также определить такие понятия, как «получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей», «подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями», установить срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка, и определить порядок сдачи подарка, порядок его оценки, реализации и зачисления средств, вырученных от его реализации, в соответствующий бюджет, а также порядок выкупа подарка.
Таким образом, Президент России предложил особое внимание уделять любого рода подаркам, сделанным государственным и муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, поскольку предполагается, что такие подарки имеют коррупционную составляющую и могут выступать в качестве завуалированной формы взятки, данной, например, не за какое-то конкретное действие (бездействие), а за общее покровительство.
Вместе с тем законодательство России и субъектов федерации не характеризуется в этой сфере безупречностью. В соответствии с ч. 1 ст. 575 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, следующим категориям лиц: а) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан; б) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным
служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей 1.
Указывается также, что запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный п. 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
В то же время другие нормативные акты содержат формулировки, которые ставят под сомнение законность любых подарков в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей одаряемого вообще. Так, ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в редакции от 25.12.2008 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который относится и к государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, устанавливает, что гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается (курсив мой - И.Б.): получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с
1 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6235.
протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который действует и в отношении татарстанских муниципальных образований, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Получается, что в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе в связи с исполнением должностных обязанностей подарки вообще принимать нельзя, за исключением случаев, связанных с официальными мероприятиями. Можно заключить, что между ГК и другими названными нормативными актами имеется нестыковка.
Официальными мероприятиями можно считать участие в официальных делегациях, встре-
чах, конференциях и т.п., на которых человек выступает в качестве представителя организации, органа или муниципального образования в отношениях с представителями других организаций, органов и образований.
Итак, что такое «обычный подарок»? Подарок - это материальный объект, вещь, которую даритель по собственному желанию и безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие либо пользу получателю подарка. Подчеркиваю: безвозмездно. Если предполагается какое-то встречное возмещение, вещами или действием, то подарка нет. Как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: юбилеем, встречей, праздником. Официальное мероприятие тоже является поводом. Подарком даритель устанавливает отношения, передает напоминание о себе, как бы говорит о заинтересованности в сотрудничестве.
Юридическая практика относит к «обычным подаркам» сувениры, книги, буклеты, альбомы, некоторые произведения искусства, цветы, конфеты, продукцию самого дарителя либо предметы, привезенные с другой территории, и т.д., иногда - предметы бытовой техники, изделия, вызывающие ассоциации.
Следует отметить, что во многих так называемых «развитых странах» дарения чиновникам в связи с их профессиональной деятельностью также запрещены, а в других предполагают восполнение подарка встречным подарком. Например, в Японии принята традиция обмениваться подарками: дарить подарки и обязательно получать в ответ аналогичный по ценности подарок о-каэси (от яп. - возврат). Представьте,
если служащий принимает подарок, то делает дарителю ответный на примерно такую же сумму. Возможно, мы тоже к этому придем.
Отмечу, что закон не содержит ограничений по принятию подарков служащими в силу личных отношений: родственных, дружеских, приятельских и т.д.
Отмечу, что во многих федеральных органах приняты нормативные акты, регламентирующие передачу подарков, полученных служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В дальнейшем эта практика, как представляется, будет повсеместной.
Можно заключить, что положения гражданского законодательства о допустимости «обычных подарков» государственным и муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей на сумму до 3 тыс. рублей распространяются именно на подарки, которые делаются в связи с протокольными и иными официальными мероприятиями. Принятие подарков по иному поводу является нарушением закона и влечет ответственность в зависимости от характера поступка и его общественной опасности.
В то же время многие работники образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без по-
печения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан, не являются государственными гражданскими или муниципальными служащими, и потому на них действие соответствующего законодательства не распространяется. В их отношении действует только процитированная выше норма ч. 1 ст. 575 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Бесспорно, это тоже проблема. Но она заслуживает отдельного рассмотрения.
Список литературы
1. Президент Германии Кристиан Вульф ушел в отставку из-за коррупционного скандала. - URL: http://www.gazeta. ru/news/lastnews/2012/02/17/n_2208153.shtml
2. Экс-премьера Израиля осудили за коррупцию. - URL: http://www.dni.rU/polit/2012/9/24/240950.html
В редакцию материал поступил 21.02.13
Информация об авторе
Бикеев Игорь Измаилович, доктор юридических наук, профессор, первый проректор, проректор по научной работе, председатель Наблюдательного совета НИИ противодействия коррупции Института экономики, управления и права (г. Казань)
Адрес: 420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]; [email protected]
I.I. BIKEEV,
doctor of law, professor
Institute of economics, management and law (Kazan), Russia PROBLEMS OF DISTINGUISHING A BRIBE FROM A PRESENT IN RUSSIA AND ABROAD:
PRACTICE AND TRENDS
The tradition of giving presents to state and municipal officers is established in Russia and it injects systemic corruption. Basing of the Russian legislation, foreign rules and traditions, the author investigates the problem of distinguishing a bribe from a present. Taking into account the existing trends, the author attempts to form a universal approach and predict the ways of solving the problem.
Key words: corruption; bribery; bribe; present; distinguishing.
References
1. Prezident Germanii Kristian Vul'fushel v otstavku iz-za korruptsionnogo skandala (German President Christian Wolf resigned after corruption affair), available at: http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2012/02/17/n_2208153.shtml
2. Eks-prem'era Izrailya osudili za korruptsiyu (Israel Ex-Prime Minister is prosecuted for corruption), available at: http:// www.dni.ru/polit/2012/9/24/240950.html
Information about the author
Bikeev Igor Izmailovich, doctor of law, professor, first vice rector, vice rector on scientific work, chairman of supervisory board of Scientific-Research Institute for corruption counteraction of Institute of economics, management and law (Kazan)
Address: 420111, 42 Moskovskaya str., Kazan, Russia, tel.: (843) 231-92-90
E-mail: [email protected]; [email protected]