ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Запрещение дарения в гражданском праве как способ предотвращения коррупции
Быковская Елена Анатольевна
Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Сибирского государственного университета путей и сообщений, г. Новосибирск
e-mail: [email protected]
Elena A. Bykovskaya
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, head of the department of Civil Law of Federal State Budget Educational Institution of Higher Vocational Education Siberian State University of Railways Posts, Novosibirsk
e-mail: [email protected] УДК 347.08
The Ban for Endowment Conveyancing in the Civil Law as Way of Corruption Prevention
В статье анализируются нормы гражданского законодательства о запрещении дарения отдельным категориям лиц, направленные на предотвращение коррупции, а также рассматриваются проблемы разграничения понятий «подарок» и «взятка».
Ключевые слова и словосочетания: коррупционное поведение, запрещение дарения, взятка.
The author analyzes the regulations of Civil Law about the ban of donation conveyancing of certain persons aimed at corruption prevention and considers the problems of delimitation of the concepts of "gift" and "bribe".
Key words and word combinations: corruptive behavior, ban of donation conveyancing, bribe.
Во всем мире коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики. Всестороннее, последовательное и решительное противодействие коррупционным правонарушениям - одна из главных политико-правовых задач, стоящих перед Россией в XXI веке. Коррупция - социально-юридическое явление, которое Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2012г. названо уничтожающим ресурс национального развития.
Профилактика коррупции, совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы, определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции является важными задачами. Нормы различных отраслей права призваны решать эти задачи, а также задачу привлечения к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Коррупционные правонарушения влекут
за собой дисциплинарную, административную, уголовную, а также гражданско-правовую или иную ответственность.
Коррупционное поведение может проявляться в различных формах - получение взятки, коммерческий подкуп, предоставление необоснованных льгот и привилегий и т.п. Большинство из них являются правонарушениями, предусмотренными административным и уголовным законодательством. Роль административного и уголовного права в деле борьбы с коррупцией чрезвычайно велика. Однако и гражданское право вносит важный вклад в противодействие коррупции, в частности, позволяя лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию, а также включив в число норм запрет на совершение такой сделки, как дарение.
Одной из проблем в сфере правового противодействия коррупции является отграничение взятки от подарка. Взятки и подарки схожи тем, что их предметом выступает имущественная выгода. Взятка отличается от подарка тем, что носит обусловленный характер, т.е. является платой за уже совершенные действия (бездействие) должностного лица или стимулирует его к совершению служебного действия (бездействия). Дарение отрицает такую причинную обусловленность Подарок - это дар, который предоставляется при отсутствии какого - либо встречного предоставления.
Первая проблема разграничения подарка и взятки состоит в определении круга лиц, которым запрещено законом принимать подарки.
На основании ст. 575 ГК РФ дарение не допускается в т.ч.:
- работникам образовательных, медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные услуги;
- лицам, замещающим государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности;
- государственным, муниципальным служащим;
- служащим Банка России;
- между коммерческими организациями.
Этот запрет не распространяется в отношении «обычных подарков», стоимость которых не превышает трех тысяч рублей [2].
Подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, могут быть подарены без каких-либо ограничений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Предусмотренный Федеральным законом «О противодействии коррупции» запрет касается только лиц, замещающих:
- государственные должности РФ, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;
- государственные должности субъектов РФ;
- муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе[3].
Круг субъектов, на которых распространяется действие установленного запрета, уже, чем предусмотренный в ст. 575 ГК РФ.
В отношении гражданских служащих запрет на получение ими подарков установлен также в пп. 6, 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 №№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом, в отличие от текста Федерального закона «О противодействии коррупции», соответствующая формулировка данного Федерального закона гораздо четче: в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)». Каких-либо исключений из этого правила данная норма не предусматривает, что дает основания считать установленный ею запрет абсолютным. Однако уже в следующем предложении говорится о последствиях получения государственным служащим подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. На основании п.2.ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В отношении государственных служащих соответствующий запрет Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должен соблюдаться в той части, в которой он не противоречит нормам ГК РФ[4]. Аналогичным образом
Правовые аспекты государственного управления
обстоит ситуация и для муниципальных служащих, для которых соответствующий запрет, также без указания максимальной стоимости подарка, установлен в ст.14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[5].
Вторая проблема состоит в том, что законодателем не определены четкие критерии подарков, на которые не распространяются ограничения, установленные гражданским законодательством.
ГК РФ устанавливает два признака подарков, которые могут быть подарены любым лицам без всяких ограничений. Во-первых, подарок должен относиться к категории «обычных подарков»; во-вторых, его стоимость не должна превышать 3 тыс. руб.
Однако действующее законодательство не содержит каких-либо разъяснений, что является «обычным подарком». Нет в действующем законодательстве и легального определения для самого понятия «подарок». Определение дара как объекта договора дарения позволяет судить о том, что в качестве подарка может выступать не только имущество, но и имущественные права, предоставляемые безвозмездно.
Безвозмездной передачей имущества, а значит, и дарением, возможно считать скидку или премию, прощение долга, безвозмездную уступку права требования, продажу имущества по явно заниженной цене, мнимое встречное предоставление по сделке и т.п.
Не признаются имуществом, а значит, не могут признаваться подарком в смысле ст. 575 ГК РФ, также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага, продажи имущества по явно заниженной цене.
Понятие дара довольно широкое. Определения «обычного подарка» не дано, и в связи с этим возникает вопрос: можно ли всегда считать «обычными» любые подарки, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей. Можно ли считать обычным подарком ювелирное украшение, бытовую или компьютерную технику, ценную бумагу, если их стоимость не превышает 3 тысяч рублей? Как определять цену подарка, по покупной или оценочной стоимости подарка. Покупная стоимость подарка может различаться в зависимости от магазина, в котором он приобретен. Сложно оценить подарки, сделанные «своими руками». Если для гражданских правоотношений важна стоимость подарка, то для возникновения уголовно-правовых она значение не имеет.
УК РФ в ч.1. ст.290 предусматривает ответственность за получение взятки, не разъясняя ее минимальный размер[6]. Преступлением признается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Незначительный размер взятки по действующему законодательству не исключает ответственности за взяточничество.
Действующее законодательство не дает оснований считать, что только в случае если подарок стоит свыше размера, установленного ст.575 ГК РФ, то наступает уголовная ответственность, а если его стоимость не превышает предела, установленного ст. 575 ГК РФ, то могут наступить иные (не уголовные) виды ответственности, к примеру, дисциплинарная ответственность.
Различие между подарком и взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий.
Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Передача должностным лицам любых подарков, даже незначительной стоимости, должна расцениваться как взятка в случаях, если:
- такой подарок вымогается должностным лицом под угрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законных интересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такие условия, когда он вынужден вручить «подарок» для обеспечения своих правоохраняемых интересов;
- если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в т.ч. и правомерное, служебное поведение должностного лица или если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия[7].
Критерии разграничения подарка и взятки в законодательстве довольно размыты. Даже если принимать во внимание такие признаки, как стоимость передаваемого имущества и мотив дарителя, то определение вида юридической ответственности, к которой должны быть привлечены обе стороны такой сделки, является
непростым и неоднозначным. Образуют ли действия сторон состав преступления и подлежат ли они привлечению к уголовной ответственности? Или же к действиям сторон применяются нормы о недействительной сделке, и их ответственность в таком случае будет гражданско-правовой? Такая ответственность предусмотрена не только нормами Гражданского кодекса, но и положениями Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года. Согласно Конвенции, во внутреннем праве страны - участницы Конвенции должны быть предусмотрены нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск с целью получения полного возмещения ущерба. Такое возмещение может охватывать нанесенный материальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и нематериальный вред[1].
Итак, приведение в соответствие всех нормативных правовых актов о борьбе с коррупцией, более детальное регулирование вопросов разграничения понятий «подарок» и «взятка» послужит делу предотвращения коррупции и привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных действий.
Библиографический список:
1. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS .№174) (Заключена в г. Страсбурге 04.11.1999).
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 22.12.1995 (в ред. от 21. 07. 2014) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 (в ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2008. № 52 ( ч.1). Ст. 6228.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 (в ред. от 02.04.2014) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
5. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 (в ред.04.03. 2014) // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
6. Уголовный кодекс РФ от 24. 05. 1996 (в ред. от 21. 07. 2014) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. Безверхов А. О некоторых вопросах квалификации коррупционных преступлений // Уголовное право. 2013. №5.