Раздел 1
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ
УДК 001
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А. А. Алексейцева*, Т. П. Грасс
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: Alyonhik92@mail.ru
Рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе, исходя из сравнительного анализа ФГОС бакалавров и магистрантов, а также опыта зарубежных стран. Описаны и проанализированы формы, виды научно-исследовательской деятельности студентов на основании изученных отчетов о научной деятельности КГПУ имени В. П. Астафьева за 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. Изученные формы и описание процесса организации научно-исследовательской деятельности студентов ведущих зарубежных вузов (Стэнфордский университет, Принстонский университет, Кембриджский университет, Токийский университет позволяют заключить то, что здесь вуз становится не только местом обучения студентов, но и центром научной работы: учебный процесс, сливаясь с научным трудом студентов, все более превращается в реальную профессиональную деятельность. Кроме того, проведено исследование на тему «Определение уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности» методом опроса студентов 1-4 курсов бакалавриата направления подготовки «Сервис», используя методики Т. И. Ильиной «Изучения мотивации обучения в вузе», А. В. Карповой «Диагностика рефлексии», методики «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С. А. Пакулина, М. В. Овчинникова и выявлены основные причины, сдерживающие участие студентов в научно-исследовательской деятельности вуза. Предложены концепты, которые могут составить основу модели эффективной организация индивидуальной научно-исследовательской работы студента. Рассмотрение данной проблемы является важной составляющей в каждом высшем учебном заведении, поскольку научно-исследовательская деятельность является важным звеном при конструировании любого продукта, опытно-конструкторской разработки, что находит свое подтверждение в регламентирующих стратегических документах и концептуальных положениях.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность; научно-исследовательские компетенции; научные знания; научно-исследовательские центры; лаборатории; научная деятельность.
RESEARCH WORK OF STUDENTS AS A COMPONENT OF THE MECHANISM OF FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL MOBILITY
А. А. Alekseytseva*, T. P. Grass
Astafyev Krasnoyarsky State Pedagogical University 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: Alyonhik92@mail.ru
The article deals with the problem of the organization of research activity of students in high school, on the basis of a comparative analysis of the GEF bachelors and masters, as well as the experience offoreign countries. Described and analyzed forms, types of research activity of students on the basis of the studied reports on scientific activity KSPU them. V. P. Astafieva for 2013, 2014, 2015 and 2016. Studied the form and description of the process of the organization of research work of students of leading foreign universities (Stanford University, Princeton University, University of Cambridge, University of Tokyo allow us to conclude that here the university is not only student learning place, but also a center of scientific work: the learning process, merging with the
scientific work of students is increasingly becoming a real professional activity. in addition a study on "Determining the level of readiness of students to research activity" by a survey of students of 1--4 courses of undergraduate training areas "Service" using the TImethodIlina "learning motivation training in high school", A. V. Karpova "Diagnosis of reflection" technique "The motivation of students ofpedagogical university teaching" S. A. Pakulina, M. V. Ovchinnikov and identified the major reasons hampering the participation of students in research university activities. propose concepts that can form the basis of a model of effective organization of individual research work of the student. Consideration of this issue is an important component in every institution of higher education, as research activity is an important element in the design of any product research and development design, which is confirmed by the governing policy documents and conceptual positions.
Keywords: research and development activities; research competence; scientific knowledge; research centers; laboratory; scientific activity.
Ускоренный вектор происходящих социально-экономических трансформаций в стране, постоянно растущий объем информации, динамика ценностных императивов, законотворческой базы обусловили новые требования к подготовке и квалификации будущих специалистов. В условиях происходящих событий возникает потребность в таких кадрах, которые способны за счет своих личных качеств, творческого и интеллектуального потенциала самостоятельно и своевременно принимать решения, ориентироваться в происходящих изменениях, выявлять проблемы и причинно-следственные связи, прогнозировать результаты деятельности и выбирать наиболее эффективные пути решения.
Очевидно, что качество профессиональной подготовки студентов определяется не столько целями и содержанием образования, сколько включенностью последних в исследовательскую деятельность, которая в настоящее время приобретает большую значимость и является одним из основных компонентов современной профессиональной подготовки студентов, что находит свое отражение и закрепление в таких нормативных образовательных документах, как Федеральных закон «Об образовании в РФ»: «Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности» [1].
Кроме того, подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата и магистратуры))» и является обязательной составной частью профессиональных задач модели специалиста высшего образования. Сравнивая два Стандарта, можно обозначить следующие параметры, по которым можно классифицировать основные его положения [2] (см. таблицу).
В результате сравнительного анализа уровней педагогического образования можно заключить, что процесс формирования научно-исследовательских компетенций у бакалавров и магистрантов имеет упорядоченную связь: начиная с психолого-педагогических и социальных основ исследовательской деятельности у бакалавров и заканчивая научно-исследовательской и управленческой деятельностью у магистрантов.
Так, например, стратегической целью научной деятельности Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева является превращение научной работы в реальный фактор обновления и устойчивого развития Института, укрепление и наращивание интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава, повышение качества образовательных услуг. Однако в последние годы интерес студентов к научно-исследовательской деятельности постепенно снизился, что привело к снижению активности их участия в научной работе.
Используя метод сравнительного анализа, были изучены отчеты о научной деятельности КГПУ имени В. П. Астафьева за 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. Цель исследования заключается в разработке теоретических основ и практических рекомендаций для активизации научно-исследовательской деятельности студентов КГПУ имени В. П. Астафьева в условиях реализации ФГОС ВО.
Следует заметить, что несмотря разнообразие форм организации научно-исследовательской работы в вузе (конкурсы на лучшую НИР студентов, студенческие научные и научно-технические конференции, выставки студенческих работ), численность студентов очной формы обучения, принимавших участие в выполнении научных исследований и разработок, неуклонно снижается (рис. 1).
На основании проведенного исследования на тему «Определение уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности» методом опроса студентов 1-4 курсов бакалавриата направления подготовки «Сервис», используя методики изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной [4], А. В. Карповой «Диагностика рефлексии» [5], методики «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С. А. Пакулина, М. В. Овчинникова [6], можно заметить, что к основным причинам, сдер-
живающие участие студентов в научно-исследовательской деятельности вуза, можно отнести следующие: низкая мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности, отсутствие представлений об научно-исследовательской работе в целом и условий для научной работы, низкой значимости научных результатов. Также причиной может выступать ограниченность предоставляемых возможностей: научно-исследовательская деятельность осуществляется преимущественно посредством таких сложившихся традиционных форм, как
участие в научных конференциях, научная работа при кафедре, участие в предметных олимпиадах, курсовые, выпускные квалификационные работы, проекты и прочее.
Итак, можно сказать, что результативность научно-исследовательской деятельности студентов за 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. представлена циклическим образом: присутствуют как «кризисы», так и «точки роста», свидетельствующие о неустойчивой системе организации научно-исследовательской работы студентов (рис. 2).
Сравнительный анализ ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)» и 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)»
Классифицирующий признак ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) ФГОС 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)
1. Виды профессиональной деятельности - Педагогическая; - проектная; - исследовательская; - культурно-просветительская - Педагогическая; - научно-исследовательская; - проектная; - методическая; - управленческая; - культурно-просветительская
2. Содержание формируемых компетенций - Общекультурные компетенции: преимущественно теоретизированы - анализировать, способность к коммуникации, работать в команде, способность к самоорганизации и самообразованию и др.; - общепрофессиональные компетенции: в основном социально ориентированы -сознавать социальную значимость будущей профессии, способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей и др.; - профессиональные компетенции: точечная ориентация и локальные цели - развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения - Общекультурные компетенции: преимущественно направленные на действия - действовать и использовать, осваивать, приобретать и использовать, формировать и др.; - общепрофессиональные компетенции: в основном носят управленческий характер - готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру; - профессиональные компетенции: средо-вая ориентация и глобальные цели - формирование образовательной среды в реализации задач инновационной образовательной политики, проектировать образовательное пространство, изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения, управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность
2000 л
1000
участие студентов в НИР
500--
0 -I-1-1-1-
2013 г. 2014 г 2015 г 2016 г
Рис. 1. Численность студентов очной формы обучения, принимавших участие в выполнении научных исследований и разработок [3]
900 800 700 600 500 400 300 200 100
доклады
экспонаты
публикации
медали, премии
проекты
гранты
стип. Президента стип. Правительства
2012 г
2013 г
2014 г
2015
Рис. 2. Результативность научно-исследовательской деятельности студентов в 2012-2015 гг. [3]
А также исходя из представленных отчетов в качестве явной проблемы в организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза следует отметить то, что отсутствует выстроенная комплексная работа со студентами по овладению ими исследовательскими навыками. Как было выявлено, студенты старших курсов начинают включаться в процессы научных исследований из побуждений защиты выпускной квалификационной работы и необходимости в ней элементов исследовательского характера. Однако как таковых теоретических модулей, посвященных основам научно-исследовательской деятельности, в вузе не ведется, даются «рамочные» междисциплинарные знания в этой области для «коллектива», группы, не заостряя внимание на индивидуумах, в результате чего снижается степень публикационной активности, участия в студенческих мероприятиях, проектной деятельности.
В связи с этим организация научно-исследовательской деятельности студентов с учетом перспектив развития науки, техники, культуры, а также её активизация является одной из важнейших целей современного высшего образования.
Полагаем, что без ориентации на зарубежные практики в области научно-исследовательской
деятельности студентов невозможно системно и комплексно рассмотреть организационную модель научно-исследовательской работы студентов в вузе.
Согласно «Рейтингу университетов мира», составленные авторитетными рейтинговыми агентствами Европы - THE и QS, США - U. S. News, Азии - Шанхайский рейтинг, топ - 5 лидирующих позиций занимают следующие университеты по представленным в таблице оценочным категориям (рис. 3).
Так, например, анализируя официальный портал Стэнфордского университета, который является одним из ведущих мировых учебных, предпринимательских и научно-исследовательских университетов, можно отметить следующие моменты. Особенность его исследований - междисципли-нарность: благодаря независимым лабораториям, научно-исследовательским центрам, которые «обеспечивают физическое и интеллектуальное пересечение между дисциплинами» от международных и экономических исследований на вызовы окружающей среды, происходит кооперация как студентов, так и аспирантов, профессорско-преподавательского состава, профессионального сообщества.
100 80 60 40 20 0
Академ. репут Репут.работод. Индекс цитированя
Рис. 3. Рейтинг университетов мира 2016-2017 гг. [7]
□ Стэнфордский
□ Кембриджск
□ Оксфорд
□ Швейцария
□ Сигапур
0
Центр исследования в области предпринимательства направлен на совершенствования предпринимательского мышления, обучение предпринимательству (курсы по вопросам предпринимательства и раннего инвестирования, проектные курсы, в котором студенты применяют концепции дизайна мышления, инженерии, финансов, бизнеса и организационные навыки для разработки и тестирования новых бизнес-концепций, которые касаются реальных потребностей), реализация студенческих программ (предпринимательское консультирование, летняя предпринимательская программа, предпринимательские клубы) [8]. Разумеется, благодаря такой системной организации в Стэнфорд-ском университете образовательной, практической и научно-исследовательской составляющих, будут наблюдаться высокие показатели и по академическим показателям, и востребованность студентов на рынке труда.
Благодаря стремлению к самым выдающимся достижениям и открытиям, высокому уровню исследований и распространения полученных знаний, Princeton заслужил всемирную славу одного из лучших исследовательских университетов. Анализируя студенческие организации Принстонского университета в области гуманитарных наук, можно отметить такие, как Python Community Princeton University (междисциплинарное сообщество энтузиастов всех уровней), созданное для поддержки студентов в период подготовки к сессии, проведении научных исследований и тематических работ; Принстон Materials Research Society (Принстонское общество исследования материалов) - активный клуб, который проводит экскурсии, советы, курсы по обсуждению научных вопросов, требующих группового обсуждения и анализа; Женщины в науке коллоквиума (WISC) - студенческая группа, которая работает с целью стимулирования обсуждений между женскими командами факультетов университета в области науки [9].
По мнению Т. А. Фугеловой, учеба в США и особенно в университетах США отличается от процесса обучения в вузах России двумя особенностями:
- с точки зрения студента, здесь меньше «академизма» в учебном процессе;
- с точки зрения самих учебных заведений, в университетах США несравнимо выше качество научных исследований, которые подкрепляются различными источниками финансирования (это могут быть общественные программы, стабильная государственная поддержка, внутренние источники финансирования) [10].
Далее, например, инновационный и предпринимательский дух членов Кембриджского университета закреплено в заявлении миссии университета: внести свой вклад в развитие общества посредством достижения образования, обучения и научных исследований на самом высоком между-
народном уровне передового опыта. Изобретательность и творчество наряду с фундаментальными исследованиями, которые лежат в основе этих идей и в сочетании с постоянным обменом идеями между учеными и компаниями, правительствами и НПО, - залог успеха этого университета. Во взаимосвязи Центра по обучению предпринимательству (СШЬ), IdeaSpace -сообщество людей в Кембридже, которые создают новые бизнес-модели, ориентированные на достижение положительного социального эффекта, достигаются сетевые возможности для предпринимателей развивать свои идеи [11].
Токийский университет - один из известнейших университетов Японии, знаменитый также исследовательскими лабораториями. Особенность японской системы заключается в том, что, кроме «обычных» студентов, существуют еще студенты-исследователи - лица, пожелавшие усвоить один курс или несколько курсов по выбору или провести специальное исследование, не претендуя на ученую степень. С 2000 г. Тодай каждый год в сотрудничестве с другими ведущими отечественными и зарубежными вузами проводит «UT Forum», который даёт учреждениям шанс представить новейшие научные исследования и результаты деятельности, а преподавателям и аспирантам - углубить международные отношения. Параллельно с профессорско-преподавательским форумом организовывается форум для студентов, где они могут испытать все аспекты планирования и проведения международной конференции, а также наладить ценные связи со своими коллегами и учёными со всего мира [12].
Как показывает зарубежный опыт организации научно-исследовательской работы студентов в современных условиях вуз, по своей сути, становится не только местом обучения студентов, но и центром научной работы. Важно отметить, что зарубежная система высшего образования накопила богатый опыт организации научно-исследовательской работы студентов, поскольку учебный процесс, сливаясь с научным трудом студентов, все более превращается в реальную профессиональную деятельность.
В России же наблюдается достаточно низкий приток молодых людей в академическую сферу. С одной стороны, это происходит из-за того, что во многих университетах студенты не привлекаются к участию в настоящих научных исследованиях. С другой стороны, некоторые специалисты видят причину в сформировавшемся образе академической карьеры в обществе, которая не соответствует современному представлению об успешной профессии.
Полагаем, что эффективная организация индивидуальной научно-исследовательской работы студента может предполагать реализацию таких положений, как:
- привлечение студентов к научно-исследовательской работе еще с 1-го курса и непрерывное наблюдение за их профессиональным и научным ростом на протяжении всего периода их обучения в вузе;
- введение «исследовательского обучения» с организацией межведомственного взаимодействия «щкола-вуз», науки, образования, бизнеса и общественности;
- программа индивидуального обучения, направленная на то, чтобы выявлять талантливых студентов и стимулировать их научно-исследовательскую деятельность.
В качестве прогноза можно отметить, что кадровая политика в данной области может осуществляться посредством образовательных курсов, сочетающие в себе элементы теории и практики, поэтапно:
1) отбор амбициозных, мобильных и мотивированных к занятиям научной работой студентов;
2) ориентация на написание научных статей, участие в научно-практических конференциях, грантовой, проектной деятельности;
3) учет формальных показателей результативности работы участников группы, таких как презентации на конференциях, форумах, статьи;
4) желательность изучения английского языка, в том числе самостоятельное посещение языковых курсов для повышения квалификации;
5) стажировки за рубежом, а также работа с иностранными учеными в России [13].
Таким образом, научно-исследовательская составляющая приобретает все большую значимость в структуре готовности будущего специалиста к социально-профессиональной деятельности. Между тем в Стратегии инновационного развития России до 2020 года подчеркивается, что «целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях начата только в последние годы» [14].
Таким образом, компетентностная парадигма развития высшего образования требует от будущих специалистов готовности к профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопределенности и динамичности явлений и процессов. Такая готовность возможна в том случае, если у студентов сформируются соответствующие исследовательские компетенции, то есть умения выявлять, анализировать, прогнозировать, моделировать, проектировать и гибко реагировать на происходящие изменения в окружающей действительности. Создание в вузе рассмотренных ранее форм научно-образовательных структур позволяет подготовить специалиста, способного не только самостоятельно и быстро приобретать профессиональные знания и уверенно ориентироваться в различных областях науки, но и осваивать умения и навыки в исследовательской деятельности.
Библиографические ссылки
1. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/27f9ddea0cccf9a6b90bb2cb8b545d436f 18157b/ (дата обращения: 15.02.2017).
2. ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)» и 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL : http://fgosvo.ru/news/5/553 (дата обращения: 10.02.2017).
3. Отчет о научной деятельности вуза [Электронный ресурс]. URL: http://www.kspu.ru/upload/ documents/2014/04/04/972f3a4906fb94f76cd2fe1838e 3bfd8/otchet-po-nauke-kgpu-im-vp-astafeva-za-2013-god.pdf (дата обращения: 10.02.2017).
4. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной [Электронный ресурс]. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (дата обращения: 10.02.2017).
5. Тест на рефлексию. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А. В. [Электронный ресурс]. URL: http://psychok. net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urov-nya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v (дата обращения: 10.02.2017).
6. Пакулина С. А., Кетько С. М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» [Электронный ресурс]. URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 10.02.2017).
7. Рейтинг университетов мира 2016-2017 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.education-index.ru/articles/university-rankings/qs/ (дата обращения: 01.02.2017).
8. Официальный портал Стэнфорд Высшая школа бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://www.gsb.stanford.edu/visit (дата обращения: 01.02.2017).
9. Официальный портал Принстонского университета [Электронный ресурс]. URL: http://www. princeton.edu/main/ (дата обращения: 01.02.2017).
10. Фугелова Т. А. Продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2056-2060. URL: http://e-koncept.ru/2015/85412. htm (дата обращения: 01.02.2017).
11. Официальный портал Кембриджского университета [Электронный ресурс]. URL: http://www. cam.ac.uk/ (дата обращения: 06.02.2017).
12. Официальный портал Токийского университета [Электронный ресурс]. URL: https://www. unipage.net/ru/the_university_of_tokyo (дата обращения 06.02.2017).
13. Тимофеев М. А. История создания и опыт научной работы молодежной исследовательской лаборатории «Проблемы адаптации биосистем» как пример партнерства государственного и частного секторов в фундаментальных исследованиях // Презентация на международной конференции научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. Иркутск. 2011. URL: http://www.baikal-research. org/files/documents/NOC.pdf (дата обращения: 06.02.2017).
14. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 06.02.2017).
References
1. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (ed. By 03.07.2016, as amended. From 19.12.2016) «On Education in the Russian Federation» (rev. And ext., Joined. In force from 01.01. 2017) [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/27f9ddea0cccf9a6b90bb2cb8 b545d436f18157b/ (reference date: 15.02.2017).
2. IN GEF in areas of training 44.04.01 Teacher education (Master's level) and 44.03.01 Teacher education (undergraduate level) [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/news/5/553 (reference date: 10.02.2017).
3. Report on the scientific activity of the university [Electronic resource]. URL: http://www.kspu.ru/ upload/documents/2014/04/04/972f3a4906fb94f76cd2f e183 8e3bfd8/otchet-po-nauke-kgpu-im-vp-astafeva-za-2013-god.pdf (reference date: 10.02. 2017).
4. Methods of studying the motivation of university studies TI Ilyina [Electronic resource]. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (reference date: 10.02.2017).
5. Test of reflection. Methods for diagnostics of level of reflexivity A. V. Karpov questionnaire [Electronic resource]. URL: http://psychok.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v (reference date 10/02/2017).
6. Pakulina S. A., Ketko S. M. Methods of diagnosis of learning motivation of students of pedagogical high school // Electronic journal «Psychological Science and Education» [Electronic resource]. URL: www.psyedu.ru (reference date: 10/02/2017).
7. Ranking of World Universities 2016-2017. [Electronic resource]. URL: http://www.education-index.ru/articles/university-rankings/qs/ (reference date: 01.02.2017).
8. The official portal of the Stanford Graduate School of Business [Electronic resource]. URL: https://www.gsb.stanford.edu/visit (reference date: 01.02.2017).
9. The official portal of Princeton University [Electronic resource]. URL: http://www.princeton.edu/main/ (reference date: 01.02.2017).
10. Fugelova T. A. Productive interaction of the teacher and students in the educational process of high school as a socio-pedagogical problem // Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2015. Vol. 13. P. 2056-2060. URL: http://e-koncept.ru/ 2015/85412.htm (reference date: 02.01.2017).
11. The official portal of the University of Cambridge [Electronic resource]. URL: http://www.cam. ac.uk/ (reference date: 02.06.2017).
12. The official portal of the University of Tokyo [Electronic resource]. URL: https://www.unipage.net/ ru/the_university_of_tokyo (reference date: 02.06.2017).
13. Timofeev M. A. History and research experience of the youth research laboratory "Problems of adaptation of biological systems" as an example of partnership between the public and private sectors in basic research // Presentation at the international conference of scientific and educational centers [Electronic resource]. Irkutsk. 2011. URL: http://www. baikal-research.org/files/documents/NOC.pdf (reference date: 06.02.2017).
14. Order of the RF Government of 08.12.2011 № 2227-r of the Russian Federation On Approval of Innovative Development Strategy for the period up to 2020 [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (reference date: 02.06.2017).
© AreKceM^Ba A. A.,. Tpacc T. n., 2016
Для цитирования: Алексейцева А. А., Грасс Т. П. Проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов как составляющей механизма формирования готовности к профессиональной мобильности // Менеджмент социальных и экономических систем. 2Gi6. № 4. С. 4-iG.
For citations: Alekseytseva А. А., Grass T. P. Research work of students as a component of the mechanism of formation of readiness for professional mobility // Social and economic systems management. 2Gi6. № 4. Р. 4-iG. (In Russ., abstr. in Engl.)