УК 378 1+ 15999 И.В. Серафимович, О.М. Конькова
DOI:
Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Ярославль, Россия
Содействие профессионализации через организацию научно-образовательной среды вуза
В статье на примере опыта Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова показаны возможности сформированной образовательной среды для реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавров при активизации научно-исследовательской деятельности студентов. Целью исследования является разработка циклической модели содействия научно-исследовательской деятельности студентов, в рамках внутри и межкафедральных, вузовских и межвузовских, региональных и международных проектов. Поставленная цель определила выделение следующих задач:
1) рассмотреть особенности научно-образовательной среды филиала, выделить ее структурные элементы, влияющие на формирование и развитие профессиональных компетенций студентов;
2) проанализировать технологические аспекты организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе; на эмпирическом уровне проследить процесс формирования у студентов требуемых компетенций с использованием инструментов научно-исследовательской работы;
3) обосновать различные возможности, имплицитно содержащиеся в каждом методе организации научно-исследовательской деятельности студентов.
В качестве объекта исследования рассматривалась конкретная учебная группа в образовательной среде вуза. В исследовании применялись социологические методы: включенное наблюдение, неформализованное интервьюирование, анализ отчетов по научно-исследовательской работе студентов. Использованы результаты прикладных исследований по анализируемой проблеме, а также почти 20-летний практический опыт Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (ранее МЭСИ).
В первой части статьи дана характеристика образовательной среды вуза с точки зрения ее возможностей для формирования и развития профессиональных компетенций студентов, в частности, показаны место и роль в этом процессе научно-исследовательской работы студентов. Отмечены проблемы, решение которых позволит более полно реализовать потенциал образовательной среды.
Вторая часть статьи посвящена технологическим аспектам организации научно-исследовательской работы студентов. Выделены способы активизации их деятельности в этой области и показано их практическое применение. Эмпирически доказано, что вовлечение студентов в различного рода научно-исследовательскую работу обеспечивает повышение их мотивации к овладению профессиональными компетенциями, позволяет увидеть результаты своих усилий и формирует потребность в авторских достижениях. Предложенные материалы направлены на систематизацию и развитие теоретических основ и практической модели организации научно-исследовательской деятельности студентов как элемента образовательной среды для достижения показателей эффективности вузов, способствующих выполнению миссии вуза, создания условий для академических ценностей высшего образования в целом. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности других образовательных учреждений высшего образования.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, студенты, образовательная среда, компетенции, обучение в вузе, компетентностный подход, профессионализация.
Irina V. Serafimovich, Olga M. tonkova
Yaroslavl Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Yaroslavl, Russia
Promotion of professionalization through forming the scientific-educational environment at the university
On the example of Yaroslavl branch of Plekhanov Russian University of Economics, the article demonstrates the potential of the generated educational environment for implementing the competence approach in training bachelors at enhancing the research activities of students. The aim of the study is to develop a cyclic model of promoting scientific research activities of students in specialized, interdisciplinary, university and interuniversity, regional and international projects. The aim of the study determined the following tasks:
1) to consider the peculiarities of the scientific-educational environment created in Yaroslavl branch and to allocate its structural elements which influence the formation and the development of students' professional competencies;
2) to analyze the technological aspects of the students' research activity organization at the university; to follow the process of the required competencies formation at the empirical level using the tools of scientific research;
3) to justify the various options implicitly contained in each method of organizing the students' research activity.
The object of the study is the specific student group in the educational environment of the University. The study used different sociological methods such as involved observation, unstructured interviewing, and analysis of the students' reports about their research works. The article presents the results of the authors' applied research on the given problem and nearly 20 years of their practical experience in Yaroslavl branch of Plekhanov Russian University of Economics (former MESI). In the first part of the article the characteristics of the educational environment of the University from the point of view of its potential for forming and developing students' professional competences are considered, the place and the role of students' research work in the educational environment creation process are presented. The key problems that should be solved to realize the full potential of the university educational environment are identified.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта» (проект № 15-06-10823а)
The second part of the article focuses on the technological aspects of organizing students' scientific-research work at the university. The ways to enhance students' science activity in practical application are suggested. It is empirically proven that the involvement of students in scientific research provides their increasing interest to acquire professional competencies because they can see good results of their efforts and feel the need in new achievements. The proposed materials contribute to the development of the theoretical foundations and the practical model of the students' research
activity organizing as a necessary part of the university educational environment, formation of which helps to achieve the university performance indicators, to carry on the mission of the university, to create conditions for implementing the academic values in general. The obtained results can be used by other institutions of higher education.
Keywords: research activities, students, scientific-educational environment, competences, higher education, competence approach, professionalization.
Введение
Высокие темпы изменений в современной экономике невозможны без постоянного развития квалификации сотрудников компаний. Сохранение конкурентоспособности обеспечивается за счет непрерывного повышения квалификации персонала. Перед профессиональным образованием в целом всегда стоит перманентная задача повышения его качества, чтобы обеспечить высокий профессиональный уровень выпускников в контексте тех социально-экономических требований, что предъявляет время [1]. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013—2020 гг.» и Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) в последней редакции исходят как раз из тех требований рынка труда, которые актуальны на данный период развития экономики и общества.
Модернизация стандартов, в том числе и высшего профессионального образования, является отражением нового взгляда на подготовку кадров для российской экономики, что было обусловлено «вхождением России в единое европейское образовательное пространство» и необходимостью «создания системы обеспечения качества российского высшего образования, совместимой с европейскими системами» [2]. Ныне действующий ФГОС 3+ содержит в качестве ключевых показателей подготовленности студен-
тов критерии компетентности: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные [3]. Кроме того, с переходом на болонскую систему высшего профессионального образования абсолютное большинство студентов выпускается бакалаврами, учебные планы подготовки которых, естественно, значительно короче в часах, чем это было при подготовке специалистов.
Как показывают некоторые исследования, работодатели до сих пор воспринимают бакалавров как «недоученных специалистов», относятся с недоверием к качеству их подготовки, особенно практической [4]. Причина этого видится исследователям в том, что подготовка выпускников профессиональных учебных заведений «часто не соответствует требованиям работодателей по содержанию. <...> Требования к компетенциям <...>, заложенные в государственных образовательных стандартах, часто отстают от требований рынка труда» [5].
Возникает дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в контексте профессионально-квалификационной подготовки молодых специалистов, то есть система профессионального образования не способна быстро реагировать на запросы рынка труда и сформировать у студентов на необходимом уровне необходимые на рабочем месте компетенции. Это требует от работодателей дополнительных финансовых затрат, причем, чем ниже стартовая профессиональная подготовка сотруд-
ника, тем выше затраты на повышение его квалификации.
Обеспечить наиболее четкую связь между требованиями работодателей и профессиональным образованием смогут помочь профессиональные стандарты. Это понятие появилось в конце 2012 г. в ТК РФ. Он был дополнен ст. 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта». В ней дается определение терминам «квалификация работника» и «профессиональный стандарт». Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Государственное регулирование содержания образования происходит путем обновление ФГОС ВО, что привело, например, в редакции ФГОС-3+ к смещению акцента на обучение по программам «прикладного бакалавриата» и программам «прикладной магистратуры», «как ориентированных на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной <...> то есть, речь идет о снижении обособленности обучения в российских вузах от рыночной среды, о востребованности выпускников на рынке труда и об обладании выпускников уже сформированными компетенциями. Ядром направления подготовки становятся универсальные и общепрофессиональные компетенции именно они смещаются на позицию ключе-
вых, а основные задачи учета профессиональных стандартов переносятся на уровень образовательной программы» [6].
Таким образом, профессиональные стандарты определяют, как содержание профессионального образования, так и содержание той образовательной среды, в которой будет под требования стандартов осуществляться подготовка специалистов. Реализация учебного процесса на основе компетентностного подхода заставляет пересматривать систему не только аудиторной работы со студентами, но и внеаудиторной, осуществлять интеграцию учебной и вне-учебной деятельности, развивать систему открытого дистанционного образования [7, 8]. В ходе наших рассуждений формируется противоречие. С одной стороны, для фиксации достижения критериев, заданных стандартами, внедряются различные формы оценки качества осуществляемой вузом деятельности, ее результативности в различных аспектах (через аккредитацию, аттестацию, посредством различных рейтингов вузов, через трудоустройство выпускников). Достижение различных критериев становится все более сложным и трудоемким процессом, о чем, в частности, говорят такие авторы, как И.Е. Жуковская [9] Л.А. Камалова, Е.А. Райкова [10], М.В. Симонова, Л.А. Илюхина, Г.М. Ро-манцев, Е.Ф. Зеер [11]. С другой стороны, соответствия перечисленным требованиям предстоит достигать при сокращении объема аудиторных часов и повышенных требованиях к выпускнику, необходимости удовлетворять ожидания работодателей и рынка труда. Встает вопрос, как в таких условиях вузовским преподавателям объединить в процессе обучения решение двух задач: компетентностное и практи-коориентированное обучение, акцентируясь при этом на
формировании поведенческих действий, которые выпускники должны демонстрировать в будущей профессиональной деятельности. На наш взгляд, внеаудиторная работа студентов, а именно ее научно-исследовательская составляющая, должна стать той платформой, где соединяются и развиваются приобретенные студентами знания, умения и опыт. Аналогичные нашим рассуждениям существуют мнения и у зарубежных авторов, таких как Мазакиге О. [12], считающих, что профессиональное образование способствует приобретению навыков применения научных принципов и системного подхода, как при решении частных задач, так и при решении проблем стоящих перед организацией и обществом в целом. При этом мы осознаем, что научно-исследовательская деятельность научно-педагогических работников неотделима от студенческой.
1. Научно-образовательная среда вуза как основа для формирования и развития профессиональных компетенций студентов
Большую роль в реализации положений ключевых государственных документов в области подготовки бакалавров играет та образовательная среда, которая обеспечит процесс приобретения студентами требуемого набора компетенций и сформирует положительную
мотивацию к будущей профессиональной деятельности. Для этого, сошлемся на мнение исследователей А.М. Алексанкова, В.Е. Магер, Л.В. Черненькую, А.В. Черненького [2], что современное образовательное пространство, как научно-образовательная среда, должно сформировать «умение реализовать творческое развитие в профессиональном и научном контексте», без чего невозможна успешная инновационная деятельность. Об обязательной, направленной на практику, исследовательской деятельности при получении образования указывают и зарубежные исследователи [13].
Научно-образовательная среда Ярославского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова представляет собой конкретное структурированное образование, состоящее их двух взаимно интегрированных сред: внутренней и внешней (рис. 1).
Раскроем более подробно представленную на рисунке 1 схему. Составными частями внутренней научно-образовательной среды являются:
— учебная аудиторная и внеаудиторная работа;
— аудиторная (курсовые, рефераты, доклады, проекты, проблемные лекции, решение нестандартных задач с элементами научного исследования) и внеаудиторная научно-исследовательская работа студентов (далее НИРС) (поисковые за-
Внешняя образовательная среда
Внутренняя образовательная среда
Учебная Учебная
Учебная и научная и научная
внеаудиторная аудиторная внеаудиторная
работа работа работа
Управление образовательным
процессом
Внеаудиторная НИРС
Информационная сфера
рис. 1. схема научно-образовательной среды
дания, конкурсы, олимпиады, научные кружки, внутренние конференции);
— административное управление образовательным процессом.
В состав элементов внешней научно-образовательной среды входят:
— учебная внеаудиторная работа (производственная практика, экскурсии, встречи с практиками);
— внеаудиторная НИРС (написание научных статей, участие в работе конференций, научных чтений, в том числе с докладами, в конкурсах проектов, полевых исследованиях);
— информационная сфера (библиотеки, интернет, научные учреждения, места практики, другие вузы, учреждения культуры, органы управления).
Из описания сложившейся структуры научно-образовательной среды Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова видно, что НИРС тесно соединена с учебным процессом: она встроена в учебный процесс, дополняет его и осуществляется параллельно. Это не случайно. Переход на программы прикладного бакалавриата привел к дисбалансу в теоретическом и практическом обучении в пользу последнего, что выразилось в значительном сокращении аудиторных часов на гуманитарные дисциплины и теоретическое обучение. В связи с этим НИРС приобретает особое значение для реализации требований ФГОС ВО и стала необходимым компонентом в подготовке студентов. Обязательное соединение внеаудиторной НИРС с ее элементами в учебном процессе постепенно формирует органичное единство научно-образовательной среды. Такое сочетание учебной и научной деятельности позволяет не только вооружить студентов суммой знаний согласно учебному плану, но и сформировать стремление к их расширению на основе овладения методами научного исследования.
НИРС невозможна без анализа и обобщения различной информации, поэтому стала необходимым компонентом профессиональной подготовки. Кроме этого НИРС помогает выявить индивидуальные творческие способности и актуализировать их, развивает творческое мышление через поиск нестандартных приемов решения проблем, которые имеют практический характер, прикладное значение, экономическую полезность с выходом на их коммерциализацию. В связи с этим НИРС следует рассматривать как удачное соединение обучения и практики.
На наш взгляд, такой тип научно-образовательной среды наиболее оптимален, поскольку обеспечивает условия для реализации принципа «обучение через исследование». Выпускникам вуза придется работать в наукоемком бизнесе и предпринимательской экономике, поэтому овладение широким спектром компетенций, в том числе необходимых для научного исследования, поможет им претендовать на рабочие места в области инновационной и проектной деятельности с высокой оплатой труда.
Проделанный большой объем работы в вузе по формированию научно-образовательной среды не говорит, что можно успокоиться и почивать на лаврах достигнутых успехов. Еще ждут внимания со стороны руководства и профессорско-преподавательского состава вуза такие проблемы, как:
— расширение тематики научных проектов, осуществляемых совместно преподавателями и студентами по актуальным проблемам региона с последующим использованием их результатов в учебной деятельности;
— организация и координация аудиторной и внеаудиторной НИРС междисциплинарного и меж кафедрального характера;
— организация работы проблемных групп и научных семинаров, как внутри, так и межвузовских;
— пропаганда результатов НИРС с использованием вузовского сайта, популярных социальных сетей, выставок;
— разработка действенной системы поощрений студентов за успехи в научно-исследовательской работе.
Преодоление отмеченных нами проблем является условием развития образовательного и воспитательного потенциала сформированной научно-образовательной среды вуза. В контексте нашего исследования следует отметить позицию М.С. Бережной, которая говорит о важности креативной среды в гуманитарном образовании и подчеркивает, что такие среды, создавая условия для активной творческой позиции, реализуют возможности для развития эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры личности. Автор, выделяя основные стратегии образовательной деятельности, которые направлены на управление способностями и талантами, говорит, в том числе, и о таких, как исследовательская и проектная [14, 15].
2. Технологические аспекты организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе
Формирование у студентов нескольких видов компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных, предполагает, что, с одной стороны, многие из них формируются и развиваются в рамках научно-исследовательской деятельности, а некоторые из них являются результатом таковой. Таким образом, процесс профессионализации рассматривается нами с позиции професси-онально-акмеологического подхода, предполагающего,
прежде всего саморазвитие, изменение в мировоззрении, личностных особенностях и мышлении [16]. Наше исследование показало, что сложившаяся в Ярославском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова научно-образовательная среда в ее интегрированном виде способна обеспечить соответствие современным требованиям к подготовке бакалавров как со стороны контролирующих органов, так и со стороны рынка труда.
На примере ряда компетен-тностных требований ФГОС 3+ 38.03.02 Менеджмент (ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности; ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной форме <...> для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; ОПК-4 способность осуществлять деловое общение и публичные выступления <...> электронные коммуникации; ПК-17 способность оценивать экономические и социальные условия предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели) покажем возможность влияния на их формирование способами активизации научно-исследо-
вательской деятельности студентов (таблица 1).
Рассмотрим последовательно каждый из названных в таблице способов.
Этап первый. Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности, понимание прикладных и теоретических аспектов
Этот метод реализуется уже более 15 лет в рамках регулярного научного мероприятия — международного конгресса «Региональный маркетинг». Организаторами конгресса выступают в партнерстве различные структуры: Российский экономический университет им. В.Г. Плеханова и Департамент территориального развития Ярославской области, Агентство по туризму Ярославской области при поддержке Правительства Ярославской области, Ярославской торгово-промышленной палаты, Ярославского регионального отделения ООО «Всероссийский Совет местного самоуправления». Информационным партнером стала Гильдия маркетологов России. В числе решаемых задач представлены задачи, как сугубо практического (привлечение специалистов), так и теоретического (определение роли и функции маркетинга на разных уровнях взаимодействия) и прикладно-
го характера (обмен опытом, анализ практик). Участниками Конгресса традиционно являются, с одной стороны, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления; с другой — ведущие ученые России, ближнего и дальнего зарубежья, представители бизнеса, музеи, учреждения культуры, студенческое сообщество. Регулярно в мероприятии принимают участие около 300 человек. Важным становится расширение географии участников и партнеров, усиление межсетевого взаимодействия, активизация деятельности студенчества по решению вопросов развития территорий через социальные проекты. По итогам конгресса издается сборник статей ученых и практиков-маркетологов. Участие для студентов дает им возможности иметь прямой контакт с высокопрофессиональными практиками (работает на формирование ОК-5), получать непосредственно от них аналитическую информацию об экономических и социальных условиях в регионе и по стране в целом для предпринимательской деятельности (работает на формирование ПК-17). Кроме этого, по нашим наблюдениям, участие студентов в таких мероприятиях формирует у них более осознанное, ответственное отношение к овладению профессиональными знаниями и активизирует их познавательную деятельность.
Этап второй. Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках внутри и межкафедральных проектов
В работе в целом кафедр филиала и, в частности, кафедры менеджмента и маркетинга Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова это проявилось в реализации таких мероприятий, как встречи с предпринимателями, конкурсы бизнес-проектов (с этим опытом своей работы мы уже
Таблица 1
способы активизации нирс
Способы активизации Цель, мероприятия
1. Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности, понимание прикладных и теоретических аспектов. — Стимулирование НИРС через активизацию творческого потенциала студентов посредством прямых контактов с экспертами и практиками. — Международный конгресс «Региональный маркетинг»
2. Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках внутри и межкафедральных проектов. — Знакомство с проблематикой регионального управления, выявление актуальных направлений и тем для исследований. — Конференции, полевые исследования, научный кружок и др.
3. Подведение итогов научно-исследовательской деятельности студентов за учебный год. — Презентация результатов научно-исследовательской активности и их оценка, создание площадки для научного взаимодействия. — Конференция «Молодежь. Образование. Экономика».
знакомили читателей) [17], студенческие научно-практические конференции, полевые исследования, студенческий научный кружок и другие.
В этой статье мы хотим остановится на научно-исследовательской работе студентов, как способе формирования у будущих менеджеров необходимых компетенций. Сразу же с первого курса студенты активно вовлекаются преподавателями кафедры в различные научно-исследовательские мероприятия. Задача преподавателя убедить студентов в том, что не надо бояться этой работы, ведь пока не попробуешь сам, никогда не поймешь и не почувствуешь, насколько ты стал богаче в своих знаниях и умениях.
Мы исследовали работу студентов одной группы на протяжении 4-х лет, от поступления их в вуз до выпуска в качестве бакалавров менеджмента. Уже будучи выпускниками, в ходе их интервьюирования, которое больше напоминало беседу «по душам», студенты вспоминали «себя в науке» и честно признались, что не всегда и не каждому хотелось участвовать в научных мероприятиях, поэтому поначалу некоторые из них иногда воспринимали это как принуждение. Однако, чем больше они осваивали учебные предметы и испытывали удовлетворение от получаемых результатов, в том числе и научно-исследовательских, тем больше появлялось желание познавать будущую профессию не только по учебникам. Этот приобретенный научно-исследовательский опыт ощутимо помогал им в подготовке дипломных работ. Мы посчитали целесообразным для понимания логики изложения и реальных показателей отразить несколько, важных на наш взгляд моментов, а именно:
• Результативность и показатели студенческой научно-исследовательской деятельности. За 4 года обучения студента-
ми исследуемой группы, численность которой 18 человек, опубликовано 53 статьи. Они стали участниками более десятка таких научных мероприятий, как конференции, круглые столы, семинары, проходившие не только в Ярославле, но и в Москве, Твери, Белгороде, Рязани, Минске, Дербенте. На конференциях было сделано 48 докладов, посвященных современным проблемам менеджмента. Тематика статей довольно обширна: от проблем оперативного управления до вопросов стратегического менеджмента, например: конкурентоспособность компаний, организационная культура, управление человеческими ресурсами, социокультурные аспекты управления и другие, Многие статьи отражали результаты курсовых исследований, при этом помогали студентам решать две сложные и важные задачи: во-первых, под руководством преподавателей они учились писать научный текст, осваивали этот стиль подачи материала, во-вторых, готовя материал для статьи, они заново переосмысливали свои курсовые работы и учились не только выбирать главное, но и оценивать свой результат с точки зрения его полезности для управленческой деятельности. Организация такой деятельности студентов успешно работает на формирование ОК-3, ОК-5, ОПК-4, ПК-17.
• Полевые эмпирические исследования. Данное направление реализуется в меж кафедральном проекте совместно с кафедрой гуманитарных дисциплин, где в рамках курсов психологической направленности с помощью психологических методик изучаются те или иные личностные особенности, влияющие на эффективность деятельности [18, 19, 20]. Например, результаты исследования среди выпускников средних школ показали студентам, что некоторые по-
веденческие реакции взрослых людей, с которыми сталкиваются руководители в организациях, могут являться следствием событий их детства и отрочества, периода, когда шел процесс осознания себя и формирования отношения к окружающей действительности под ее же влиянием. Выявление этой проблемы и понимание ее первопричины несомненно поможет им в будущем, как менеджерам, при решении задач деловой коммуникации.
В том, что успешность деятельности определяется не только собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовывать эти ресурсы в своем труде за счет развития соответствующих профессионально-значимых качеств личности, студенты убедились по результатам другого полевого исследования среди представителей педагогической профессии. Они выявили, что деловые коммуникации способствуют развитию творческого потенциала педагогов, умению находить общий подход к разным возрастным группам и личностным особенностям своих учащихся, более эффективному решению профессиональных проблем, проведению рефлексивного анализа своей деятельности, выявлению слабых сторон и путей их устранения. Участие студентов в таких исследованиях эффективно при формировании ОК-3, ОК-5, ОПК-4, ПК-17.
• Сетевое взаимодействие в рамках студенческой научно-исследовательской деятельности. Интересным было участие студентов исследуемой группы совместно со студентами РУДН (Российского университета дружбы народов) в разработке проекта обновления туристского продукта города Мышкина Ярославской области. Работа над проектом осуществлялась в течение трех дней тремя последовательными стадиями: мониторинг и
картирование ресурсов территории, работа в проектных группах по выработке инновационных проектов, экспертиза и защита разработанных проектов. Для выявления потребностей местных жителей и туристов в городе Мышкин студентами был проведен социологический опрос. Анализ его результатов позволил диагностировать текущую ситуацию и оценить имеющиеся рекреационные ресурсы. В частности, ими было предложено использовать как туристский объект одно из старинных зданий — бывший дом краснодеревщиков Смирновых — как Дом Детского Творчества. Город Мышкин издавна знаменит такими ремеслами, как валяние валенок, ковка железа, гончарное ремесло, плетение из льна и бересты. В Доме Детского Творчества этим ремеслам можно обучать детей местных жителей и проводить мастер-классы для туристов. Предложенный группой проект был представлен экспертам и руководству Мышкинско-го муниципального района и получил одобрение. Сам факт того, что студенты получили возможность участвовать в такой научно-исследовательской работе, говорит о том, что опыт подобной деятельности, приобретенный ими в стенах родного вуза, оказался успешным и востребованным для муниципального района, а также полезным для формирования всех взятых для примера компетенций. Кроме того, филиал активно осуществляет научно-инновационную деятельность, разрабатывает проекты для приоритетных отраслей экономики, проводит круглые столы с предпринимателями. В сотрудничестве с бизнес-партнерами успешно развивается и функционирует студенческий технопарк Бизнес-8ТАЕ.-иР, являющийся площадкой для формирования у студенчества профессиональных компетенций и мотивации на иннова-
ционную и предпринимательскую деятельность.
• Содействие коммерциализации студенческой научно-исследовательской деятельности. В рамках студенческого научного кружка «Формирование высокоэффективного менеджмента для решения организационных проблем» группа студентов занималась исследованием факторов, обеспечивающих устойчивое развитие региона и региональных организаций в современных условиях, например, человеческий капитал, финансовый рынок, инвестиционная политика, информационное обеспечение, развитие предпринимательства, корпоративная культура и другие. Готовились доклады, организовывались дискуссии и «круглые столы». Исследуя различные векторы организационного и регионального развития, студенты приходили к важному для себя выводу, что успех и эффективность любого объекта управления есть результат согласованных усилий высокопрофессиональных менеджеров. Такая совместная исследовательская работа студентов способствует не только формированию, но и закреплению многих требуемых стандартом обучения компетенций. Таким образом, включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках внутри и межкафедральных проектов является незаменимым способом формирования многих компетенций бакалавров менеджмента, особенно тех, для формирования которых аудиторные возможности не всегда достаточны.
Этап третий. Подведение итогов научно-исследовательской деятельности студентов за учебный год. Эффективность этого способа обусловлена публичностью его практического применения. Восемнадцатый год Ярославский филиал является организатором Всероссийской научно-практической конференции мо-
лодых ученых, аспирантов и студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования «Молодежь. Образование. Экономика», которая создает условия для расширения возможностей эффективной самореализации молодежи, повышения уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны. Партнерами выступают: Агентство по делам молодежи Ярославской области и мэрии города Ярославля. Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова, «Центр имени В.В. Терешковой» — многокомпонентное учреждение культуры, включающее в себя современный планетарий с трёхмерной компьютерной визуализацией; обсерваторию; экспозиционно-выставочный зал, познавательно-развлекательный комплекс с интерактивным классом, Музей современного искусства — новая интерактивная площадка для взаимодействия искусства и зрителя в г. Ярославле, которая предоставляет отличную возможность провести досуг с пользой и быть в курсе тенденций современного искусства.
Цель конференции — создание площадки молодежного взаимодействия по прикладным научным исследованиям и инновационным разработкам в приоритетных областях экономических, естественно-математических, гуманитарных, социальных и общественных наук. Эта цель достигается благодаря решению комплекса задач:
— привлечение студентов к научно-практической деятельности;
— укрепление разносторонних связей между органами государственной власти и студентами;
— стимулирование интереса молодежи к общественно-значимой деятельности;
— создание условий для реализации инновационного потенциала молодежи, обмена опытом в исследовательской работе и научных разработках.
Всего участниками мероприятия являются более 250 студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых из более чем 50 организаций высшего и средне-профессионального образования. Особенностью 2016 года явилось наличие экспертов из представителей власти, малого и среднего бизнеса, из числа работодателей, которые участвовали как в работе пленарного заседания, так и в работе секций, помогали оценить доклады студентов не только с научной, но и практической точек зрения. Такое сотрудничество вуза с экспертами и представителями бизнес-сообщества в работе секций зарекомендовало себя как положительное нововведение, которое необходимо развивать и использовать в дальнейшем. «Круглый стол» с работодателями во время конференции позволил сделать ее разноформатной и практико-ориентированной.
Традиционно в рамках конференции работали секции по следующим направлениям:
1. Актуальные проблемы менеджмента и маркетинга.
2. Экономика, финансы, бухгалтерский учет и анализ.
3. Роль математических и статистических методов в исследовании социально-экономического развития регионов.
4. Современные информационные технологии в экономической деятельности и образовании.
5. Роль гуманитарных, социальных и общественных наук в развитии социума.
6. Ethical Business.
В докладах были представлены результаты студенческих исследований теоретического и экспериментального характера. 27 студентов стали дипломантами I, II и III степени, из них — 10 студентов
Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. Традиционно по итогам конференции готовится издание сборника статей. По итогам XVII Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Экономика» в сборник вошло более 160-ти статей, подготовленных участниками конференции по актуальным проблемам теории и практики менеджмента, маркетинга и инновационного развития регионов, развития мировой экономики, влияния гуманитарных и общественных наук на развитие социума, по современным информационным технологиям в экономической деятельности и образовании, роли математических и статистических методов в социально-экономическом развитии регионов, по проблемам бухгалтерского учета и финансов, по вопросам правового регулирования общественных отношений.
Доклады и статьи, представленные на конференции, по сути, являются показателем научно-исследовательской активности ее участников на протяжении учебного года, основную массу которых составляют именно студенты, а сама конференция воспринимается ими как отчетное мероприятие, где в течение нескольких минут, если доклад, или на нескольких страницах, если статья, нужно суметь показать свою успешность в овладении требуемым набором компетенций.
Исключительностью конференции 2017 года будет являться то, что она проводится в год 110-летнего юбилея РЭУ им. Г.В. Плеханова и имеет ряд отличительных особенностей. Целью конференции является содействие развитию потенциала молодежи в условиях сотрудничества и партнерского взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти Ярославской области, органами
местного самоуправления, общественными объединениями, учеными и представителями бизнес-сообщества для социально-экономического развития региона. Во-первых, участниками и почетными гостями конференции будут депутаты Областной и Государственной Думы, политики, эксперты, работодатели. Во-вторых, будут обсуждаться актуальные вопросы реализации молодежной политики, что создаст предпосылки для максимального вклада молодежи в социально-экономическое развитие региона. В-третьих, регламент работы конференции предполагает новый формат, а именно — панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы и др. Тем самым, филиал становится достойной площадкой для реализации приоритетных проектов РЭУ им. Г.В. Плеханова, развивая не только научно-образовательный потенциал молодежи, но и делая важный акцент на воспитании правового и гражданского сознания молодёжи и получении ею навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе навыков антикоррупционного и межнационального толерантного поведения.
Заключение
1. Каждый из выбранных инструментов для управления научно-исследовательской деятельностью, а именно: приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности, понимание прикладных и теоретических аспектов, включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках внутри и межкафедральных проектов, подведение итогов научно-исследовательской деятельности студентов за учебный год, реализуя каждый свои задачи в отдельности, позволяет в совместном взаимодействии говорить о комплексе взаимодополняющих
мер по привлечению, включению и развитию студенческой научно исследовательской деятельности.
2. Различные возможности, имплицидно содержащиеся в каждом методе организации научно-исследовательской деятельности студентов, создают предпосылки для интеграции учебной и внеучебной деятельности, создавая тем самым условия для более качественного формирования требуемых компетенций. Так, участие в регулярно проводимом Международном конгрессе по маркетингу и туризму «Региональный маркетинг» дает возможность участия в круглых столах, секциях, общение с представителями бизнеса, власти, общественности, учеными. Участие с выступлением, публикацией на Всероссийской научно-практи-
ческой конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь. Образование. Экономика» дает возможность попробовать свои силы, представить имеющийся опыт. Индивидуальные консультации и студенческий научный кружок, межкафедральные и внутрикафедральные проекты дают иные возможности. Так, участие студентов в научно-исследовательской работе научило их разрабатывать план и определять оптимальные методы исследования; осуществлять поиск и работать с научной литературой; собирать, анализировать и обобщать научные факты, материал практики; теоретически прорабатывать исследуемую тему, аргументировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации; оформлять результаты научной работы.
3. Вовлеченность в научно-исследовательскую работу, несомненно, способствовала повышению качества усвоения изучаемых дисциплин; развитию их творческого и аналитического мышления, расширению кругозора; выработке умения применять имеющиеся знания для получения новых знаний. Овладение основами научно-исследовательского труда, анализа различного рода явлений с использованием научных методик — это наше важное ком-петентностное приобретение, необходимое любому менеджеру для принятия управленческих решений. Написание курсовых и дипломных работ в этом контексте не эклектично, а является логическим продолжением и дополнением, создает основу для интеграции науки и практики.
Литература
1. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М,Рудник Б.Л., Фрумин И.Д, Якобсон Л.И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материалы для обсуждения.//Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
2. Алексанков А.М., Магер В.Е., Черненькая Л.В., Черненький А.В. Обеспечение качества высшего образования. // Открытое образование. 2016. Т.20. № 4. С. 10-16.
3. ФГОС ВО (3+) 38.03.02 Менеджмент (09 февраля 2016 г. № 41028). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302. pdf (дата обращения 15.01.2017).
4. Конькова О.М., Яшков А.Б. Формирование компетентностной модели выпускника современного вуза по экономическим специальностям. Монография. / О.М. Конькова, А.Б. Яшков, ЯФ МЭСИ. — Ярославль: «Еще не поздно!», 2011. — 140 с.
5. Архипова Н.И., Орел Т.Я., Седова О.Л. Профессиональные стандарты как инструмент повышения конкурентоспособности российских предприятий // Вестник РГГУ. Серия: Экономика, управление, право. 2014. — № 3(125). — С. 9—16.
References
1. Volkov A.E, Kuz'minov Ya.I, Re-morenko I.M,Rudnik B.L., Frumin I.D, Yakobson L.I. Rossiyskoe obrazovanie - 2020: model' obra-zovaniya dlya innovatsionnoy ekonomiki. Materialy dlya obsuzhdeniya.//Voprosy obrazovaniya. 2008. № 1. Pp. 32-64. (in Russ.)
2. Aleksankov A.M., Mager V.E, Cher-nen'kaya L.V., Chernen'kiy A.V. Obespechenie kachestva vysshego obrazovaniya. // Otkrytoe obrazovanie. 2016. T.20. № 4. Pp. 10-16. (in Russ.)
3. FGOS VO (3+) 38.03.02 Menedzhment (09 fevralya 2016 g. № 41028). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 yanvarya 2016 g. N 7 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.02 Menedzhment (uroven' bakalavriata)» [Electronic resource]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos-vob/380302.pdf (Accessed: 15.01.2017). (in Russ.)
4. Kon'kova O.M, Yashkov A.B. Formirovanie kompetentnostnoy modeli vypusknika sovremen-nogo vuza po ekonomicheskim spetsial'nostyam. Monografiya. / O.M. Kon'kova, A.B. Yashkov, YaF MESI. — Yaroslavl': «Eshche ne pozdno!», 2011. — 140 P. (in Russ.)
5. Arkhipova N.I., Orel T.Ya, Sedova O.L. Professional'nye standarty kak instrument povysh-eniya konkurentosposobnosti rossiyskikh predpriya-tiy // Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika, uprav-lenie, pravo. 2014. — № 3(125). — Pp. 9—16. (in Russ.)
6. Москина А.С., Суворова Т.В. Формирование, развитие и обеспечение защиты ключевых компетенций // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. — №37. — С. 110-114.
7. Щенников С.А Дидактика современного бизнес-образования //Бизнес-образование: проблемы и возможности, Бизнес-образование. 2011. № 1(30). С. 86-94.
8. Щенников С.А., Семенова О.К. Управление знаниями: инновационная роль бизнес-образования. //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2008. С. 23-28.
9. Жуковская И.Е. Инновационные аспекты совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 4. С. 17-22.
10. Kamalova L.A., Raykova E. The Quality and Criteria of Evaluation of Educational Work at the Universities of Russia at the Contemporary Stage. IEJME - Mathematics Education. 2016. № 11 (1). P. 71-79. 20.
11. Simonova M.V., Ilyukhina L.A., Romant-sev G.M., Zeer E.F, Khamatnurov F.T. Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications. IEJME - Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2745-2760.
12. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. Available at: http:// dx.doi.org/10.1080/09645292.2014.891003
13. Teacher Education and Pedagogy. Theory, policy and practice. The Cambridge Teacher series Edited by Michael Evans Printed in the United Kingdom by Printondemand-worldwide. Peterborough, 2013. Available at: http://education. cambridge.org/media/645645/teacher_education_
and_pedagogy_theory__policy_and_practice.pdf
(Accessed 16 December 2016).
14. Бережная М.С. Управление способностями и талантами в процессе создания креативной интеллектуальной образовательной среды. // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 1. № 1. С. 396-403.
15. Бережная М.С. Креативная интеллектуальная среда в гуманитарном образовании: основания формирования. //Педагогика искусства. 2013. № 2. С. 67-74.
16. Акмеология. Учебное пособие // А. Де-ркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер. 2003. 256 с.
17. Конькова О.М., Райхлина А.В. Развитие предпринимательских компетенций молодежи как способ повышения качества кадрового резерва для предприятий региона. // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 2. - С. 136-141.
18. Серафимович И.В. К вопросу о содействии профессионализации студентов в эконо-
6. Moskina A.S., Suvorova T.V. Formirovanie, razvitie i obespechenie zashchity klyuchevykh kom-petentsiy // Problemy i perspektivy razvitiya obra-zovaniya v Rossii. 2015. - №37. - Pp. 110-114. (in Russ.)
7. Shchennikov S.A.. Didaktika sovremennogo biznes-obrazovaniya //Biznes-obrazovanie: problemy i vozmozhnosti, Biznes-obrazovanie. 2011. № 1(30). Pp. 86-94. (in Russ.)
8. Shchennikov S.A., Semenova O.K.. Upravlenie znaniyami: innovatsionnaya rol' biznes-obrazovani-ya. //Sistema obespecheniya kachestva v distant-sionnom obrazovanii. Zhukovskiy: MIM LINK, 2008. Pp. 23-28. (in Russ.)
9. Zhukovskaya I.E. Innovatsionnye aspekty sovershenstvovaniya upravlencheskikh protsessov v vysshem uchebnom zavedenii na osnove primeneni-ya sovremennykh informatsionno-kommunikatsion-nykh tekhnologiy. // Otkrytoe obrazovanie. 2016. T. 20. № 4. Pp. 17-22. (in Russ.)
10. Kamalova L. A, Raykova E. The Quality and Criteria of Evaluation of Educational Work at the Universities of Russia at the Contemporary Stage. IEJME - Mathematics Education. 2016. № 11 (1). Pp. 71-79. 20.
11. Simonova M.V., Ilyukhina L.A., Romant-sev G. M, Zeer E.F, Khamatnurov F.T. Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications. IEJME - Mathematics Education. 2016. № 11 (7). Pp. 2745-2760.
12. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. [Electronic resource]. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/09645292.2014.891003
13. Teacher Education and Pedagogy. Theory, policy and practice. The Cambridge Teacher series Edited by Michael Evans Printed in the United Kingdom by Printondemand-worldwide. Peterborough, 2013. [Electronic resource]. Available at: http://education. cambridge.org/media/645645/
teacher_education_and_pedagogy_theory_policy_
and_practice.pdf (Accessed: 16 December 2016).
14. Berezhnaya M.S. Upravlenie sposobnos-tyami i talantami v protsesse sozdaniya kreativnoy intellektual'noy obrazovatel'noy sredy. // Uprav-lencheskie nauki v sovremennoy Rossii. 2014. T. 1. № 1. Pp. 396-403. (in Russ.)
15. Berezhnaya M.S. Kreativnaya intellek-tual'naya sreda v gumanitarnom obrazovanii: osnovaniya formirovaniya. // Pedagogika iskusstva. 2013. № 2. Pp. 67-74. (in Russ.)
16. Akmeologiya. Uchebnoe posobie // A. Derkach, V. Zazykin. SPb.: Piter. 2003. 256 P. (in Russ.)
17. Kon'kova O.M, Raykhlina A.V. Razvitie predprinimatel'skikh kompetentsiy molodezhi kak sposob povysheniya kachestva kadrovogo rezerva dlya predpriyatiy regiona. // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2016. № 2. - Pp. 136-141. (in Russ.)
18. Serafimovich I.V. K voprosu o sodeystvii pro-fessionalizatsii studentov v ekonomicheskom vuze
мическом вузе (сетевое взаимодействие, направленность на формирование компетенций). // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 37. С. 123-130. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56796.htm.
19. Серафимович И.В., Базанова Г.Ю. Роль интеллектуальных и метакогнитивных особенностей для эффективной коммуникации студентов в процессе профессионализации. // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 507-521.
20. Быкова Д.С, Серафимович И.В. Содействие профессионализации: психолого-педагогический аспект в работе научного дискуссионного клуба «Talk Online». //Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: материалы VIII Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 249-253.
Сведения об авторах
Ирина Владимировна Серафимович
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры гуманитарных
и юридических дисциплин
Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,
Ярославль, Россия
Эл.почта: ivserafimovich@rea-yar.ru
Ольга Михайловна Конькова
Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Ярославль, Россия Эл.почта: коп om@mail.ru
(setevoe vzaimodeystvie, napravlennost' na formi-rovanie kompetentsiy). // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». 2016. T. 37. Pp. 123—130. — [Electronic resource]. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56796.htm. (in Russ.)
19. Serafimovich I. V., Bazanova G. Yu. Rol' intellektual'nykh i metakognitivnykh osobennos-tey dlya effektivnoy kommunikatsii studentov v protsesse professionalizatsii. // European Social Science Journal. 2016. № 4. Pp. 507-521. (in Russ.)
20. Bykova D.S., Serafimovich I.V. Sodeystvie professionalizatsii: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt v rabote nauchnogo diskussionnogo kluba «Talk Online». // Covershenstvovanie sistemy vysshego obrazovaniya: opyt i perspektivy: mate-rialy VIII Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. / pod red. A.Yu. Aleksandrova, E.L. Nikolaeva. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta, 2016. Pp. 249-253. (in Russ.)
Information about the authors
Irina V. Serafimovich
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities and Jurisprudence
Yaroslavl Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Yaroslavl, Russia E-mail: ivserafimovich@rea-yar.ru
Olga M. Konkova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Marketing
Yaroslavl Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Yaroslavl, Russia E-mail: kon om@mail.ru