УДК 378.016: 51
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММЫ
МАГИСТРАТУРЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ»
© 2017
Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)
Аннотация. В статье описан опыт организации научно-исследовательской работы студентов в программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Профессионально ориентированное обучение математике»). Общая трудоемкость научно-исследовательской работы магистранта составляет 30 зачетных единиц, 1080 часов. Цель научно-исследовательской работы - формирование практической готовности будущего магистра к осуществлению научно-исследовательской деятельности в области профессионально ориентированного математического образования (анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования с использованием современных научных методов и технологий). В статье показано место научно-исследовательской работы в структуре программы магистратуры, охарактеризованы компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской работы, предложены программы оценивания учебной деятельности студентов, обозначена форма промежуточной аттестации. Структура и содержание научно-исследовательской работы представлены ее основными разделами (этапами), трудоемкостью (в часах) и формами текущего контроля (заданиями для проведения текущей аттестации). В статье представлены перечень и краткая характеристика выполняемых студентами заданий, указана необходимая для составления отчета документация. В статье приведен перечень учебно-методического и информационного обеспечения научно-исследовательской работы, представленный основной и дополнительной литературой, а также программным обеспечением и Интернет-ресурсами.
Ключевые слова: программа магистратуры, профессионально ориентированное обучение математике, подготовка педагога-математика, научно-исследовательская работа.
THE ORGANIZATION OF THE SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS OF THE MASTER PROGRAM «PROFESSION-ORIENTED TEACHING OF MATHEMATICS»
© 2017
Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)
Abstract. The experience of the organization of the scientific-research work of students in the graduate program in training 44.04.01 «Pedagogical education» (profile «Profession-oriented teaching of mathematics») is described in the article. The total complexity of the scientific-research work of a student is 30 credits, 1080 hours. The aim of the scientific-research work is the formation of practical readiness of the future master to the implementation of research activities in the field of profession-oriented mathematical education (analysis, systematization and generalization of scientific research results by combining research methods to solve specific research problems; the conduct and analysis of the results of scientific research using modern scientific methods and technologies). Place of scientific-research work in the structure of graduate programs is shown in the article. The competence of the learner, formed as a result of the scientific-research work is described. Programs of evaluation of learning activities of the students are suggested. Form of interim certification is marked. The structure and content of the scientific-research work are presented with the main sections (stages), the complexity (in hours) and the forms of the current control (the tasks for the current certification). A list and brief description of the tasks performed by the students are presented in the article. Documentation required for reporting is specified. List of educational-methodical and information support of scientific-research work, presented the main and additional literature and software and web resources are cited in the article.
Keywords: graduate programs, profession-oriented teaching of mathematics, training teachers of mathematics, scientific-research work.
Профессиональная деятельность преподавателя невозможна без различных по своему масштабу, объекту и предмету исследований [1-4]. Профессиональная позиция «преподаватель-исследователь» - норма в образовательных организациях высшего образования. Поэтому одна из задач вуза - помочь будущему педагогу-математику в становлении его как преподавателя-исследователя [5; 6]. Важную роль в становлении личности будущего преподавателя-исследователя играет научно-исследовательская работа [7-11]. Она представляет собой систему мероприятий, проводимых со студентами с первого до последнего курса. Научно-исследовательская работа относится к вариативной части программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Профессионально ориентированное обучение математике») (1-4 семестры) [1]. Общая трудоемкость научно-исследовательской работы составляет 30 зачетных единиц, 1080 часов.
Для успешного выполнения научно-исследовательской работы необходимы знания, умения и компетенции, приобретенные студентами при изучении дисциплин: «Педагогическое проектирование в области професси-
ональной деятельности», «Теория и методика обучения математике в системе профессионального образования», «Избранные главы высшей математики и их использование в образовательном процессе», «Диагностика, контроль и оценка качества математической подготовки студентов»; дисциплин по выбору: «Методическая деятельность преподавателя», «Воспитательная деятельность преподавателя», «Обучение математике студентов инженерно-технических, естественнонаучных и математических направлений подготовки», «Обучение математике студентов сельскохозяйственных и медицинских направлений подготовки», «Обучение математике студентов гуманитарных направлений подготовки» и др. Выполнение научно-исследовательской работы является основанием для эффективного прохождения преддипломной практики и качественного выполнения магистерской работы.
Цель научно-исследовательской работы в магистерской программе «Профессионально ориентированное обучение математике» - формирование практической готовности будущего магистра к осуществлению научно-исследовательской деятельности в области профес-
сионально ориентированного математического образования (анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования с использованием современных научных методов и технологий).
В результате прохождения научно-исследовательской работы обучающийся должен:
- знать: способы освоения и применения новых исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере профессионально ориентированного математического образования; формы и методы осуществления профессионального самообразования; этапы проведения научного исследования;
- уметь: осваивать новые методы исследования и применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере профессионально ориентированного математического образования; осуществлять профессиональное самообразование; проводить, анализировать и представлять результаты научного исследования в сфере профессионально ориентированного математического образования в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчет по научно-исследовательской работе, презентация отчета, тезисы доклада, научная статья и т.п.);
- владеть: способностью к самостоятельному освоению и применению новых исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере профессионально ориентированного математического образования; навыками профессионального самообразования; практическим опытом проведения, анализа и представления результатов научного исследования в сфере профессионально ориентированного математического образования в виде законченных научно-исследовательских разработок.
Основные разделы (этапы) научно-исследовательской работы с указанием формы текущего контроля.
1. Знакомство обучающихся с руководителем магистерской программой, научными руководителями; целями, содержанием и сроками проведения научно-исследовательской работы; требованиями к оформлению отчетной документации.
2. Планирование научно-исследовательской работы магистранта (задание 1).
3. Обоснование актуальности темы и разработка методологического аппарата исследования (цели и задачи; объект и предмет; методы; научная новизна и практическая значимость) (задание 2).
4. Библиографический поиск и изучение литературы, Интернет-ресурсов, документальных источников, отечественного (в том числе регионального) и зарубежного опыта по теме исследования (задание 3).
5. Теоретическая часть исследования: реферативный и/или аналитический обзор источников по теме исследования (задание 4).
6. Теоретическая часть исследования: личный вклад магистранта (задание 5).
7. Оформление результатов научно-исследовательской работы магистранта за 201_/201_ учебный год (задание 6).
8. Практическая часть исследования: представление теоретических результатов на уровне практического применения (задание 7).
9. Экспериментальная работа (при условии ее проведения): анализ и обобщение полученных эмпирических результатов, в том числе с применением методов математической статистики (задание 8).
10. Апробация результатов научно-исследовательской работы (задание 9).
11. Оформление результатов научно-исследовательской работы магистранта за 201_/201_ учебный год (задание 10).
Перечень заданий, выполняемых магистрантами пер-
вого года обучения.
Задание 1. Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта.
Содержание и методические указания к выполнению задания. Выбор и утверждение темы магистерской работы. Выбор темы определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность, а также субъективными факторами, такими как жизненный и профессиональный опыт, склонности, интересы исследователя, его связи с тем или иным направлением практической деятельности. Выбор темы исследования требует изучения объективной потребности в обновлении элементов образовательной системы, учета реальных условий и возможностей. В условиях обновления профессионально ориентированного математического образования актуальных сфер исследования много, но прежде всего это учебный процесс: разработка новых и модификация известных технологий и методик обучения, эффективных средств обучения и т.п. Консультации с научным руководителем по организации научно-исследовательской работы (в рамках темы магистерской работы). Составление и обсуждение с научным руководителем индивидуального плана научно-исследовательской работы магистранта. Согласование плана с руководителем магистерской программой. Утверждение плана на заседании кафедры.
Отчетная документация: индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта.
Задание 2. Обоснование актуальности темы и разработка методологического аппарата исследования (цели и задачи; объект и предмет; методы; научная новизна и практическая значимость).
Содержание и методические указания к выполнению задания. Обоснование научной и/или практической актуальности темы исследования. Для обоснования практической актуальности темы необходимо показать недостатки в степени обученности и воспитанности обучающихся, которые следует устранить, и показать недостатки в образовательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности студентов. Для обоснования научной актуальности следует показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты. Выделение объекта и предмета исследования. Объект исследования - это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Предмет исследования - это своего рода ракурс, тот аспект, точка зрения, которая позволяет видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого объекта. Предмет исследования часто либо совпадает с темой, либо более конкретизирован за счет введения определенных средств, методов и т.п., помогающих решить проблему исследования. Постановка цели и задач. Цель - это конечный результат исследования. Задача - шаг, этап достижения цели. Среди значительного количества задач, подлежащих решению, важно выделить основные (не более пяти). Выбор методов исследования. Методы исследования предполагают описание теоретических и эмпирических методов, которые будут использованы в процессе работы над темой. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование и др. Эмпирические методы: изучение литературы, документов, изучение результатов деятельности (обучающихся, преподавателей), наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок, обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент. Прогнозная характеристика научной новизны и практической значимости планируемых результатов исследования.
Отчетная документация: перечень и краткая характеристика разработанных материалов.
Задание 3. Библиографический поиск и изучение литературы, Интернет-ресурсов, документальных источников, отечественного (в том числе регионального) и зарубежного опыта по теме исследования.
Содержание и методические указания к выполнению задания. Составление библиографического списка изученных источников. При составлении списка литературы не следует ограничиваться беглым просмотром ее содержания, желательно написание аннотации и тезисное изложение сущности прочитанного материала. Это поможет магистранту глубже разобраться в литературном источнике и адаптировать его к идее своего исследования.
Отчетная документация: аннотированный список изученных источников.
Задание 4. Теоретическая часть исследования: реферативный и/или аналитический обзор источников по теме исследования.
Содержание и методические указания к выполнению задания. Реферативный обзор содержит систематизированные факты о состоянии рассматриваемого вопроса, изложенные в последовательном и исчерпывающем виде без их критической оценки автором. Аналитический обзор содержит систематизированную, критически оцененную и обобщенную автором информацию о состоянии рассматриваемой проблемы. Его цель - проанализировать и оценить состояние изучаемой темы, выявить нерешенные проблемы, определить тенденции и перспективы ее дальнейшего развития (прогностический обзор). В обзоре изученной литературы необходимо раскрыть сущность проблемы, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами научно-исследовательской работы. При изучении литературных источников следует выделить и проанализировать базовые понятия по теме исследования. В целом, изучение литературы по избранной теме призвано проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизирования, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса и прийти к выводу, что именно в данной теме еще не раскрыто (или раскрыто частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство магистранта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать сделанное ранее другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор необязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.
Отчетная документация: реферативный и/или аналитический обзор источников по теме исследования.
Задание 5. Теоретическая часть исследования: личный вклад магистранта.
Содержание и методические указания к выполнению задания. Личный вклад магистранта состоит из полученных лично им теоретических результатов, характеристики их научной новизны и теоретической значимости. Научная новизна исследования предполагает разработку новых подходов, методов, методик, технологий, средств, форм, позволяющих решить поставленную в исследовании проблему. Научная новизна исследования строится в формулировках: обоснована (например, целесообразность использования разработанных средств (где?)); построена (например, модель (чего?)); разработана (например, методика обучения математике, способствующая (чему?)); предложены (например, критерии (какие?)) и т.д. Теоретическая значимость исследования предполагает раскрытие основного теоретического инструмента-
рия, разработанного магистрантом, который позволяет решить поставленную в исследовании проблему и достичь цели научно-исследовательской работы.
Отчетная документация: перечень и краткая характеристика разработанных материалов.
Задание 6. Оформление результатов научно-исследовательской работы магистранта за 201_/201_ учебный год.
Содержание задания. Письменный отчет магистранта о проделанной научно-исследовательской работе (объемом не более 10 страниц печатного текста) должен содержать характеристику его деятельности в соответствии с задачами и содержанием научно-исследовательской работы (задания 1-5).
Перечень заданий, выполняемых магистрантами второго года обучения.
Задание 7. Практическая часть исследования: представление теоретических результатов на уровне практического применения.
Содержание и методические указания к выполнению задания. Практическая часть исследования состоит в том, чтобы полученные теоретические результаты довести до уровня практического применения, разработать и внедрить в учебный процесс (например, разработать комплекс средств обучения по конкретной теме и методические рекомендации по его использованию в учебном процессе и т.п.).
Отчетная документация: перечень и краткая характеристика разработанных материалов.
Задание 8*. Экспериментальная работа (при условии ее проведения): анализ и обобщение полученных эмпирических результатов, в том числе с применением методов математической статистики.
Содержание и методические указания к выполнению задания. Описание констатирующего, формирующего (обучающего), итогового (контрольного) этапов эксперимента (при условии его проведения во время преддипломной практики). Констатирующий этап ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта. Главная задача - зафиксировать реальное состояние изучаемой проблемы до формирующего эксперимента. Основной задачей формирующего эксперимента является проверка эффективности новых методик, технологий, средств обучения и т.п., которые по замыслу исследователя, могут повысить эффективность профессионально ориентированного обучения математике. Контрольный этап эксперимента проводится в процессе и по окончании обучающего эксперимента для установления изменений изучаемых компонентов. Выполняемый эксперимент должен исключать влияние случайных и неконтролируемых факторов на его результаты. С этой целью выборки должны быть репрезентативными, методики - надежными и валидными. Результаты эксперимента должны быть объективными. Важно не допустить: переоценки значимости полученных результатов; необоснованного распространения их на те области, которые не подвергались анализу достаточно детально; некорректное использование результатов математической обработки данных.
Отчетная документация: краткая характеристика полученных результатов.
Задание 9. Апробация результатов научно-исследовательской работы.
Содержание и методические указания к выполнению задания. Апробация исследования - одно из условий его корректности, состоятельности, истинности полученных результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователя, вовремя исправить допущенные недочеты. Апробация может проходить в форме участия в научных мероприятиях (выступления на конференциях, семинарах, круглых столах, участие в исследовательских проектах и грантах), участия в конкурсах научных работ, в создании объектов интеллектуальной
собственности, публикаций статей и т.п. Для апробации научно-исследовательской работы магистранту необходимо: выступление с последующим обсуждением на одной или более конференциях (семинарах, заседаниях кафедры и т.п.) и публикация одной или более статей по теме исследования.
Отчетная документация: краткая характеристика выполненных действий и полученных результатов.
Задание 10. Оформление результатов научно-исследовательской работы магистранта за 201_/201_ учебный год.
Содержание задания. Письменный отчет магистранта о проделанной научно-исследовательской работе (объемом не более 10 страниц печатного текста) должен содержать характеристику его деятельности в соответствии с задачами и содержанием научно-исследовательской работы (задания 7-9).
Научно-исследовательская работа проводится рассредоточено. Форма промежуточной аттестации по итогам научно-исследовательской работы - зачет с оценкой.
Программа оценивания учебной деятельности студента в 1-2 семестрах (первый год обучения).
Самостоятельная работа организуется согласно представленному выше перечню заданий. Проверяются: количество и правильность выполнения заданий № 1 -№ 5 - от 0 до 40 баллов (задание № 1 - от 0 до 4 баллов; задание № 2 - от 0 до 6 баллов; задание № 3 - от 0 до 10 баллов; задание № 4 - от 0 до 10 баллов; задание № 5 -от 0 до 10 баллов).
Другие виды учебной деятельности - от 0 до 28 баллов - оформление отчета о результатах научно-исследовательской работы. Оценивается грамотность оформления отчета.
Промежуточная аттестация - от 0 до 32 баллов - презентация отчета. При проведении промежуточной аттестации:
ответ на «отлично» оценивается от 28 до 32 баллов;
ответ на «хорошо» оценивается от 24 до 27 баллов;
ответ на «удовлетворительно» оценивается от 20 до 23 баллов;
ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 19 баллов.
Программа оценивания учебной деятельности студента в 3-4 семестрах (второй год обучения).
Самостоятельная работа организуется согласно представленному выше перечню заданий. Проверяются: количество и правильность выполнения заданий № 7 -№ 9 - от 0 до 40 баллов (задание № 7 - от 0 до 15 баллов; задание № 8 - от 0 до 5 баллов; задание № 9 - от 0 до 20 баллов).
Другие виды учебной деятельности - от 0 до 28 баллов - оформление отчета о результатах научно-исследовательской работы. Оценивается грамотность оформления отчета.
Промежуточная аттестация - от 0 до 32 баллов - презентация отчета. При проведении промежуточной аттестации:
ответ на «отлично» оценивается от 28 до 32 баллов;
ответ на «хорошо» оценивается от 24 до 27 баллов;
ответ на «удовлетворительно» оценивается от 20 до 23 баллов;
ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 19 баллов.
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 1-2 (3-4) семестры по научно-исследовательской работе составляет 100 баллов. Пересчет полученной студентом суммы баллов по научно-исследовательской работе за 1-2 (3-4) семестры в оценку (дифференцированный зачет):
91-100 баллов - «отлично» / зачтено;
81-90 баллов - «хорошо» / зачтено;
71-80 баллов - «удовлетворительно» / зачтено;
0-70 баллов - «неудовлетворительно» / не зачтено. 118
Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской работы представлено:
а) основной литературой:
1. Кондаурова И.К. Научно-исследовательская работа [Электронный ресурс]. Часть 1 / И. К. Кондаурова. Саратов : [б. и.], 2016. 16 с. Б. ц. http://elibrary.sgu.ru/ uch_lit/1766.pdf. (дата размещения: 23.12.2016).
2. Кондаурова И.К. Научно-исследовательская работа [Электронный ресурс]. Часть 2 / И. К. Кондаурова. Саратов : [б. и.], 2016. 16 с. Б. ц. http://elibrary.sgu.ru/ uch_lit71767.pdf. (дата размещения: 23.12.2016).
б) дополнительной литературой:
1. Лях В.И. Организация и технологии научно-исследовательской деятельности. М., 2015. 344 с.
в) программным обеспечением и Интернет-ресурсами:
1. http://www.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Российское образование».
2. http://www.StudyGuide.ru - все об образовании в России: дошкольное, общее, высшее, второе, профессиональное образование.
3. http://window.edu.ru. - единое окно доступа к образовательным ресурсам: интегральному каталогу образовательных Интернет-ресурсов, электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателя математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
2. Зайниев Р.М. Преемственность в математическом образовании и математической подготовке учителя математики // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 51-54.
3. Кондаурова И.К. Историко-методическая подготовка будущих учителей математики в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 77-79.
4. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
5. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 101-106.
6. Кондаурова И.К., Гусева М.А.Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 69-72.
7. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.
8. Панасюк К.А. Формирование научно-исследовательских умений: эффективные подходы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 184-187.
9. Энбом Е.А., Иванова В.А. Особенности формирования и развития исследовательской компетентности студентов в процессе изучения дисциплины «Высшая математика» в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 140-144.
10. Ерохина Н.С. Формирование основ исследова-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)
тельской деятельности студентов строительных специальностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 52-55.
11. Колобов А.Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 51-54.