Научная статья на тему 'Проблемы неоклассического подхода к совершенствованию управления инновационным развитием индустрии туризма'

Проблемы неоклассического подхода к совершенствованию управления инновационным развитием индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ЗАТРАТЫ / COSTS / ИЗДЕРЖКИ / EXPENSES / МЕТОД / METHOD / МОДЕЛЬ / MODEL / ПОДХОД / APPROACH / УРАВНЕНИЕ / EQUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чабанюк О. В.

В статье, на конкретных примерах анализируются проблемы неоклассического подхода к совершенствованию менеджмента индустрии туризма. В частности, выявляются недостатки использования при анализе развития сферы туризма стационарных моделей Рейли и регрессионных моделей: сравниваются расчеты, выполненные методом полной себестоимости и методом директ-костинг, обозначаются недостатки данных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of the neoclassical approach to the management improving of innovative development in the tourism industry

In the article, with specific examples, the problems of the neoclassical approach to the management improving in the tourism industry are analyzed. In particular, analysing the tourism development there are drawbacks in the use of Reilly 's stationary models and regression models: calculations performed by the full cost and by the method of direct-costing are compared, the shortcomings of these methods are identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы неоклассического подхода к совершенствованию управления инновационным развитием индустрии туризма»



сумма операционной прибыли всех участников сделки, либо остаточная прибыль всех сторон такой сделки.

Методику формирования ценообразования в контролируемых сделках, необходимую для исполнения требований законодательства, компания выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные потребности и специфику бизнеса, с учетом объемов по данным операциям, особенностей программного обеспечения.

Литература

1. Аверчев И.В. МСФО. 1000 примеров применения. М., 2011.

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 от 18 июля 2012 г. № 106н «Оценка справедливой стоимости».

3. Налоговый кодекс РФ (ч. 1, ч. 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29 июня 2012 г.).

4. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

5. КонсультантПлюс.

6. URL://http://ww.klerk

ПРОБЛЕМЫ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

О.В. ЧАБАНЮК,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Воскресенского института туризма — филиал НОУ ВПО Российской международной академии туризма Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected] Рецензент: доктор экономических наук Козырев В.М.

Аннотация. В статье, на конкретных примерах анализируются проблемы неоклассического подхода к совершенствованию менеджмента индустрии туризма. В частности, выявляются недостатки использования при анализе развития сферы туризма стационарных моделей Рейли и регрессионных моделей: сравниваются расчеты, выполненные методом полной себестоимости и методом директ-костинг, обозначаются недостатки данных методов.

Ключевые слова: анализ; затраты; издержки; метод; модель; подход; уравнение.

THE PROBLEMS OF THE NEOCLASSICAL APPROACH TO THE MANAGEMENT IMPROVING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE TOURISM INDUSTRY

O.V. CHABANUK,

candidate of economic Sciences, the senior teacher chair of economy and management of Voskresensky institute of tourism — NOU VPO branch of the Russian international academy of tourism

Annotation. In the article, with specific examples, the problems of the neoclassical approach to the management improving in the tourism industry are analyzed. In particular, analysing the tourism development there are drawbacks in the use of Reilly 's stationary models and regression models: calculations performed by the full cost and by the method of direct-costing are compared, the shortcomings of these methods are identified.

Keywords: analysis; costs; expenses; method; model; approach; equation.

До недавнего времени для анализа процессов развития экономических процессов, и, в частности, процессов, происходящих в сфере туризма, использовался преимущественно неоклассический подход, при реа-

лизации которого применяется метод сравнительной статики.

В рамках этого подхода исследуется характер смещения решения статической модели, описывающей

равновесное состояние рассматриваемой экономической системы, которое происходит при изменении тех или иных ее параметров.

Примером использования неоклассического подхода в сфере туризма является анализ изменения предпочтений потребителей при использовании стационарной модели Рейли и ее модификаций. Если, например, у потребителей по какой-либо причине изменятся предпочтения, то значение параметра к модели гам2 = к * гвм2, где к = Ка /Кв, может также измениться. В этом случае, если использовать квазистационарный подход, предполагается, что за короткий промежуток времени потоки покупателей перераспределятся в соответствии с новым положением линии безразличия. Однако, такой подход не позволяет оценить динамику процесса: при его использовании мы получаем информацию о распределении предпочтений только в начальный и «конечный» моменты времени. Но какова продолжительность переходного периода? Как будет изменяться распределение потребителей туристских услуг во времени? Квазистационарный подход не дает ответа на эти вопросы.

Неоклассический подход используется фактически и при анализе перспектив развития на основе применения методов эконометрики (регрессионных моделей и др.). Например, в работе [1] построена регрессионная модель:

У = 20,41 + 0,36Х,

определяющая влияние производительности труда X на уровень рентабельности туристской деятельности у турфирмы ООО «МТЦ ЭСТУР». В силу этого уравнения в работе [1] утверждается, что «рост производительности труда на 1000 руб. увеличивает уровень рентабельности туристской деятельности на 0,36%».

Однако, приведенное уравнение отражает лишь сложившуюся на рассматриваемом временном периоде тенденцию. Оно не может дать в принципе ответа на вопрос о том, как будет изменяться рентабельность в будущем: вряд ли реальная зависимость является линейной.

Точно также использование регрессионных моделей работы [3, с. 31—34] для целей прогноза можно рассматривать лишь как некоторые (достаточно грубые) оценки. Например, установленная в этой работе на основе корреляционно-регрессионного анализа зависимость количества туристских фирм от уровня средней заработной платы в Республике Татарстан задается уравнением регрессии:

у = -36,049 + 0,0746х - ЗЕ - 0,6х2 + 2Е - 11х3,

которое хоть и отражает косвенно спрос на туристские услуги, но не учитывает влияния других факторов.

Пример использования метода сравнительной статики в сфере туризма — анализ развития экономического потенциала гостинично-туристского комплекса (ГТК) на основе микроэкономической модели однопродуктовой фирмы [2; 4; 5; 6]. Как известно, эта статическая модель, в которой функция издержек линейна, а цена услуг постоянна, позволяет определить «мертвую точку» или «точку безубыточности».

При использовании этой модели можно оценить смещение нижней границы производства услуг в случае изменения таких показателей, как условно постоянные издержки, предельные издержки, средний уровень цен на услуги и т.д.

Анализ безубыточности (breakeven point analysis), широко используемый в международной практике, выступает необходимым этапом в финансовом анализе, так как инвестиционные проекты сопряжены с существенными изменениями в структуре издержек по производству и реализации продукции. Анализ безубыточности — это исследование взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли при изменении этих показателей в процессе производства. В западной экономической литературе анализ подобного рода называется CVP-анализ (CVP-analysis), где С — затраты, издержки ^ost), V — объем производства (volume), Р — прибыль (рго£й).

Иногда такой анализ называют анализом сбалансированного соотношения между издержками, объемом производства и прибылями, поскольку главная цель при этом состоит в нахождении объема реализации, необходимого для возмещения издержек, что дает администрации возможность определить влияние на прибыль изменений следующих факторов [2]: постоянных издержек; переменных издержек; объема реализации; цены продажи; ассортимента реализуемой продукции.

Проведение анализа представляет собой моделирование реального процесса и базируется на следующих исходных предпосылках:

1) неизменность цен реализации и цен на потребляемые производственные ресурсы;

2) разделение затрат предприятия на постоянные, которые остаются неизменными при значительных изменениях объема, и переменные, которые изменяются пропорционально объему;

186

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2014

3) пропорциональность поступающей выручки объему реализации;

4) существование единственной точки критического объема производства. В реальности взаимосвязь показателей намного сложнее и может иметь место наличие нескольких точек критического объема производства;

5) постоянство ассортимента изделий. Это допущение делается при выпуске нескольких изделий. Величина маржинального дохода в этом случае будет зависеть от ассортимента продукции, и поэтому точки критического объема производства при одинаковом их уровне будут разными для различного ассортимента производства и реализации;

6) равенство объема производства объему реализации.

Как видно, описанная система предпосылок является весьма жесткой, что, естественно, не может не сказаться на точности результатов работы с моделью.

Такой анализ может иметь как графическую, так и аналитическую форму. В первом случае — это график взаимосвязи между названными показателями, где объем реализации, необходимый для возмещения издержек, характеризуется особой точкой — точкой критического объема производства («мертвой точкой», точкой рентабельности, точкой безубыточности). При этом предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, т.е. выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости (издержкам).

Аналитический подход определяет воздействие на прибыль изменений в объеме продаж Q. Элементами, которые определяют соотношение между этими переменными являются: цена единицы продукции Р, переменные затраты на единицу продукции С.

Общие затраты (сумма постоянных и переменных затрат) равны (С+VС), выручка равна РQ. Тогда в точке безубыточности Q* соблюдается равенство общих затрат и выручки, т.е.: PQ*= (С+VQ*),

Откуда можно найти объем производства продукции: Q* = С (Р-У)

Последовательно варьируя значения переменных в правой части этого выражения, можно проводить простейший анализ чувствительности.

Анализ безубыточности является одним из важных элементов финансовой информации, используемым при оценке проектов. Он позволяет определить:

♦ требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат, и получение необходимой прибыли;

♦ зависимость прибыли предприятия от изменений торговой цены, переменных и постоянных издержек;

♦ значение продукта в доле покрытия затрат.

Как уже отмечалось, жесткая система исходных

предпосылок и различные способы расчетов как постоянных, так и переменных затрат оказывают существенное влияние на конечный результат. Поэтому данный метод следует рассматривать как условный предварительный расчет безубыточности производства продукции по проекту.

В работе [2] отмечено, что метод анализа безубыточности может быть полезен в следующих случаях:

♦ при введении в производство нового продукта (когда трудно предполагать величину объема продаж);

♦ при модернизации производственных мощностей;

♦ при создании нового предприятия;

♦ при изменениях в производственной или управ-ленческо-административной структурах предприятия.

В этой связи отметим, что при использовании первого метода функция затрат не соответствует представлению о разделении издержек на переменные и постоянные (условно постоянные).

Таким образом, выбор правильного варианта учета поведения затрат приводит к принятию верных управленческих решений. Именно поэтому статическая модель однопродуктовой фирмы лежит в основе используемого на практике предприятий ИТ-метода «директ-костинг».

Однако, как влияют инвестиции в развитие ГТК на рост объема услуг? Как изменяется величина долга во времени в случае использования банковских кредитов? Какова динамика структуры услуг ГТК при изменении его звездности в случае реконструкции или капитального ремонта? Неоклассический подход и здесь не позволяет ответить на эти важные вопросы.

Литература

1. Балабанов А.И. Механизм реализации государственной поддержки форм предпринимательства в туризме ленинградской области: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. СПб, 2010.

2. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. М., 1998.

3. Газетдинова Р.Р. Проблемы развития современного рынка туристских услуг в РФ // Вестник Казанского ГУ. 2008. № 2 (8).

4. Здоров А.Б. Экономика туризма. М., 2005.

5. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2004.

6. Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.