АБУГАНИПАЕВ И.А.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Аннотация. В данной статье автором рассмотрена система показателей эффективности управления организациями индустрии туризма на основе оценки состояния их финансово-хозяйственной деятельности. Предложена методика разделения коэффициентов на группы с точки зрения задания нормативных значений.
Ключевые слова: анализ системы показателей, эффективность управления, организации индустрии туризма, финансово-хозяйственная деятельность, оценка состояния.
ABUGANIPAEV
THE ANALYSIS OF SYSTEM OF INDICATORS OF MANAGEMENT EFFICIENCY THE ORGANIZATIONS OF T HE INDUSTRY OF TOURISM
Abstract. In given article the author considers system of indicators of management efficiency by the organisations of the industry of tourism on the basis of an estimation of a condition of their financial and economic activity. The technique of division of factors on groups from the point of view of the task of standard values is offered. Keywords: the analysis of system of indicators, management efficiency, the organisations of the industry of tourism, financial and economic activity, a condition estimation.
Анализ эффективности управления компанией — задача, с которой руководители организаций сталкиваются в самых различных ситуациях. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но, для того чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования (т. н. «управленческий аудит»). Другой распространенный случай — принятие решений о прямых инвестициях. Большинство профессиональных инвесторов (и в первую очередь венчурные инвестиционные фонды), прежде чем профинансировать какой-либо проект, проводят т. н. проверку «должной добросовестности» (due diligence) компании-реципиента, а поместив средства в предприятие, тщательно следят за эффективностью их использования.
Кроме того, в последнее время все чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно определить, какую модель управления принять в качестве базовой. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизованной системы управления и при операциях слияния/поглощения. Принимая решение о слиянии или поглощении, необходимо помнить, что возможные различия в системах управления объединяемых компаний могут существенно повлиять на стоимость сделки за счет издержек, связанных с проведением организационной перестройки.
И, наконец, оценка эффективности системы управления компании при проведении мероприятий по реинжинирингу или внедрению корпоративной информационной системы.
В англоязычной литературе понятие эффективности менеджмента выражается двумя ключевыми терминами:
- managerial effectiveness — т. н. «системная» эффективность;
- management efficiency — т. н. «операционная» эффективность.
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, т. е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит.
Операционная эффективность, т. е. соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, напротив, в первую очередь определяется деловыми
качествами менеджеров, а также тем, насколько рационально используется их потенциал.
Следует заметить, что различия в определении предмета анализа тесно увязаны с различными подходами к моделированию системы управления, оценке эффективности управления предприятием и, соответственно, используемой системы показателей.
«Механистическая» модель рассматривает предприятие как механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов, как машина для реализации целей ее создателей. Теоретической базой этого подхода являются положения школы научного управления (Ф. Тэйлор, М. Вебер). Большое значение при этом придается анализу технико-экономических связей и зависимости различных факторов производства. А задача менеджмента при таком подходе состоит, прежде всего, в том, чтобы наилучшим образом сгруппировать все части системы и, тем самым, добиться максимальной эффективности в достижении целей.
«Гуманистическая» модель представляет предприятие как коллектив людей, выполняющих общую работу на принципах разделения и кооперации труда, при этом важнейшим фактором производительности является человек, как социальный деятель. Элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений. Задачи руководителей состоят в регулировании отношений между работающими, координации процессов выполнения конкретных задач и производственных планов путем личного и непосредственного воздействия на сотрудников. В качестве критерия эффективности управления принимается повышение производительности труда за счет совершенствования человеческих ресурсов, т. е. считается, что если все внутренние процессы, связанные с персоналом, управляются надлежащим образом, то у предприятия не возникает проблем с достижением намеченных целей по выпуску продукции, прибыли, доходам и т. д.
Оба эти подхода, несмотря на их принципиальные отличия, имеют одну общую черту — и в том и в другом случае предполагается, что цели организации однозначно определены и принимаются всеми участниками управленческой деятельности.
В отличие от этого, т. н. «жесткого» системного подхода, мягкий системный подход исходит из необходимости учитывать разнообразные и разноплановые интересы стэйкхолдеров (помимо акционеров и менеджеров к ним относят также работников и их семьи, поставщиков и покупателей продукции предприятия, органы власти и некоммерческих партнеров), т. е. всех тех, кто так или иначе заинтересован в существовании предприятия. Такой подход практически означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять и другие цели на приемлемом уровне. Критерием эффективности управления при этом выступает способность поддерживать определенный баланс между такими разными целями, как объем продаж, прибыль, доходы, интересы персонала и покупателей, защита окружающей среды и т. п.
Таким образом, выбор тех или иных методов и инструментов сбора и анализа информации зависит как от характера поставленной задачи, так и от того, кто ее ставит и зачем.
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:
- управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
- затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
- характера управленческого труда;
- эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. Эффективность — это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий
орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, — это и есть содержание эффективности как управленческой категории.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Таким образом, эффективность управления — один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
1) результат управления не всегда заключается в прибыли;
2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;
3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.
В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций.
Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов — показателем фондоотдачи.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).
Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т. п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особое значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
Любая система показателей (критерии), используемая при оценке финансово-хозяйственной деятельности организации и, в частности, организаций индустрии туризма, должна помочь ответить на главный вопрос: «Имела ли место в анализируемом периоде экономическая эффективность деятельности данного предприятия или нет?».
Эффективная система показателей должна:
- предоставлять количественную информацию о финансово-экономическом положении предприятия в целом;
- обеспечивать качественное уплотнение информации, позволяющей вышестоящему уровню управления принимать решения на основе анализа информации нижестоящим уровнем пирамиды управления;
- способствовать анализу различных сторон хозяйственной деятельности предприятия и служить инструментом контроля достижения намеченных целей;
- поставлять оперативную информацию для составления качественных планов развития предприятия, реализация которых позволит достичь намеченных целей.
Технология проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности, получаемые результаты и их интерпретация в значительной мере зависят от поставленных целей и задач.
При принятии решения инвесторам необходимо оценить состояние дел в тех областях, которые позволяют получить обобщающее представление об эффективности управления предприятием. Одной из таких областей является организация финансовой отчетности и финансового анализа[5].
При проведении анализа необходимо учитывать специфику предприятий, относящихся к индустрии туризма.
К примеру, основные средства и по объему, и по важности играют разную роль для предприятий различных видов деятельности в туризме. Анализ основных средств представляет интерес для таких объектов туристской деятельности, как гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги и проч., у которых велика доля основных средств [3].
В то же время исследование состава нематериальных активов актуально для туристских организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, у которых, как правило, весьма значительные средства вложены в информационные базы, программные продукты, в деловую репутацию предприятия посредством рекламы.
В то же время, учитывая специфику предприятий, относящихся к индустрии туризма, не может быть предложена единая схема его осуществления.
При проведении анализа состояния предприятия должен быть сформулирован ряд положений, касающихся его проведения, исходя из внутренней логики исследования социально-экономических процессов. В соответствии с ней на начальном этапе анализа осуществляется исследование имущественной структуры предприятия, состава источников финансировании его деятельности и эффективности использования материальных ресурсов на основе использования наиболее агрегированных показателей финансовой отчетности [2].
Полученные на этом этапе результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности позволяют выделить те аспекты имущественного финансового состояния предприятия, на которые целесообразно обратить внимание на последующих этапах экономического анализа.
Экономический потенциал хозяйствующего субъекта при этом может рассматриваться двояко: с позиции имущественного положения предприятия и с позиции его финансового положения.
Оба этих аспекта финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны: нерациональная
структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и наоборот.
Современная структура финансовой отчетности позволяет выделить и оценить в составе основных средств удельный вес стоимости земельных участков и других объектов природопользования, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и др.
Исследование структуры имущества и финансовых источников и обязательств за ряд лет (общепринятой мировой практикой в инвестиционной области является анализ финансовой отчетности, по крайней мере, за три года) позволяет выявить тенденции, учет которых при выработке стратегии производственной и финансовой деятельности предприятия обеспечивает рост эффективности использования его ресурсов [4].
Важнейшими показателями, характеризующими платежеспособность предприятия (организации), являются коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности). Показатели ликвидности дают общее представление о соотношении различных элементов текущих активов и пассивов предприятия. Их важность обусловливается традиционным местом и значением в процессе принятия решений в практической финансовой деятельности. Однако для получения более полной картины о состоянии ликвидности и уровне платежеспособности они дополняются рядом других расчетных коэффициентов. Ниже приведены некоторые из них:
- коэффициент маневренности собственных оборотных средств;
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
- доля производственных запасов в текущих активах;
- коэффициент концентрации привлеченного капитала;
- коэффициент концентрации собственного капитала;
- коэффициент финансовой зависимости;
- коэффициент маневренности собственного капитала.
Каждый из трех приведенных выше показателей может быть выведен один из другого, и поэтому нет необходимости при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий рассчитывать каждый из них. Выбор же конкретного коэффициента должен обусловливаться целями, которые менеджер предприятия хотел бы достичь, используя результаты анализа.
Рассмотренные методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций основываются, как правило, на данных финансового учета, т. е. на данных форм официальной финансовой отчетности, предназначенных внешним пользователям.
Степень обобщенности и периодичность представления такой информации (в основном ежеквартально) достаточны для финансовых органов, органов государственной статистики, потенциальных инвесторов на начальном этапе ознакомления с объектом. Результаты анализа финансовой отчетности могут устраивать и собственников, а также использоваться руководством организации при выработке стратегических решений и составлении планов долгосрочного развития. Однако для руководства в текущей деятельности этой информации явно недостаточно.
Естественно, что для наиболее эффективного использования данных управленческого учета разрабатываются специальные приемы и методы экономического анализа. Одним из таких методов, имеющих очень широкое применение в современной практике управления коммерческими организациями, является анализ уровня безубыточной деятельности предприятия.
Отметим, что такой анализ является одним из стандартных приемов, применяемых в бизнес -планировании при обосновании эффективности инвестиционных проектов. Уровень безубыточности турфирмы определяется минимальным объемом продаж, необходимым для покрытия всех затрат. Расчет этого объема, или, как его еще называют, точки безубыточности, осуществляется на основе трех показателей.
- рентабельность по маржинальной прибыли;
- постоянные затраты;
- объем продаж или выручка [6].
«Точка безубыточности» продаж — показатель объема продаж или выручки, обеспечивающий безубыточную работу. При этом значении объема продаж фирма работает и без прибыли,
и без убытка. С течением времени уровень безубыточности меняется, поэтому необходимо постоянно следить за значениями указанного показателя.
Организация индустрии туризма, как и любое другое предприятие, осуществляет свою деятельность в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды:
- нормативно-правовой базы, определяющей законодательные рамки;
- взаимодействия со всеми субъектами экономических отношений;
- налогового регулирования;
- спроса и предложения работ и услуг;
- цен и тарифов на потребляемые сырье и материалы,
- работы и услуги и т. д. [1].
Более того, принимаемые управленческие решения приводят к изменению самой организации: применяемой ею технологии, состава и количества клиентов и многого другого. В связи с этим проблемы эффективности организаций индустрии туризма следует рассматривать также с применением системного подхода.
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев: системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры; отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона; туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).
Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли и отдельной туристской фирмы.
Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый «дерево целей и критериев», где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели.
Основной целью деятельности туристских организаций различного направления (туроператоры, турагенты, туристские холдинги) является максимизация объема производства (доходов и, соответственно, рост прибыли) и минимизация объемов затрат всех видов (финансовые, трудовые, материальные). Также данная схема описывает «поведение» туризма в рамках страны и региона, обусловленное теми же целями.
На уровень экономических показателей значительное влияние оказывают природные условия. Это обстоятельство играет важную роль в ряде отраслей народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве, добывающей промышленности, сфере туризма (в частности экологического). Степень использования природных ресурсов во многом зависит от состояния техники и организации производства и изучается наряду с показателями технико-организационного уровня производства.
Экономические показатели характеризуют не только технические, организационные и природные условия производства, но и социальные условия жизни производственных коллективов, внешнеэкономические связи организации — состояние рынков финансирования, купли и продажи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно выявления основных проблем формирования системы показателей эффективности управления организациями туризма, оценки финансово-хозяйственной деятельности организаций туризма, а также поиска путей решения возникающих проблем:
1) определение объекта исследования (структурирование элементов финансово-хозяйственной деятельности организаций туризма: оценка и анализ основных производственных фондов, заработной платы сотрудников организации и другие направления);
2) определение целей и задач, выполнение которых должен обеспечить разрабатываемый показатель;
3) поиск путей решения проблемы экономической (и других, например социальной) эффек-
тивности от будущего использования разрабатываемого показателя;
4) поиск путей решения проблемы рациональности разрабатываемого показателя, т. е. удобство его использования при практической оценке финансово-хозяйственной деятельности организаций туризма;
5) поиск путей решения проблемы источника информации (определение возможных способов для использования существующих или разработка новых форм информационных источников).
Литература
1. Александрова, А. Ю. Международный туризм : учеб. пособие для вузов. — М. : Аспект Пресс, 2001.
2. Демченко, Е. В. Маркетинг туристских услуг. — Минск, 1996.
3. Жукова, М. А. Индустрия туризма : менеджмент организации. — М. : Финансы и статистика, 2004. С. 45.
4. Калашников, И. Как автоматизировать работу туристического агентства // Туринфо. 1997. № 10. С. 6.
5. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма. — СПб. : Изд-во СПб ун-та, 1998.
6. Куликова, Е. Е. Управление рисками : инновационный аспект // Бератор-паблишинт, 2008.
7. Мазурина, Т. Ю. Об оценке финансовой устойчивости предприятия // Финансы. 2005. № 10.
References:
1. Aleksandrova, A. YU. The International tourism : ucheb. allowance for vuzov. M. : Aspect Press, 2001.
2. Demchenko, E. В. Marketing tourist uslug. Minsk, 1996.
3. ZHukova, M. А. Industry of the tourism : management organizacii. M. : Finance and statistics, 2004. S. 45.
4. Kalashnikov, I. What automate work tourist agency // Turinfo. 1997. 10. S. 6.
5. Karpova, А. The Economy modern turizma. SPB. : Izd-in SPB un-that, 1998.
6. Kulikova, E. E. Management risk : innovative aspect // Berator-pablishint, 2008.
7. Mazurina, T. YU. About estimation offinancial stability of the enterprise // Finance. 2005. 10.