Научная статья на тему 'Концепция эффективного управления сельской территорией'

Концепция эффективного управления сельской территорией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / КОНЦЕПЦИИ АГРОТУРИЗМА / КРИ ВАЯ ФИЛЛИПСА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА / AGROTOURISM / TRAINING PROGRAMMES / CONCEPTS OF AGROTOURISM / THE PHILLIPS CURVE / DO MESTIC EXPERIENCE OF RURAL TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Здоров А. Б., Здоров М. А.

Рассматривается и обосновывается методология управления трудовым потенциалом в региональных агротуристских комплексах. Авторы уделяют особое внимание про граммам подготовки высококвалифицированных кадров в сфере агротуризма. Иссле дован существующий опыт обучения специалистов агротуризма, однако вопрос о ме тодике подготовки кадров в этой сфере требует дальнейшего пристального внимания специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of efficiency of management of the rural territory

The article discusses and justifies the methodology of the management of labour potential in regional agrotouristic complexes. The authors pay special attention to the training of highly qualified personnel in the field of agrotourism. The article also examines the existing experience of training of specialists of agrotourism, however, the question of the method of training in this area requires further attention among specialists

Текст научной работы на тему «Концепция эффективного управления сельской территорией»

УДК 338.242.4

А.Б. ЗДОРОВ, М.А. ЗДОРОВ

КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ

Рассматривается и обосновывается методология управления трудовым потенциалом в региональных агротуристских комплексах. Авторы уделяют особое внимание программам подготовки высококвалифицированных кадров в сфере агротуризма. Исследован существующий опыт обучения специалистов агротуризма, однако вопрос о методике подготовки кадров в этой сфере требует дальнейшего пристального внимания специалистов.

Ключевые слова: агротуризм, программы подготовки кадров, концепции агротуризма, кривая Филлипса, отечественный опыт сельского туризма.

The article discusses and justifies the methodology of the management of labour potential in regional agrotouristic complexes. The authors pay special attention to the training of highly qualified personnel in the field of agrotourism The article also examines the existing experience of training of specialists of agrotourism, however, the question of the method of training in this area requires further attention among specialists.

Key words: agrotourism, training programmes, concepts of agrotourism, the Phillips curve, domestic experience of rural tourism.

Развитие туризма на региональных рынках впервые началось за рубежом в 1972 г. в форме аграрного туризма и продолжается по настоящее время. Оно было вызвано квотированием производства сельхозпродукции и диверсификацией сельского хозяйства в туристскую отрасль для обеспечения занятости сельского населения и восполнения финансовых потерь от основного производства. В РФ ситуация складывается обратная: низкие объемы сельскохозяйственного производства, отрицательный уровень миграции.

Исходя из зарубежного опыта, можно предположить, что российский аг-ротуризм в своем развитии пройдет две основные стадии - этап организации малого семейного агротурбизнеса и этап реконструкции и строительства

© Здоров А.Б., Здоров М.А., 2015

объектов среднего агротуристского бизнеса. Помимо этого, учитывая особенности российской ситуации, следует планировать и третий этап развития национального агротуризма - создание единого агротуристского комплекса. Перспективными в условиях России, на взгляд авторов, могли бы быть следующие этапы (модели).

1. Развитие малого, семейного агро-туристского бизнеса на базе существующих турресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры агротуризма (включая различные агротуристские объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма).

2. Восстановление и создание социокультурной среды, исторические и национальные деревни, дворянские и ку-

печеские усадьбы, специализированные агротуристские центры.

3. Создание сельских (аграрных) туристских комплексов (С(А)ТК) как крупных многофункциональных туристских выставочных культурно-пропагандистских производственных формирований, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой, а также развитой сетью перерабатывающих предприятий.

Каждому этапу развития должна соответствовать и определенная система управления. Так, первому этапу развития соответствует организационная структура туроперейтинга (фирма, обеспечивающая взаимодействие потребителя агротуруслуг с гостевыми домами, расположенными в сельской местности на базе ЛПХ, К(Ф)Х и СПК).

Второй этап развития сельского туристского бизнеса связан с непосредственным производством туристских услуг в агротуристских центрах. Отсюда возникают особенности управления этим своеобразным процессом производства, проходящим в сфере обращения.

По мнению авторов, наиболее эффективной организационной формой управления на втором этапе является форма государственного унитарного предприятия, апробированная нами в Кадомском районе Рязанской области и рекомендованная к внедрению в Ка-лязинском районе Тверской области. В качестве альтернативы можно предложить межрегиональную сельскую (аграрную) туристскую корпорацию, объединяющие все заинтересованные туристские средства размещения, расположенные в сельской местности.

Третий этап формирования единого агротуристского комплекса свя-

зан с объединением всех организаций туризма, расположенных в сельской местности и принадлежащих различным ведомствам: Минсельхозу и Мин-культуре. Структура управления объединенным формированием «Росагро-тур» приводилась ранее в наших исследованиях [1].

На текущий период важно обеспечить научно обоснованную систему скидок на сельскохозяйственную и туристскую продукцию (услуги), соответствующую уровню доходов семьи в различных регионах РФ. Для этого нами предлагается внедрить систему участия в прибылях для всех сфер агропромышленной и туристской деятельности, начиная от I сферы АПК и заканчивая IV сферой агротуризма. В качестве дивидендов по акциям корпорации «Росагротур» предполагается использовать туристские отпускные чеки или купоны.

Наиболее актуальной проблемой на I этапе управления агротурбизнесом являлась разработка системы стимулирования труда работников туропе-рейтинга, на II этапе управления - выявление особенностей эффективного управления сфер обращения и производства туруслуг и на III этапе - разработка системы участия в прибылях в агротуристском комплексе.

Остановимся более подробно на I этапе управления развитием сельского туризма, на котором наиболее важную роль играет подготовка специалистов туроперейтинга. Такую подготовку осуществляет Российская международная академия туризма (РМАТ), РГАУ-МСХА им. Тимирязева, Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева [5, 6]. В настоящее время туроператорские фирмы являются, по существу, головными организациями го-

стевых домов и фермерских хозяйств, продвигающих их агротурпродукт на внутренний и международный рынки. В Российской международной академии туризма совместно с ФГБНУ ВНИОПТУСХ были проведены экспериментальные расчеты по внедрению различных форм стимулирования труда на рынке агротуруслуг, а также по определению верхнего и нижнего уровней оплаты труда выпускников Академии. Так, предлагалась стабильная ставка доплат за дополнительный объем продаж турпутевок в размере 7%. Однако она незначительно повлияла на объем продаж (150 путевок в месяц). Тогда была предложена пропорциональная шкала доплат, которая заключалась в пропорциональном увеличении ставки от 5 до 15%, однако пре-

дельный объем реализации агротурус-луг не был достигнут. Эта система способствовала увеличению объема продаж лишь до 200 путевок.

Только используя третью - прогрессивную - систему оплаты труда, был достигнут предельный объем реализации путевок - 300 шт. (рис.). Для практической деятельности был сделан вывод о том, что уравнительная система дополнительных выплат не дает практических результатов в требуемом уровне оплаты труда и тем более в выпуске на рынок необходимого объема продукции. Методологический подход от «частного к общему» (метод научной индукции) позволяет трансформировать полученные закономерности в кривую Лоренца (иногда используют термин «лук Лоренца»).

Кругооборот труда и заработной платы на агротуристском рынке

По горизонтали на графике отложена степень удовлетворения потребностей населения, по вертикали - уровень доходов, получаемых этими группами. Если бы в обществе существовало абсолютное равенство в распределении получаемых доходов, то 20% населения получали бы 20% дохода, 40% населения - 40% дохода и т.д. При абсолютно равном распределении доходов эта зависимость выглядела бы как биссектриса (прямая ОА).

В реальной экономике нет ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, истинная картина распределения доходов выглядит как линия, прогнутая вниз (кривая ОВ). Величина отклонения прогнутой кривой от биссектрисы показывает степень неравенства в распределении доходов и уровне производительности труда (в общем виде как отношение выручки к уровню заработной платы) (кривая ОС).

Перед авторами ставилась задача определения максимально возможного уровня оплаты труда для выпускников и действующих специалистов агро-туристского туропрейтинга. Поэтому далее вставал вопрос, до какого предела специалист согласен работать сверхурочно, замещая свое свободное время на рабочее. В экономической литературе это связано с парадоксом эффекта дохода и связанного с ним эффекта замещения.

Сущность эффекта замещения состоит в том, что увеличение роста заработной платы на первом этапе вызывает рост предложения труда, ибо на этом отрезке своей жизни каждый час свободного времени работник воспринимает как упущенную выгоду.

Эту выгоду работник реализует путем превращения свободного времени в рабочее, а свободному времени и

досугу он предпочитает товары, которые приобретает на повышенную заработную плату. Эти товары как бы «замещают» его свободное время и досуг. Однако на определенном этапе жизни отношение человека к свободному времени меняется, ибо без него нет возможности воспользоваться накопленными благами.

В связи с этим у одних работников раньше, у других - позже начинает срабатывать эффект дохода. Его сущность в том, что при достижении определенного уровня материального благополучия свободное время уже не кажется упущенной выгодой, напротив, теперь оно представляется источником достижения поставленных целей для определенной социальной группы. Теперь работник сознательно сокращает предложение труда; тем самым он как бы «покупает свое время».

На основе аналитических опросов было выявлено, что предел эффекта замещения составляет 60 тыс. руб. (по курсу 30 руб. за 1 долл. США) (в т. О рис. 1). В данном исследовании целесообразно теоретически увязать уровень заработной платы и безработицы, то есть ответить на вопрос, в каких пределах «замирает» уровень безработицы и где катастрофически увеличивается. Для этого обратимся к классической кривой Филлипса, характеризующей взаимосвязь между среднегодовым ростом заработанной платы и безработицей (кривая ОБ).

Эта взаимосвязь является обратной: если заработки растут быстро, то безработица, по мнению Филлипса, определяется небольшой величиной, и наоборот. Кривая Филлипса является вогнутой относительно оси ординат (кривая ОБ): одному и тому же приращению заработной платы соответствова-

ло сравнительно небольшое сокращение безработицы при ее низком уровне и значительное - при высоком.

На графике это явление отражается до пересечения с кривой Лоренца (кривая ОР). Точка Р «отрезает» равновесие на рынке труда и, по оценочным данным российского рынка, составляет порядка 15 тыс. руб. Отрезок кривой ЕР образует так называемую мертвую зону между началом безработицы и стабильным развитием. Эти явления распространяются также на уровень инфляции в стране: высокий уровень оплаты труда, связанный с ростом его производительности замедляет ин-

фляцию, низкий уровень оплаты труда при «уравнительной системе» ведет к обвалу экономики.

Фирмы, ведущие туроператорскую деятельность, имеют определенную структуру управления. Туроператорские фирмы, являясь головными предприятиями, берут на себя ответственность за распространение инновационных разработок. На основе экспериментальных продаж, проведенных авторами в ООО «Кредо-тур» и ООО «Хомо Конциус», были получены следующие результаты, подтверждающие правомерность методологических исследований (таблица).

Дифференциация заработной платы работников агротурфирмы в зависимости от объема продаж

Показатель Варианты установления процентной ставки

Фиксированная (7%) Пропорциональная (5, 10, 15%) Прогрессивная (3, 7, 15%)

Предельный объем продаж путевок 150 200 300

Стоимость одной путевки, тыс. руб. 40 40 40

Выручка от реализации, тыс. руб. 6000 8000 12000

Затраты по з/п, тыс. руб. 420 600 1000

Затраты по з/п, тыс.руб. Вариант 1 (7%) 420 - -

Затраты по з/п, тыс.руб. Вариант 2 из расчета

40-5% - 200 -

40-10% - 400 -

Затраты по з/п, тыс.руб. Вариант 3 из расчета

40-3% - - 120

40-7% - - 280

40-15% - - 600

Как видно из табличных данных, объем продаж возрастал до 150, 200 и 300 ед. (путевок), а производительность труда работников, включая значительный рост заработной платы, возросла в итоге в 2,5 раза. При этом соотношение прироста выручки к приращению уровня заработной платы составило 11:1. Авторами применялись различные формы стимулирования труда: с фиксированной процентной ставкой (7%), пропорциональной - 5, 10, 15%, прогрессивной - 3, 7, 15%, и только последняя позволила достичь предельного объема продаж и достойной оплаты труда (не ниже 60 тыс. руб.) [4].

В период уборочной кампании в сельском хозяйстве работники увеличивают свой личный доход до 100 тыс. руб. Слабым звеном здесь остается нехватка рабочей силы, особенно в сезонный период. Агротуристская интеграция позволяет решить и эту проблему за счет перераспределения трудовых ресурсов из промышленности в сельское хозяйство и наоборот - в межсезонный период.

Вопрос в том, сохранятся ли сезонные надбавки в межсезонный период. Для промышленного производства этот вопрос решается однозначно: «да, сохранятся». К промышленным отраслям агроэкономики относятся не только машиностроительные предприятия, пищевые и перерабатывающие предприятия. Для сохранения занятости селян переработку сырья не обязательно развивать в городских условиях, гораздо выгоднее развивать ее в сельской местности с привлечением дополнительной рабочей силы из города на постоянное место жительство с предоставлением достойных жилищных условий. Особенно это относится к молодым семьям, испытывающим острый дефицит в жилищном обеспечении.

Качество туристских услуг также зависит в большинстве случаев от подготовки кадров. Поэтому в сезонный период целесообразно привлекать студентов, особенно сельскохозяйственного и туристского направлений, для работы в турорганизациях Крыма, Черноморского побережья Кавказа, как это принято на курортах Турции, Греции, Италии. Эффективность управления гостиницами и гостевыми домами, расположенными в сельской местности, отражается, прежде всего, в работе туроператорской фирмы. Так как эта организация обслуживает в основном сферу обращения товаров и услуг, то ее эффективность можно рассчитать через коэффициент безубыточности, который рассчитывается как отношение постоянных затрат к маржинальному доходу (выручка минус переменные издержки). Отсюда эффективность управления определяется следующим образом:

Э = (В - З )/4 - (А + З ),

у 4 пер" 4 пр. пост/7

где Эу - эффективность управления в аг-ротурфирме; В - выручка от реализации агротуруслуг; Зпер - переменные затраты; А - амортизационные отчисления; З -

1 ^ 7 пр. пост

прочие постоянные затраты.

Коэффициент безубыточности в аг-ротуристской деятельности равен 0,25. Из оставшихся после этого затрат вычитается амортизация и прочие постоянные издержки, включая транзакци-онные издержки и затраты на подготовку кадров. К транзакциям относятся затраты по заключению договоров, получение, анализ и хранение информации, затраты на защиту прав собственности. Затраты на подготовку и переподготовку кадров для агротуроб-

служивания также формируют эффективность управления, так как способствует снижению издержек упущенных возможностей. И если в формуле они стоят со знаком минус, то при завершении подготовки кадров, издержки упущенных возможностей преобразуются в дополнительный доход и увеличивают эффект управления.

Таким образом, предложено три этапа развития сельского туризма и, соответственно, три формы управления агротурбизнесом. Наиболее подробно представлен первый этап. Последующие этапы характеризуются разработкой научно обоснованных скидок на продукты питания для обеспечения конкурентоспособной цены на конечный агротуристский продукт.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Абряндина В.В., Здоров М.А. Туризм сельских территорий: монография. М.: ООО «Угрешская типография», 2015. 172 с.

2. Адуков Р.Х., Юсуфов Р.А. К вопросу об эффективности программ развития российского села//Проблемы и перспективы устойчивого сельского развития: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Орел ГАУ, 2014. С. 213-219.

3. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс:

формирование и развитие: монография. М.: Логос, 2011. 211 с. (Туристика: монографические исследования).

4. Здоров А.Б. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2004.267 с.

5. URL: http://www.ivgsha.ru/ (дата обращения: 13.09.2015).

6. URL: http://www.volgau.com/ (дата обращения: 13.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.