Научная статья на тему 'Проблемы методики учета потребительских свойств при определении объема продукции на предприятиях агропромышленного комплекса'

Проблемы методики учета потребительских свойств при определении объема продукции на предприятиях агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина И. А., Марковина Е. В.

Согласно принятой методике определения объема продукции, производимой предприятиями АПК, в показателях отражаются издержки производства, в то же время полезность, качество, потребительная стоимость не учитываются с экономической точки зрения. Авторы считают, что практика применения условно-натуральных измерителей в сельском хозяйстве способна существенно расширить спектр учета потребительной стоимости и полезности продуктов при использовании методов квалиметрии, что в свою очередь может стать инструментом эквивалентного товарообмена и ухода от влияния инфляционных процессов. При этом разработка методологической концепции измерения и оценки потребительной стоимости продукции должна осуществляться в форме взаимосвязи категорий, понятий и терминов и их определений в направлении от потребительной стоимости к элементарным (единичным) свойствам продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы методики учета потребительских свойств при определении объема продукции на предприятиях агропромышленного комплекса»

9 (66) - 2008

Развитие АПК

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ УЧЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

и.а. мухина,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики АпК

Е.В. МАРКОВИНА, кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Согласно принятой методике определения объема продукции, производимой предприятиями АПК, в показателях отражаются издержки производства, в то же время полезность, качество, потребительная стоимость не учитываются с экономической точки зрения. Практика применения условно-натуральных измерителей в сельском хозяйстве способна существенно расширить спектр учета потребительной стоимости и полезности продуктов при использовании методов квалимет-рии, что в свою очередь может стать инструментом эквивалентного товарообмена и ухода от влияния инфляционных процессов.

Предприятия агропромышленного комплекса охватывают сферы сельского хозяйства и промышленности, а также отраслей, тесно связанных с сельскохозяйственным производством. Предприятия потребительской кооперации являются активными участниками агропромышленного

комплекса, поскольку могут заниматься переработкой сельскохозяйственной продукции, ее сбытом и транспортным обслуживанием сельских товаропроизводителей и т. д.

Перерабатывающие и сбытовые (торговые) кооперативы сегодня могут столкнуться с проблемой учета потребительских свойств продуктов, товаров и услуг, производимых организациями АПК.

Рассмотрим сложившуюся методику учета продукции на предприятиях промышленных и предприятиях сельского хозяйства. Представим в табл. 1 характеристику сводной статистической отчетности промышленности [3, с. 189].

Особый интерес представляет объем произведенной продукции, которая оценивается в стоимостном (денежном), натуральном (тонны, штуки, метры ит. д.) и условно-натуральном выражении.

Стоимостные измерители. Валовой оборот характеризует в стоимостном выражении объем

Таблица 1

Показатели производства и реализации продукции промышленности, формирующиеся по данным статистической отчетности

Показатель Единица измерения Периодичность публикации Разрез разработки

1. Объем продукции: • произведенной • отгруженной 2. Индекс физического объема тыс. руб., в натуральном выражении % месячная -» - по отраслям промышленности, видам товаров по отраслям промышленности

продукции, произведенной за отчетный период всеми промышленно-производственными цехами предприятия, независимо от того, потреблена эта продукция в других его промышленно-про-изводственных цехах или отпущена за пределы предприятия.

Показатели валового оборота, за отдельными исключениями, в настоящее время не рассчитываются, они включают повторный счет стоимости в пределах предприятия, равный стоимости внутризаводского оборота, под которым понимается сумма произведенных и потребленных на промышлен-но-производственные нужды полуфабрикатов, а также подсобных и вспомогательных цехов. Нужно учесть, что методом валового оборота исчисляется валовая продукция в таких важных для АПК отраслях, как сахарная, молочная, мясная, рыбная.

Принято считать, что произведенная или валовая продукция (ВП) представляет собой сумму стоимости реализуемой продукции (РП), изменение остатков незавершенного производства (ДНЗП), изменение остатков готовой продукции (ДОГП) [2, с. 140; 3, с. 189; 4, с. 33;].

ВП = РП + ДНЗП + ДОГП. (1)

Таким образом, основным принципом оценки рыночного (стоимостного) выпуска товаров и услуг является использование рыночных цен, установившихся в период, к которому относится производство продукции, так как реализованная продукция есть произведение цены единицы изделия на количество изделий. В свою очередь, методика расчета цен, как правило, проводится по формуле «издержки плюс прибыль».

Понимая издержки производства как совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства и обращения продукта, получаем, что объем валовой продукции представляет собой совокупный объем затрат живого и овеществленного (прошлого) труда. При этом абсолютно теряется оценка произведенной продукции как потребительной стоимости, полезности самого произведенного продукта.

Считается, что величину вновь созданной потребительной стоимости и через нее объем затрат собственного труда коллектива предприятия (объединения, отрасли) при производстве конкретного вида продукции отражает нормативно-чистая продукция. Норматив чистой продукции представляет собой часть оптовой цены изделия, включающей заработную плату, отчисления на социальное страхование и прибыль, что по сути отражает затраты живого труда. Учета полезнос-

ти, качественных характеристик произведенного продукта с экономической точки зрения данный показатель не отражает.

Натуральные и условно-натуральные измерители.

Основным методом учета промышленной продукции является натуральный в соответствующих физических единицах измерения (штуки, килограммы, метры, литры и т. д.). Учет в натуральных единицах измерения лежит в основе и других методов учета продукции, он широко используется для построения балансов производства и распределения отдельных продуктов, для вычисления объема продуктов на душу населения.

При учете в натуральном выражении большое значение имеет также единообразие применяемых единиц измерения. Для обеспечения правильности учета продукции необходимо помимо номенклатуры иметь твердо установленные для каждого изделия единицы измерения. Именно этот метод показывает, какое количество конкретных потребительских стоимостей произведено за отчетный период. Следует учесть, что речь идет только об одной, двух потребительских характеристиках. «Натуральный измеритель не позволяет складывать количество продукции разных видов даже в пределах одной потребительской группы» [4, с. 41].

Разновидностью натурального учета является учет продукции в условно-натуральных измерителях. Сущность метода условных натуральных измерителей состоит в том, что разнообразные продукты данного вида выражаются в единицах одного продукта, условно принятого за единицу измерения.

Для определения объема продукции в условных натуральных единицах измерения (qусл) следует объем продукции в натуральных единицах измерения (а ) умножить на коэффициент перевода (К ):

нат перев

Q =

^усл. нат -/н;

К

(2)

Коэффициент перевода позволяет переводить натуральное количество продукции в условно-натуральное выражение в зависимости от рассматриваемого спектра потребительных свойств изделия, то есть способ учета продукции в условно-натуральном выражении может дать приблизительную картину учета потребительских свойств и полезности видов продукции одной группы.

В табл. 2 отразим характеристику сводной статистической отчетности сельского хозяйства [2, с. 200]

В сельском хозяйстве «особенностью воспроизводства на уровне бухгалтерского учета и оценки

Развитие АПК

9 (66) - 2008

Таблица 2

Показатели производства и реализации продукции сельскохозяйственных организаций, формирующиеся

по данным статистической отчетности

Показатель Единица измерения Периодичность публикации Разрез разработки

1. Объем продукции: • произведенной • реализованной 2. Поголовье скота на начало периода 3. Динамика объема сельскохозяйственного производства тыс. рублей, в натуральном выражении млн голов % месячная -» - -» - по видам продукции растениеводства и животноводства, категориям хозяйств по основным видам скота, категориям хозяйств по отраслям промышленности

имущества и результатов является то, что часть произведенной продукции не переходит в денежную форму (корма, семенной материал и т. д.), а остаются и направляются на воспроизводство в натуральной форме. Тем не менее для целей бухгалтерского учета, налогообложения и для принятия управленческих решений необходима денежная оценка таких запасов» [6, с. 12].

Рассматривая стоимостные показатели продукции сельского хозяйства, выделим валовую продукцию — продукцию, произведенную за определенный период (как правило, за год) в сельскохозяйственных предприятиях, хозяйствах населения, фермерских хозяйствах. Она включает не только вновь созданную стоимость, но и незавершенное производство, обеспечивающее непрерывность и ритмичность воспроизводственного процесса.

Главное отличие расчета валовой продукции в сельском хозяйстве от промышленного производства — это метод валового оборота, при котором промежуточное потребление включается в стоимость валовой продукции.

Расчет валовой продукции осуществляется в текущих (фактически действующих) и сопоставимых ценах. В сопоставимых ценах отслеживается динамика физических объемов продукции, а также проводится оценка производительности труда, фондоемкости и материалоемкости продукции и др. Сопоставимые цены — это средние цены реализации сельскохозяйственных продуктов базисного года. При этом товарная часть продукции оценивается по фактическим ценам реализации. Продукция, используемая для внутрихозяйственного потребления, оценивается по себестоимости. При определении валовой продукции в текущих ценах используются средние цены реализации соответствующего продукта. В личных подсобных и фермерских хозяйствах, которые не реализуют продукцию, используют фактические цены реализации сельскохозяйственных предприятий.

Натуральные и условно-натуральные измерители активно применяются при оценке производства по отдельным культурам растениеводческой продукции, по видам животных в животноводстве.

Таким образом, согласно принятой методике определения объема продукции, производимой предприятиями АПК, в показателях отражаются издержки производства. Полезность, качество, потребительная стоимость с экономической точки зрения остаются в стороне, что противоречит пониманию продуктов с позиции потребителя.

Наработанная практика применения условно-натуральных измерителей в сельском хозяйстве способна существенно расширить спектр учета потребительной стоимости и полезности продуктов, что в свою очередь может стать инструментом эквивалентного товарообмена и ухода от влияния инфляционных процессов. Речь идет о представлении каждой конкретной потребительной стоимости со стороны качества — q и со стороны количества — п. Задача сводится к раскрытию следующей функциональной зависимости: С = / п).

Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих степень ее способности удовлетворять определенные потребности в конкретных условиях потребления (эксплуатации). Нужно отметить, что с момента возникновения термина «качество» появляется необходимость и его квантификации, т. е. количественного оценивания. Поэтому современное толкование качества заключается в следующем: качество — это такая характеристика объекта, что если ее квантифици-ровать, то окажется возможным с одновременным учетом всех свойств объекта и в количественной форме определить — насколько хорош этот объект в использовании (функционировании, применении, эксплуатации) [1].

Различают производственные и потребительские свойства продукции.

К производственным относятся те свойства продукции, которые формируются в процессе ее разработки и обеспечиваются на стадии изготовления. Потребительские—это свойства, наиболее важные и значимые для тех или иных потребителей. Продукт труда обладает только потенциальным качеством. Оно переходит в реальное качество лишь в процессе потребления, когда данный продукт удовлетворяет конкретные потребности в производственном использовании или в личном потреблении.

Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Потребительная стоимость реализуется лишь в процессе потребления. Из этого следует, что потребительная стоимость количественно может быть выражена через полезность вещи с учетом ее реализации в процессе потребления.

Например, продукты питания имеют совокупность полезных свойств, которые выражаются количественно содержанием белков, жира, витаминов, микроэлементов, калорийностью пищи, ее массой и объемом. Однако их полезные свойства проявляются в процессе потребления человеком и могут быть выражены вкусовыми свойствами. Если по вкусовым свойствам продукт негоден для потребления, то дс = 0, и потребительная стоимость блюда питания при наличии всех полезных свойств С = 0. Наоборот, при условии хороших вкусовых свойств дс= 1 и потребительная стоимость блюда равна совокупности полезных свойств (и), то есть, С = и.

V

Весь процесс общественного производства и потребления имеет тенденцию к достижению равенства полезных свойств продукции и ее потребительной стоимости.

Для раскрытия приведенных функциональных зависимостей нужны количественные методы выражения качества, разработкой которых занимается новое научное направление, названное квалимет-рией. Вот какое толкование дает этому слову «Политехнический словарь»: «Квалиметрия (от лат. qualis— какой по качеству и... метрия), количественная оценка качества, — способ оценки качества промышленных изделий путем сравнения с изделием, принятым за эталон качества. Основное средство квалиметрии — экспертная оценка изделий по избираемому ряду показателей с применением тех или иных специальных шкал оценок и обобщением мнений отдельных экспертов. Наряду с экспер-

тизой применяются также различные системы объективизированных показателей, получаемых путем анализа конструктивного устройства изделий, признаков качества технологии изготовления, эксплуатационной надежности и т. п. Например, показателем сравнения изделий может служить сложность их устройства, выражаемая в числе отдельных деталей, трудоемкости их сборки или демонтирования в целях ремонта, обслуживания и т. д. Во многих случаях квалиметрические измерения позволяют оценивать изделия по количественному критерию качества. В этом случае применяется сравнительная оценка значимости (коэффициент весомости) отдельных показателей качества, что обеспечивает сопоставимость изделий, получающих разную оценку по таким показателям» [5].

Разработка методологической концепции измерения и оценки потребительной стоимости продукции должна осуществляться в форме взаимосвязи категорий, понятий и терминов и их определений в направлении от потребительной стоимости к элементарным (единичным) свойствам продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азгальдов Г. Г. Неизмеримое или еще не измерявшееся? //Стандарты и качество, № 10, 1993.

2. Курс статистики промышленности. /Под ред. проф. И. Г. Малого и проф. В. И. Сиськова. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Планирование промышленности». — М.: Статистика, 1978.

3. Сиденко А. В., Попов Г. Ю., Матвеева В. М. Статистика: учебник. — М.: Дело и сервис, 2000. — 464 с.

4. Перевощиков Ю. С., Бобков В. Н., Немиров-ченко Н. М. Квалиметрическая экономика предприятия (швейное производство). — М.: Всероссийский центр уровня жизни; Ижевск: Издательство Института экономики и управления УдГУ, 2005. С. 570.

5. Политехнический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1989.

6. Экономика сельского хозяйства. Серия «Учебник и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.