Научная статья на тему 'Определение и обоснование стоимости, ценности социально-экономических объектов, благ, товаров, услуг'

Определение и обоснование стоимости, ценности социально-экономических объектов, благ, товаров, услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / ПОЛЕЗНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕНА / ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ / ДЕНЕЖНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СТОИМОСТИ / ЗАТРАТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райзберг Борис Абрамович

По мере увеличения количества и степени разнообразия получаемых из природных источников и создаваемых, производимых людьми объектов, предметов, товаров и услуг, а также связанных с ними отношений изменяются традиционные представления о стоимости, полезности, ценности жизненных благ, затрачиваемых ресурсов, денежном измерении их величины посредством цен, тарифов, процентных ставок. В статье обозначены, рассмотрены, подвергнуты критическому анализу сложившиеся и развиваемые, дискутируемые представления о сущности, содержании базисных, фундаментальных категорий, понятий экономической теории и практики, касающихся потребительной и меновой стоимости. Главное внимание уделено методическим подходам к определению количественных и качественных параметров, характеризующих стоимость продукции, ресурсов, материальных и духовных благ, интеллектуальных ценностей в их связи с ценообразованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION AND JUSTIFICATION OF COST, VALUE OF SOCIAL AND ECONOMIC OBJECTS, BENEFITS, GOODS, SERVICES

As the quantity and degree of diversity of objects, goods, and services produced by people and objects created, produced by people and related relationships, the traditional notions of value, utility, the value of living goods, the resources expended, the monetary value of their value through prices, tariffs, interest rates. In the article, the existing and developed, debated notions about the essence, content of basic, fundamental categories, concepts of economic theory and practice relating to use and exchange value have been identified, considered, critically analyzed. The main attention is paid to methodological approaches to the determination of quantitative and qualitative parameters characterizing the value of products, resources, material and spiritual goods, intellectual values in their connection with pricing.

Текст научной работы на тему «Определение и обоснование стоимости, ценности социально-экономических объектов, благ, товаров, услуг»

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.00)

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.01)

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ, ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, БЛАГ, ТОВАРОВ, УСЛУГ

Райзберг Борис Абрамович, д-р экон. наук, д-р техн. наук, профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований Всероссийской Академии внешней торговли, почетный академик РАЕН Место работы: Институт макроэкономических исследований Всероссийской Академии внешней торговли

Аннотация: по мере увеличения количества и степени разнообразия получаемых из природных источников и создаваемых, производимых людьми объектов, предметов, товаров и услуг, а также связанных с ними отношений изменяются традиционные представления о стоимости, полезности, ценности жизненных благ, затрачиваемых ресурсов, денежном измерении их величины посредством цен, тарифов, процентных ставок. В статье обозначены, рассмотрены, подвергнуты критическому анализу сложившиеся и развиваемые, дискутируемые представления о сущности, содержании базисных, фундаментальных категорий, понятий экономической теории и практики, касающихся потребительной и меновой стоимости. Главное внимание уделено методическим подходам к определению количественных и качественных параметров, характеризующих стоимость продукции, ресурсов, материальных и духовных благ, интеллектуальных ценностей в их связи с ценообразованием.

Ключевые слова: стоимость, полезность, ценность, цена, потребительная стоимость, меновая стоимость, денежное измерение стоимости, затратное ценообразование, себестоимость, прибыль, рентабельность.

DEFINITION AND JUSTIFICATION OF COST, VALUE OF SOCIAL AND ECONOMIC OBJECTS, BENEFITS, GOODS, SERVICES

Rayzberg Boris A., Doctor of Sciences, professor, the chief researcher of Institute of macroeconomic research of the Russian Foreign Trade Academy, honorary academician of the Russian Academy of natural Sciences Work place: Institute of macroeconomic research of the Russian Foreign Trade Academy

Annotation: as the quantity and degree of diversity of objects, goods, and services produced by people and objects created, produced by people and related relationships, the traditional notions of value, utility, the value of living goods, the resources expended, the monetary value of their value through prices, tariffs, interest rates. In the article, the existing and developed, debated notions about the essence, content of basic, fundamental categories, concepts of economic theory and practice relating to use and exchange value have been identified, considered, critically analyzed. The main attention is paid to methodological approaches to the determination of quantitative and qualitative parameters characterizing the value of products, resources, material and spiritual goods, intellectual values in their connection with pricing.

Keywords: cost, utility, value, price, use value, exchange value, monetary value measurement, cost-based pricing, cost, profit, profitability.

Категории, понятия, термины «стоимость», «цена», «полезность», «ценность» относятся к числу самых распространенных, употребляемых в экономической науке и практике управления производственной деятельностью, распределением денежных и других видов ресурсов, обращением и потреблением товаров, услуг, природно-экологическими явлениями. Зародившись в классической политической экономии, в экономической теории, связанные с именами таких выдающихся ученых-экономистов как Адам Смит, Давид Ри-кардо, Альфред Маршалл, Джон Хикс, Джон Стюарт Милль, Карл Менгер, Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс, но не доведенными классиками до общепринятого понимания и толкования, отмеченные термины перекочевали в социологию, политологию, психологию. Ныне они заполонили средства массовой информации, превратившись в бытовые повсеместно используемые слова и словосочетания.

Перерождение экономических по своему происхождению понятий в социологические, психологические, философские, политические привело к существенному расширению, трансформации вкладываемого в них смысла и содержания, во многих случаях не замечаемого и не отмечаемого открыто употребляющими их авторами публикаций, информационных сообщений, ораторами, публицистами, не говоря уже о многочисленных слушателях, читателях, распространителях и потребителях информации. Более того, динамизм жизни, неизбежные перемены ее картины, достижения науки, культуры наполняют новым содержанием бытующие представления о стоимости, полезности, ценности всего, что нас окружает: объектов наблюдения, процессов, взаимосвязей и взаимодействий между людьми, с природной средой.

Между тем, сущность и содержание, области применения, способы и методы определения величины стоимости, значений цен, уровня ценности, степени полезности обширного

Райзберг Б. А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ, ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, БЛАГ, ТОВАРОВ, УСЛУГ

спектра создаваемых, производимых и применяемых продуктов, товаров, работ, услуг представлены в словарях, научной и учебной литературе, популярных источниках информации весьма поверхностным образом, разноречиво, на низком уровне предметности, конкретности, восприятия. В итоге взаимосвязанные, пересекающиеся понятия «стоимость», «цена», «ценность» трактуются расплывчато, неоднозначно, неопределенно не только обывателями с узким кругом представлений, не обладающими достаточными знаниями, но и многими людьми, считающими себя экономистами и финансистами.

Не претендуя на недостижимую, исчерпывающую полноту и определенность излагаемого толкования рассматриваемых терминов, понятий, представим краткое описание их сути, содержания, позволяющее выявить специфику определения, расчета, обоснования, количественной и качественной оценки стоимостных, ценовых параметров, ценности и полезности наиболее типичных видов продуктов, товаров, благ, услуг, включая торгово-экономические отношения по поводу их производства, купли-продажи, использования, применения, воссоздания. Рискуя выполнить поставленную задачу, не достигнув признанных результатов, натолкнувшись на убедительные возражения со стороны квалифицированных экономистов, социологов, психологов, политологов, сконцентрируем внимание на реальных проблемах количественной и качественной оценки стоимости, ценности, полезности материальных и духовных объектов, процессов, отношений в окружающем нас мире.

Как это ни странно кажется на первый взгляд неподготовленному для восприятия высказываемого мнения читателю, но самым сложным, трудным для понимания и разъяснения служит понятие «стоимость», рассматриваемое в общем, в широком смысле слова. Распространенное обыденное, упрощенное толкование стоимости как цены купли-продажи определенного предмета торговли, товара представляет лишь частный случай ограниченного применения этого гораздо более общего и глубокого понятия. Стоимость - это не только и не столько торговый термин, сколько фундаментальная категория экономической теории, политической экономии, отражающая, воплощающая закономерности и принципы движения капитала, использования труда как источника создания благ, организации товарно-денежного оборота, связей между участниками производства, распределения, продажи, потребления продукции.

Сущность стоимости настолько трудно поддается простому, доходчивому объяснению, что отдельные преподаватели экономики и обществознания избегают употребления этого термина, ограничиваясь односторонним освещением и объяснением его только как цены торгуемого товара.

Неопределенность, многозначность понятия «стоимость» как категории политической экономии образно и своеобразно отразил Карл Маркс в первом томе своего знаменитого «Капитала». Используя аналогию, заимствованную из исторической хроники Шекспира «Король Генрих IV», Маркс иронизирует следующим образом: «Стоимость товаров тем отличается от вдовушки Квикли, что не знаешь, как за нее взяться». Впрочем, согласно Шекспиру, на высказанный в адрес вдовушки упрек она возразила: «Врешь! И ты, и другие знают, как за меня взяться». Так что, следуя утверждениям госпожи Квикли, правомерно считать, что к стоимости надо подходить с разных сторон.

Вряд ли существует, может быть построено убедительное, универсальное определение многогранного понятия «стоимость». В предельно сжатом, упрощенном представлении стоимость - это количественно или качественно устанавливаемая человеком, людьми, рынком степень нужности, значимости, ценимости определенного объекта (в виде материальной, вещественной, духовно-информационной субстанции или требуемой формы деятельности), характеризуемая сопоставимой величиной затрат, расходов денежных средств, труда, других видов ресурсов, необходимых для получения взамен желаемого объекта. Иначе говоря, стоимость объекта - это совокупность затрат ресурсов, которые приходится осуществлять во имя приобретения, получения этого объекта в соответствии с его значимостью и потребностью в нем. Подчеркнем, что стоимость объекта аккумулирует в себе как расходование ресурсов на производство, создание объекта, так и затрат на его приобретение, покупку, по аналогии с тем, как в цене товара сочетается цена предложения со стороны производителя, продавца и цена спроса сто стороны покупателя, приобретателя.

Сложность выразить понятие «стоимость» единой, всеобщей формулой, в словесном или математическом описании проистекает также, обусловлена многопризначностью, многофункциональностью рассматриваемой, анализируемой категории. В современной теоретической и прикладной экономике различные виды стоимости образуют обширный спектр, в который входят балансовая, восстановительная, добавленная, дисконтированная, номинальная, капитализированная, общественная, первоначальная, остаточная стоимость.

В трудах ученых-экономистов послесмитовского периода особое место занимают категории «потребительная стоимость», «меновая стоимость», «прибавочная стоимость». Последняя категория ассоциируется с прибылью, проблема распределения которой между собственниками средств производства, непосредственными участниками выпуска товаров и их торгового обращения, а также государством, претендующим на свою долю, до сих пор служит предметом разногласий, споров и преткновений.

В политической экономии получило распространение и признание разделение стоимости на две разновидности выделением потребительной и меновой стоимости. Это положение, глубоко пронизывающее марксовый «Капитал», следует относить к глубоким достижениям экономической мысли. В отличие от выработанной К. Марксом и его единомышленниками коммунистической идеологии, не выдержавшей испытания временем, сочетание потребительной и меновой стоимости в одном объекте стало очевидным и легло в основу представлений о ценности и цене вещей, предметов, товаров, услуг в окружающем мире, для человека, семьи, людей, государства.

Потребительная стоимость объекта, товара, услуги, материальной или духовной субстанции выражается и определяется степенью, мерой, величиной их полезности, то есть способности удовлетворять потребности человека, семьи, социальной группы, общества, государства в соответствии с присущим объекту предназначением и качеством. В экономических и социальных науках полезность (utility) ассоциируется, отождествляется с такими понятиями как удовлетворение, удовлетворенность, благосостояние (welfare), получаемая выгода, польза и даже ощущение счастья, радости, душевого подъема. Полезность как внутренняя мера значимости, ценности объекта, товара, услуги для данного конкретного по-

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

требителя или группы потребителей представляет в этом смысле субъективную категорию и отражает общее суждение только в той степени, в которой имеет место совпадение мнений потребителей, пользователей.

В то же время так как отдельные свойства объектов, характеризующие меру количества и качества, поддаются определению посредством физических измерений (вес, объем, прочность, износоустойчивость, калорийность, удельный расход, опасность, безвредность, энергетическая отдача, мощность, надежность и др.) или массового опроса (модность, удобство, эргономичность, красота, впечатлительность, эстетичность, комфорт и др.), суждения о потребительной ценности и полезности объектов способны обретать высокую меру объективности.

Определение потребительной стоимости объектов, предметов, вещей, товаров, услуг, других благ как их полезности сопряжено с рядом условностей.

Во-первых, суждения о степени полезности разных сущностей для человека, людей, общества, государства несет в себе отпечаток субъективности мнений различных потребителей.

Во-вторых, удовлетворение потребностей в спиртных напитках, курении табака, наркотиках, азартных играх, приносящие удовольствие как своеобразную «пользу» одним потребителям, представляет вред, то есть отрицательную пользу для других.

В-третьих, существуют объекты, явления, процессы, такие как звезды в небе, лунный свет, земное притяжение, сновидения, религиозные верования, предсказания, ощущения, чувства, образы, абстрактные представления, по отношению к которым смысл и содержание полезности не ясны, не выделены, не установились в человеческом сознании.

В связи с отмеченными условностями, препятствующими количественному определению, числовой оценке потребительной стоимости посредством установленных показателей, критериев, пришлось считать, характеризовать потребительную стоимость объектов, процессов, отношений, других сущностей в окружающем мире их ценностью для человека, людей, общества, для поддержания жизни. Потребительная ценность отражает внутренне присущую и внешне проявляющуюся значимость объекта, предмета, товара, услуги для потребителей, пользователей. Здесь на первый план выходит оказываемое впечатление, привлекательность, ощущение важности, уникальность, сложность воспроизведения объекта, ограниченная его доступность. Достаточно очевидно, что потребительная ценность благ определяется не столько измерениями, расчетами, вычислениями, сколько суждениями, оценками квалифицированных субъектов, коллективным, общественным мнением. Не исключено построение нормативной, представленной в баллах или рангах шкалы потребительных ценностей для выделенных, представительных категорий объектов потребления.

Существенно важно проводить различие между потребительной ценностью и ценой, обретаемой объектами, товарами в процессе товарообмена, купли-продажи. Потребительная ценность не есть торговая цена товара и может совпадать с ней только в исключительных случаях. Имеется значительное количество общественных по своей природе благ, обладающих конкретной, предметно выраженной потребительной стоимостью, ценностью, но лишенных торговой, рыночной цены, так как они не подлежат купле-продаже, не служат предметом, продуктом обмена.

Например, не подлежит сомнению потребительная ценность чистого воздуха в окружающем пространстве, питьевой воды в родниках, скамеек в парках, придорожных тротуаров, грибов и ягод в лесах, выставленных напоказ музейных экспонатов, книг в библиотеках, рекламной информации и множества других общественных благ, предоставленных безвозмездно. Но так как подобные блага не продаются, они не обладают ценой, уплачиваемой за пользование (если не учитывать, что плата за них взимается государством с населения в виде налогов, поступающих в казну, образующих доходы бюджетов разных уровней).

Потребительная ценность и цена торгуемых товаров не тождественны, двусторонняя связь между этими категориями существует, но она не симметрична и носит опосредованный характер. Торговая цена в большей степени зависит от потребительной ценности товара, чем ценность товара обусловлена его рыночной ценой. Так что распространенная поговорка «что дорого, то мило, а что дешево, то гнило» может быть подвергнута сомнению, ибо далеко не всегда дорогая по цене вещь обладает столь же высокой потребительной ценностью, в особенности, если речь идет о духовной, моральной, художественной ценности.

Подлинную ценность, истинную значимость предметов, объектов, благ материально-вещественной и духовно-интеллектуальной природы способны определить, установить только глубокие, тонкие ценители. Недаром же конечная цена продажи признанных шедевров на аукционах увеличивается в несколько раз по отношению к стартовой цене, обозначенной неумелым оценщиком, не осознавшим ценностных качеств товара, выставленного на аукцион.

Распространение товарно-денежных, рыночных отношений в постиндустриальной экономике сместило стоимостные оценки в сторону меновой стоимости, означающей по существу рыночную цену объектов купли-продажи, товарообмена, устанавливающуюся, определяемую итогом торга, взаимодействия спроса и предложения. На идеальном, конкурентном рынке формируется равновесная цена в виде меновой стоимости, соответствующей равновесию величин спроса и предложения товара.

В простейшем представлении меновая стоимость товара воспринимается как количество денежных единиц, обмениваемых на единицу данного товара, уплачиваемых в обмен на товар с учетом его качества, потребительной ценности, распространенности, редкости. В экономических словарях советского периода российской истории меновая стоимость, отождествляемая с ценой товара, характеризовалась как «денежное выражение стоимости данного товара». Некорректность, неполноценность этой формулы состоит в предположении, что меновая стоимость благ, товаров, услуг подвержена только денежной оценке, должна измеряться в денежном исчислении. Между тем, в случае натурального обмена, именуемого бартером, когда вещь обменивается на другую вещь, меновая стоимость обмениваемого товара определяется не вырученными деньгами, а количеством, качеством, потребительной ценностью товара, получаемого в обмен на передаваемый. Денежный эквивалент меновой стоимости при натуральном обмене в явном виде может вообще не фигурировать или использоваться только как признак равноценного, справедливого, добросовестного обмена.

Как отмечено выше, цена продукции, товаров, услуг, будучи выразителем их меновой стоимости, должна формироваться

Райзберг Б. А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ, ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, БЛАГ, ТОВАРОВ, УСЛУГ

под воздействием потребительной стоимости, в зависимости от ценности, полезности объектов ценообразования для их приобретателей, покупателей, пользователей. Но в реальной действительности в силу практического отсутствия объективных измерителей ценности, полезности предметов, объектов потребления, а также потому, что на право формировать цены правомерно претендуют производители, продавцы, государственные органы власти, механизмы установления цен основываются на иных началах. Цены складываются под влиянием факторов меновой природы, в число которых входят имидж торгуемого товара, реклама, ожидаемая выгода для производителей, продавцов, государства, перспективы расширения рынков сбыта, варьируемая ценовая политика собственников и продавцов товарных ценностей.

В итоге взаимодействия и сочетания разных подходов в современном мире сложились, сосуществуют следующие механизмы формирования меновой стоимости, цен объектов, продукции, товаров, услуг, представляющих, содержащих материальные, вещественные, духовные, интеллектуальные ценности:

1. Механизм взаимодействия платежеспособного спроса со стороны покупателей и подкрепленного наличием товаров предложения со стороны продавцов на свободном, конкурентном рынке товаров и услуг однородной структуры с соблюдением признанных правил, законов, регулирующих торговую деятельность на внутренних и внешних рынках. Формируемые подобным образом цены принято считать установленными на основе меновой стоимости. Их называют рыночными ценами и характеризуют как достоверные, справедливые. Приходится, однако, учитывать, что идеальные, конкурентные рынки товаров и услуг существуют только в виде модельных образов, к которым в той или иной степени удается приблизиться в реальных условиях рыночной действительности;

2. Определение цены Ц, условно именуемой «ценой продавца», расчетно-вычислительным способом с использованием формулы

Ц=С+П+Н (1),

где С - себестоимость товара, услуги для продавца, исчисляемая суммой исчисленных в денежном выражении затрат на производство и обращение, поставку с учетом прямых и косвенных расходов;

П - прибыль (прибавочная стоимость), получаемая продавцами, производителями, собственниками товаров, услуг посредством выпуска и продажи продукции;

Н - налоги, уплачиваемые производителями и продавцами в связи с производством и продажей товаров, услуг, не включенные в себестоимость, переносимые на покупателей, потребителей в цене продажи.

Определяемую по формуле (1) цену (меновую стоимость) называют затратной, так как она складывается по сути из затрат

участников производства, создания, реализации продукта и получения прибыли в результате продажи, передачи продукта конечному пользователю. Определяемую расчетным способом затратную цену трудно признать истинной, так как составляющие ее компоненты не могут быть точно установлены и учтены, способны подвергаться искажающему воздействию заинтересованных лиц, коррумпированного аппарата, стремящегося извлечь выгоду для себя;

3. Договорное ценообразование, представляющее определение, формирование фиксируемых в контрактах между заказчиками и поставщиками цен на заказываемые государственными и муниципальными органами, бюджетными учреждениями, юридическими и физическими лицами поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Контрактные цены устанавливаются посредством проведения организуемого заказчиком конкурсного или аукционного торга между ограниченным количеством претендентов на поставку закупаемых видов продукции, товаров, работ, услуг так, что договорная цена есть особая, частная форма рыночной цены, меновой стоимости;

4. Назначение цен на отдельные виды объектов, продукции, товаров, коммунальных, информационных, интеллектуальных, финансовых услуг государством, уполномоченными государственными или муниципальными органами в виде предельно допустимых верхних или нижних значений, интервалов или полуинтервалов изменения на определенные периоды времени, в локальных условиях, регионах, зонах.

Государственное или муниципальное, антимонопольное регулирование меновой стоимости, цен может проводиться посредством установления предельных значений величин инфляции, норм прибыльности, рентабельности, оказания финансовой поддержки товаропроизводителям, бизнесу в виде ценовых дотаций, льготного кредитования, снижения ставок налогообложения, акцизов, пошлин.

Список литературы:

1. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. - Москва-Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство,1934

2. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Изд. «Прогресс», 1993

3. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1993

4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. - М.: Госполитиздат, 1988

5. Курс экономической теории. Учебное пособие МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: «Дело и сервис», 2001

6. Словарь современной экономической теории. Пер. с англ. - М.: Изд. Инфра-М, 1997

7. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. Пер. с англ. - Изд. «Прогресс», 1988

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.