МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Таким образом, институт экологической безопасности является важнейшим приоритетом государственного строительства любой страны. Исключением не стала и Российская Федерация. Правовому регулированию данного института посвящены не только конституционные нормы, что само по себе является подтверждением значимости и важности безопасной экологической ситуации в России и за ее пределами. Отношения в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулирует законодательство РФ об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Из вышеуказанных законодательных постулатов вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные со всеми сферами жизни общества [3, с. 12].
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с послед. изм. и доп. от 29 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. ст. 133; Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть I). ст. 11.
2. Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Выпханова Г.В. и др. Правовое обеспечение благоприятной окружающей среды в городах: научно-практическое пособие (отв. редактор Н.В. Кичигин). - М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», 2013. С. 45.
3. Кичигин Н.В. Правовые проблемы экологического контроля (надзора). М., 2012; Боголюбов С.А., Кичигин Н.В., Шуплецова Ю.И. и др. Федеральный государственный экологический контроль: пособие для правоприменителей. М., 2005. С. 12.
© С.А. Петрушенко, 2015
УДК 349.6
А.С. Руденко
студент 4 курса юридического факультета ЮЗГУ г. Курск, Российская Федерация Д.Ю. Кряженевский студент 4 курса юридического факультета ЮЗГУ г. Курск, Российская Федерация Т.В. Банникова студент 4 курса юридического факультета ЮЗГУ г. Курск, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Аннотация
Статья о проблемах, возникающих в процессе лицензирования отдельных видов деятельности в сфере охраны окружающей среды, способах её защиты и сохранения.
Ключевые слова
Лицензирование, экологический аудит, рыболовство, предпринимательское право,
экологическое законодательство.
Лицензия, как и договор в экологическом праве России имеют в настоящее время особо актуальный характер. Получение лицензии можно рассматривать как способ получения права природопользования и осуществления природоохранной деятельности. Деятельность, затрагивающая экологию всегда должна быть
185
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
лицензирована, в противном случае может наступить юридическая ответственность. В настоящее время роль такого лицензирования существенно возрастает. Как правило, лицензируется та деятельность, которая может стать причиной ущерба интересам граждан, юридических лиц или государства, которая не должна осуществляется вне пределов правил лицензии. [1, с. 254]
В литературе рассматривается 3 группы лицензий: 1) на природопользование; 2) на осуществление видов деятельности, возможной благодаря факту существования природных ресурсов; 3) на оказание воздействий на окружающую среду и ее компоненты. [2, с. 115] М.М. Бринчук предлагает несколько иную классификацию. В 1 группу входят виды деятельности по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий. В нее включаются виды деятельности по специальному природопользованию (например, землепользованию, лесопользованию, проведение экологической паспортизации, оборот диких животных, занесенных в Красную книгу РФ и т.д.). Ко второй группе относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды (например, космическая, строительная и иные). [3, с. 10]
Действие ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется, на такие виды деятельности, как использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Очевидно, что роль последнего в данной системе является приоритетной. Согласно п. 3 ст. 17 этого ФЗ введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный им перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Такой подход в регулировании порождает ряд вопросов и сложностей на практике. В частности, распространяется ли действие ФЗ на использование остальных природных ресурсов, как, к примеру, атмосферный воздух, водные объекты, подземные воды и земли? Очевидно, что ответ должен быть отрицательным, так как ст. 17 в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, тем не менее включена лишь деятельность по обращению с опасными отходами (заметим, что это лишь одна из форм использования земель, в случае размещения на них твердых отходов производства, охватываемая лицензированием). Но при этом не ясно, означает ли это новый вид лицензирования, дополняющий существующий порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами либо заменяющий его? Ответа на этот вопрос пока нет. Поэтому на сегодня следует исходить из того, что существующий порядок лицензирования, предусмотренный законодательством об отходах, не меняется, действие соответствующих лицензий продолжается.
Лицензирование аудиторской деятельности предусмотрено и ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Но, как следует из анализа указанного законодательства, понятия "аудит", "аудиторская деятельность" понимаются им, как деятельность исключительно в сфере финансового аудита, и не включают иные виды, в том числе экологический. Отсутствие экологического аудита в перечне лицензируемых видов деятельности во многом объясняется неопределенностью предназначения данного инструмента в рамках самого экологического законодательства. ФЗ "Об охране окружающей среды", как известно, содержит правовое определение экологического аудита (ст. 1), но не дает представления относительно его места в правовом механизме охраны окружающей среды. Экологический аудит остается чужеродным элементом, попытки практического применения которого наталкиваются на нежелание законодателя четко определить его место, функции, задачи, юридические последствия. Соответственно, и лицензирование этой деятельности представляется излишним.
Хотелось бы обратить внимание на неупорядоченность в правовом регулировании отдельных видов деятельности, связанных с использованием природных ресурсов. Например, следует признать спорным вопрос относительно необходимости лицензирования деятельности по организации любительского и спортивного рыболовства. Было принято Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденное ПП РФ от 26 сентября 1995 г. N 968. Само любительское и спортивное рыболовство является деятельностью граждан по добыче рыбных и иных водных биологических ресурсов в целях личного потребления, отдыха и занятий спортом. Эта деятельность подлежит лицензированию в тех случаях, когда объектом добычи являются ценные породы рыб и иных водных животных. Перечни ценных пород рыб, водных животных и растений
186
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
утверждаются Госкомрыболовством России по отдельным регионам. Однако в законодательстве речь идет о лицензировании деятельности по организации любительского и спортивного рыболовства, которая осуществляется юридическими лицами, включая общественные объединения граждан (общества рыболовов), и индивидуальными предпринимателями. Эта деятельность носит комплексный характер и может включать организацию соревнований по рыболовному спорту; организацию баз спортивного и любительского рыболовства с предоставлением ряда услуг (например, прокат лодок и орудий лова и пр.) Большинство из перечисленных видов деятельности не относится к пользованию животным миром и не требует получения лицензий в соответствии с законодательством и не включает их в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Неясен механизм лицензирования любительского и спортивного лова ценных пород рыб и иных водных животных, т.к. в настоящее время отсутствуют НПА, устанавливающие порядок выдачи разовых лицензий (сборов за выдачу, порядка и сроков), гражданам на вылов (добычу) ценных пород рыб при осуществлении ими любительского и спортивного рыболовства.
Итак, российское законодательство в области лицензирования отдельных видов природоохранной деятельности нуждается в доработке. Выходом из сложившейся ситуации может послужить совершенствование экологического законодательства и четкое прописывание механизма лицензирования каждой отрасли.
Список использованной литературы:
1. Экологическое право: учебник / Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова и др.; отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012.639с.
2. Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ,2012. 312с.
3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2013. 414с.
© А.С. Руденко, Д.Ю. Кряженевский, Т.В. Банникова, 2015
УДК 34.342.7/37.376.2
Т.В. Сазанова
Магистрант 2 курса направления «Юриспруденция» Институт государства и права Тюменский государственный университет г. Тюмень, Российская Федерация
КОНЦЕПЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ПРАВОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ
Аннотация
В международном и российском праве, социальном и педагогическом опыте исторически сформировались различные концептуальные подходы к пониманию инклюзивного образования, многогранны пути его реализации. Приведение законодательства в соответствие с международными стандартами потребует существенного реформирования во всех сферах права, формирования нового понятийно-категориального аппарата, классификаций, нового подхода к реализации межведомственных взаимодействий, социального обеспечения, образования, медицины. Требуется серьезная правовая, социологическая, психолого-педагогическая оценка каждого шага этой реформы с учетом отсроченных результатов, достижение единства и понимания в обществе.
Ключевые слова
Инклюзивное образование, права лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализация прав
инвалидов на образование.
187