МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
силу лишь тогда, когда оно подтверждалось словами мужа или ее старших родственников, сказанными под присягой.
В настоящее время культура семейных отношений как показатель развитости семьи, семейных отношений и эффективности воспитания молодого поколения выражается в участии женщин в общественных преобразованиях, результативность которых зависит от взаимо-соответствия факторов социализации личности, сочетания общественных интересов со специфическими механизмами, способствующими приобщению женщин к культурной жизни. Привлечение женщин к управлению государственными и общественными делами - одно из важнейших условий их эмансипации и социокультурного развития.
Таким образом, в Кыргызстане решение «женского вопроса», наряду с общечеловеческими подходами, определяется рядом национальных особенностей, самобытными ценностями и традициями. Эта проблема занимает важное место во всем комплексе осуществляющихся в нашей республике преобразовательных процессов. Самобытный подход к ее решению определяется также особенностями кыргызской семьи и семейных взаимоотношений в целом. Это сводится в обобщенном виде к тому, что для кыргызов важное значение имеют человеколюбие, приверженность к гуманистическим ценностям, многодетность, коллективизм, стремление считаться с общественным мнением, соблюдение национальных традиций. Эти достоинства семьи играют важную роль в укреплении стабильности семьи, в воспитании детей.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что статус женщин в Центральной Азии всегда зависел от уровня социально-экономического развития общества, от народных традиций и влияния религий.
Проблемы женщин решались на каждом этапе общественного развития по-разному. В настоящее время их следует решать на широком международном уровне, с учетом национальных, региональных и религиозных особенностей населения.
Список использованной литературы:
1. Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина // Полное собрание сочинений. - T.VI. - М., 1966. -300 с.
2. Сухарева О.А. Древние черты в формах головных уборов народов Центральной Азии // Центральноазиатский этнографический сборник. - М., 1954. - 345с.
3. Изречения Мухаммеда / Академия Дао; Международный Исламский Университет (Пакистан).
4. Народы России. - Т.2. - СПб., 1880. - 209с.
© С.А.Осауленко, 2015
УДК 349
С.А. Петрушенко
к. философ. н., доцент факультет педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» Г. Таганрог, Российская Федерация
ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальнейших тем современного научного осмысления. Современное состояние окружающей среды характеризуется крайне отрицательно. Виной тому, безусловно, можно
183
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
считать и антропогенный фактор, и развитие научно-технического прогресса. Без четко, лаконично и логично сформулированных понятий и принципов обеспечения экологической безопасности, автору видится невозможным осуществление эффективного регулирования защиты окружающей среды, реализации прав человека на безопасную окружающую среду и формирование экологической безопасности в будущем.
Ключевые слова
Экологическая безопасность, окружающая среда, правовое регулирование, права граждан, научнотехнический прогресс, антропогенный фактор.
Экологическая безопасность явление многомерное и, безусловно, важное. Помимо этого, феномен экологической безопасности не только не теряет своей актуальности, а только набирает обороты правового регулирования и в отечественной политико-правовой системе, и условиях зарубежных стран, и на международно-правовой арене.
Законодатель дает определение экологической безопасности в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Под экологической безопасностью согласно ст. 1 указанного Закона понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [1].
Из представленного выше определения можно сделать вывод, что и законодатель, и исследователи, занимающиеся проблемой окружающей среды, ставят своей задачей обеспечение условий благотворного развития человеческого бытия в условиях развития технического прогресса. Другими словами, охрана окружающей среды не является самоцелью, а лишь способствует реализации прав граждан на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Указанный принцип приобрел конституционный характер, и, как и другие принципы, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в судебном, административном споре, быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит порой на практике [2, с. 45].
В этой не малый интерес представляет сформулированная в законе об охране окружающей среды презумпция экологической опасности любой планируемой хозяйственной деятельности. Указанный институт реализуется в принципах охраны окружающей среды, сформулированных в законе об охране окружающей среды:
• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
• ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
• платность природопользования и возмещение и т.д. [1]
Представленные выше принципы охраны окружающей среды, реализуются в полномочиях органов государственной власти и их должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование в области экологической безопасности, к которым следует отнести следующие:
• обязательность экологической проверки и экспертизы всех проектов хозяйственной и иной деятельности, разрешительный порядок осуществления производственной и иной деятельности, способной создать экологическую опасность;
• обязательность полной компенсации нанесенного ущерба со стороны виновника возникновения экологически опасной ситуации;
• предупреждение и устранение чрезвычайных экологических ситуаций, особенно в случае серьезного или необратимого ущерба, использование принципа упреждения (предосторожности), приоритет осуществления профилактических мер по обеспечению экологической безопасности и т.д.
Подтверждением вышесказанного являются и конституционные нормы, закрепляющие права граждан на безопасную окружающую среду, здоровье и т.д. Согласно ст. 41 Конституции РФ в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется
184
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Таким образом, институт экологической безопасности является важнейшим приоритетом государственного строительства любой страны. Исключением не стала и Российская Федерация. Правовому регулированию данного института посвящены не только конституционные нормы, что само по себе является подтверждением значимости и важности безопасной экологической ситуации в России и за ее пределами. Отношения в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулирует законодательство РФ об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Из вышеуказанных законодательных постулатов вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные со всеми сферами жизни общества [3, с. 12].
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с послед. изм. и доп. от 29 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. ст. 133; Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть I). ст. 11.
2. Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Выпханова Г.В. и др. Правовое обеспечение благоприятной окружающей среды в городах: научно-практическое пособие (отв. редактор Н.В. Кичигин). - М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», 2013. С. 45.
3. Кичигин Н.В. Правовые проблемы экологического контроля (надзора). М., 2012; Боголюбов С.А., Кичигин Н.В., Шуплецова Ю.И. и др. Федеральный государственный экологический контроль: пособие для правоприменителей. М., 2005. С. 12.
© С.А. Петрушенко, 2015
УДК 349.6
А.С. Руденко
студент 4 курса юридического факультета ЮЗГУ г. Курск, Российская Федерация Д.Ю. Кряженевский студент 4 курса юридического факультета ЮЗГУ г. Курск, Российская Федерация Т.В. Банникова студент 4 курса юридического факультета ЮЗГУ г. Курск, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Аннотация
Статья о проблемах, возникающих в процессе лицензирования отдельных видов деятельности в сфере охраны окружающей среды, способах её защиты и сохранения.
Ключевые слова
Лицензирование, экологический аудит, рыболовство, предпринимательское право,
экологическое законодательство.
Лицензия, как и договор в экологическом праве России имеют в настоящее время особо актуальный характер. Получение лицензии можно рассматривать как способ получения права природопользования и осуществления природоохранной деятельности. Деятельность, затрагивающая экологию всегда должна быть
185