Научная статья на тему 'Лицензирование охраны окружающей среды и природопользования как объект правового регулирования'

Лицензирование охраны окружающей среды и природопользования как объект правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2999
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицензирование охраны окружающей среды и природопользования как объект правового регулирования»

СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО

УДК 349.6

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Е.А. Аксененко,

главный специалист Комитета государственного экологического контроля и природопользования Саратовской области

ВЕСТНИК. 2003. № 6

В современных социально-экономических условиях, характеризующихся интенсивным становлением рыночных отношений, вопросы лицензирования приобретают структурирующее значение. В отношении охраны окружающей среды и природопользования роль лицензирования особенно велика, ведь здесь речь идет не только об экономической целесообразности проведения той или иной лицензионной политики, но и о ее необходимости с точки зрения сохранения благоприятной для человека среды обитания. Экологическое лицензирование наряду с государственным планированием мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, экологическим нормированием, экологической экспертизой, экологической сертификацией является одним из основных инструментов правового регулирования деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, ее контроля, необходимого и целесообразного ее ограничения и обеспечения соблюдения экологических требований и условий законодательства.

Лицензирование относится к достаточно жестким мерам вмешательства государства в деятельность субъектов осуществления экологически значимой деятельности, затрагивающим всю совокупность рассматриваемых экологическим правом отношений и интересов. Однако его правовые основы в настоящее время недостаточно исследованы.

В связи с отсутствием в течение длительного времени в законодательстве адекватного раскрытия понятия лицензирования в юридической науке предпринимались попытки дать доктринальную характеристику этого института. В частности, О.М. Олейник определяет лицензирование как "правовой режим начала и осуществления отдельных признанных законодательством видов деятельности, предполагающий государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности, государственный контроль за осуществляемой деятельностью, возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства"1. Несмотря на некоторую объемность, приведенное выше определение в достаточной мере отражает назначение государственного лицензирования.

Определенным шагом, направленным на улучшение положения в толковании лицензирования в области охраны окружающей среды и природопользования, стало принятие целого ряда нормативных актов федерального уровня, осуществленное в последние годы. Одним из наиболее значимых среди них является федеральный закон № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". И хотя в ч. 2 ст.1 данного закона сказано, что его действие не распространяется на деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, в нем определено понятие лицензирования.

Лицензирование, как указано в ст. 2 данного закона, представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В научной литературе лицензирование рассматривается с различных точек зрения. Применительно к лицензированию в области охраны окружающей среды и природопользования его рассматривают как минимум с четырех позиций:

- как институт в экологических и природоресурс-ных правоотношениях2;

- как один из административных методов охраны окружающей среды3;

- как институт, относящийся к гражданскому праву4;

- как составную часть экономического механизма в сфере охраны окружающей среды5.

Однозначного подхода к лицензированию как правовому инструменту в современной юридической теории не выработано.

В целом лицензирование, являясь управленческим действием, в то же время включает экономические показатели и в широком смысле входит в экономический механизм окружающей среды и природопользования. Однако наряду с этим, Гражданский кодекс РФ определил, что виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются федеральным законом (ст.49 ГК), тем самым относя лицензирование к инструментам гражданского права. Указанное совмещение природоохранных мер в гражданско-правовом, экономическом и организационно-правовом механизме вполне допустимо, оправдано, ибо между ними не может быть непроходимой грани.

Вместе с тем в соответствии с пунктами "в" и "д" ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды и обеспечения экологи-

ческой безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, регулирование данных отношений оказывается не только разноотраслевым, но и разноуровневым применительно к органам власти. Это обуславливает появление не только коллизионных норм, но и возникновение неизбежных противоречий при осуществлении экологического лицензирования между уровнями власти - федеральным центром и субъектами Федерации, а также при осуществлении полномочий по распоряжению природными ресурсами муниципальными образованиями.

Однако специальные правовые нормы, определяющие особенности лицензирования конкретных видов экологически значимой деятельности, существенные условия, содержащиеся в экологических лицензиях, пути реализации прав и обязанностей природопользователей и субъектов осуществления экологического предпринимательства, компетенция органов, осуществляющих лицензирование экологически значимой деятельности, находятся в сфере действия экологического права.

Экологическое лицензирование получает в последнее время в Российской Федерации все более широкое развитие.

Сегодня известно большое количество разрешительных документов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Ввиду специфичности видов деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования указанные разрешения очень разнообразны не только по своему содержанию, но и по названиям. Так, разрешительные документы в лесопользовании, удостоверяющие права их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда или лесными ресурсами, именуются "лесорубочными билетами" (ордерами) и "лесными билетами", а при долгосрочном пользовании - лицензиями6. В сфере использования животного мира предусмотрены именные разовые лицензии, выдаваемые гражданам, долгосрочные и распорядительные лицензии7, путевки на охоту, рыбную ловлю и отдых8. В сфере использования атмосферного воздуха предусмотрены разрешения на выброс вредных веществ и на забор воздуха9, в сфере водопользования - лицензии на специальное и особенное водопользование, разрешение на сброс сточных вод10. Разрешение на право землепользования оформляется в виде земельно-отводного акта на пользование индивидуально обособленным участком земли, предусматривается также лицензирование проведения проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земельных ресурсов11, и др.

Основной целевой функцией системы экологического лицензирования и лицензирования в области природопользования является обеспечение рационального использования природных ресурсов, выполнение мероприятий по охране окружаю-

щей среды, недопущение проникновения на рынок субъектов, ведущих незаконную, неквалифицированную и опасную для среды обитания человека деятельность, а также исключение узковедомственных интересов монополистов.

Лицензирование в системе экологического права может одновременно рассматриваться в различных аспектах:

- как правовая мера обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды от вредного воздействия;

- как функция государственного управления в данной сфере;

- как комплексный правовой институт экологического и природоресурсного права.

Экологическое лицензирование как функция государственного управления предстает в двух видах. Во-первых, как деятельность государства, осуществляемая исходя из интересов экологической и экономической безопасности, необходимости обеспечения гарантий права граждан на благоприятную окружающую среду, сохранения природных ресурсов для настоящего и будущего поколений, недопущения появления на рынке недоброкачественных работ и услуг природоохранительной направленности, мероприятия по выявлению и законодательному закреплению видов деятельности, подлежащих лицензированию. Во-вторых, лицензирование можно определить как комплекс мер, связанных с выдачей лицензий и контролем выполнения лицензионных требований и условий, а также как один из действенных инструментов государственного воздействия на нарушителей правил природопользования и требований охраны окружающей среды.

Примечательно, что, по мнению некоторых юристов, в формировании экологического права России очевидна тенденция развития лицензионно-договорных основ регулирования природопользования и охраны окружающей среды. С их точки зрения как лицензия, так и договор приобретают в этом плане весьма важное значение. Получение лицензии и заключение договора создают основания для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, которые связаны с охраной окружающей среды.

Позволим себе не согласиться с таким утверждением. На наш взгляд, практика лицензионно-до-говорных отношений является достаточно спорной. Лицензия и договор - это две принципиально разные сферы правовых отношений. Если лицензия -это разрешительный документ, т.е. документ односторонней направленности, то договор предполагает согласование позиций двух сторон, активный и равноправный диалог. Разрешение (на основе закона) и договоренность государственного органа с юридическим или физическим лицом трудно согласовываются как с точки зрения формальной логи-

ки, так и с точки зрения правоприменения. Ведь если, допустим, хозяйствующий субъект получил лицензию и строго соблюдает все требуемые законодательством нормы, то зачем еще заключать договор? А если не соблюдает, то некорректно составленный договор (с точки зрения практики лицензирования) может стать своего рода альтернативой лицензии. Так стоит ли усложнять и без того непростой процесс лицензирования?

При этом представляются неубедительными доводы о том, что договор обеспечивает детализацию условий осуществления конкретного вида деятельности по использованию природных ресурсов или охране окружающей среды, "гармонизирует" отношения государства с природопользователем, упрощает взаимоотношения между природопользователем и природоохранительным органом. Детализацию должны обеспечить соответствующие нормативные акты, а гармонизацию и упрощение -именно совершенствование института лицензирования. Направленность на создание института лицензирования и института договора, на наш взгляд, представляется ошибочной и чревата дезорганизацией в области природопользования и охраны окружающей среды.

Гораздо более продуктивный путь - совершенствование и детализация соответствующих правовых норм, развитие практики лицензирования.

Гармонизируя взаимоотношения государства с природопользователем через систему "лицензия -договор", мы открываем путь для волюнтаризма и злоупотреблений. Весьма вероятна нестыковка в этой системе, а это потенциально конфликтная ситуация. Авторы вышеобозначенной позиции противоречат сами себе, говоря, что "в одних случаях договоры носят вспомогательный характер, а в других - главенствующее, а нередко и равное с лицензией положение"12. Оптимальная техника лицензирования и контроля на основе разработанного законодательства (которое в отличие от договора одинаково для всех субъектов) - вот перспектива, позволяющая избежать тупика.

В настоящее время можно выделить ряд основных черт системы экологического лицензирования.

1. Особый порядок осуществления деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, который регулируется нормами права, содержащимися в законах и подзаконных актах. Его целью является обеспечение общественной безопасности, справедливого распределения общественных фондов, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Экологическое лицензирование связано с видами деятельности, которые представляют повышенную опасность для граждан, общества, государства, с санкционированием исключений из общих правил, с обеспечением начал социальной

справедливости. Однако следует отметить, что необоснованное расширение видов деятельности, подлежащих лицензированию, влечет за собой ограничение прав и свобод граждан и развитие бюрократизма, расширение властных полномочий государственных служащих.

2. Лицензионная система реализуется в рамках административно-правовых отношений между специально уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и их должностными лицами, с одной стороны, и индивидуальными или коллективными субъектами, желающими получить разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, с другой стороны. Юридическим фактом, порождающим возникновение соответствующих отношений, является подача заинтересованными субъектами заявлений.

3. Цель правоотношений лицензирования - получение разрешения на осуществление конкретного вида деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, т.е. принятие индивидуального акта, легализующего деяние. Такой акт является завершением предварительного контроля, проверки обоснованности заявления. Последовательная реализация идеи расширения прав и свобод в сфере ведения предпринимательской деятельности предполагает ограничение свободы государственной власти при рассмотрении заявлений природопользователей, более четкое закрепление в законах процедур выдачи разрешений, оснований отказов, порядка обжалования.

4. Лицензия, являясь актом государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, имеет не только правоустанавливающее значение для возникновения правоспособности субъекта деятельности по охране окружающей среды или природопользованию, но и в случаях несоблюдения хозяйствующим субъектом установленного порядка деятельности является правопрекращающим актом.

5. Лицензирование является достаточно эффективным механизмом государственного надзора за соблюдением субъектами экологического предпринимательства норм права и правил осуществления деятельности, связанной с охраной окружающей среды и природопользованием.

Известная самостоятельность, законодательная обособленность, специфичность отношений по лицензированию деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования по сравнению с другими отношениями, тесная взаимосвязь лицензионных отношений, комплексность правового регулирования и служат предпосылкой возникновения в системе экологического права правового института лицензирования. Как отмечал С.С. Алексеев, материальной предпосылкой для возникновения любого правового института является наличие

такой разновидности общественных отношений или такого ряда разновидностей, которые бы объективно требовали обособленного регулирования комплексом нормативных предписаний13. Правовой институт лицензирования деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования является одной из основных составляющих структуры экологического законодательства, связь между элементами которого зависит от характера взаимосвязей между частями предмета правового регулирования.

Таким образом, правовой институт экологического лицензирования можно охарактеризовать как совокупность правовых норм, закрепляющих единые на всей территории Российской Федерации виды деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, подлежащей лицензированию, определяющих основания для предоставления и прекращения прав на ее осуществление, порядок и условия выдачи, оформления и государственной регистрации лицензий, порядок проведения конкурсов и аукционов, а также норм, определяющих систему органов государственной власти, обеспечивающих процесс лицензирования, правовой статус субъектов осуществления лицензируемой деятельности.

Содержательное и целевое единство института экологического лицензирования служит причиной возникновения между его элементами многочисленных структурных связей. Так, институт экологического лицензирования подразделяется в свою очередь на подинституты, регулирующие отношения по лицензированию использования отдельных природных ресурсов, а также конкретные виды экологически значимой деятельности. Именно эти подинституты и позволяют нам выделять отдельные виды лицензий, а также виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Степень автономности этих подинститутов такова, что они регулируются различными нормативно-правовыми актами (Водным, Лесным кодексами РФ, федеральными законами "О животном мире", "О недрах", "О континентальном шельфе РФ", постановлением Правительства "О лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" и др.).

Институт экологического лицензирования составляют общие и специальные элементы. К общим элементам относятся единые правовые основания для выдачи или отказа в выдаче лицензий, государственные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, единые основания приостановления, прекращения или аннулирования действия лицензий, обязательные условия, содержащиеся в лицензиях. К элементам специальной части следует отнести положения, связанные со спецификой лицензирования использо-

вания конкретных природных ресурсов (недр, вод, лесов и т.д.), выполнения работ и оказания услуг природоохранного назначения и т. д. Однако следует отметить, что общая часть еще недостаточно структурно вычленена. Это позволяет говорить о недостаточном уровне внутренней консолидации и развития данного института права. Кроме того, это результат и недостаточно высокого уровня научной разработки данного института, его кодификационной разработки. Необходимо стремиться к тому, чтобы подсистемы института экологического лицензирования, выделяющиеся по функциональному, целевому признаку, были бы по возможности достаточно четко оформлены и в виде целостной группы норм, статей или раздела помещены в головном нормативно-правовом акте экологического законодательства. В настоящее же время они регулируются ст. 30 раздела V "Нормирование в области охраны окружающей среды" федерального закона РФ "Об охране окружающей среды", в которой дана ссылка на федеральное законодательство. В этом плане представляется весьма целесообразным рассмотреть вопрос о принятии федерального закона "О лицензировании в сфере природопользования и охраны окружающей среды". Более того, данный закон мог бы впоследствии стать частью более масштабного закона - Лицензионного кодекса РФ, ибо лицензирование, как в области охраны окружающей среды и природопользования, так и в любой другой области, является весьма важной правовой и экономической составляющей деятельности государства. Такой кодекс мог бы быть разбит по общепринятому принципу на общую и особенную части. В первой излагались бы общие принципы лицензирования, а во второй было бы осуществлено разделение по отраслям и процессуальным аспектам. Такая кодификация существенно упростила бы лицензионную практику. В кодексе целесообразно было бы выделить раздел о лицензионном производстве. Выделение такого производства поддерживается учеными-правоведами, и подобное мнение уже высказывалось в юридической литера-туре14.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные принципы экологического лицензирования:

- единообразие лицензируемых видов деятельности и порядка лицензирования на всей территории Российской Федерации;

- государственный характер деятельности по экологическому лицензированию;

- сочетание социальных, экономических, экологических и других интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населения, проживающего на данной территории, и субъектов прав природопользования;

- комплексность в подходе к решению вопросов о выдаче лицензии;

- гласность и открытость процесса осуществления экологического лицензирования;

- равенство условий и возможностей для всех юридических и физических лиц при получении экологической лицензии;

- непередаваемость лицензиатом прав на занятие деятельностью, подлежащей экологическому лицензированию.

Значение института лицензирования в механизме действия экологического права определяется теми функциями, которые он выполняет в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования. В наиболее общем виде можно выделить следующие основные функции данного института:

- разрешительная. Так как лицензия является документом, разрешающим осуществление того вида деятельности, на который она выдана, с обязательным соблюдением лицензионных требований и условий;

- информационная, включающая в себя сбор, накопление и распространение информации о масштабах, видах и пределах деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, мерах, которые обязан выполнить конкретный при-родопользователь либо иной хозяйствующий субъект по охране окружающей среды;

- контрольная, которая проявляется в том, что, выдавая лицензию, специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды осуществляют контроль за соблюдением природополь-зователем требований, предусмотренных в действующем законодательстве и лицензии. При необходимости государственные органы, выдавшие лицензию, в случаях, предусмотренных законом, могут приостановить действие лицензии или аннулировать ее;

- экономическая, поскольку лицензия определяет порядок и условия взимания платы за осуществление конкретного вида деятельности, служит источником контроля налогообложения природопользова-телей. Установление размеров платежей в экологических лицензиях позволяет специально уполномоченным органам взыскивать с субъектов осуществления соответствующей деятельности платежи за природопользование в безакцептном порядке, а закрепление в лицензии лимитов потребления природных ресурсов предоставляет возможность в случае нарушения природопользователем указанных лимитов и нормативов безакцептного взимания платежей, рассчитываемых по штрафной методике.

Виды деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, на осуществление которых требуется лицензия, можно подразделить на две группы.

1. Деятельность по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий. Сюда включаются прежде всего все виды деятельности по специальному природопользованию - водопользованию, лесопользованию, пользованию недрами, животным миром, а также:

- утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ, за исключением радиоактивных;

- проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;

- осуществление видов деятельности, которые связаны с работами (услугами) природоохранного назначения;

- отдельные виды деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

- топографо-геодезическая и картографическая деятельность;

- отдельные виды деятельности, связанные с геологическим изучением и использованием недр;

- промышленное рыболовство и рыбоводство;

- деятельность по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений;

- деятельность по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений;

- деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков;

- деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения;

- добыча рыбы и других объектов промысла в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ (с участием иностранного капитала) российскими и иностранными юридическими лицами и др.

2. Деятельность, не связанная изначально с осуществлением природопользования, но потенциально способная повлиять на состояние окружающей среды:

- хранение нефтепродуктов или перевозка опасных грузов;

- деятельность по хранению нефти или продуктов ее переработки;

- космическая деятельность;

- экспорт и импорт, работ и услуг военного назначения;

- строительная деятельность;

- деятельность, связанная с возбудителями инфекционных заболеваний человека;

- производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и др.

Подобная классификация имеет как теоретическое, так и практическое значение. Если лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды осуществляют главным образом специаль-

но уполномоченные органы в области охраны окружающей среды, то виды деятельности, которые относятся ко второй группе, лицензируются иными, не природоохранными органами. Что касается государственных органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, то они определяются либо в законах, либо в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Важное практическое значение имеет и классификация лицензий, выдаваемых в области охраны окружающей среды и природопользования. Анализ действующего законодательства позволяет классифицировать лицензии, выдаваемые в сфере природопользования и охраны окружающей среды по различным основаниям. Так, по сроку действия лицензии можно разделить на две большие группы -срочные и бессрочные. Основная масса специальных разрешений является срочными документами, которые утрачивают силу при наступлении указанной в них даты. Среди срочных лицензий можно выделить разовые, краткосрочные и долгосрочные. Предельный срок их действия определяется в зависимости от специфики конкретного вида деятельности, и потому, получая закрепление в нормативно-правовых актах, он различен, хотя и устанавливается в каждом конкретном случае в лицензии с учетом пожеланий лицензиата.

Примером разовых разрешений в области природопользования являются именные разовые лицензии, которые выдаются гражданам на однократную добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на определенный срок (ст. 1 федерального закона "О животном мире"). Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет (ст. 42 Водного кодекса РФ). Краткосрочное пользование лесным фондом осуществляется на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета сроком до одного года (ст. 42 Лесного кодекса РФ). Разовые и краткосрочные лицензии широко распространены в сфере использования водных объектов и атмосферного воздуха для выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а участков недр и континентального шельфа - для размещения и захоронения производственных и иных отходов. Выдача долгосрочных лицензий предусмотрена во всех областях природопользования и рассчитана на длительное осуществление природопользователем предпринимательской деятельности в указанной сфере (ст. 9 и 10 закона РФ "О недрах", ст. 55 Водного кодекса РФ, ст. 13 федерального закона "О континентальном шельфе", ст. 33 и 37 федерального закона "О животном мире"). Срок долгосрочной лицензии установлен не менее 3 лет. Оформление лицензии на меньший срок возможно по письменному обращению заявителя. Срок действия лицензии

может быть продлен по заявке лицензиата при отсутствии зафиксированных нарушений лицензионных требований и условий, если иное не предусмотрено правилами лицензирования данной деятельности.

По объему предоставленных правомочий лицензии подразделяются на отдельные и совмещенные. Отдельные лицензии выдаются на использование конкретного природного ресурса или объекта, например лесорубочные билеты и лесные билеты. Выдача совмещенных лицензий производится при пользовании недрами, когда по одному документу лицензиату разрешается осуществлять в границах горного отвода несколько видов хозяйственной деятельности.

Нельзя не выделить такой вид природоресурной лицензии, как распорядительная лицензия, нашедшая свое закрепление в водном законодательстве и законодательстве о животном мире. В соответствии с принципом неотчуждаемости природных объектов, основанном на праве государственной собственности, права пользования ими не могут свободно уступаться владельцами лицензий другим лицам. Согласно ч. 3 ст. 212 Водного кодекса РФ такой переход в сфере водопользования допускается на основании указанного специального разрешения, выдаваемого органом управления водным фондом. Речь в данном случае идет о распоряжении правами пользования, а не самим природным объектом.

Схожую функцию выполняет и распорядительная лицензия в области использования животного мира. Она разрешает указанным в ней лицам передавать права пользования редкими дикими животными, содержащимися в неволе в природоохранных и просветительских целях.

Особое место занимают лицензии, выдаваемые государством в распорядительном, а не в разрешительном порядке, ввиду предъявления повышенных квалификационных требований к реальной экологической безопасности деятельности, ее сложности, уникальности или особой важности объектов, в отношении которых она выдается. Лицензии выдаются только государственным организациям и предприятиям. К таким видам деятельности относятся деятельность в области использования атомной энергии, деятельность в космическом пространстве, производство картографических работ федерального назначения и т. д.

Система лицензирования как метод государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования стала складываться в 90-е гг. Начало этому процессу положил закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. В дальнейшем структурирование новой системы лицензионного права в области природопользования и охраны окружаю-

щей среды стало осуществляться весьма активно. И хотя лицензионный процесс в настоящее время достаточно полно урегулирован законодательством, необходимо совершенствование организационно-процедурной деятельности. Здесь необходимо накопление опыта, поиск новых вариантов и отказ от старых, анализ практики лицензионной деятельности.

Лицензирование как метод государственного управления и контроля уже сейчас развито настолько, что можно говорить о понятии "лицензионное право" и его институте - "экологическое лицензирование". Это представляется вполне возможным, поскольку сегодня уже существуют понятия "налоговое право", "информационное право", сложившиеся в результате стремительного развития правового регулирования соответствующих сфер жизнедеятельности.

1 Олейник О.М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 1994. №6. С. 17.

2 См.: Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М., 2002.

3 См.: Колбасов О.С. Соотношение административных и экономических методов охраны окружающей среды. М., 1994. С. 45; Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М., 1996; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 февраля 1997 г // Бюллетень Верховного Суда РФ. №5. 1997. С. 1.

5 См.: ГолубА.А. Экономические методы управления природопользованием. М., 1993; Глухов В.В., Лисичкина Т.В. Экономические основы экологии. СПб., 1995.

6 См.: Лесной кодекс РФ // СЗ РФ. 1997. №5. Ст. 610.

7 См.: Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №17. Ст 1462.

8 См.: Постановление Правительства РФ "О любительской и спортивной охоте в РФ" от 26 июля 1993 г. №728 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №31.

9 См.: Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. №18. Ст 2222.

10 См.: Водный кодекс РФ // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4471.

11 Положение о лицензировании проектно-изыска-тельских работ, связанных с использованием земель. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г №1230.

12 Суров А.Ф. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды: Авто-реф. дис. ... канд. юридич. наук. М., 1999.

13 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 129.

14 См.: Васильев С., Хромов Д. Новая редакция устаревших положений // Зеленый мир. 1996. №14. С. 4 - 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.