помимо вооруженной обороны страны: а) защита конституционных учреждений и обеспечение условий их деятельности, а также демократических свобод граждан; б) общее поддержание порядка и безопасности внутри страны; оказание помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, значительных по своему масштабу» 21.
Справедливости ради следует отметить, что ни разу с 1955 г. — года принятия Конституции суверенной, демократической Австрии — вооруженные силы страны не привлекались к выполнению задач, связанных с защитой конституционных учреждений и демократических свобод граждан Австрийской Республики.
Литература и примечания
1. Конституция Австрийской Республики. Конституции государств Европы. М.: 2001. Т. 1. С. 13—124; Решетников Ф.М. Правовые системы мира. Справочник. М.: Юридическая литература, 1993. С. 12.
2. Кулешов Р. В. Полицейская система Австрии. М. , ВНИИ МВД России. 2004. С. 4.
3. Конституция Австрийской Республики. Конституции государств Европы. М.: «Норма», 2001. Т. 1. С. 65-67.
4. Там же. С. 66.
5. Там же. С. 71-72; С. 67.
6. Полномочия Федерального президента в случае наступления чрезвычайных обстоятельств предусмотрены статьями 5 и 20 Конституции Австрии.
7. Конституции государств Европы. М.: «Норма», 2001. Т. 1. С. 67.
8. Ст. 26 Конституции Австрии. Конституции государств Европы. М.: «Норма», 2001. Т. 1. С. 47.
9. Ст. 34 Конституции Австрии. Конституции государств Европы. М.: «Норма», 2001. Т 1. С. 50.
10. Электронный ресурс http://www.bundespolizei. Gv.At/pk/polizei.osp.
11. Электронный ресурс http://www.bmi.gv.at/minister.
12. BGBI. 1991/566 i.d.F. BGBI. Т. 1. 2002/22.
13. Кулешов Р. В. Полицейская система Австрии. М.: ВНИИ МВД России. 2004.С.10.
14. Кулешов Р. В. Полицейская система Австрии. М.: ВНИИ МВД России. 2004.С.11.
15. Электронный ресурс www. Bundespolizei. gv. Аt / lpk / all/ broschuren/.
16. Конституции государств Европы. М.: «Норма», 2001. Т 1. С. 70.
17. Там же.
18. D'Orsi A.J potere repvessivo. La polizia. Milano, 1982. P. 72.
19. Конституция Австрии. Конституции государств Европы. М.: «Норма», 2001. Т 1. С. 59.
20. Там же. С. 60.
21. Конституция Австрии. Конституции государств Европы. М.: «Норма», 2001. Т. 1. С. 71.
Проблемы конкурсного отбора
на государственную службу в Кыргызской Республике и пути их решения
Шерипов Н.Т. *
In article the current legislation and practical problems arising at receipt on public service of the Kirghiz Republic by competition is analyzed. As a result corresponding offers of legal and organizational character for the decision of the revealed problems are offered.
Совершенно справедливо известный российский ученый-правовед Д.Н. Бах-рах отмечает, что принципы подбора кадров для государственной службы нацелены на выявление наиболее способных и добросовестных людей, на обеспечение во всех государственных организациях творческой деловой атмосферы и слаженной работы в интересах народа. В прошлом эти принципы редко применялись на деле, имели место субъективизм при выборе кандидатов, а то и протекционизм, и даже взяточничество. К сожале-
нию, в наши дни подобные явления в Кыргызской Республике имеют место быть1. Внедрение и реальное функционирование таких процедурных механизмов, как открытый конкурсный отбор на государственную службу, периодические аттестации госслужащих на соответствие занимаемой должности, сдача квалификационного экзамена для получения классного чина или продвижения по службе содействовали позитивному становлению и развитию института государственной службы Кыргызстана.
Заведующий кафедрой административного права и правоведения Юридического института КНУ им. Ж. Баласагына, кандидат юридических наук, доцент.
(О
OI
О) О О CJ
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
(О
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
Президент Кыргызской Республики К. Бакиев справедливо утверждает, что принимать выверенные решения невозможно без компетентных и принципиальных государственных служащих. Следовательно, нужно сделать так, чтобы государственный аппарат пополнялся именно такими специалистами, и исключительно на конкурсной основе2.
К примеру, в США конкурсный отбор государственных служащих был введен еще в 1883 году, и в настоящее время около 90% американских федеральных чиновников поступают на государственную службу на этой основе.
Заслуживает внимания и опыт Южной Кореи. Кандидатов здесь не пугают даже весьма сложные экзамены по 12 предметам, где профилирующими являются экономика, деловой менеджмент и государственная администрация. В результате еще, например, в конце 80-х гг. около 70% госслужащих страны имели дипломы университетов3.
В странах СНГ данная кадровая технология также вводится при поступлении граждан на госслужбу. К примеру, в Республике Азербайджан в настоящее время выстраивается система централизованного приема на государственную службу на конкурсной основе и принципах прозрачности. На сегодняшний день Комиссией по вопросам государственной службы при Президенте Азербайджанской Республики уже проведено два централизованных конкурса и сейчас готовится третий. Если во время первого и второго конкурсов число государственных органов, предъявивших вакансии, достигало 15-ти, а число вакантных мест — 189, то сейчас количество органов составляет 25, а число вакансий — 383. Объявления о конкурсе на замещение вакантных должностей государственной службы размещаются в средствах массовой информации. Более подробная информация размещается на официальном Интернет-сайте вышеназванной Комиссии4.
Стоит также отметить, что механизм конкурсного отбора на госслужбу позволит более эффективно противодействовать фактам коррупции, а главное — позволит изжить негативные тенденции при приеме на работу по принципу преданности, трайбализма, родственных связей и личной дружбы. Ведь сущностью конкурса является обеспечение равных условий для поступления на госслужбу и подбор достойных кандидатов на госдолж-
ности в порядке здорового соперничества специалистов. Одной из главных позитивных особенностей является самовыдвижение: лицо, желающее участвовать в нем, не выдвигают, оно само вправе подать об этом заявление, приложив к нему все необходимые документы.
В соответствии со ст. 24 Закона КР «О государственной службе» от 11 августа 2004 году поступление на государственную службу осуществляется путем участия в конкурсе. Как показывает практика, повсеместное использование конкурсных процедур при поступлении на госслужбу дало свои положительные результаты в системе госуправления республики. Так, статс-секретарь Минздрава КР К.Б. Мамбетов отмечает, что формирование кадрового потенциала Министерства здравоохранения стало проходить более гласно, объективно и прозрачно. Следует отметить, что механизм конкурсного отбора кадров дал позитивные результаты, на практике вновь принятые сотрудники в короткие сроки адаптировались на занимаемых должностях, показали определенные способности в качественном и ответственном выполнении возложенных функциональных обязанностей. Не было ни одного случая увольнения сотрудников по причине некомпетентности и нарушений трудовой дисциплины5.
Согласно данным статистики6, полученной из государственных органов, в 2007 г. в Кыргызской Республике количество госслужащих, назначенных по результатам конкурсов, а также на предусмотренных ст. 24 Закона КР «О государственной службе» основаниях (государственные служащие внутри одной категории должностей, советники, помощники, консультанты политических государственных служащих, прекратившие свои полномочия политические государственные служащие) составило 2514 чел. (96,7%), в то время, как в 2006 году данный показатель равнялся 2338 чел. (86,3%). В то же время количество лиц, назначенных вне конкурса в 2006 году, заметно снизилось с 371 чел. (13,7%) до 85 (3,3%) в 2007 году.
Однако, как показывает работа сотрудников Агентства в составе аттестаци-онно-конкурсных комиссий (АКК), государственные органы, добившись хорошего количества проводимых конкурсов, не достигли должного качества. Зачастую члены АКК государственных органов не знают своих полномочий, не знакомы с нормативными правовыми документами
по вопросам прохождения государственной службы, в связи с чем необходимо обратить внимание статс-секретарей на данный факт и повысить их ответственность за деятельность возглавляемых ими комиссий.
Кроме того, практически во всех государственных органах сами статс-секретари совсем запустили работу над обновлением базы тестовых вопросов. Уровень тестовых заданий остается неудовлетворительным, одни и те же тестовые вопросы повторяются из конкурса в конкурс. В связи с этим, несомненно, открытие Центра тестирования позволит проводить тестирование на более качественном уровне. Также не используется методология подсчета баллов, разработанная и рекомендованная Агентством государственным органам для применения на практике. Статс-секретарями не контролируется оформление протоколов заседаний АКК, копии решений по принятым назначениям своевременно не направляются Агентству7.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим поступление на госслужбу путем проведения конкурса на замещение вакантной административной государственной должности государственной службы Кыргызской Республики является Положение о проведении конкурса на замещение вакантной административной государственной должности государственной службы Кыргызской Республики, утвержденное Постановлением Совета по государственной службе от 28 октября 2004 года № 28.
Согласно ст. 8 Положения о порядке проведения аттестации государственных служащих Кыргызской Республики, утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики от 25 июля 2000 года № 191, раньше существовала следующая структура и состав комиссии9: председатель комиссии — руководитель (заместитель руководителя) центрального государственного органа; секретарь комиссии — государственный служащий государственного органа; члены комиссии, включая: представителя Администрации Президента Кыргызской Республики; руководителей кадровой и юридической служб, а также иных структурных подразделений государственного органа; других ответственных государственных служащих. Как мы видим, если ранее председателем комиссии был руководитель госоргана, то в настоящее время председатель-
ствует статс-секретарь госоргана. Это, конечно же, позитивное явление, так как именно статс-секретарь в первую очередь заинтересован в обеспечении прозрачности конкурсов и в обеспечении преемственности и стабильности кадров в госоргане.
Для участия в комиссии могут приглашаться независимые эксперты или представители профессиональных общественных объединений. Здесь следует отметить, что на практике очень редко в комиссию приглашаются независимые эксперты или представители профессиональных общественных объединений.
Учитывая принцип прозрачности госслужбы, на наш взгляд, целесообразно было бы в Положении о порядке проведения аттестации государственных служащих Кыргызской Республики предусмотреть норму об обязательном включении в состав аттестационно-конкурсной комиссии независимого эксперта и представителя профессиональных общественных объединений. Эта норма способствовала бы проведению конкурсов на более высоком и принципиальном уровне.
Необходимо отметить, что при организации проведения конкурса допускаются грубейшие нарушения государственно-служебного законодательства республики. Например, в результате мониторинга по соблюдению законодательства о государственной службе в министерстве здравоохранения Кыргызской Республики комиссией АГС КР с 31.01.2008 г. по 05.02.2008 г. было установлено следующее10: в министерстве продолжается практика назначений без проведения конкурсного отбора с формулировкой «исполняющие обязанности до проведения конкурса» (приказы №№ 94, 119, 127, 145, 157, 163.) в нарушение норм ст. ст. 24, 25 Закона КР «О государственной службе», согласно которым назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается.
В ряде случаев при проведении конкурсов были допущены некоторые нарушения. Так, на основании решения атте-стационно-конкурсной комиссии № 1 от 3 января 2005 г. по отбору кандидатов на замещение вакантных административных государственных должностей центрального аппарата Национального статистического комитета были допущены для участия в конкурсе без альтернативы П., на должность зав. Отделом программно-методологического обеспечения выбо-
(0 О!
О) О О СЧ
О О О
о. со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
(О
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
рочных обследований Управления выборочных обследований, и С., на должность ведущего специалиста отдела национальных счетов Управления системы национальных счетов. По итогам конкурса П. и С. были назначены на эти вакантные должности. Подобные факты (участие в конкурсах кандидатов без альтернативы) имели место при проведении конкурсов 16 марта и 17 мая 2005 г.
Были также выявлены факты отбора на службу на основании отмененной редакции Реестра государственных должностей КР11.
При проведении конкурсов на замещение вакантных административных госдолжностей Аттестационно-конкурсные комиссии госорганов иногда принимают экзамен в устной форме, что является нарушением п. 32 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной административной государственной должности государственной службы, утвержденного постановлением Совета по государственной службе от 28 октября 2004 г. № 2. В данном постановлении четко предписывается обязательное применение письменного бланочного тестирования и решения практических задач для проверки профессиональных знаний и навыков кандидатов 12.
При проведении конкурсов на замещение вакантных административных госдолжностей 8 января и 1 февраля 2007 г. в Комитете по миграции и занятости Панфиловского района и в Комитете по миграции и занятости Токмок-Чуйского района Центральное территориальное представительство Агентства не было заранее уведомлено о проводимых конкурсах и, соответственно, конкурсы были проведены с нарушениями государственно-служебного законодательства — конкурсы были проведены только в форме собеседования.
Кроме того, состав Аттестационно-конкурсной комиссии вышеуказанных госорганов был образован с нарушением пункта № 19 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной административной государственной должности, утвержденного постановлением Совета по государственной службе от 28 октября 2004 г. № 2.
Конкурсы во второй половине 2007 г. и в первой половине 2008 г. также проводились с рядом нарушений. Например, в некоторых случаях они проводились в форме собеседования без применения письменного тестирования, без соблю-
дения квалификационных требований. Так, по итогам «конкурса» от 13.06.2007 г. гр-ну А., назначенному специалистом, исполнилось всего 20 лет (20.02.1987 г. р.) 13. Выявлены назначения на должности без учета группы и категории должностей и, соответственно, без конкурса.
В связи с вышеизложенным, а также на основании результатов тщательного анализа практики конкурсного поступления на государственную службу полагаем целесообразным отметить, что большинство руководителей государственных органов Кыргызстана еще не до конца воспринимают современную систему механизмов подбора управленческих кадров, тем самым подрывают авторитет государственной власти на местах, пытающейся искоренить пережитки прошлого, когда подбор государственных кадров формировался на принципах землячества, родственных отношений, дружбы и личной преданности.
В итоге проведения анализа и мониторинга по соблюдению требований законодательства в сфере государственной службы при поступлении на государственную службу в Чуйской и Нарынской областных государственных администрациях, Сокулукской районной госадминистрации, в центральном аппарате и структурных подразделениях Госкоммиг-рации, Госналогкомитета, Нацстаткоми-тета, Минздрава, Минтранспорта КР были выявлены определенные проблемы правового и организационного характера.
К недостаткам мы отнесли следующие: нарушение госорганами принципов объективности, прозрачности и непрерывности проведения конкурсов; проведение конкурсов в госорганах только в форме собеседования либо вообще в форме бланочного тестирования; подмена или исправление негативных результатов конкурсов в корыстных целях; составление протоколов проведения конкурсов, из которых не представляется возможным узнать, оценивалось ли соответствие конкурсантов предъявляемым квалификационным требованиям, отсутствие перечня нормативных правовых актов, включенных в тестовые задания; практика назначений без проведения конкурсного отбора с формулировкой «исполняющие обязанности до проведения конкурса» в нарушение норм ст. ст. 24 и 25 Закона КР «О государственной службе», согласно которым назначение госслужащего исполняющим обязанности по вакантной
должности не допускается и некоторые другие недостатки и упущения правового и организационного характера.
В связи с вышеизложенными правовыми проблемами при поступлении на государственную гражданскую службу в КР нами вносятся следующие предложения по устранению выявленных нарушений, которые сводятся к необходимости обратить внимание статс-секретарей комиссий на слабый уровень подготовки самих членов аттестационно-конкурсных комиссий и необходимость повышения их ответственности за деятельность возглавляемых ими комиссий.
В распорядительных документах госорганов необходимо указывать об образовании одной постоянно действующей аттестационно-конкурсной комиссии в новом составе, структура которой определена в соответствующих нормативных правовых актах, с указанием секретаря комиссии, избираемого из числа членов этой же комиссии, а также представителей Администрации Президента Кыргыз-
ской Республики и Агентства Кыргызской Республики по делам государственной службы (без указания Ф.И.О. кандидата). При этом состав данной комиссии должен формироваться, на наш взгляд, таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.
Следует разработать несколько вариантов тестовых заданий, периодически их обновляя, тем самым предупреждая конфликт интересов; при назначении госслужащих использовать как внутренний, так и Национальный резерв кадров.
Необходимо внести норму в Положение о включении в состав аттестационно-конкурсной комиссии в обязательном порядке независимого эксперта и представителя профессиональных общественных объединений. Это, как мы уже отмечали выше, будет содействовать проведению конкурсов на более высоком качественном организационном и принципиальном уровне.
Литература и примечания
1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. — М.: «Эксмо», 2006. С. 184.
2. К. Бакиев. Уже в течение ближайших лет необходимо добиться того, чтобы государственная служба стала престижной сферой деятельности // Госслужба и карьера. 2008. № 7. Бишкек. С. 5—6.
3. Рыскулбеков А. Центр тестирования — шаг к профессиональной госслужбе // URL: http:// www.24.kg/ oficial/2007/03/02/46130.html.
4. Мисиров В. Модернизация управления персоналом — одно из направлений реформ государственной службы в Азербайджане. Сборник по итогам I международной конференции «Модернизация управления персоналом — фактор повышения эффективности госслужбы: обмен опытом» (20—21 сентября 2007 г.). Агентство Кыргызской Республики по делам государственной службы. Проект Всемирного банка GSAK/GTAK. — Бишкек: ООО «КутБер». 2007. С . 58.
5. Мамбетов К.Б. Профессиональные медицинские кадры — успех реформирования здравоохранения Кыргызской Республики // Госслужба и карьера. 2007 г. №2 (2). С. 10—11.
6. Отчет о работе отдела конкурсного отбора, ротации и прохождения государственной службы за 2007 г. АГС КР. Текущий архив Агентства Кыргызской Республики по делам государственной службы. С. 2—3.
7. Отчет о работе отдела конкурсного отбора, ротации и прохождения государственной службы за 2007 год АГС КР. Текущий Архив Агентства Кыргызской Республики по делам государственной службы. С. 2—3.
8. «ЭРКИН-ТОО» 7 декабря 2004 г. № 100.
9. «ЭРКИН-ТОО» 28 июля 2000 г. № 61, от 2 августа 2000 г. № 62.
10. Черикчиев М.Ж., Алышбаев М.Б. Справка о результатах проведения мониторинга и оказания методической помощи по соблюдению законодательства о государственной службе в Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики с 31.01.2008 г. по 05.02.2008 г. С. 1—2.
11. Справка о результатах проведения проверки и оказания методической помощи по соблюдению законодательства о государственной службе в Национальном статистическом комитете Кыргызской Республики с 13 по 14 сентября 2005 г. С. 6.
12. Информационное письмо Центрального территориального представительства Агентства Кыргызской Республики по делам государственной службы от 19 октября 2007 года // Текущий архив Агентства Кыргызской Республики по делам государственной службы. С. 2—3.
13. Там же. С. 2—3.
(О
Ol
О) О О CJ
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со