Научная статья на тему 'Проблемы качества начального образования'

Проблемы качества начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7298
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА / СИСТЕМА ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ZANKOV’S SYSTEM / ELKONIN-DAVYDOV’S SYSTEM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL PRIMARY EDUCATION / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / COGNITIVE ACTIVITY / LEARNING TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вохминова Людмила Владимировна, Савченко Алла Павловна

Статья посвящена проблемам современной российской системы образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, способного конкурировать с системами образования передовых стран. Главная задача российской образовательной политики обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Российская школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Российское общее, в т. ч. и начальное образование, имеет ряд существенных отличий от тенденций и моделей, сложившихся в странах с более высоким уровнем экономического развития. Начальная школа за последние годы стала одной из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более десяти учебно-методических комплектов, представляющих образовательные системы начального образования традиционную систему, систему Л.В. Занкова и систему Эльконина-Давыдова. Организация обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова направлена не только на формирование знаний, но прежде всего на разностороннее развитие ученика. Содержание развития это появление новообразований в психической деятельности, развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности, творчества.В статье раскрыты идеи развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Дывыдова, используемые в начальной школе; дана характеристика эффективной познавательной деятельности младших школьников; показана готовность педагогических кадров к осознанной реализации задач, определенных новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, выдвигающего на первый план развитие личности и компетентностный подход, подчеркивающего значимость операционных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вохминова Людмила Владимировна, Савченко Алла Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PRIMARY EDUCATION QUALITY

The paper dwells on the problems of Russia’s modern education system, being a crucial factor in the emergence of a qualitatively new economy and society, able to compete with the educational systems of advanced nations. The main task of the Russian educational policy is providing modernized education while preserving its fundamental nature and correspondence to the current and future needs of an individual, society and the state. The Russian school is tasked with becoming a major factor in the humanization of social and economic relations as well as formation of new personal guidelines in life. Russian general education, including primary one, differs significantly from that of the countries with a higher level of economic development. In recent years, primary school has been one of the most innovative trends in Russian education. At present, there are more than ten teaching kits for primary schools, which represent the traditional system of L.V. Zankov and the system of Elkonin-Davydov. D.B. Elkonin and V.V. Davydov’s approach is aimed not only at providing knowledge but above all at child’s all-round development, including mental activity, attention, memory, creativity, thinking and observation skills. The paper provides insights into the concept of developmental teaching by L.V. Zankov, D.B. Elkonin and V.V. Dyvydov used at primary schools; effective cognitive activity of primary school children is described. In addition, the author studies whether teachers are willing to fulfil the tasks stipulated in the new Federal State Educational Standard of General Primary Education, which highlights personality development and competency-based learning and emphasizes the significance of operational skills.

Текст научной работы на тему «Проблемы качества начального образования»

УДК 373.1 - 057.874(045)

ВОХМИНОВА Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, трех учебных пособий и 42 учебно-методических пособий

САВЧЕНКО Алла Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 40 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, учебного пособия и 5 учебно-методических пособий

ПРОБЛЕМЫ КА ЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам современной российской системы образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, способного конкурировать с системами образования передовых стран. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Российская школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Российское общее, в т. ч. и начальное образование, имеет ряд существенных отличий от тенденций и моделей, сложившихся в странах с более высоким уровнем экономического развития. Начальная школа за последние годы стала одной из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более десяти учебно-методических комплектов, представляющих образовательные системы начального образования - традиционную систему, систему Л.В. Занкова и систему Эльконина-Давыдова. Организация обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова направлена не только на формирование знаний, но прежде всего на разностороннее развитие ученика. Содержание развития - это появление новообразований в психической деятельности, развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности, творчества.

В статье раскрыты идеи развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Дывыдова, используемые в начальной школе; дана характеристика эффективной познавательной деятельности младших школьников; показана готовность педагогических кадров к осознанной реализации задач, определенных новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, выдвигающего на первый план развитие личности и компетентностный подход, подчеркивающего значимость операционных компетенций.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, универсальные учебные действия, система Л.В. Занкова, система Эльконина-Давыдова, познавательная деятельность, учебная задача.

© Вохминова Л.В., Савченко А.П., 2014

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную систему обучения, которая способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же способами.

К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, предъявлялись почти те же требования, они так же имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в ХХ веке произошли глобальные изменения в науке, общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально новых условиях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Я.А. Коменско-го, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворять требованиям 60-х годов ХХ века. В это время внимание педагогов и общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений школы. Еще в начале 30-х выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день детского развития, а обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития.

Одной из первых попыток реализовать на практике идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым и его единомышленниками в 50-60-е годы ХХ века. Группа ученых под общим руководством Д.Б. Эльконина, а позже и В.В. Давыдова, разработала другой

вариант системы развивающего обучения, используя иной подход к расположению содержания обучения. Однако эти системы в середине ХХ века не получили широкого распространения в школах России. Но начиная с 90-х годов прошлого столетия была возобновлена и развернута работа по воссозданию обеих систем. Обе системы обучения признаны государственными. Вместе с остальными системами они составляют равноправные и самодостаточные системы обучения, используемые в начальной школе.

В связи с тем, что сегодня существуют различные системы обучения в начальной школе, потребовалось введение Государственного стандарта образования, который призван обеспечить: равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; единство образовательного пространства в РФ; академические свободы обучающихся и педагогических работников; академическую мобильность обучающихся.

Новые требования рыночной экономики и формирующееся быстрыми темпами информационное общество поставили систему образования перед необходимостью кардинально переосмыслить сущность всех образовательных целей и задач, форм и содержания обучения подрастающего поколения. Откликаясь на требования современности, российские педагоги смыслом и целью образования назвали развитие личности школьников, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование их активности. Для реализации поставленных целей и задач было разработано второе поколение государственных образовательных стандартов. В отличие от стандартов первого поколения, которые были ориентированы на результаты предметного обучения и сохранение присущего отечественному образованию общего высокого уровня знаний, стандарты второго поколения на первый план выдвигают развитие личности и компетент-ностный подход, подчеркивают значимость операционных компетенций. В этих условиях есть смысл обратиться к уже имеющемуся положительному опыту наших школ и, пре-

жде всего, к системам развивающего обучения Л.В. Занкова и Эльконина-Давыдова.

Система Л.В. Занкова внесла серьезный вклад в совершенствование дидактики российской школы. Занков попытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся. Его интересовал вопрос о механизмах развития, о подлинных причинах достижения ребенком того или иного уровня развития. Всесильно ли обучение? При проведении эксперимента ученый использовал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявшихся педагогических нововведений. На основе проведенных под руководством Занкова исследований были получены следующие результаты: доказано положение о ведущей роли обучения в развитии (изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников); выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития; введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения; раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников; показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка. Важнейшим результатом этой работы явилось описание дидактических особенностей системы обучения, эффективной для общего развития школьников, и создание практических руководств для школы: программ, учебников, методических пособий.

Для системы Л.В. Занкова характерно богатое содержание начального образования, которое, как указывал автор, должно дать учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства. Богатство содержания образования достигается, во-первых, за счет включения в учебный план (при обычной часовой нагрузке) в качестве отдельных предметов естествознания (с первого класса);

во-вторых, за счет обогащения содержания общепринятых в начальных классах предметов - русского языка, чтения, математики, трудового обучения, предметов эстетического цикла; в-третьих, за счет изменения соотношения значимости так называемых главных и неглавных предметов (музыки, изобразительного искусства, уроков труда); в-четвертых, за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми под руководством учителя вне стен школы, во время различного рода экскурсий; в-пятых, за счет привнесения в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей (ученикам предоставляется возможность делиться наблюдениями с товарищами, это обогащает урок и благотворно влияет на самоощущение детей в школе). Такой подход к отбору содержания образования обеспечивает многообразие видов деятельности детей в процессе обучения.

В ходе исследования проблемы обучения и развития были сформулированы новые дидактические принципы системы: обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности); ведущая роль теоретических знаний; изучение программного материала быстрым темпом; осознание школьниками процесса учения; общее развитие всех учащихся, в т. ч. и наиболее сильных, и наиболее слабых. Эти принципы определяют собой иной подход к отбору содержания образования, иную методику обучения. Одно из свойств методики Л.В. Занкова - многогранность: в сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности. Далее Л.В. Занков выделяет такое свойство, как процессуаль-ность. Изучение каждого отрезка учебного курса входит в качестве элемента в изучение другого отрезка, каждый элемент знания вступает во все более и более широкие связи с другими элементами. Следующее свойство - направленность методики на разрешение коллизий, т. е. встречающихся в ходе изучения материала столкновений знаний, их противоречивости. Самостоятельное разрешение коллизий детьми

Бохминовал.В:,.С2в—Н“““£Е“л“ы““““а.“““““.“Е““а“я

при направляющей роли учителя активизирует познавательную деятельность, следовательно, способствует развитию мышления.

Методике Л.В. Занкова присуще свойство вариантности. Оно предполагает возможность изменения стиля работы учителя в зависимости от конкретных условий (возможностей) класса. Это может касаться логики изложения материала, темпа продвижения в освоении программы. Свойство вариантности проявляется и в отношении к учащимся, вопросы учителя на уроке и в домашнем задании формулируются так, что они требуют не однозначного ответа, а, наоборот, способствуют формулированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу. Исключительно важно учесть подход к выявлению результатов обучения в системе Занкова. В массовой школе основным признано достижение высокой успеваемости. Задача развития остается лишь декларацией. В системе Л.В. Занкова при подведении итогов первостепенное значение придается выявлению того, как дети продвинулись в общем развитии, а не только в усвоении школьной программы: как развиваются наблюдательность, мышление, практические действия, эмоционально-волевые качества, потребности, ценностные ориентации. Второй особенностью подведения результатов обучения является отношение учащихся к оценке, выраженной в баллах, т.е. к отметке. Отметка не исключена, но она не играет той главной роли, которая придается ей в традиционной системе. Отметки не могут выразить всей полноты жизнедеятельности ребенка, они не вписываются в урок, который строится на основе принципов общего развития. Отметки служат лишь инструментом для отражения итогов усвоения школьной программы (в основном по показаниям письменных работ), стимулирующая роль их сведена к нулю. Ценно то, что дети в занковских классах не знают, кто у них «отличник», а кто «троечник». Они видят друг в друге человека, личность. Одной из ярких черт дидактической системы Л.В. Занкова являются доверительные, наполненные

положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением способствует все построение обучения, и прежде всего богатство содержания образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности. Такова общедидактическая характеристика системы. Она целостна, ее части взаимосвязаны, каждая из них несет в себе функцию, обеспечивающую общее развитие школьников. Дети, обучаемые по данной системе, характеризуются большим диапазоном индивидуальных различий. Однако для них характерно и нечто общее: они эффективно продвигаются в психическом развитии. К сожалению, ни система Занкова, ни система Эльконина-Дывыдова, несмотря на рекомендации Министерства образования и науки, до сих пор не получили широкого распространения в школах России.

Государственная политика в области образования, реализуемая в рамках «Программы модернизации образования на 2001-2010 годы», была сфокусирована на решении задач повышения качества, доступности и эффективности образования. Рассмотрим некоторые проблемы качества образования.

Российское общее, в т. ч. и начальное образование, имеет ряд существенных отличий от тенденций и моделей, сложившихся в странах с более высоким уровнем экономического развития.

Российские дети позже включаются в систему среднего образования, а заканчивают его одновременно или даже раньше, чем их сверстники в большинстве стран мира.

Годовая учебная нагрузка школьников, измеряемая в аудиторных часах, лежит в пределах средних значений, однако с рекордно короткой по мировым меркам продолжительностью учебного года недельная аудиторная нагрузка российских школьников - одна из самых высоких в мире.

Структура учебных планов также отличается от мировой практики: в частности, в российской школе меньше времени уделяется физкультуре, а больше - родному языку

и литературе. При этом результаты международного обследования качества образования, в котором проверялась функциональная грамотность, умение работать с информацией, применять теоретические знания в решении практических задач, показали не только невысокий по сравнению с развитыми странами средний уровень российских учащихся, но и тревожную тенденцию ухудшения ситуации. Причин тому много, в т. ч. и уровень социально-экономического развития, и межрегиональные различия, неравенство ресурсного обеспечения и т. д.

В данной публикации речь пойдет о тех проблемах, решение которых зависит непосредственно от учителя.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, мета-предметных и предметных результатов. Особое место занимают универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т. п. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному - информационному обществу Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего обра-

зования обусловлена следующими факторами: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей; созданием условий для достижения успешности в обучении всеми учащимися; формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества; необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентирование младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Однако с помощью только этой программы проблему не решить. Важно, чтобы в процессе обучения по любой дисциплине ребенок рассматривался не как объект обучающих воздействий учителя, а как само-изменяющийся субъект учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в са-моизменении. У шестилетнего ребенка, пришедшего в первый класс, такой потребности нет. Задача учителя заключается в том, чтобы учебная деятельность сформировала эту потребность. Легче всего, на наш взгляд, решить эту проблему, обучая школьников по системе Эльконина-Давыдова. Авторы этой системы представляют содержание образования в виде системы учебных задач (написание безударных гласных или «сомнительных» согласных, сложение однозначных чисел с переходом через десяток и т. д.).

Цель, которая стоит перед учеником в процессе учения по традиционной технологии, состоит в овладении способами решения учебных задач, предусмотренных программой. Овладеть способом решения новой задачи ученик может, лишь более точно воспроизводя его

в том виде, как он задан учителем или учебником. Всякое отклонение от заданного образца, любое проявление субъективности может быть только помехой в достижении поставленной цели. Иными словами, в рамках подобного содержания ученику как субъекту учения делать нечего. Может ли быть содержание обучения иным? Все способы действия, которым мы обучаем учеников в школе, не являются случайными. Они опираются на общие принципы построения действий в той или иной области человеческой деятельности. В ходе исторического процесса понимание этих принципов опиралось на анализ и обобщение эмпирически найденных способов решения частных задач. Но обязательно ли следовать этому историческому порядку в обучении? Традиционная педагогика, провозгласившая известный принцип «от частного - к общему», «от конкретного -к абстрактному», отрицает эту возможность. Принципиально иной ответ на этот вопрос дают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они не только теоретически обосновали, но и показали на практике возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий уже на самых начальных этапах обучения. Так, например, поставив в начале второго полугодия первого класса задачу проверки безударных гласных, можно представить условия этой задачи таким образом, чтобы ребенок уяснил для себя общий принцип, определяющий способы проверки орфограмм, связанных с обозначением звуков в слабых позициях. Если это удалось сделать, то можно ожидать, что ребенок, столкнувшийся с сомнительной согласной, не будет беспомощно ожидать от учителя указаний о соответствующем способе действия, а попытается сконструировать его самостоятельно. Это и означает, что он выступает как субъект учения. Однако это произойдет только в том случае, если ученик действительно осознал общий принцип, по которому решаются орфографические задачи данного класса. А для этого ему необходимо понять, что звуковой состав слова не является постоянным; что звуки чередуются друг с другом в зависимости от того,

в какой позиции они оказываются; что по своим свойствам позиция звука в слове может быть сильной и слабой; что буквой в русском языке обозначается не изолированный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков (фонем); что выбор буквы для обозначения этого ряда определяется тем, каким звуком он представлен в сильной позиции. Иными словами, понимание основного принципа орфограмм данного класса предполагает выяснение содержания целой системы научных (лингвистических) понятий, определяющей фонемный принцип русского языка. Авторы этой системы - Эльконин и Давыдов - считают, что основу содержания обучения должна составить система научных понятий, определяющих общие способы действия в предмете, а не выбор правил.

Данная система имеет иной тип активности учащихся в познавательной деятельности, чем в традиционном обучении. Традиционное обучение опирается на учебную активность воспроизводящего типа. Организация такой активности предполагает, что ученики, во-первых, четко выделят и зафиксируют предложенный для усвоения способ действия, во-вторых, в той или иной степени поймут его смысл, в-третьих, сумеют более или менее точно воспроизвести его при выполнении соответствующих упражнений. Учителю для этого необходимо продемонстрировать образец предлагаемого для усвоения способа решения, по возможности доходчиво объяснить его и обеспечить надежный контроль за правильностью его применения при решении тренировочных упражнений. В условиях развивающего обучения учителю предстоит организовать деятельность детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи. Это полностью исключает показ такого способа. Ведь как только искомый способ показан, зафиксирован, искать ученикам больше нечего. Лишается смысла и объяснение способа действия: пока он не найден, объяснять еще нечего; когда же способ найден, сконструирован на основе общего принципа построения действий данного класса, объяснять его уже незачем. Каковы же

действия учителя в этих условиях? Прежде всего ему придется позаботиться о том, чтобы у учеников возникла необходимость осуществления такого поиска. Но стремление к поиску может возникнуть только в ситуации, обнаружившей недостаточность, непригодность ранее усвоенных способов действия и требующей либо их модификации, либо конструирования принципиально нового способа действия. Отсюда следует, что на начальном этапе обучения необходима постановка учебной задачи, требующей от учеников нового анализа ситуации действия, нового ее понимания. Последующие усилия учителя должны быть направлены на организацию решения этой задачи. Показать образец действий учитель не может, у него остается только одно средство - попытаться включиться в поисковую деятельность и организовать ее «изнутри». Для этого учитель должен стать реальным участником совместного поиска, а не его руководителем. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия -таковы три составляющие системы Д.Б. Элько-нина и В.В. Давыдова. Анализ программ этой системы позволяет установить столь разительное отличие от привычных программ начальной школы, потому естественно возникает вопрос: посильно ли такое содержание детям 6-9-летнего возраста? Не противоречит ли оно общепризнанным возрастным особенностям младших школьников? Психологические особенности младших школьников могут существенно изменяться в зависимости от условий, в частности от содержания и методов школьного обучения. Справедливость этого положения была убедительно подтверждена в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия циклом экспериментальных исследований. На разнообразном материале было пока-

зано, что перестройка содержания обучения и специальная организация деятельности детей кардинально изменяет картину их психического развития (и прежде всего развития мышления) и тем самым существенно расширяет возможности усвоения. Оказалось, что младшие школьники не только способны усвоить сложный теоретический материал, но усваивают его значительно легче, успешнее, чем традиционные для начальной школы «правила». И это неудивительно: в отличие от изолированных друг от друга правил этот материал в процессе его анализа оказывается связанным в стройную систему, что значительно упрощает его понимание и запоминание. Поисковоисследовательская учебная деятельность позволяет ученику реализовать себя как субъекта учения. Именно это с самого начала учебной деятельности побуждает школьника активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей, действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к его результатам. К концу младшего школьного возраста этот интерес приобретает устойчивый и обобщенный характер, начиная выполнять функцию не только побудительного, но смыслообразующего мотива учебной деятельности. В этих условиях значительно легче формируются универсальные учебные действия. Однако, к сожалению, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова до сих пор не получила широкого распространения в школах России. Из представленных в настоящее время в школах России систем начального образования, как нам кажется, ближе к системе Элько-нина-Давыдова по цели, задачам, содержанию, методам обучения система «Школа 2100». Радует то, что эта система получила широкое распространение в школах г. Архангельска.

Список литературы

1. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // Занков Л.В. Избранные труды. М., 1990.

2. Мониторинг качества образования: метод. пособие / под общ. ред. В.П. Соломина. СПб., 2008.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. Изд. 4-е, перераб. М., 2012.

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

References

1. Zankov L.V. Didaktika i zhizn’ [Didactics and Life]. Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow, 1990.

2. Monitoring kachestva obrazovaniya [Monitoring of Education Quality]. Ed. by Solomin VP. St. Petersburg, 2008.

3. Primernaya osnovnaya obrazovatel’naya programma obrazovatel’nogo uchrezhdeniya. Nachal’naya shkola [An Example of the Basic Educational Program for an Educational Institution. Primary School]. Comp. by sost. Savinov E.S. 4th ed. Moscow, 2012.

4. El’konin D.B. Izbrannyepsikhologicheskie trudy [Selected Works on Psychology]. Moscow, 1989.

Vokhminova Lyudmila Vladimirovna

Institute of Pedagogics and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

Savchenko Alla Pavlovna

Institute of Pedagogics and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

ISSUES OF PRIMARY EDUCATION QUALITY

The paper dwells on the problems of Russia’s modern education system, being a crucial factor in the emergence of a qualitatively new economy and society, able to compete with the educational systems of advanced nations. The main task of the Russian educational policy is providing modernized education while preserving its fundamental nature and correspondence to the current and future needs of an individual, society and the state.

The Russian school is tasked with becoming a major factor in the humanization of social and economic relations as well as formation of new personal guidelines in life. Russian general education, including primary one, differs significantly from that of the countries with a higher level of economic development. In recent years, primary school has been one of the most innovative trends in Russian education. At present, there are more than ten teaching kits for primary schools, which represent the traditional system of L.V. Zankov and the system of Elkonin-Davydov. D.B. Elkonin and V.V. Davydov’s approach is aimed not only at providing knowledge but above all at child’s all-round development, including mental activity, attention, memory, creativity, thinking and observation skills.

The paper provides insights into the concept of developmental teaching by L.V. Zankov, D.B. Elkonin and V.V. Dyvydov used at primary schools; effective cognitive activity of primary school children is

described. In addition, the author studies whether teachers are willing to fulfil the tasks stipulated in the new Federal State Educational Standard of General Primary Education, which highlights personality development and competency-based learning and emphasizes the significance of operational skills.

Keywords: Federal State Educational Standard of General Primary Education, universal learning activities, Zankov’s system, Elkonin-Davydov’s system, cognitive activity, learning task.

Контактная информация: Вохминова Людмила Владимировна адрес: 163009, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 40;

e-mail: vokhminova@list.ru

Савченко Алла Павловна адрес: 163009, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 40;

e-mail: alla.sav72@mail.ru

Рецензент - Сковородкина И.З., доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.