УДК 37.02 ББК 74.202.23 К 85
И.В. Крючкова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: i. v. kruchkova@mail. ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрывается специфика образовательной среды инновационного частного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Развитие» г. Армавира, где автор статьи является директором данной школы. Уже на протяжении 10 лет школа успешно работает по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Основной целью школы является формирование у обучающихся самостоятельности как главнейшего качества и условия для успешного обучения и подготовки к социализации личности.
Ключевые слова: способ обучения, «стол-помощник», «стол-заданий», «философия оценки», карта знаний, модульное обучение, проектная работа, самостоятельная работа, самоподготовка.
I.V. Kryuchkova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Technology of Preschool and Elementary Education, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail:
i. v. kruchkova@mail. ru
EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF SELF-RELIANCE AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF A SCHOOL STUDENT
Abstract. The paper specifies the educational environment of innovative private educational institution of high comprehensive school "Razvitiye" in the town of Armavir where the author of the paper is the director. For 10 years the school works successfully on the system of developing education by D.B. Elkonin - V.V. Davidov. The main objective of school is formation of self-reliance of a pupil as major quality and condition for successful training and preparation for personality socialization.
Keywords: way of training, "table assistant", "table tasks", «assessment philosophy», card of knowledge, modular training, design work, independent work, self-preparation.
Демократические перемены последних лет предоставили педагогам дополнительные возможности для реализации своих смелых идей и начинаний, законодательно закрепив право на свободу педагогического творчества. Развитие инновационной деятельности преподавателя является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть приняты и поддержаны педагогами - инноваторами [1].
На протяжении 10 лет существования педагогический коллектив школы «Развитие» вместе с учениками осваивает педагогическую модель развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Уникальность школы заключается в том, что в ней организуется специальная среда (уклад жизни), в основе которой лежит способ обучения; создается она специальными средствами: формами, методами, технологиями. Причем при переходе на новый
образовательный этап меняются средства образования с учетом возрастных особенностей и
преемственности. Назовем четыре признака эффективной учебной среды, отличающей ее от традиционной:
- ученик находится в центре внимания;
- имеется возможность переноса знаний в разные учебные и реальные ситуации;
- предусматривается формирование контрольно-оценочной деятельности самих учащихся, с помощью которой они в состоянии сами управлять процессом учения, достигая индивидуального прогресса в обучении;
- выстраиваются отношения с сообществом других учащихся и взрослыми.
Весь учебный год делится на шесть фаз, в основе которых лежит структура учебной деятельности. В соответствии с ними организуется весь учебно-воспитательный процесс учреждения:
- подготовительная фаза (август);
- фаза запуска (сентябрь);
- фаза свободной педагогической деятельности (октябрь - декабрь);
- фаза демонстрации педагогических достижений учителями (январь - середина апреля);
- рефлексивная фаза учебного года (середина апреля - май);
- аналитическая фаза учебного года (июнь).
Урок у нас пока остается основной формой обучения. Авторами системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработан свой взгляд на урок, а точнее, на систему уроков или их «технологическую карту» [2]. В основание технологической карты уроков положена структура учебной деятельности (УД). Каждый компонент УД определяет тип урока, его цель и содержание. Назовем эти уроки:
- урок постановки и решения учебной задачи;
- урок моделирования;
- урок решения частных задач;
- урок контроля;
- урок оценки.
Начальный этап образования начинается с курса «Введение в школьную жизнь» [4]
и проводится в нашей школе в конце августа, начале сентября первого года обучения. Данный курс обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока.
С первых дней обучения вводятся индивидуальные формы работы. К таким формам относятся: работа с «черновиком», со «столом - помощником», «столом заданий». Работа в «черновике» не предполагает передачу готовой техники («сначала решить на черновике»), а связана с организацией рефлексивного отношения учащихся к своей работе - пониманию уместности первоначальной тренировки. «Стол - помощник», «стол заданий» предполагают организацию предметного противопоставления средства и задания (задачи). «Стол - помощник» - это стол с карточками - помощницами, схемами, таблицами, счетными палочками, мерками, моделями, справочной литературой и пр. Позже появляются средства -«мешальщики» - те, которые не являются средствами помощи, а, наоборот, уводят от выполнения задания (решения задачи). Таким образом, у учащихся формируется (выращивается) такое действие, как выбор средств. На «столе заданий» учащиеся могут себе выбрать дополнительные тренировочные задания, задания творческого характера, задания на смекалку, повышенной трудности, опережающие и пр. Такие задания формируют познавательный интерес, стремление к саморосту, качественному самоизменению [5].
С самого начала прихода в школу ребенок знакомится с новой «философией оценки». Оценка, прежде всего, ориентирована на личные достижения каждого конкретного ученика. Поддерживая положительную общую самооценку ребенка, учитель развивает способность к конкретной оценке своего учения. С этой целью разрабатываются правила «оценочной безопасности», которые соблюдаются и учителем и учащимися.
Поддержать в детях уверенность в себе позволяет «доска достижений» или график «мои достижения» (на выбор учителя и учащихся).
«Карта знаний» по предмету - это специально отведенное место в классе (представленное на листе ватмана, стенде), в тетради контрольно-оценочной деятельности, где в схематической форме фиксируются основные предметные области курса (первоначально - как направления или задачи исследования, позднее - как открытие детьми способа действий, понятий).
Групповая работа. Взаимодействие «учитель - группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в начальной школе и используется учителем с первых дней прихода детей в школу.
Работа в группах организуется тогда, когда возможен «интеллектуальный конфликт». Интеллектуальный конфликт разворачивается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует поиску способов решения задач, пониманию, принятию найденного решения. Эффективным средством запуска дискуссии в группе являются задания-ловушки. Учитель при этом не выступает как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе.
Все образовательные ступени, начиная с начальной, пронизывает модульное обучение, проектная работа.
В переходный период (4-5 классы) наряду с групповой работой как доминирующей начинает включаться индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа активно начинает использоваться в 4 классе. Учитель предлагает на выбор ученикам форму самостоятельной работы: индивидуальную, групповую или фронтальную. Если к концу 4 класса учащийся выбирает индивидуальную самостоятельную работу и качественно с ней справляется, то это один из показателей сформированности учебной деятельности.
На подростковом этапе образования самостоятельная работа приобретает иной характер. Самостоятельная работа - это форма индивидуальной или групповой учебной деятельности, в рамках которой учащиеся:
- ставят собственные задачи, направленные на испытание имеющихся у них средств (например, рефлексивный проект);
- решают «чужие» задачи, работая с оценочным листом учебного блока, определяя свой уровень освоения материала и возможность предъявления его на оценку учителю;
- строят индивидуальные образовательные траектории движения в учебном предмете
[3].
Разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому. Разновозрастное учебное сотрудничество - одно из эффективных условий, где подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений, отвечающим возрастным особенностям этого возраста. Место «младшего учителя» - посредника между взрослым и младшим школьником - в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.
Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения - это новый шаг в развитии учебного сотрудничества.
В переходный этап образования «карта знаний» становится средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащихся в учебном предмете. В отличие от начальной школы, где работа по планированию и изучению материала разворачивается только как коллективное действие, на данном этапе обучения подобная работа уже частично становится индивидуальным действием. Например, в тетрадях у детей помимо общих маршрутов движения должны фиксироваться личные вопросы, индивидуальные трудности, «ответвления» от общего пути следования, которые могут появиться в результате каких-либо затруднений в знаниях, способах действий. Основное условие эффекта от работы с «картой знаний» - это
системность и последовательность обращения к ней в течение всего года.
Концентрированное обучение. Учебный процесс в концентрированном обучении представляет собой чередование циклов. Учебные занятия объединяются в блоки (например, учебная нагрузка по биологии на месяц концентрируется в неделю, а три недели биологии в основном расписании нет, предлагаются только консультационные часы). Это сокращает число параллельно изучаемых дисциплин. Основной единицей становится не урок, а блок уроков по теме, более и менее очерченный в программе учебного предмета.
Индивидуальная образовательная программа связана с разным «планом» изучения того или иного учебного предмета. Другими словами, для разных учеников изучение учебного предмета может быть представлено по-разному. Предоставление свободы выбора плана движения по предмету позволяет им выходить за пределы общего контура движения класса.
Процесс движения учащегося по индивидуальной образовательной программе контролируется на специально организуемых «предметных мастерских».
В течение всего периода проводятся консультации. Время «мастерских», «консультаций» оговаривается заранее, и выстраивается график.
Проектная работа. Участие школьников в разработке общественно-значимых проектов дает возможность осваивать новые способы действий в социокультурной среде, ставить и решать учебные задачи, возникающие в другом виде деятельности.
Вся педагогическая технология организации работы учителя на данном этапе направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога становятся:
- выбор заданий для самостоятельной работы над темой;
- способ работы учащихся с тематическими оценочными листами;
- построение индивидуальных «карт» движения в учебных предметах;
- поиск путей ликвидации пробелов и трудностей;
- выбор «пространства» действия (мастерская, библиотека, творческая лаборатория и
пр.);
- определение времени и сроков выполнения заданий для самостоятельной проработки учебного материала;
- оценка готовности к сдаче зачета по теме;
- способы работы с различными источниками информации;
- способность сравнения замысла и реализации;
- индивидуальные способы решения;
- умение планировать и проводить самостоятельные исследования;
- работа над проектами.
При условии целенаправленной работы в этом направлении подросток постепенно переходит в автономный режим между учебными блоками. Учитель вмешивается в учебный процесс ученика лишь по запросу ученика.
Особая среда создается во втором периоде (второе полугодие 9 класса - первое полугодие 10 класса) - переходном из основной школы в старшую. Работа в течение года ведется в следующих направлениях:
- подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся;
- выбор направления и уровня дальнейшего образования, разработка собственной образовательной программы и учебного плана на завершающем этапе обучения;
- составление индивидуального расписания занятий.
Индивидуальная образовательная программа составляется учеником летом после сдачи итоговой аттестации за 9 класс совместно с учителем, что позволяет учителю к началу учебного года подготовить индивидуальное календарно-тематическое планирование. Такой подход предоставляет школьнику возможность выбора и построения индивидуальной образовательной программы. Такой ответственный выбор готовит его к самостоятельному решению жизненно важных задач, к самоопределению.
Образовательная программа ученика - документ, определяющий его учебную работу на последние два года жизни в школе (10-11 классы).
Этап самоопределения и глубокой дифференциации. Основными видами деятельности на данном этапе является проектирование, планирование и программирование.
Концентрированное обучение позволяет изучать один предмет длительное время. При такой организации 3-4 урока каждый день отводится на один предмет (к таким предметам относятся физика, химия, география, биология, история, обществознание, информатика). Остальные предметы - литература, русский язык, иностранный язык, математика, физическая культура - ставятся в расписание «окошками». «Погружение» длится 1-2 недели. В этот период 60 % учебного содержания изучается на уроках, а 40% в самостоятельном режиме. По окончании «погружения» обязателен промежуточный контроль (зачет, тест, проверочная работа и пр.). По окончании изучения всего курса обязателен итоговый контроль (экзамен, творческий проект, реферат и пр.).
На каждом образовательном этапе организуется самоподготовка. Школа работает в условиях полного дня, что позволяет в стенах школы организовать самоподготовку. Самоподготовка - индивидуальная самостоятельная учебная деятельность, направленная на закрепление или повторение пройденного на уроках материала, специально организуемая куратором. Самоподготовка создаёт реальные условия, для того чтобы научить школьников учиться, дать им представления о саморазвитии, самовоспитании, самообучении. Здесь рождаются многие мотивы и стимулы активной познавательной деятельности детей, которые успешно действуют на уроках. На самоподготовке активно в работу включаются «столы-помощники», приготовленные учителем - предметником, и библиотека с дополнительной познавательной и справочной литературой. Самоподготовка является логическим продолжением, завершающим этапом урока. Поэтому за самоподготовку в равной степени несут ответственность как куратор, так и учитель.
Особую атмосферу создает традиционный конкурс «Ученик года». По результатам проходящего учебного года учащимися создается «портфолио» по заранее известным критериям.
В конкурсе принимают участие ученики всей школы с 1 по 11 класс.
Победителями конкурса становятся первые 10 участников, набравшие не менее 50% от максимального количества баллов. В качестве поощрения победители в течение года получают ежемесячную стипендию. В течение всего последующего года портреты учеников помещены на доске победителей.
Итак, анализ практики работы учителей школы «Развитие» подтверждает, что только созданные специально условия способствуют реализации основной идеи школы -формирования самостоятельности школьников. Обязательным требованием для каждого члена коллектива является принятие и реализация педагогических условий, организуемых в учреждении.
Примечания:
1. Бессонова Л.П. Инновации в образовании: сущность и социальные аспекты // Вестник АГУ. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2009. Вып. 3. С. 15-18.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
3. Крючкова И.В. Виды самостоятельных работ на уроках математики // Начальная школа. 1996. № 5.
4. Основная образовательная программа начальной общеобразовательной школы (из опыта работы пилотной школы): пособие для учителей, руководителей общеобразовательных учреждений / сост. И.В. Крючкова; под ред. Е.В. Восторговой. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
5. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Эксперимент, 1997.
References:
1. Bessonova L.P. Innovations in education: nature and social aspects // AGU Bulletin. Series
«Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2009. Issue 3. P. 15-18.
2. Davydov V.V. Theory of developing education. M.: INTOR, 1996.
3. Kryuchkova I.V. The kinds of independent work at the lessons of Mathematics // Nachalnaya
shkola. 1996. No. 5.
4. The major educational program of elementary comprehensive school (the experience of a pilot school): a manual for teachers and heads of comprehensive educational institutions / comp. by I.V. Kryuchkova; ed. by E.V. Vostorgova. M.: VITA-PRESS, 2012.
5. Tsukerman G.A. Psychology of self-development: a task for teenagers and their teachers. Riga: Eksperiment, 1997.