Научная статья на тему 'Проблемы изучения вещного права как юридической учебной дисциплины в условиях реформы российского гражданского законодательства и глобализации образовательного пространства'

Проблемы изучения вещного права как юридической учебной дисциплины в условиях реформы российского гражданского законодательства и глобализации образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕЩНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМА КУРСА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емелькина Ирина Александровна

Задача причиной обращения к анализу выступила современная реформа российского гражданского права и необходимость изменения подходов к системе преподавания вещного права. Модель методология включает сравнительно-правовой, исторический, логический методы познания явлений, а также методы анализа и синтеза. Выводы предложены новые подходы к методологии изучения вещного права и к системе курса «Вещное право». Рамки исследования позволят современному студенту юридического факультета объективно изучить теорию вещного права, провести комплексный научный анализ аспектов вещного права, а также приобрести навыки и умения для профессиональной деятельности при применении полученных по вещному праву знаний. Практическое значение результаты статьи могут быть использованы при формировании учебников по вещному праву и чтения соответствующего курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE STUDY OF PROPERTY LAW AS A LEGAL DISCIPLINE IN TERMS OF REFORM OF RUSSIAN CIVIL LEGISLATION AND GLOBALIZATION OF EDUCATIONAL SPACE

Problem the reason appeal to the analysis made modern reform of Russian civil rights and the need to change approaches to the teaching of property law. Model methodology includes comparative legal, historical, logical methods of cognition of phenomena, as well as methods of analysis and synthesis. Conclusion new approaches to the methodology of the study of property law and sitemy course «Property Law». The scope of research will enable the modern student of faculty of law objectively study the theory of property rights, an objective scientific analysis of the aspects of property law, as well as to acquire skills and abilities for professional activities in the application of the obtained knowledge on real rights. The practical significance the results of the article can be used in the formation of textbooks on real rights and read the respective course.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения вещного права как юридической учебной дисциплины в условиях реформы российского гражданского законодательства и глобализации образовательного пространства»

6. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

6.1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЩНОГО ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Емелькина Ирина Александровна, доктор юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса

Место работы: ФГБОУ ВО «Мордовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Аннотация:

Задача - причиной обращения к анализу выступила современная реформа российского гражданского права и необходимость изменения подходов к системе преподавания вещного права.

Модель - методология включает сравнительно-правовой, исторический, логический методы познания явлений, а также методы анализа и синтеза.

Выводы - предложены новые подходы к методологии изучения вещного права и к системе курса «Вещное право».

Рамки исследования позволят современному студенту юридического факультета объективно изучить теорию вещного права, провести комплексный научный анализ аспектов вещного права, а также приобрести навыки и умения для профессиональной деятельности при применении полученных по вещному праву знаний.

Практическое значение - результаты статьи могут быть использованы при формировании учебников по вещному праву и чтения соответствующего курса.

Ключевые слова: вещное право, гражданское право, право собственности, методология, система курса.

PROBLEMS IN THE STUDY OF PROPERTY LAW AS A LEGAL DISCIPLINE IN TERMS OF REFORM OF RUSSIAN CIVIL LEGISLATION AND GLOBALIZATION OF EDUCATIONAL SPACE

Emelkina Irina А., Doctor of Legal Sciences, Head of the Chair of Civil Law and Procedure

Place of employment: Ogarev Mordovia State University

Abstract:

Problem - the reason appeal to the analysis made modern reform of Russian civil rights and the need to change approaches to the teaching of property law.

Model - methodology includes comparative legal, historical, logical methods of cognition of phenomena, as well as methods of analysis and synthesis.

Conclusion - new approaches to the methodology of the study of property law and sitemy course «Property Law».

The scope of research will enable the modern student of faculty of law objectively study the theory of property rights, an objective scientific analysis of the aspects of property law, as well as to acquire skills and abilities for professional activities in the application of the obtained knowledge on real rights.

The practical significance - the results of the article can be used in the formation of textbooks on real rights and read the respective course.

Keywords: property law, civil law, ownership, methodology, course system.

Вещное право является составляющей учебного курса «Гражданское право» цикла базовых дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» [1]. Исходя из традиционного содержания курса «Гражданское право» для вещного права предусмотрено изучение таких разделов как собственность и ее правовые формы; понятие и объекты права собственности; понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав; наследование собственности граждан; гражданско-правовая защита права собственности и

иных вещных прав. На сегодняшний день совершенно очевидно, что подобные рекомендации стандарта по изучению вещного права в рамках дисциплины «Гражданское право» являются явно недостаточными. Изменения в социально-экономических отношениях, повлекшие развитие рынка земельных участков и других объектов недвижимости, восстановление категории вещного права в российской цивилистике, формирование системы ограниченных вещных прав в законодательстве требуют внесения существенных изменений в содержание раздела «Вещное право» как в рамках изучения курса «Граж-

Емелькина И. А.

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЩНОГО ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

данское право», так и более углубленного его исследования в рамках самостоятельной учебной дисциплины (курса по выбору, дисциплины специализации и др.).

Выделение вещного права в качестве самостоятельного учебного курса стало традиционным во многих российских высших учебных заведениях, обучающих юристов.

Следует обратить внимание на то, что специальный курс «Право собственности» читался в высших учебных заведениях в советский период параллельно гражданскому праву в рамках гражданско-правовой специализации. Анализу права собственности были посвящены фундаментальные труды известных советских правоведов [2].

Наибольший интерес к преподаванию права собственности студентам, обучающимся по специальности «Юриспруденция», возник в начале 90-х годов прошлого столетия, что было на тот момент обусловлено глобальными преобразованиями отношений собственности, в том числе разгосударствления и приватизации, а соответственно принятия нового законодательства о праве собственности.

Здесь можно упомянуть и богатый опыт преподавания вещного (вотчинного) права в русских университетах в дореволюционный период (конец XIX - начало XX столетия). Русскими правоведами был составлен ряд программ для изучения вещного права как части права гражданского [3].

Нынешний этап реформирования гражданского права, предложения Концепции развития гражданского законодательства РФ утвержденной 7 октября 2009 г. Советом по кодификации гражданского законодательства при Президенте РФ, а также проект Федерального закона об изменений Гражданского кодекса РФ, предполагающие значительное обновление норм о вещном праве ГК (в т.ч. введение раздела II «Вещное право» с двадцатью главами вместо девяти в действующем Гражданском кодексе РФ), доктринальное обоснование введения новых вещных прав свидетельствуют о необходимости изменений раздела о вещном праве как в содержании учебного курса «Гражданское право», так и специального курса «Право собственности другие вещные права».

В современных учебниках по гражданскому праву и вещному праву (а также научной литературе) [4] имеется весьма интересный материал об истории развития вещного права в отечественной цивилистике и законодательстве, его сущности, признаках, основаниях возникновения и прекращения, отдельных ограниченных вещных правах. Эти знания из учебников и научной литературы позволяют нынешнему студенту получить достаточно объемную и интересную информацию об этом институте. Процесс развития прав на чужие вещи объективно представлен в учебниках по римскому праву [5], что также влияет на формирование мировоззрения и профессиональную подготовку будущих юристов.

Вместе с тем известное «забвение» цивилистических изысканий в области вещного права в советский период в течении более чем семидесяти лет, отсутствие правового регулирования вещного права на землю в советском законодательстве, а также игнорирование зарубежного опыта в этом вопросе, прежде всего германской цивилистики выступающей родоначальником института вещного права, повлекли к развитию весьма узких представлений о вещном праве. В современных

учебниках традиционно сведения о вещных правах сводятся к анализу права собственности и ограниченных вещных прав, созданных под влиянием переходной экономики (хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, а также серви-тутов). При анализе истории развития вещного права очень часто авторы утверждают, что возникновение ограниченных вещных берет начало с римского права.

Такой подход не является верным, т.к. начало этого института заложено в пандектном праве в результате заимствования германским правом римско-правового учения не путем прямого переноса римских норм, а их приспособления в процессе отказа от феодального права и перехода к буржуазному строю [6, с. 85-11]. Пренебрежение данным историческим фактом и как его следствие - отсутствие информации о причинах возникновения вещного права как самостоятельной конструкции и отдельных ограниченных вещных прав, оснований закрепления правового режима того или иного вещного права, аргументации пандектистикой сущности и признаков вещного права, деления ограниченных вещных прав на три группы (вещные права пользования, преимущественного приобретении и ответственности (обеспечения)) привело к неправильному толкованию в учебной литературе многих аспектов вещного права.

В результате из ряда современных учебников по гражданскому праву студент получает неверную информацию о том, что основания (критерии) для разграничений вещного и обязательственного права отсутствуют или о том, что аренда, наем, доверительное управление имуществом, ссуда - это вещные права, а залог - обязательственное право [7, с. 406].

Сущность отдельных классических ограниченных вещных прав, вполне актуальных в развитых правопо-рядках и востребованных многими постсоциалистическими режимами (узуфрукта, права застройки (супер-фиция), эмфитевзиса) в преобладающем большинстве учебников и учебных пособий представляется только в рамках знаний из римского права и выглядит в глазах студентов как некие «пережитки прошлого».

Обращение к современным учебникам о вещном праве зарубежных континентальных стран демонстрирует, что именно перечисленным выше вещным правам посвящено основное их содержание. Права на чужие вещи, известные римскому праву, сегодня в зарубежном праве служат не только для достижения задач в традиционной для вещного права сфере землепользования, но и для разрешения финансово-экономических проблем, защиты экологии, строительства, обеспечения бизнеса, гарантий имущественного обеспечения в старости. К сожалению, российский студент в большинстве случае не знает об этом, и в дальнейшем при выходе на практическую деятельность сохраняет свою правовую «безграмотность». С введением в Гражданский кодекс РФ предлагаемых в Концепции ограниченных вещных прав узуфрукта, су-перфиция (застройки), эмфитевзиса и в условиях отсутствия объективных знаний об этих институтах в рамках изучения права в высших учебных заведениях приведет к ошибкам и создаст большие проблемы в работе судей, нотариусов и других юристов, занимающихся применением норм о вещном праве. Справедливо заметил В.В. Витрянский, что невозможно нынешнему судье объяснить то, что может быть право собственности на право застройки [8]. Но, ведь подобное правило существует во

многих развитых правопорядках, имеющих в основе римское право. Поэтому для формирования квалифицированных специалистов необходимо включение в содержание преподаваемых дисциплин современной и адекватной информации о вещном праве.

Представляется, что содержание предмета курса вещного права необходимо дополнить следующими обязательными компонентами:

- изучением положений пандектного права и пандектного учения о возникновении вещного права как самостоятельной правовой конструкции, оснований признания в качестве вещных отдельных прав на чужие вещи, принципах вещного права;

- анализом положений о вещном праве современных зарубежных кодексов континентальных правопорядков (Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландов и др.), законов о вещных правах стран с постосоциалистическими правопорядками (Болгарии, Польши, Хорватии, Македонии и др.);

- изучением ограниченных вещных прав в рамках подразделения на вещные права пользования чужой вещью, вещного права преимущественного приобретения чужой вещи и вещного права принудительной реализации чужой вещи (обеспечительные права;

- детальной характеристикой отдельных видов классических вещных прав - узуфрукта, сервитутов, суперфиция, эм-фитевзиса, права преимущественного приобретения вещи, вещных выдач, ипотеки;

- исследованием владения как фактического состояния и способов его защиты, особенностей защиты права добросовестного приобретателя;

- анализом положений «соседского» права;

- рассмотрением основных положений о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В этой связи представляет интерес сравнительный анализ содержания учебных и монографических работ по вещному праву зарубежных, прежде всего германо-язычных правопорядков. Наиболее фундаментальные работы о вещном праве были написаны в конце-начале позапрошлого столетия. Так известный германский правовед О.Ф. Гирке во втором томе «Sachenrecht» курса германского гражданского права анализирует вещные права с различных аспектов: историческое развитие начиная с рецепции римского права, их эволюцию в течение XVIII-XIX столетий, сущность, содержание, виды. При этом приводится богатейшая научная литература [9].

Современные работы по вещному праву (Sachenrecht) ученых-цивилистов европейских стран, как правило, содержат скрупулезный анализ владения, права собственности, ограниченных вещных прав, публичной регистрации прав на недвижимость.

Можно перечислить ряд общих характерных черт относительно изложения предмета вещного права, присущих источникам учебной и научной литературы зарубежных стран.

Как правило, открывает изучение вещного права обобщающий исторический анализ развития категории вещного права, при этом делаются ссылки на соответствующие источники, анализируется сущность и признаки вещного права, отличительные признаки от обязательственного права, подробно рассматриваются принципы вещных прав (часто посвящаются отдельные параграфы принципам «внесения», закрытого перечня, публичного доверия и др.).

Традиционным элементом работ по вещному праву является анализ владения (понятие, значение, защита). Далее предлагается материал по праву собственности (понятие и сущность права собственности, приобретение и прекращение права собственности, общая собственность и др.). Отдельные разделы посвящены ограниченным вещным правам на земельный участок

(недвижимость). В этом разделе вещные права рассматриваются в рамках трех групп: вещные права пользования (сервитуты, узуфрукт, застройка), права преимущественного приобретения (преимущественное право покупки и предварительная запись), права, обеспечивающие обязательства (принудительной реализации) (залог, ипотека, поземельный и рентный долг, вещные обременения). В работах последних лет по вещному праву представляется материал по ведению Поземельной книги (понятие и значение внесения записи в Поземельную книгу, порядок) [10, 8.1-15].

Любопытно заметить, ряд закономерностей в работах по вещному праву зарубежных авторов. Безусловно, что содержание работы зависит от ее назначения, для какой аудитории она предназначена и для каких курсов студентов учебных заведений. Тем не менее, можно определенно обозначить общность в методологии изложения вещного права:

Первое. Обращает внимание то, что, как правило, в учебниках не «уводят» обучающегося в теоретическую дискуссию, научная аргументация вещных институтов является предметом монографических исследований. То есть, если тот или иной вопрос является предметом дискуссии ученых, то, как правило, приводятся основные подходы и делается ссылка на обширную юридическую литературу (обязательно на все авторитетные работы, вплоть до пандектного учения). При этом в монографических и иных научных работах проблема, выступающая предметом исследования, анализируется разносторонне, приводится анализ всего научного материала по данной проблематике (поднимается «пласт» исследований по изучаемому вопросу за несколько столетий: как пандектного права, так и современные работы). Более того, предмет исследования рассматривается в системе институтов гражданского права, дается его отличия от других сходных конструкций, изучается практика и предлагаются различные правовые модели. Не остаются без внимания даже самые незначительные аспекты. Создается впечатление, что изучено все очень скрупулезно и досконально.

Второе. Нередко в работах по вещному праву приводятся краткие примеры по каждой теме. Например, в виде постановки вопроса: пример-проблема, которая разрешается в ходе анализа теоретического материала либо для подтверждения той или иной теоретической конструкции У германского правоведа М. Вольфа параграф о понятии и сущности вещного прав открывается двумя примерами. Первый казус из практики о причинении вреда автомобилю во время его доставки покупателю с вопросом, каким образом покупатель может защитить свои права. Второй казус содержит пример в котором А. владелец пашни у озера в живописном месте, используемой им под сельскохозяйственные нужды решил разделить принадлежащую ему землю на несколько участков и застроить дачами с видом на озеро. Сможет ли он это сделать?

Через весь параграф работы проходит «идея» об использовании теоретических конструкций для разрешения указанных ситуаций. [11, 8.1-12]. В предисловии к одному из актуальных учебных пособий по вещному праву Германии авторы пишут, что «раскрытие вопроса через конкретный случай из практики - лучший метод изучения материала по вещному праву» [12, 8.2].

Третье. Обращает внимание анализируемые при раскрытие содержания изучаемого вопроса решения из судебной практики. При этом положения аргументируются многочисленными судебными решениями. Ряд

Емелькина И. А.

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЩНОГО ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

выводов формулируется на основании правовых позиций высших судов.

Предстоящие существенные изменения российского законодательства о вещном праве, новые доктриналь-ные достижения в этой области, складывающаяся судебная практика, положительный зарубежный опыт свидетельствует о необходимости расширения содержание предмета вещного права и изменение устоявшейся методологии его изучения не только в рамках самостоятельной учебной дисциплины, но и в содержании курса гражданского права [13]. Той информации, которую получает студент образовательного учреждения высшего профессионального образования из содержания представленных учебников явно недостаточно. Безусловной составляющей предмета учебной дисциплины вещного права должны являться положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и созданного на ее основе законопроекта об изменении Гражданского кодекса РФ. Также следует более активно использовать складывающиеся за рубежом тенденции в области изучения вещного права.

И, в заключение хотелось бы обратить внимание на значение анализа реальной, практической жизни правоприменения вещно-правовых конструкций при изучении курса вещного права. Безусловно, наряду с теоретической частью в курсе гражданского права значительное внимание должно быть уделено правоприменительной практике, в том числе судебной. Существенное значение в вопросе изучения применения вещных прав имеют правовые позиции высших судебных инстанций. В этой связи при изучении вещного права важными являются положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В постановлении дается разъяснения по применению законодательства по спорам, связанным с приобретением права собственности, с самовольной постройкой, защитой права хозяйственного ведения и оперативного управления, о применении правил о приобретательной давности, с предъявлением виндикационного и негаторного исков и других способов защиты вещных прав, а также другим сложным вопросам о правах на недвижимое имущество. Примечательно, что комментируемое постановление является не только своеобразным отражением существующих проблем в правоприменительной практике, но и учитывает сложившееся в современной отечественной цивилистике доктринальные подходы по многим вопросам, связанным с оборотом недвижимости. Разъяснения,

содержащиеся в постановлении «пронизывают» весь курс современного вещного права.

Таким образом, представленные подходы к анализу современной доктрины и законодательства о вещном праве вкупе с правовыми позициями судебных органов позволит современному студенту юридического факультета объективно изучить теорию вещного права, а также приобрести навыки и умения для профессиональной деятельности при применении полученных по вещному праву знаний.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» 40.03.01. (уровень бакалавриата) от 01. 12. 2016 г. утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1511.

2. Новицкий И. Б. Право собственности (субъекты, объекты, содержание и защита права собственности). М., 1925; Генкин Д.М. Право собственности в СССР. М., 1961; Корнеев С. М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М., 1964.

3. Синайский В. И. Программа по русскому гражданскому праву : Общ. часть и Вещное право. Киев: тип. Р.К. Лубковского, 1914; Юшкевич В. А. Программа к лекциям по русскому гражданскому праву приват-доцента В.А. Юшкевича: Общая часть и вещное право : 1895-96 учеб. г. Ярославль: Тип. Губернского правления, 1905.

4. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999; Щенникова Л.В. Вещное право: учеб. пособ. М., 2006; Ахметьянова З.А. Вещное право: Учебник. М., 2011.

5. Хвостов В. М. Система римского права. Учебник. М., 1996; Дождев Д. В. Римское частное право: учеб. для вузов / под ред. Н. С. Нерсесянца. М., 2003; Римское частное право: учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Переторского. М., 1996.

6. Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т.II. М., 2004.

7. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозлин, А.И. Масляев. М., 2003.

8. Стенограмма слушания, посвященного обсуждению Концепции развития гражданского законодательства. Санкт-Петербург. 15 мая 2009 года.

9. Gierke O. Deutshes Privatrecht. Zweiter Band. Sachenrecht. Leipzig, 1905.

10. Schwab K.H., Prütting H. Sachenrecht. 32 Auflage, München, 2006.

11. Wolf M. Sachenrecht. 23 Auflage. München. 2007.

Hemmer/Wust. Grundwissen Sachenrecht II/ Immobilliarsa-

chenrecst/ April. 2007.

12. Суханов Е.А. Стенограмма вводной лекции для слушателей Российской школы частного права (проф. Е.А. Суханов, 4 октября 2010 г.) // http://privlaw.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.