ТАЪРИХ ВА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК- 74 (07) ББК 85.12 Р
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЯ
ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРНАМЕНТА ТАДЖИКИСТАНА)
Ганизода Д.Ш.
Государственный институт изобразительный искусства и дизайна Таджикистана
Холматов Дж.М., Исоев А.Б. Худжандский государственный университета им. Б.Гафурова
Орнамент один из древнейших видов искусства Таджикистана, оно как часть художественной культуры на протяжении всего своего многовекового развития, приобрела философское, этническое, эстетическое, социальное, психологическое значение и играет в жизни человека важную роль, неся людям эстетическое удовлетворение. В течение всего обозримого исторического периода сменилось несколько эпох, и каждая из них вносила свое отношение, свой стиль, и понимание в развитие орнамента. Одновременно с этим, орнамент приобретал возможности развивать и формировать свои художественные образы, методы и технологические приемы исполнения, применяя их в художественном оформлении, как в архитектуре, так и в предметах быта. В этом вездесущии и заключена жизнеутверждающая сила народного искусства.
"В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности. Народ - это все равно, что золотоискатель, он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое гениальное" [6, С.212].
По словам Б.Г.Григоряна:«предки народов Средней Азии еще в древности имели высокий эстетический и художественный вкус и обладали уникально созданными предметами быта, оформленными архитектурными убранствами и сооружениями (известны большие дома, крупные жилые массивы, замки правителей и храмы разных времен)».[5, с. 7].
По всем видам декоративно-прикладного и народного искусства, по сей день, жива традиция перехода секретов ремесла от деда к отцу, от отца к сыну и т.д., что обеспечивало живучесть народного творчества, которое не только сохранялось, но и даже развивалось и прогрессировало.
Согласно имеющимся собранным археологическим материалам, в ходе различных экспедиций под руководством таких ученых, как Андреев М.С., Белиницкий А.М., Писарчик А.К., Сухарева О.А., Якубовский А.Ю. и других, на территории Средней Азии (Таджикистана, Узбекистана, Туркмении) мы смогли в нашем исследовании ознакомиться с национальным орнаментоми в достаточной степени изучить данный вопрос.
В трудах Василенко В.М., Денике Б.П., Когана М.С., Нешумова В.В., Пугаченковой А.К., Ремпеля ЛИ., Салтыкова А.Б., Фахретдиновойс Д.А., Чекалова А.К. и других авторов мы нашли сведения об истоках и развитии декоративно-прикладного и народного искусства народов Средней Азии.
Согласно этим исследованиям резной ганч, керамика, текстиль были наиболее развитыми видами декоративно-прикладного и народного искусства, ставшими основными объектами использования орнаментики в регионе. Для более правильного подхода к изучению данного вопроса, мы считаем необходимым все имеющиеся сведения расположить в нижеследующем хронологическом порядке, принятом многими учеными:
1. доарабский период (IV в. до н.э. - VI в. н.э.);
2. период арабских завоеваний (УП-Х вв.);
3. период монгольских нашествий (ХТТ-ХТТТвв );
4. долгий период средневековья (ХТУ-ХУТТвв.);
5. период присоединения Средней Азии к России (ХУШ-ХГХвв.);
6. советский период;
7. новый период (с начала 1991 года по настоящее время).
До арабский период (IV в. до н.э. - VI в. н.э.). В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, принесшие с собой древние традиции египетского, ассирийского, вавилонского искусства и ставшие создателями новой придворной культуры Передней Азии. Заслуга персов заключалась в том, что они большую роль отводили декоративно-прикладному искусству, в первую очередь, ткачеству и книжной миниатюре, которая была покрыта богатыми и изощренными орнаментами.
В персидском декоре того времени преобладали разнообразные натуралистичные растительные мотивы. Растительные элементы представленыв большом разнообразии, свидетельствующем о богатой растительности страны. В орнаменте мы встречаем цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочтение отдается изображениям львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей, символизирующих силу, мужество, грацию, изящество. В декоративные композиции вводились и изображения людей - пеших и всадников, птиц.
Описывая этот период, еще преждевременно говорить о том, что в нем орнаментика уже приобрела определенное художественно-эстетическое назначение, хотя она, в какой-то степени, уже удовлетворяла возникающие эстетические потребности наших далеких предков.
На протяжении 1Х-Х вв. в Средней Азии художественное творчество, претерпевает существенную эволюцию от изобразительности к орнаментальности. Новая идеология - ислам -оказала существенное влияние на все сферы деятельности человека. Сказалось это и на развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Под давлением ислама изобразительное искусство теряет прежнее разнообразие, и мастера вынуждены все свое умение обратить на орнаментику, которая, продолжая традиции доисламского изобразительного канона, становится все более изысканной и сложной. Таким образом появляются новые виды орнамента -геометрический и эпиграфический, отразившиеся и на архитектуру. Геометрический орнамент, на первых порах состоящий из простых элементов- прямых и косых линий, кругов и кружков, по мере развития обогащается многими сложными композициями. Чаще всего мастера сочетали геометрический и растительный орнаменты. Впитав приобретенные формы византийской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков - куфический (прямые буквы с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй, наиболее распространенный почерк - насхом (буквы более округлые).
К примеру, археологические раскопки городища Афросиаб вскрыли артефакты того времени, свидетельствующие об огромных достижениях в области резьбы по ганчу [8, С.21]. В этот период развития орнаментики в архитектурном оформлении построек, наряду срезнымганчем, популярным становится резное дерево. Украшения потолков, карнизов, колонн, дверей, решеток, мехрабов (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку) и других частей строений придавали новый облик национальной архитектуре. Народные мастера того времени уже отличались высоким мастерством, знанием основ различных точных наук, в том числе и математики, умением создавать сложные по характеру композиции с учетом эмоциональной глубины, четкого орнаментального ритма и гармоничного сочетания цветов. Доказательством может служить высокое мастерство мастеров-резчиков Верховья Зеравшана, чьи высокохудожественные творения дошли до наших дней. Особо отмечая их мастерство, академик Б.Г.Гафуров писал:"В орнаментике колонн соединены свободно трактованные растительные и зооморфные сюжеты, прихотливо извиваются гибкие стебли и листья, плавные ленты петель и узлов [3, с. 212]. О достижениях и успехах в области архитектурного строительства свидетельствуют такие сооружения, как мавзолеи Саманидов в Бухаре и Ак - Астана в Сурхандарьинской области, Мир Саид Бахрама в Кермине, Кыз-Биби в Мерве и т.п. [3, С. 41].
Следующий период связан смонгольским нашествием(ХП-ХШвв.). Завоевание Средней Азии монголами оставило серьезный отпечаток на культурной жизни стран региона. Говоря об орнаментике того периода, можно лишь сказать, что эти кочевники были не слишком изобретательны в искусствах, кочевой образ жизни, который они вели, позволял им украшать лишь свою одежду, конскую амуницию и другие предметы их непритязательного быта практически одним орнаментом - «молоточным узором» (алханхээ). После разрушений в начале военных действий, монголы, полагая, что они пришли в эти края навсегда, устанавливают свою власть и начинают восстановительные работы и строительство ряда крупных построек, дворцов и декоративно-парковых сооружений культового и общественного назначения, типа Минарет Джар Курган (XII в.) и мечеть Магоки Атори (ХПв.). Мастера, занятые на этих работах используют знакомые им ранее орнаменты, выполненные на изделиях из резногоганча и художественную роспись по дереву.
В отличие от стремительных темпов роста объемов строительных работ, текстильную отрасль этого периода, использующую орнаментику, бум не коснулся, она развивалась спокойно, прежними темпами, используя веками накопленный опыт. Вышивка становится повседневным занятием таджичек, ею были заняты женщины, начиная с юного возраста, вплоть до глубокой старости. В семьях этому искусству начинали обучать девочек, начинаяс 10-12 лет. Н.Х.Нурджанов отмечал, что: "Вышивка всегда играла важную роль в быту таджика и сопровождала его всю жизнь, приобщая с ранних лет к искусству, к прекрасному".[10,С.8].
В это время появляется профессия "каламкаш" (от тадж. слова «калам» - карандаш). Так стали называть мастериц - рисовальщиц, занятых рисованием на ткани орнаментов, узоров и элементов,
подлежащих вышиванию. Эта профессия очень высоко ценилась, так как составление композиций и орнаментов растительного мотива, внесение изменений и разработка новых элементов зависели от нее. Каламкаш обычно передавала свои опыт и секреты мастерства только своей дочери, в крайнем случае, кому-нибудь из близких, но с обязательным условием, что при жизни мастерицы та не должна заниматься этим ремеслом, так как от этого зависел хлеб мастерицы. Иначе она могла остаться без источника существования.[9, С.22].
Период средневековья (ХГУ-ХУП вв.) в государствах Центральной Азиихарактерен тем, что развитие декоративно-прикладного и народного искусства в целом, и орнаментики, в частности, в этом периоде связано главным образом с именем Амир Тимура, одного из величайших завоевателей. Ведя кровопролитные войны, Тимур из походов привозил не только материальную добычу, но и учёных, художников, архитекторов, резчиков по ганчу, дереву, камню, кузнецов, ювелиров и многих других ремесленников. При нём шло активное восстановление городов, основание новых, строительство мостов, дорог, оросительных систем, а также активное развитие науки, живописи, светского и религиозного образования.Завоевав страны Центральной Азии, он свою столицу перенес в Самарканд и развернул широкомасштабное строительство храмовых комплексов, мечетей, минаретов, медресе и других культовых зданий и сооружений.
В этот период в декоре почти всех видов декоративного искусства и в архитектуре стал преобладать орнамент геометрического мотива. Широкое использование этого мотива в резном ганче, дереве и камне, росписи в штукатурке, в мозаичных облицовочных плитках и майоликовых работах придавали новый облик среднеазиатской архитектуре. Весь этот период в исторических материалах отмечается как период градостроительства. Примерами могут служить ансамбльРегистан, в состав которого вошли медресе Улугбека, Тилля-Кари и Шер-Дор, усыпальница Гур-Эмира в Самарканде, Мавзолей Шейха Муслихиддина в Худжанде, мечеть Кок-Гумбаз в (Ура-Тюбе) ныне Истаравшан[3, с. 8].
Период присоединения Средней Азии к России (ХУШ-ХТХвв.) был важным этапом в политической и экономической жизни обоих государств. Этому периоду предшествовали серьезные внешнеполитические события. На господство в Средней Азии претендовали Англия и Россия, имеющие здесь свои геополитические интересы, В конечном счете, Россия смогла переиграть англичан и утвердилась в этом важном по многим признакам регионе. На рынки и торговые лавки азиатских городов хлынули большим потоком дешевые импортные товары, привезенные из России. Это привело к краху многие ремесленные мастерские, производившие продукцию, отвечающую запросам национальной культуры и народных традиций: керамика, текстильи т.д. Вместе с тем, резной ганч и дерево продолжали существовать и развиваться, поскольку Россия ничего не могла противопоставить подобной продукции, и, все же, взаимопроникновение азиатской и российской культурпроизошло. Активно применялась роспись, приближаясь к вершине своего развития. Намного усложнилась технология изготовления красок, расширилась их палитра, обогатились орнаментальные композиции. Росписи интерьеров архитектурных сооружений с их конструкциями и декоративными деталями местных зодчих, сообщали о завершенности строительства и оформительских работ.
Приход Советов к власти после 1917 года привел к кардиальным, коренным изменениям не только в политической, но и в культурной жизни всех народов Средней Азии. Не стал исключением и таджикский народ. Принципиальным, в отличие от предшествующих периодов, стало объединение народных мастеров и умельцев в государственные художественные мастерские (цеха). Послереволюционный период развития народного искусства, в частности, Северного Таджикистана, отражен в научных трудах известных ученых - М.С. Андреева[1, с. 223], Н.А. Белинской [2, С.88], В.Л. Ворониной [3, с. 5-65 ], М.А. Рузиева [8, с. 56] и многих других. Следует отметить, что, по сравнению с предыдущими периодами, советский период в развитии народного орнаментального искусства выделяется как сложный, во многом противоречивый, но благополучный для декоративно-прикладного искусства. Серьезные изменения в общественно-политической жизни Таджикистана коснулись и художественный орнамент. В орнаменты того времени стали включать советские символы: звезды, серпы, молоты, наполняя их пролетарским содержанием.
На пороге нового столетия начался седьмой период (с 1991 г - по настоящее время).
Рубежом для отсчета времени стал развал Советского Союза и становление на путь независимости и суверенитета бывших республик СССР. В этом периоде произошла смена приоритетов, на смену плановой экономике пришла рыночная, государственные структуры сменились коммерческими, большинство народных мастеров перешло на другой метод хозяйствования -самофинансирования и самоокупаемости собственной деятельности, получило возможность создавать малые предприятия и кооперативы, в которых объединились умельцы и мастера. Это привело к возрождению старых традиций, реанимации забытых и полузабытых технологий в архитектуре, строительстве, при изготовлении товаров народного потребления, и, что самое главное, орнаментика смогла вернуться к своим истокам. Большую лепту в дело развития народного искусства и
национальной культуры и обучение молодежи сегодня вносят такие известные народные мастера, как Нуритдинов С., Олимов М., Саидов Х., Сангинов Р., Эргашев Т., Ракибов М. и многие другие, которые своим трудом доказывают уникальность и самобытность таджикского национального декоративно-прикладного искусства.
Прекрасным свидетельством возможностей мастеров прикладного искусства и зодчих Таджикистана, является сдачи развлекательно-культурный комплекс «Кохи Навруз» в городе Душанбе в 2014 году. Комплекс состоит из 12 необычных залов, который выполнен в своем особом стиле, ярким примером и образцами является резьбы по дереву и с гипсовой отделкой с зеркалами, который являются ценные коллекции высокохудожественные произведения архитектуры современного Таджикистана.
Вышеизложенное наглядно показало нам, что таджикский народ и его развития прикладного искусства прошли долгий и трудный путь, пройдя сквозь многие, порой трагичные, исторические события и периоды.
Изучение и дальнейшее развитие таджикского декоративно-прикладного и народного искусства и его важной составляющей -орнаментики -средоточия народной мудрости и культуры, неотделимой части повседневной жизни, воспитывающей подрастающее поколение в духе любви и преданности своему народу, своей Родине, является актуальным и жизненно необходимым условием для формирования профессиональных качеств, студентов и учеников.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховьеАму-Дарьи). - Сгалинабад, АН Тадж ССР, 1953, вып. 1-2 с.
2. Белинская А.Н. Два мастера архитектурного орнамента / Искусство Таджикского народа./-Душанбе, 1965, Вып. 3.-с.
3. Воронина В.Л. Народная архитектура Северного Таджикистана.- М.: Гос. Изд-во лит. по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959, -с. 5-65.
4. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. В 4т.-М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1963, -196 с.
5. Григорян Б.Г. Философия о сущности человека. -М.: Политиздат, 1973,- 319с.
6. Ремпель Л.И. Резьба и роспись по ганчу и дереву.- Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССС, 1962,- 188 с. :илл
7. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана.- Ташкент, 1961,-606 с.: илл
8. Рузиев М.А. Народные умельцы.- Душанбе: «Ирфон», 1983,-70 с.: илл.
9. Сухарева О.А. К истории развития самаркандской декоративной вышивки, «Литература и искусство Узбекистана», №6, 1937, -с. 119-134.
10. Таджики Каратага и Дарвоза/ Под ред. Н.А. Кисляюва и А.К. Писарчика. - Душанбе: «Дониш», вып. 1, 1966, -237с.
11. Хворостов А.С. Декоративно- прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981,- 1975 с.
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЯ
ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРНАМЕНТА ТАДЖИКИСТАНА)
Орнамент как искусство является одним из древнейших видов изобразительной деятельности человека и во все века несет в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию, при этом генезис ранних орнаментальных элементов мог и не нести определенного смысла, а быть лишь знаками, которые отмечали ритм, форму, порядок, симметрию. Однако со временем эти знаки-символы стали нести семантическую функцию, приобрели характерную орнаментам выразительность узора, ставшую его основной эстетической ценностью.
Орнаментика Таджикистана как часть художественной культуры на протяжении всего своего многовекового развития, приобрела философское, этническое, эстетическое, социальное, психологическое значение и играет в жизни человека важную роль, неся людям эстетическое удовлетворение. В течение всего обозримого исторического периода сменилось несколько эпох, и каждая из них вносила свое отношение, свой стиль, свое понимание в развитие орнаментики. Для современных исследователей наибольшую проблему при изучении орнамента является его расшифровка и датировка первоначального происхождения, а также принадлежность тому или иному этносу, поскольку часто последующие поколения художников размывали временные границы, используя древние орнаменты и создавая на их основе свои вариации.
Изучение и дальнейшее развитие таджикского декоративно-прикладного и народного искусства и его важной составляющей - орнаментики - средоточия народной мудрости и культуры, неотделимой части повседневной жизни, воспитывающей подрастающее поколение в духе любви и
преданности своему народу, является актуальным и жизненно необходимым условием для формирования профессиональных качеств молодежи - студентов и школьников.
Ключевые слова: происхождение, семантика элементов таджикского декоративного искусства, развития декоративного искусства.
GENESIS AND SEMANTICS OF ORNAMENTAL EDUCATION AND STAGES OF HISTORICAL DEVELOPMENT OF ORNAMENTS OF TAJIKISTAN
Ornament as art is one of the oldest types of human visual activity and in all ages carries a symbolic and magical meaning, a sign, a semantic function, while the genesis of the early ornamental elements could not bear a certain meaning, but only signs that marked the rhythm, form, order, symmetry. However, over time, these signs-symbols began to carry a semantic function, acquired the characteristic ornamentation expressiveness of the pattern, which became its main aesthetic value. Ornamentation of Tajikistan as a part of artistic culture throughout its centuries-old development has acquired philosophical, ethnic, aesthetic, social, psychological significance and plays an important role in human life, bringing people aesthetic satisfaction. Throughout the foreseeable historical period several epochs have changed, and each of them introduced its attitude, its style, its understanding in the development of ornamentation. For modern researchers, the greatest problem in the study of ornamentation is its decoding and dating of the origin, as well as belonging to one or another ethnic group, because often subsequent generations of artists blurred the time boundaries, using ancient ornaments and creating on their basis their variations.
The study andfurther development of the Tajik arts and crafts andfolk art and its important component -ornaments - as the focus point of folk wisdom and culture, and an inseparable part of everyday life, which educates the younger generation in the spirit of love and devotion to its people, is an actual and vital condition for the formation ofprofessional qualities of youth: students and schoolchildren.
Keywords: genesis, semantics of elements of Tajik ornamental art, development of decorative art.
Сведения об авторе:
Ганизода Джамшед Шуджоат - кандидат архитектуры, ректор -Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана (Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail: jamna@mail.ru Холматов Джума Махкамович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и народных промыслов, факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета им. академ. Б.Гафурова (Р. Таджикистан, г.Худжанд) E-mail: Kholmatov61@list.ru Исаев Акбар Буховардинович - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства и народных промыслов, факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета им. академ. Б.Гафурова (Р.Таджикистан, г.Худжанд)E-mail: akbarisaev55@mail.ru
About the author:
Ghanisoda Jamshed Shujoat - candidate of architecture, Rector of Tajik State Institute of Fine Arts and Design (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: jamna@mail.ru Kholmatov Juma Makhkamovich - candidate of pedagogical sciences, assistant of the faculty of art and technology, Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand). E-mail: Kholmatov61@,list. ru Isaev Akbar Bukhovardinovich - сandidate of Art HistorySciences, Associate Professor of the faculty of Art and Technology of Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand). E-mail: akbarisaev55@mail.ru
ИЗ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕФОРМЫ ПИСЬМЕННОСТИ В
ТАДЖИКИСТАНЕ
Усмонов А.
Худжандский государственный университет им.Б.Гафуров
Письменность является одним из показателей состояния и факторов развития культуры каждого народа, а время появления письменности является главным рубежом, разделяющим историю на письменную и дописьменную.
Таджики, как один из древнейших народов мира, начали пользоваться письменностью в глубокой древности. В силу разных исторических обстоятельств письменность таджиков несколько раз менялась и, в настоящее время таджики пользуются кириллической графикой. Каждая смена алфавита и в целом, реформа письменности, влечёт за собой значительные последствия. В силу этого, изучение истории реформы письменности является актуальной проблемой.