Научная статья на тему 'Основные направления развития материальной культуры Таджикистана в период развитого социализма'

Основные направления развития материальной культуры Таджикистана в период развитого социализма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
874
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ТАДЖИКИСТАН / КУЛЬТУРА ТАДЖИКОВ / ПЕРИОД РАЗВИТОЮ СОЦИАЛИЗМА / ДОСТИЖЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ / SOVIET TAJIKISTAN / TAJIK CULTURE / PERIOD OF THE DEVELOPED SOCIALISM / ACHIEVEMENTS IN CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Усмонов Аюбджон Исломович

Статья посвящена освещению успехов советской таджикской материальной культуры. Автор сфокусировал своё внимание на культуре периода развитого социализма. В статье подчёркнуто, что в этот период были возведены сооружения, ставшие заметным явлением в общесоюзной архитектуре. Автор показывает достижения таджиков в декоративно-прикладном искусстве, станковой керамике, искусстве резьбы по дереву, резному ганчу, а также в художественном текстиле. На основе рассмотренного материала автор приходит к заключению, что взлёт материальной культуры, произошедший во второй половине ХХ в., сделал Таджикистан современной республикой, с высоким уровнем образованности общества, художественной культуры, признанными мировым сообществом Такая эволюция подготовила Таджикистан к тому, чтобы после распада Советского Союза, он смог стать по-настоящему независимым и суверенным государством с развитой культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to illumination of the success of soviet Tajik material culture. The Author has focused its attention on culture of the period of the developed socialism. In article underlined that in this period there were constructed buildings, which became observable phenomena in all Soviet Union Architecture. The author shows the achievements of Tajik people in decorative art, machine ceramics, art of the thread on tree, ganj carved, as well as in artistic textiles. On the base of the considered material author of article reaches a conclusion that flight of material culture, happened in the second half of XX c. which made Tajikistan modern republic, with high level education society, artistic culture, recognized by world community. Such evolution has prepared Tajikistan to that after collapse of the Soviet Union, Tajikistan became become independent and sovereign states with developed culture.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития материальной культуры Таджикистана в период развитого социализма»

07.00.00. ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ВА БОСТОНШИНОСИ 07.00.00. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 07.00.00. HISTORICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY

07.00.02. ТАЪРИХИ ВАТАН 07.00.02. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02. NATIVE HISTORY

УДК 902.01 (т) А.И.УСМОНОВ

ББК 03.5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА

Культура каждого народа в своём поступательном развитии проходит разные стадии, каждая из которых имеет свои особенности. Культурологи на основе тщательного изучения процесса развития культур предлагают научно обоснованные хронологические рамки для каждой выделенной стадии развития культуры. Причём они отличаются применительно к материальной и духовной культуре. Сказанное в полной мере применимо к истории таджикского народа. Значительный период развития культуры таджикского народа в ХХ веке занимает культура советского периода, или так называемая «советская культура».

Однако нельзя говорить о 70-летнем периоде как о едином и неделимом периоде. Не имея возможности охватить всю культуру таджиков советского времени, рассмотрим особенности и достижения культуры таджикского народа в период развитого , хронологически ограниченного 60-80-ми годами ХХ века (2, 112).

Исследование развития материальной культуры Таджикистана во второй половине ХХ в., по нашему мнению, следует начинать с архитектуры. Именно в это время были возведены сооружения, ставшие заметным явлением в общесоюзной архитектуре (2, 256). Среди новых архитектурных построек этого времени следует отметить прежде всего, театр оперы и балета им. С. Айни - сооружение, типичное для европейской классики, однако, в его деталях и внутреннем декоре применены элементы таджикского национального орнамента.

До середины 50-х годов были построены Дом правительства, библиотека им. Фирдоуси и здание ЦК КПТ (арх. С. Анисимов), гостиница «Вахш» (архитектор А. Антоненко), театр им. А. Лахути (архитектор . А. Бабаханов), музей (архитектор. А. Кнопмус), школы (арх. А. Покровский).

В 1954-1957гг. был построен в классическом стиле шедевр архитектуры в Северном Таджикистане - Дворец культуры колхоза им. С. Урунходжаева (арх. X. Юлдашев). Особенно поражает его внутреннее убранство -резьба по ганчу и роспись, выполненная народными мастерами.

В 50-60-е годы большой размах получило строительство жилья. В практику вошли железобетонные конструкции, увеличившие во много раз темпы строительства, что позволило в основном решить жилищную проблему. Большая часть таджикистанцев была обеспечена государственным бесплатным жильём при очень низкой текущей квартплате. Были созданы современные, украсившие столицу, жилые дома (арх. В. Афанасьев), гостиница «Душанбе» (арх. Г. Айзикович и В. Шелухин), типовые серии кирпичных и крупнопанельных домов ГПИ «Таджикгипрострой» и др.(3). Однако не доставало национального колорита в архитектуре, что создавало впечатление однообразия. Это учитывал ленинградский художник С. Е. Захаров, работая с архитекторами, начиная с 30-х годов, над интерьерами Театра оперы и балета им. С. Айни, Дома правительства, библиотеки им. Фирдоуси и др. Успех проекта чайханы «Рохат» (арх. Д. Гендлин и К. Терледкий) - результат содружества с художниками. Работа над чайханой «Фарогат» в Центральном парке культуры и отдыха подтвердила плодотворность содружества архитекторов и художников в поисках национального колорита.

Начиная с 1968г., архитекторов стало готовить архитектурное отделение Таджикского политехнического института (ТПИ), созданное в 1962г. С 1968 по 1982гг. Здесь было подготовлено более 600 архитекторов. Важная роль в архитектурной специализации принадлежит Н. X. Якубову, Р. С. Мукимову, И. И. Негматову, X. X. Хакимову. Архитектор Р. Каримов был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. К началу 80-х годов города и села преобразились. В Душанбе в 46, 65, 82, 101, 102 микрорайонах жилые дома были построены по проектам с улучшенным решением внешней архитектуры (5, 44). Больше внимания стало уделяться строительству магазинов, комбинатов бытового обслуживания, благоустройству и озеленению микрорайонов и улиц городов и поселков.

В Худжанде правый берег Сырдарьи застраивался жилыми крупнопанельными домами новой серии (арх. М. Камолов). В 1974 г. поднялся 24-метровый памятник В. И. Ленину из нержавеющей стали, с пьедесталом из темно-

НОМАИ innnilim\. УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ, SCTENTTFTC NOTES* № 3(48) 20!6

серого гранита (скульптор Н. Щербаков, арх. И. Гунст, Л. Верховский, В. Веселовский). В 1978г. создателям памятника была присуждена Государственная премия Таджикской ССР им. А. Рудаки. На левобережье была создана центральная городская площадь, где расположилось десятиэтажное здание для Ленинабадского обкома партии и шестиэтажный корпус облисполкома (4, 87).

В 1970г. был проведен конкурс на лучший проект центра Душанбе, а в 1974г. «Гипрогор» (Москва), получивший на конкурсе первую премию, закончил проект планировки центра столицы Таджикистана.

С 1975г. на месте слияния рек Варзоб и Лучоб начал строиться комплекс зданий и сооружений Таджикского госуниверситета им. В. И. Ленина, рассчитанный на 8 тыс. студентов (арх. В. Веселовский и Э. Орловский). Архитектор Э. Салихов и инженер В. Ржевкин («Таджикгипрострой») разработали комплекс зданий и сооружений ВДНХ, в комплексе - ресторан на 250 мест (арх. В. Пашков). На улице Путовского были построены многоэтажная гостиница и киноконцертный зал на 2300 мест, здание из белого мрамора в виде усеченного конуса (арх. С. Сутягин), (арх. Ш. Каримов). Крупным сооружением стал Дворец культуры Таджикского Совета профсоюзов с залом на 1200 мест (арх. В. Шелухин, Н. Максимов, инж. С. Севбо). Был возведен памятник Абуали Ибн Сино (скульптор О. Эльдаров, арх. Р. Каримов, А. Агаронов), органично объединивший окружающую застройку.

В 1974 г. был сооружен республиканский Дом политпросвещения с залом на 1500 мест (арх. Э. Ерзовский, Ю. Пархов, инж. С. Новокрещенов), построен 160-квартирный 9-ти этажный жилой дом (арх. А. Николаев, Л. Бизяев, М. Пьянков, инж. К. Рекутина), затем ещё 2 дома в тех же конструкциях, здание Дома дружбы с зарубежными странами (арх. Г. Айзикович), возведено каркасное девятиэтажное здание Вычислительного центра Госплана Таджикистана (арх. В. Лях, инж. В. Гершптейн).

Важным событием стало открытие памятника С. Айни (скульптор О. Эльдаров, арх. А. Агаронов, Р. Каримов). Авторы первыми в Таджикистане были удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР. Была реконструирована улица А. Дониша, в городе строились 9-12-этажные здания.

В 80-е годы больше внимания уделялось специфике Таджикистана (климат, рельеф, дефицит земель, просадочность грунтов, озеленение, обводнение для улучшения микроклимата). В архитектуре жилых и общественных зданий стали больше применяться национальные формы с использованием традиционного декора, орнамента, росписи и резьбы по дереву. В интерьерах зданий появились металлы (сталь, алюминий), ценные породы дерева, мрамор и др. В 1983г. был создан интереснейший комплекс административных зданий по улице Шевченко (арх. Ю. Пархов).

В рассматриваемый период в советском Таджикистане стала развиваться и живопись. Так, таджикский художник А. Рахимов создал портрет текстильщицы Караевой, поливальщика Ходжаева, групповой портрет молодежной бригады, написал полотна, в которых совмещены тематическая и пейзажная живопись: «Чайхана Рохат», «Артель вышивальщиц»», «Спартакиада», «Демонстрация», полное изящества лирическое полотно «Невеста» (1967), портреты представителей таджикской интеллигенции (X. Мансурова, К. Хасановой) и портрет чабана, натюрморт «Дары Таджикистана», картина «Наставница». Успеха в портретном жанре добился И. Лисиков (портреты Ф. Ниязи, Дж. Икрами, Б. Рахимзаде, «Портрет летчика Сабирова», «Портрет кинорежиссера Б. Кимягарова», «Портрет резчика по дереву С. Нуриддинова» (1964), портреты хирурга Локшиной и балерины Малики Сабировой, актера Завкибекова). Отметим работы В. Боборыкина - «Рушанка» (1963), «Хлебороб» (1963), «Старый памирец» (1963), «Чабаны», и полотна X. Хушвахтова - «Хорог» (1961), «Алайская долина» (1962), «В горах Памира» (1963), «Калаи-Хумбское ущелье» (1963), «Полдень в горах» (1963), где великолепно представлена суровость гор.

Решительнее других переступают рамки традиций 3. Хабибуллаев, А. Аминджанов, А. Бесперстов, Р. Багдасаров, П. Фальбов, скульпторы К. Жумагазин, О. Ахунов. Их картины обобщеннее, колорит более яркий, цвета контрастные.

Творчество 3. Хабибуллаева отличается яркой индивидуальностью: его картины выделяются лаконизмом, выразительностью и сочетанием ярких красочных пятен («Гиджак» (1960), «По дорогам Памира» (1961), «Заправочная», «Гостиница Нурек» (1963), портреты - «Каменщики», «Мужчина в тюбетейке», «Портрет артиста X. Гадоева» (1963), «Вакила» (1963), «Весенний перегон» (1965), «Бахор» (1967), «Джарчи» (1970) (6, 34).

А. Аминджанов в картине «Весна» передает дыхание городской жизни в Душанбе.Монументальные панно А. Аминджанова украшают здания городов и сел Таджикистана: панно на фасаде кинотеатра в Нуреке (в соавторстве с А. Макухой), на зданиях киностудии «Таджикфильм» (в соавторстве с А. Власовым), душанбинского автовокзала, панно «Шашмаком» на фасаде Госфилармонии в Душанбе. А. Бесперстовым были созданы красочные пейзажи: «К вечеру», «Лето», «Вершины Такоба», «Декабрь», «Богара», «На хирмане». «Портрет балерины А. Турдыевой» Р. Багдасарова (1961), триптих «Женщины Средней Азии» и его пейзажи отмечены особым мастерством и изысканностью в цветовом строе. Любовью к природе отличаются пейзажи П. Кузьмина («Такобские пейзажи»).

НОМАИ inimiiimx. УЧЁНЫЕ записки, SCTENTTFTC NOTES, № 3(48) 20!6

Особо следует сказать о скульптуре Таджикистана.Для республики это был новый вид искусства, и тем не менее за три - четыре десятилетия он получил достаточно быстрое развитие.

Таджикская скульптура появилась в годы Великой Отечественной войны. Работы Е. Татариновой проникнуты лиричностью («Письмо с фронта», «Чабан», «Хлопкоробки», «Портрет бойца-таджика»). Ей принадлежит серия бюстов классиков таджикской и русской литературы для фасада здания Республиканской библиотеки им. Фирдоуси. Наиболее широко и активно скульптура стала развиваться с конца 50-х - начала 60-х годов. К этому времени уже прославились в этой сфере К. Жумагазин, А. Ганиев и О. Ахунов. К. Жумагазину, ученику Е. Татариновой, принадлежат бюсты М. Турсунзаде, хирурга К. Таджиева, Малики Сабировой, «Голова женщины», «Женщина с кувшином», памятник жертвам стихийного бедствия в Хаите. О. Ахунов работал над монументально-декоративной и портретной скульптурой и мелкой пластикой. Поисками новых образов и форм было проникнуто творчество молодых скульпторов - М. Нурматова, В. Одинаева, И. Иванова, пришедших в искусство в 70-е годы ХХ в.

Книжная графика стала развиваться с 30-х годов, когда в республике появилась своя полиграфическая база.

В послевоенный период особенно плодотворно работал Р.Б. Серебрянский, автор великолепных иллюстраций к «Шахнаме», «Дохунда», «Рабы», «Одина», «Ятим». В области плакатного искусства прославился С. Краснопольский: «Комсомольский прожектор», «Реквием», «Ленин всегда с нами» (триптих), «Добро пожаловать», «Изобилие - народу»,

К. Туренко принадлежит триптих «Страницы прошлого». В области сатирической графики наиболее интересны работы X. Расулова в журнале «Хорпуштак» («Еж), графика С. Вишнепольского, Д. Винокурова, Р. Азимова, В. Манина, В. Пулатова, Т. Самандарова.

Р. Азимов - автор графических серий «Таджикистан индустриальный» (1975), «Молодежь села» (1978), «Мой современник» (1975). В. Пулатов - автор серий гравюр на индустриальные темы.

Развитие театрально-декоративного искусства связано с именами Г. Чемодурова, М. Шипулина, В. Фуфыгина, М. Мухина. Театральным эскизам Шипулина свойственен романтизм. В творчестве Мухина, Шипулина и Фуфыгина основным средством выражения стал цвет. В этом жанре также работает Р. Сафаров.

Среди художников кино наиболее известен Д. Ильябаев, во многом способствовавший успеху студии «Таджикфильм».

С. Курбанов, Р. Абдурашидов, Т. Самандаров, С. Шарипов, М. Абдурахманов, Г. Яралова, М. Бекназаров сочетают приемы европейской реалистической живописи с традициями национального искусства. Широко известны работы Курбанова такие как «Битва» (1972), «Бег свободных лошадей» (1973), «Шахматистки» (1973), «Юность», «Молодежь Таджикистана» (1976), «Декрет об образовании Таджикской ССР» (1973), портреты сестры и дочери, его роспись в Доме политпросвещения, гобелены в здании библиотеки им. Фирдоуси, Госцирке.

В полотнах Р.Абдурашидова(«Девушки из Пянджа»,«Матчинцы-целинники») групповой портрет сочетается с жанровой картиной. Нравственно-этические проблемы волнуют С.Шарипова («Под чинарой»,«Проводы»,1978, «Воспоминание»,1978,«У зеркала»,1979,«По мотивам Сари-Хосора»,1980,«Наследники у голубого источника»,1980) 6,34).

Декоративно-прикладное искусство, традиционное в таджикской культуре, в послевоенные годы опять стало востребованным, благо, что не были совсем утрачены его традиции.Широко известны имена мастеров керамики. В Каратаге выделывают посуду усто С. Расулов и А. Кадыров, в Урметане - А. Ходжаев, под Ура-Тюбе - Г. Халилов, в Худжанде - М. Баратов, Ш. Хамидов, в Канибадаме - У. Милиев, Б. Мавлянов, в Чорку - Сафарбой и Сайфиддин Сахибовы. Наиболее широким спросом в Северном Таджикистане пользовалась ура-тюбинская керамика, которая раскупалась и гостями республики. Душанбе работы керамистов украшают выставки, вывозятся за рубеж. В конце 60-х годов появилась станковая керамика профессионалов. В этой области работали художники Е. Стоева («Пастушок», 1965), В. Державина, А. Мирзоев, С. Хушматова, Н. Дронова, В. Одинаев, Н. Хикматов. С. Хушматова известна декоративной керамикой для интерьеров, В. Одинаев - декоративной станковой скульптурой (сюжетные композиции со сложно разработанным пространством «Зебо», 1977, «Старый Душанбе», «Новый Душанбе», 1978).

В. Одинаев и С. Шарипов в сотрудничестве с резчиком по дереву С. Нуриддиновым оформили интерьеры «Салона быта» (Душанбе, 1976), гостиницы «Таджикистан» (Душанбе, 1977), душанбинского цирка. Вместе с мастерами гобелена С. Курбановым и Д. Абдусаматовым они создали серию композиций: 8 панно в керамике и дереве и 3 цветных гобелена на темы циркового искусства, танца, музыки. Выделяются среди других керамические панно В. Одинаева и С. Шарипова «Песня с тарелками», «Акробаты», исполненные в высоком рельефе.

Сохранилась и отделка вышивкой. У таджиков Дарваза, Каратегина, Куляба она используется в одежде: платья, халаты, детские камзолы, поясные мужские платки - румолы, покрывала для лица - рубанды, тюбетейки, отделочная тесьма и др.

На платье горной таджички вышивается все переднее полотнище от плеча до подола. Иногда оформляются бока, плечи и часть спины. Подол и ворот платья при этом имеют также фигурную машинную строчку.

НОМАИ ДОНИТИГОХ. УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ. SCTENTTFTC NOTES. № 3(48) 20! 6

Популярным видом декоративной вышивки является тесьма. Румол, которым опоясываются мужчины, вышивается на хлопчатобумажных платках разного цвета. Вышивают бытовые изделия: сюзане, покрывала -борпуш, джоинамоз, каре, руиджо, зардевор, ойнахалта (мешочки для личных вещей). Центры вышивки располагались в Северном Таджикистане - Ура-Тюбе, Худжанде, Пенджикенте. Сюзане вышивалось на шелке, сатине, бархате, под которые подводилась подкладка, и всё обшивалось полоской из черной материи или тесьмой. Такая технология изготовления сюзане сохранилась и по сей день. Покрывала - борпуш, или болинпуш, гахварапуш, джоинамоз, руиджо, каре всегда украшали стены, ими покрывали постель и сложенные в стопы одеяла. Зардевор, орнаментированная полоса материи в виде фриза, украшала стены.«Чусти», мужские черно-белые тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине) легкие, полусферические тюбетейки - аракчин -обязательная принадлежность таджикского гардероба. В равнинном Таджикистане женские четырехугольные тюбетейки имеют яркий растительный узор, выполненный крестом. Горные тюбетейки имеют коническую и плоскодонную основу, на Памире делают круглые, плоскодонные тюбетейки с широким околышком, с многоцветной тесьмой; детские - вышитые цветными шелковыми нитками на цветном бархате с бисером и блестками, бухарские - золотошвейные, расшитые золотыми, серебряными нитками, блестками и бисером. Знаменитой вышивальщицей была заслуженный деятель искусств Зульфия Бахриддинова. Известны её «Сюзане с портретом Ленина», сюзане «Бахор».

Традиции вышивального искусства используются в орнаментике ковров, текстиля, в украшении одежды. На основе этого искусства налажено производство вышитых и золотошвейных изделий.

В современном искусстве резьбы по дереву народная тенденция особенно сильна в сельской архитектуре, где мастера в декоре сельских жилищ главное свое внимание уделяют колоннам и подбалкам, придавая им различные очертания, профессиональная - в городском строительстве. С. Нуриддинов участвовал в убранстве интерьера чайханы «Фарогат» в Центральном парке культуры и отдыха в Душанбе (7, 13).

В современной архитектуре (чайхана, клуб, библиотека) декоративным материалом служит резной ганч. Им декорирован театр оперы и балета им. С. Айни, «Дом правительства», библиотека им. Фирдоуси, чайханы «Фарогат» и «Рохат» в Душанбе, Дворец культуры им. С. Урунходжаева, музей в Пенджикенте, музей и театр музыкальной комедии им. А. С. Пушкина в Худжанде. (ныне театр К. Худжанди).

Мастерами резного ганча являются братья Асадовы, которые украшали интерьеры построек в Душанбе, Худжанде и Самарканде. Одним из оригинальных направлений в развитии материальной культуры таджиков стал художественный текстиль. До 60-х годов ХХ в. шелковые национальные и бумажные ткани с абровой орнаментацией производились в артелях, где их делали мастера (абрбанды), они передавали свое искусство по наследству (8, 46).

Худжандский шелкокомбинат выпускал жаккардовые ткани из натурального шелка и из синтетических волокон: плюш, тончайшее полотно из капрона, крепдешин, набивные ткани с национальными и европейскими рисунками. Например, ткани «Камзур», «Элегия», «Мечта», «Согдиана», «Шан-Жан», «Сапфир», крепсатин с национальным орнаментом - «абр». Широко известны были «Хосият-хон», «Гули намозшом», «Ханатлас», «Барги карам», «Бодом», «Дарахт» «Фаргонанусха», «Тахир и Зухра», «Кремль», «Спутник», «Легенда», «Звезда».

В стиле «абр» большое значение имеет цвет. На кайраккумских коврах сохранены узоры народной таджикской вышивки в Каратаге (близ Душанбе) и Пенджикенте. Производятся и традиционные безворсовые ковры-паласы. К моменту распада Советского Союза Таджикистан был уже совсем не тем, что в начале ХХ в. Духовный взлёт, произошедший во второй половине ХХ в., сделал Таджикистан современной республикой, с высоким уровнем образованности общества, художественной культуры, признанными мировым сообществом. Такая эволюция подготовила Таджикистан к тому, чтобы после распада Советского Союза он смог стать по-настоящему независимым и суверенным государством с развитой культурой.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Архитектура Советского Таджикистана. Составители: Веселовский В.Г., Мамадназаров М.Х., Мамаджанова С.М., Мукимов Р.С. - М.: Стройиздат, 1987. - 319 с.

2. Бобочонов, А. Социализми мутарак,кй ва ягонагии интернационалии республикахои советй / А.Бобочонов. - Душанбе: Дониш, 1985.-112 с.

3. Мамаджанова, С.М. Зодчество Таджикистана: учебник/С.М.Мамаджанова, Р.С.Мукимов. -Душанбе: Маориф, 1990. - 175 с.

4. Мамаджанова, С.М. Худжанд: архитектура вчера, сегодня, завтра /С.М.Мамаджанова, Р.С.Мукимов, А.Рахматов. - Душанбе: Мерос, 2001. - 128 с.

5. Мукимов, Р.С. Душанбе - древний и молодой/Р.С.Мукимов, С.М.Мамаджанова, С.Юсуфджанов. - Душанбе, 2004. - 44 с.

6. Мурадов, Р. Живопись Советского Таджикистана (1917-1967 гг.): автореф. дисс. канд. искусст.

наук:17.00.04/ Р. Мурадов. - Москва, 1973. - 34 с.

НОМАИ inimiiimx. учёные записки. sctenttftc NOTES. № 3(48) 20! 6

7. Рузиев, М.А.Искусство таджикской резьбы по дереву (конец XIX - начало XX вв.): автореф. канд.истор.наук: 07.00.02/М.А.Рузиев. - Душанбе, 1967. - 13 с.

8. Усмонов, А.И. Взлет материальной культуры таджикской цивилизации в ХХ веке /А.И.Усмонов. - Худжанд: Нури маърифат, 2005. - 248 с.

REFERENCES:

1. The Architecture of the Soviet Tajikistan. Compilers: Veselovskiy V.G., Mamadnazarov M.H., Mamadzhanova S.M., Mukimov R.S. - M.: Stroyizdat, 1987. - 319 p.

2. Bobohonov, A. The development of socialism and the international unity of the Soviet Republics /A.Bobokhonov. - Dushanbe: Donish, 1985.-112 p.

3.Mamadzhanova,S.M.The architecture of the Tajikistan.Textbook/S.M.Mamajanova,R.S.Mukimov.-Dushanbe: Maorif, 1990.-175 p.

4. Mamadzhanova, S.M. Khujand: Architecture Yesterday, Today, Tomorrov/S.M.Mamajanova, R.S.Mukimov, A.Rahmatov. - Dushanbe: Meros, 2001. - 128 p.

5. Mukimov, R.S. Dushanbe - Ancient and Young /R.S.Mukimov, S.M.Mamajanova, S.Yusufjanov. -Dushanbe, 2004 - 44 p.

6.Muradov, R. Painting Soviet Tadjikistan (1917-1967 yy.): avtoref. diss. kand.iskusst.nauk: 17.00.04/ Muradov R. - Moscow, 1973. - 34 p.

7. Ruziev, M. A. Art of the Tajik thread on tree (the end XIX - begin XX cc.):avtoref.diss k.i.n: 07.00.02/A.M.Ruziev. - Dushanbe, 1967. - 13 p.

8. Usmonov, A.I. Upfly of the material culture of Tajik civilization in XXth C/A.I.Usmonov// Khujand: Nuri ma'rifat, 2005. - 248 p.

Основные направления развития материальной культуры Таджикистана в период развитого социализма Ключевые слова' Советский Таджикистан, культура таджиков, период развитого социализма, достижения в культуре.

Статья посвящена освещению успехов советской таджикской материальной культуры. Автор сфокусировал своё внимание на культуре периода развитого социализма. В статье подчёркнуто, что в этот период были возведены1 сооружения, ставшие заметным явлением в общесоюзной архитектуре.

Автор показывает достижения таджиков в декоративно-прикладном искусстве, станковой керамике, искусстве резьбы1 по дереву, резному ганчу, а также в художественном текстилеНа основе рассмотренного материала автор приходит к заключению, что взлёт материальной культуры, произошедший во второй половине ХХ в., сделал Таджикистан современной республикой, с выкюким уровнем образованности общества, художественной культуры, признанными мировыми сообществом. Такая эволюция подготовила Таджикистан к тому, чтобы>1 после распада Советского Союза, он смог стать по-настоящему независимым и суверенным государством с развитой культурой

The main trend of the development of the material culture of Tajikistan at developed socialisms period Keywords: Soviet Tajikistan, Tajik culture, period of the developed socialism, achievements in culture

The article is dedicated to illumination of the success of soviet Tajik material culture. The Author has focused its attention on culture of the period of the developed socialism. In article underlined that in this period there were constructed buildings, which became observable phenomena in all Soviet Union Architecture. The author shows the achievements of Tajik people in decorative art, machine ceramics, art of the thread on tree, ganj carved, as well as in artistic textiles. On the base of the considered material author of article reaches a conclusion that flight of material culture, happened in the second half of XX c. which made Tajikistan modern republic, with high level education society, artistic culture, recognized by world community. Such evolution has prepared Tajikistan to that after collapse of the Soviet Union, Tajikistan became become independent and sovereign states with developed culture. Сведения об авторе:

Усмонов Аюбджон Исломович, кандидат исторических наук, доцент кафедры1 отечественной истории Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:uchzaphgu@mail.ru Information about the author:

Usmonov Ayubjon Islomovich,Candidat of Historical Sciences, Assosiate Professor of the Native History Department of Khujand State University named after academician B.Gafurov(Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.