ББК 65.290-59
И. Ф. Ростовцева Астраханский государственный технический университет
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В условиях все возрастающей конкуренции между товаропроизводителями просто сохранение достижений прошлых лет и даже их незначительное улучшение не может дать результатов в повышении конкурентоспособности. Предприятия должны сохранять высокую степень удовлетворенности своих клиентов, улучшать производительность, качество и надежность продукции, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия. Сегодня ни одно предприятие не может выжить, не уделяя серьезного внимания изучению сильных сторон своих конкурентов и не обучаясь у лучших в своей отрасли.
Однако многие менеджеры неохотно реализуют новые концепции управления, способствующие повышению эффективности работы. Причины кроются либо в нежелании что-либо менять, либо в опасении повторить прошлые ошибки, связанные с попытками освоения каких-либо непроверенных концепций.
Именно на этом этапе вступает в игру бенчмаркинг с отработанными методиками, определяющими, как предприятие может ликвидировать разрыв между своей эффективностью и эффективностью своих самых сильных конкурентов. Главным препятствием для реализации проекта бенчмаркинга может стать неверие руководства и служащих в то, что они смогут научиться чему-нибудь вне самой организации (синдром «изобретено не у нас»).
Современный бенчмаркинг (Benchmarking) рассматривается как управленческая технология, которая учитывает и использует передовые достижения не только в своей, но и в других отраслях.
Цель бенчмаркинга заключается в повышении общей конкурентоспособности предприятия за счет поиска, адаптации и использования лучших из применяемых методов организации бизнес-процессов. Неправильное понимание бенчмаркинга приводит к тому, что за него принимают:
- простое копирование приемов работы других предприятий;
- формальное принятие на вооружение принципов функционирования других предприятий;
- воровство чужих идей;
- примитивное сравнение экономических показателей;
- простое снижение цен за счет развития технологии производства и обращения товаров и услуг;
- ознакомление с другим бизнесом для развития мировоззрения менеджеров.
По своей сути бенчмаркинг является мощным инструментом, с помощью которого предприятие может проводить сравнительный анализ продуктов, оборудования, персонала, услуг и процессов. Он позволяет предприятию осознать необходимость отрыва от старого образа действий, понять, что крупные усовершенствования не только могут быть, но и должны быть проведены, если предприятие хочет выжить в конкурентной борьбе. Более того, бенчмаркинг позволит понять, почему другие предприятия способны работать на более высоком уровне. Он не только помогает руководителям ставить реалистичные цели, но и внушает уверенность в том, что они достижимы.
Бенчмаркинг имеет глубокие исторические корни, так как является одним из старейших маркетинговых инструментов самосовершенствования: инновации часто распространялись путем копирования наиболее удачных из них, причем с изменениями, облегчающими их коммерческое использование. Процесс бенчмаркинга, т. е. получение знаний и навыков путем поиска, изучения образцов и способов высококачественной работы, абсолютно естественен для логики роста и развития. История показывает, что многие страны, ставшие лидерами в мировой экономике, в значительной степени позаимствовали идеи и технические приспособления у своих предшественников на лидирующих позициях, приспосабливая их к своим особенностям. Родоначальниками бенчмаркинга как особого вида переня-тия опыта считаются японцы. Они подняли бенчмаркинг на новую высоту после Второй мировой войны, когда объездили весь мир, изучая опыт всех лучших предприятий. Впервые при этом исследовании упор был сделан не на продукт, а на процесс. Японцы активно посещали лидирующие предприятия, выявляя, за счет чего они добиваются успеха на рынке.
Процесс эволюции бенчмаркинга, как считают Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич и Х. Анн [1], аналогичен классической модели «переход от искусства к науке». Он включает в себя пять этапов развития. Первым этапом можно считать ретроспективный анализ продукта, т. е. закупку товаров конкурирующих предприятий с целью создания их аналогов (товарный бенчмаркинг). Второй этап - бенчмаркинг конкурентоспособности -получил развитие в 1976-1986 гг. благодаря деятельности фирмы Xerox. Менеджером по логистике корпорации Xerox Робертом Кэмпом, организатором одного из первых крупных бенчмаркинговых проектов, было введено следующее, наиболее известное определение бенчмаркинга: «Бенчмаркинг - это поиск лучших практик, ведущих к наилучшему функционированию». Третий этап конец 1980-х - начало 1990-х гг., когда эталонные бизнес-процессы стали выделять не только у конкурентов, но и у предприятий других отраслей. М. Спендолини выявил предприятия, которые добились наибольших успехов: AT&T, Boeing, Caterpillar, Eastman Kodak, Hewlett Packard, IBM, Johnson & Johnson и др. Четвертый этап рассматривается как часть общего процесса принятия решений с четкой нацеленностью на совершенствование организации (стратегический бенчмаркинг). Пятый этап - глобальный бенчмаркинг, который видится будущим инст-
рументом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства [1].
Процесс бенчмаркинга нелегок, он требует большого терпения и упорной работы, которая никогда не прекращается. Предприятие должно проводить непрерывный мониторинг своих сред, несмотря на высокие затраты. Эффект от использования технологии бенчмаркинга намного превышает усилия и затраченные на него средства. Этот эффект:
- повышает стремление к изменениям;
- направлен на удовлетворение конечных пользователей;
- повышает результативность подразделения, в котором проводится бенчмаркинг;
- фокусируется на применении лучших мировых практик;
- инициирует использование испытанных подходов, методов, процессов и технологий;
- определяет уровень конкурентоспособности;
- позволяет ставить и решать трудные, но достижимые цели;
- позволяет осуществить крупномасштабные улучшения;
- обеспечивает более оперативный и менее рискованный подход к осуществлению трудных целей;
- обеспечивает организации конкурентные преимущества;
- создает культуру непрерывного усовершенствования;
- сокращает затраты на процесс улучшения.
Применение процесса бенчмаркинга на предприятиях вызывает значительные изменения внутренних отношений.
Как показывает практика зарубежных фирм, выделяют различные типы бенчмаркинга:
- внутренний;
- внешний конкурентный;
- внешний внутриотраслевой;
- внешний межотраслевой;
- комбинированный межотраслевой и внешний.
Выбор типа бенчмаркинга зависит от таких факторов, как уровень сотрудничества партнеров по бенчмаркингу и значимость информации. Следует отметить, что не существует «самого лучшего» типа бенчмаркинга. При выборе необходимо учитывать преимущества и недостатки каждого из типов.
Легче всего осуществить внутренний бенчмаркинг, поскольку не возникнет необходимость решать проблемы безопасности и конфиденциальности. Более того, он недорог и дает очень подробные данные о структурных подразделениях.
Внешний конкурентный бенчмаркинг эффективен в отраслях промышленности с высоким уровнем конкуренции, а также в отраслях, широко использующих новые технологии и процессы и имеющих разные подходы к менеджменту. Конкурентный бенчмаркинг, включающий инженерный анализ (the reverse engineering) и закупки продукции конкурентов (competitive shopping), требует, чтобы организация проводила детальный анализ продуктов, выпускаемых конкурентом, а также услуг и процессов. Продукты конкурентов интенсивно тестируются для определения их достоинств
и недостатков и изучения совокупности параметров. Детальному анализу при конкурентном бенчмаркинге подвергается также ключевая информация, не связанная прямо с продуктом (упаковка, методы доставки и т. п.).
Внешний отраслевой бенчмаркинг используется в тех случаях, когда организация может что-нибудь приобрести, сравнивая свои подразделения, для которых проводится бенчмаркинг, с аналогичными подразделениями организаций, занятых в той же отрасли промышленности, но не являющихся прямыми конкурентами.
При внешнем отраслевом бенчмаркинге процесс распространяется за пределы конкретной организации и отрасли промышленности, охватывая и другие отрасли. Учитывая тот факт, что многие бизнес-процессы являются межотраслевыми по своему применению и простираются за пределы отдельных отраслей промышленности, использование бенчмаркинга в несходных отраслях может дать ценные идеи и позволяет отработать новаторские процессы.
Однако наилучшие результаты может дать комбинирование внутреннего и внешнего (конкурентного, внутриотраслевого и межотраслевого) бенчмаркинга.
Продолжительность осуществления бенчмаркинга колеблется от 3-4 месяцев для внутреннего и 12-24 месяцев - для внешнего межотраслевого бенчмаркинга [2].
Технология организации бенчмаркинга представляет собой процесс, который можно описать шестью основными этапами:
- анализ показателей работы своего предприятия и выбор объекта бенчмаркинга;
- планирование и организация бенчмаркингового исследования;
- выбор партнера по бенчмаркингу;
- сбор информации о факторах превосходства;
- анализ полученной информации и подготовка проекта новаций;
- внедрение новаций в бизнес-процесс своего предприятия.
На первом этапе, исходя из потребностей предприятия в информации, необходимо определить объект исследования, которым должен стать процесс либо дифференцирующий предприятие по отношению к конкурентам, либо соответствующий наибольшему объему затрат в цепочке создания добавленной стоимости. После выбора бизнес-процесса необходимо провести его качественную и количественную оценку для своего предприятия.
Поскольку бенчмаркинг более эффективно проводится командой, назначаются ответственные исполнители, определяются необходимые ресурсы и сроки выполнения бенчмаркингового проекта.
Далее по определенному алгоритму осуществляется поиск партнеров по бенчмаркингу с учетом критериев отбора. Исследования показывают, что наиболее важными критериями являются степень удовлетворенности покупателей и инновационность.
Сбор информации должен вестись без нарушения этических правил. Источниками информации, кроме непосредственного партнера по бенчмаркингу, могут являться поставщики и покупатели, статистические данные и публикации. Выбор методов сбора информации зависит от временных и ресурсных ограничений.
На этапе анализа информации выявляются конкурентные преимущества, определяются расхождения в функционировании своего предприятия и предприятия-партнера, разрабатываются методы совершенствования изучаемого бизнес-процесса.
Завершается процесс бенчмаркинга внедрением найденных и адаптированных методов, направленных на совершенствование товаров и процессов и привнесение новых идей [1].
Анализ показал, что бенчмаркинг только начинает распространяться в российском предпринимательстве. Следует отметить, что в российской промышленности существует хорошая основа для внедрения бенчмаркинга. Однако относительная закрытость информации на предприятиях и их ориентация на сиюминутную прибыль или выживаемость во многом препятствуют его активному внедрению. Преодоление указанных барьеров позволит повысить эффективность этого метода проведения преобразований. Опыт российских предприятий подтверждает это.
Использование технологии бенчмаркинга меняет подходы к системе стратегического планирования, системе маркетинговой информации и маркетинговых исследований, процессам разработки и внедрения новых товаров и услуг.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Анн Х., Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: Учеб. для вузов. - 3-е изд. / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. - С.-Пб.: Питер, 2005.
2. Харрингтон Х. Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде / Пер. с англ. Б. Резниченко. - С.-Пб.: Питер, 2004.
Получено 31.05.05
THE PROBLEMS OF USING BENCHMARK IN BUSINESS MANAGENMENT
I. F. Rostovtseva
Most opportunities of establishing and supporting competitive advantages of a business are located in the outer environment. Benchmark, being both a philosophy and an instrument of conducting market research, allows to find out the sources of competitive advantage as well as of competitiveness increase. The questions of competent application of benchmark as of management technology which considers and uses advanced achievements not only in its own industry but in other ones as well, are revealed. The benchmark evolution is described. The main advantages of benchmark technology application are considered. The necessity of choosing different types of benchmark and of factors that influence this choice is substantiated.