ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕНЧМАРКИНГА КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИИ Виноградова Анна Игоревна, студент (e-mail: [email protected]) Марусинина Елена Юрьевна, к.э.н., доцент Волгоградский государственный университет, г.Волгоград, Россия (e-mail: elena [email protected])
В статье исследуется понятие бенчмаркинга, которое в современных рыночных условиях является эффективным инструментом повышения конкурентных преимуществ компании.
Ключевые слова: Конкурентное преимущество, конкурентоспособность, бенчмаркинг.
Современные условия развития мировой экономической системы характеризуется ужесточением конкуренции, вызванной максимальной открытостью мирового пространства, освобождением его от экономических и политических барьеров. В данном контексте приоритетными становится выбор конкурентной стратегии организации, формирование и развитие его конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество является ключевой характеристикой в рыночной системе хозяйствования, концентрированно отражающая все аспекты деятельности предприятия: экономические, научно - технические, производственно-хозяйственные, логистические, маркетинговые, организационно - управленческие, социальные.
Проведенный анализ теоретических положений показал, что понятие «конкурентное преимущество компании» имеет неоднозначную трактовку у зарубежных и отечественных авторов, комплексность данного понятия сформировало множество подходов к парадигме конкурентного преимущества.
В данной работе под конкурентным преимуществом мы понимает способность компании осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкурентного рынка, которая обеспечивается эффективным использованием организационно-управленческих, научно-технических, экономических, производственных, маркетинговых и иных средств ведения хозяйственной деятельности. Конкурентными преимуществами обладают организации, где наилучшим образом организовано использование ограниченных ресурсов в форме факторов производства, труда и капитала [1, с.29].
На наш взгляд, предприятиям для формирования высоких конкурентных преимуществ необходимо:
- совершенствовать и наращивать количество источников конкурентного преимущества, которые способствуют сохранению его деятельности и
устойчивости в рыночной среде;
- стремиться к улучшениям, внедрению новаций и переменам во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятия;
- применять системный подход к формированию конкурентного преимущества, охватывающего весь механизм деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с этим, субъекты рыночных отношений находятся в непрекращающемся поиске конкурентных преимуществ, являясь сердцевиной их деятельности, определяют наиболее значимые факторы конкурентоспособности и элементы конкурентной позиции на рынке.
Практика бизнеса показывает, что непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что приводит к внедрению новых форм управления, использованию новых технологий, созданию новых, более привлекательных программ.
Одним из способов формирования наиболее эффективных конкурентных преимуществ является бенчмаркинг.
История бенчмаркинга берёт своё начало в Японии, именно там, в конце 50-х гг. началось развитие бенчмаркинга как традиция переносить опыт лучших компаний на собственные системы управления [4, с.42]. Впоследствии уже и американские компании в конце 70-х гг. стали его использовать. Начиная с 1970-х гг. корпорация «Xerox», известная своей высококачественной продукцией и технологическими инновациями, неожиданно столкнулась с определенными препятствиями. В ответ на эти трудности компания начала проводить разведку на глобальном, национальном и региональном уровнях в поисках новых конкурентных преимуществ. Анализ был нацелен не только на те компании, которые работают в сфере офисного оборудования, но и на лидеров сервисного обслуживания. Действующая в корпорации лаборатория оценки конкурентов держала инженеров компании в курсе того, какие продукты разрабатываются конкурентами [2, с.72]. Кроме того, постоянно изучались уже существующие и потенциальные клиенты на предмет сравнения с конкурирующими фирмами.
Вся информация заносилась в «Конкурентную базу данных», которой могли воспользоваться все сотрудники компании. В дальнейшем опыту Xerox последовали ряд других крупных компаний, таких как Fuji, HP, Dupont, Virgin, Kodak, Procter&Gamble, IBM, Boeing и другие [2, с.113].
Появившись на стыке менеджмента и маркетинга, бенчмаркинг стал новой философией бизнеса, внедрение которого в практику способствовало повышению конкурентоспособности компании.
Бенчмаркинг - это непрекращающийся процесс анализа уровня выпускаемой продукции или услуги на основе сравнения с компаниями-лидерами. Американский центр производительности и качества (Вестинг-хаус) полагает, что бенчмаркинг - процесс постоянного исследования наилучших практик, определяющих наиболее высокую характеристику конкурентоспособности [7, с.37].
Все эти определения объединены одной целью: повышение конкурентоспособности предприятия посредством поиска, адаптации и применения методов организации бизнес-процессов.
В настоящее время многие организации во всем мире применяют бен-чмаркинг, используя различные его формы, а также рассматривают его в качестве инструмента совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ. Бенчмаркинг развивает и расширяет методологию анализа конкурентоспособности. Не ограничиваясь сбором информации о конкурентах на рынке, бенчмаркинг предусматривает также сравнительный анализ их продукции, бизнес-процессов, экономических и финансовых показателей, а также обмен передовым опытом между организациями. Активное привлечение передового опыта позволяет ускорить развитие организации и повысить ее конкурентоспособность и эффективность деятельности.
Однако для наибольшей отдачи и приобретению определённого набора знаний, информации, методов работы и достижению конкурентного преимущества бенчмаркинг должен быть направлен на конкретный уровень деятельности компании, на основании чего классифицируются его виды. В целом можно выделить две основные классификации: по направленности поиска и по подходам.
В рамках классификации по направленности поиска, можно выделить следующие виды бенчмаркинга, которые схематично представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Виды бенчмаркинга
Раскроем каждый из видов бенчмаркинга:
- внутренний бенчмаркинг — действие, осуществляемое внутри организации, под которой следует понимать социально-экономическую систему, созданную для достижения коммерческих или некоммерческих целей;
- функциональный бенчмаркинг - действия по сравнению функционирования двух или более организаций одного сектора;
- межотраслевой бенчмаркинг - поиск лучшей практики в несвязанной отрасли;
- глобальный бенчмаркинг - процесс, основанный на интеграции или
стандартизации деятельности на различных географических рынках;
- бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов;
- бенчмаркинг процесса - деятельность по измерению и оценке хода и развития какого-либо бизнес-процесса или явления.
В рамках второй классификации выделяют два вида бенчмаркинга. Первый — бенчмаркинг-обмен — представляет собой формализованный подход, основанный на партнерстве. В данной бенчмаркинговой стратегии информация о самой лучшей практике — результат официального обмена опытом между двумя или более компаниями.
Второй вид — бенчмаркинг-поиск. Обычно он используется, когда нет возможности применить первый, и заключается в получении подробной информации о лучших примерах и достижениях в отрасли одной или нескольких компаний [7, с.51].
Моделирование процесса бенчмаркинга для каждой компании является индивидуальным и зависит от целей бенчмаркинга, методе применяемым для сбора информации и ряда других факторов. Однако, по нашему мнению, данный процесс можно представим следующим образом, учитывая фактор мультипликации знаний компаний участвующих в бенчмаркинге, прозрачной и открытость деятельности двух или более хозяйствующих субъектов. Модель процесса бенчмаркинга представлена на рисунке 2.
По нашему мнению, для современной экономической конъюнктуры наиболее актуальными и значимым для комплексного развития любой компании являются методы, связанные с поиском и исследованием информации. Ценность такого подхода заключается в том, что сбор информации не предполагает на начальном этапе активных конкурентных действий, учитывая, что способы сбора информации, учитывая глобализацию и НТП, достаточно разнообразны.
Применяя технологию бенчмаркинга для достижения конкурентного преимущества, необходимо выделить главную цель, состоящую в обеспечении конкурентоспособности компании за счет приобретения знаний об эталонных хозяйственных процессах каждого из партнеров в рамках мероприятий бенчмаркинга.
Некоторые специалисты предлагают идти по пути институционализации бенчмаркинга. Институционализация бенчмаркинга - это постепенная трансформация бенчмаркинга в неотъемлемый, необходимый и саморазвивающийся аспект процесса планирования и целеполагания любого отдела фирмы [5, с.309].
При достижении состояния институционализации бенчмаркинга работники всех уровней по своей инициативе ищут лучшие методы и способы работы, чтобы усовершенствовать свою деятельность.
Компания 1 Компания 2
Рисунок 2 - Модель реализации процесса бенчмаркинга
Успешное функционирование и развитие предприятий в современных условиях требует использования разнообразных методов и подходов, при этом решающим фактором коммерческого успеха любого предприятия является конкурентоспособность. За последние годы бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях, поскольку он помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы и повышать конкурентное преимущество компании. Бенчмаркинг позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких результатов.
Список литературы
1. Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 2. -С. 28-43
2. Зиберт, Г. Бенчмаркинг. Руководство для практиков / Г. Зиберт,Ш. Кемпф. - М.: КИА центр, 2006. - 128 с.
3. Колесов, П. Л. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества российских брендов на современном этапе развития [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: кйр://екопош1ка.8паика.ги/2012/05/909 (дата доступа: 20.06.2017)
4. Пилчер, Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности/ Т. Пилчер// Европейское качество.-2004.-№1.-С.40- 46.
5. Сидорова, Е. Е. Институционализация бенчмаркинга: мировой опыт и российская практика / Е. Е. Сидорова // Менеджмент сегодня. - 2008. - № 5. - С. 304-311.
6. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учебное пособие / В.В. Царев, А. А. Кантарович, В.В. Черныш. М.: Юни-ти-Дана, 2012. - 799 с.
7. Харрингтон, Х. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде: пер. с англ. / Х. .Дж. Харринг-тон, Дж. С. Харрингтон; под ред. Б. Л. Резниченко. - СПб.: Питер, 2004. - 176 с.
Anna Igorevna Vinogradova, student
(E-mail: [email protected])
Volgograd State University, Volgograd, Russia
Marusinina Elena Yuryevna, Cand.Econ.Sci., associate Professor
Volgograd State University, Volgograd, Russia
(E-mail: [email protected])
USING THE BENCHMARKING AS AN EFFECTIVE TOOL INCREASING COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE COMPANY
Abstract: The article explores the concept of benchmarking, which in modern market conditions is an effective tool to enhance the company's competitive advantages. Key words: Competitive advantage, competitiveness, benchmarking.